Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
665
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова София Андреевна, Мелешко Ольга Петровна

Использование форм и методов исторического краеведения способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова София Андреевна, Мелешко Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING NEW FORMS AND METHODS OF HISTORICAL REVOLUTION IN HISTORY LESSONS

The use of forms and methods of historical study of local lore promotes the activation of the mental activity of students, allows you to diversify the methodology of lessons, brings concreteness and persuasiveness into teaching history, and participates in the patriotic education of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

Научная статья Original article

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

POSSIBILITIES OF USING NEW FORMS AND METHODS OF HISTORICAL

REVOLUTION IN HISTORY LESSONS

ЁЯ

Третьякова София Андреевна, студентка ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Долина Роз, 7), тел. 8 (918) 8875187, shapko1996@bk.ru

Мелешко Ольга Петровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Долина Роз, 7), olyameleschko@yandex.ru

Tretyakova Sofia Andreevna, student of the State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Stavropol State Pedagogical Institute» in Essentuki (357600, Stavropol Territory, Essentuki, Dolina Roz st., 7), tel. 8 (918) 8875187, shapko1996@bk.ru

Meleshko Olga Petrovna, Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of History, Law and Social Disciplines, State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Stavropol State Pedagogical Institute»

in Essentuki (357600, Stavropol Territory, Essentuki, Dolina Roz st., 7), olyameleschko@yandex.ru

Аннотация. Использование форм и методов исторического краеведения способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников. Annotation. The use of forms and methods of historical study of local lore promotes the activation of the mental activity of students, allows you to diversify the methodology of lessons, brings concreteness and persuasiveness into teaching history, and participates in the patriotic education of schoolchildren. Ключевые слова: историческое краеведение, история, формы, методы, историческое образование.

Keywords: historical study of local lore, history, forms, methods, history education.

Историческое краеведение - это область научного познания. Одно из существенных средств формирования исторического мышления учеников, их патриотического и духовно-нравственного самосознания, а также чувства консолидации к другим народам. Сегодня это важные задачи школьного исторического образования вообще [6].

Надо понимать, что историческое краеведение представляет собой область прикладной истории и отличается двумя существенными свойствами: локальностью исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры, и деятельным характером. Иными словами, это не только область исторического познания (изучает историю края, отражённую в её памятниках, и опирается на принципы и методы исследования), но и сфера активной практической деятельности учителя и учащихся. Деятельность эта позволяет выстраивать между учителем и учеником новые, субъектно-субъектные отношения. Эти стороны применения краеведческого материала на уроках истории и обществознания образуют не

просто сумму слагаемых, а нечто качественно новое - стройную систему различных видов деятельности. Познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и, наконец, преобразовательной.

Применение краеведческого материала на уроках истории способствует более углубленному изучению истории, познанию и пониманию процессов, происходящих в обществе, их реального проявления в истории края. В любом случае изучение и осмысление фактов местной истории стимулирует мыслительную деятельность, формирует систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияет на формирование мышления учащихся, их гражданской идентичности, активной жизненной позиции. Воспитательный потенциал занятий с применением фактов родной истории заложен в самом материале. И нам надо понимать, какой материал отбирать для таких занятий, и какие факты использовать при работе с учащимися.

Можно выделить разнообразие форм и методов исторического краеведения в процессе изучения истории. При этом учитель в отношении учащегося целенаправленно использует комплекс форм и методов, при которых он учитывает, возрастные особенности школьников, уровень их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы.

Цели использования форм и методов исторического краеведения на уроках истории [9]:

1. Урок должен выглядеть усовершенствованным или современным (с точки зрения использования технических средств).

2. Сочетать урок с мировосприятием современного ребенка, его внимание направлено слушать рассказ учителя, нежели чем читать и пересказывать; ученику удобно применять методы, которые он может найти при помощи технических и икт средств.

3. Включать такие понятия, как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощи как со стороны учителя, так и со стороны ученика.

4. Поддержка учителя в оценки познавательно-активной деятельности учащихся; доходчивое объяснения материала на уроках и его усвоение; расчет времени; анализ деятельности школьника и его работы; применять разные методы и технологии в учебном процессе.

К формам исторического краеведения можно отнести:

1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением элементов краеведения, и о специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу отечественной истории. На уроках отечественной истории основное внимание обычно уделяется раскрытию история родного края в определенный период прошлого [8].

2. Специальные учебные курсы в обычных классах и школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, используемые в целях исторической пропедевтики.

3. Факультативные курсы. На них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных источников архивов, музеев, научной и художественной литературы, готовы к проведению краеведческих исследований в походах и экспедициях [1].

Теперь хотелось бы подробнее остановиться на некоторых методах исторического краеведения, используемых на уроках истории. Самые распространенные из них - это лекция учителя, урок-экскурсия и самостоятельная работа, семинар, практические занятия, игра [5].

1. Лекция учителя - учитель сам рассказывает ребятам об истории края, но этот метод необходимо использовать крайне редко, т. к. краеведение дает возможность исследовать и делать открытия ребятам самостоятельно. Кроме того, лучше запомнится то, что увидится [7].

2. Урок-экскурсия (музеи, архивы, выставки, памятники природы, архитектуры — все это пробуждает интерес к истории, воспитывает не

нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие и прочные знания). Но для проведения экскурсии требуется специальная подготовка, как для ребят, так и для учителя

[4].

3. Самостоятельная работа (историческое краеведение ставит учителя и ребят в положение исследователей).

4. Семинар (главной целью семинара является вовлечение большого количества учащихся в активную поисково-исследовательскую работу. Учителю, организовывающему семинар, нужно очень внимательно подходить к разработке тематики занятий. Необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития, степень подготовленности класса. Возможна дифференциация заданий. Готовясь к семинарским занятиям, одни производят поиск, сбор, накопление материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные учащиеся пишут доклады, рефераты, а остальные — разрабатывают отдельные вопросы и выступают в качестве содокладчиков, оппонентов [10].

5. Практические занятия (учащиеся учатся приемам работы с местной литературой, монографиями, периодической печатью, документами, вещественными памятниками, методам составления сложного плана, конспектов, рефератов).

6. Игра - это тоже один из методов изучения истории. В увлекательной форме ребята узнают что-то новое, закрепляют ранее изученный материал и навыки работы с документами [2].

Именно использование форм и методов исторического краеведения (в силу его доступности для учащихся) содержит большие возможности для самостоятельной работы, а также для организации групповых исследований, диспутов, дискуссий. Историческое краеведение ставит учителя и ребят в положение исследователей [3].

Таким образом, многообразие форм и методов исторического краеведения - делает уроки истории более живыми и интересными, помогают увлечь детей исследовательской деятельностью, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие на учащихся.

Литература

1. Афанасьев В.Г. Новые подходы к краеведению в современной школе // Современные проблемы школьного краеведения. - 2017. - №7. - С. 19-22.

2. Барков А.С. О научном краеведении//Вопросы методики и истории. -2016. - №3. - С. 77-79

3. Груздова О.С. Краеведение в школе как компонент исторического образования / О.С. Груздова // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2015. - №4 (117). - С. 135.

4. Кацюба Д.В. Теория и практика исторического краеведения в школе и вузе. - М.: Просвещение, 2015. - 381 с.

5. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А.В. Даринского. - М.: Просвещение, 2016. - 158 с.

6. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение / Г.Н. Матюшин. - M.: Просвещение, 2016. - 285 с.

7. Методика историко-краеведческой работы в школе / под ред. Н.С. Борисова. - М.: Просвещение, 2017. - 188 с.

8. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе. -Калининград, 2014. - 95 с.

9. Сидорова А.Д. Использование различных методов и форм краеведения в изучении предмета истории. - М.: Просвещение, 2017. - 284 с.

10. Телешев В.Ф. Историческое краеведение. - Казань: Университетское, 2019. - 445 с.

References

1. Afanasyev V.G. New approaches to local history in modern school // Modern problems of school local history. - 2017. - No.7. - P. 19-22.

2. Barkov A.S. About scientific local history // Questions of methodology and history. - 2016. - No.3. - P. 77-79

3. Gruzdova O.S. Local lore at school as a component of historical education / O.S. Gruzdova // Bulletin of the Academy of Children and Youth Tourism and Local History. - 2015. - No.4 (117). - P. 135.

4. Katsyuba D.V. Theory and practice of historical local history at school and university. - M.: Education, 2015. - 381 p.

5. Local lore: a guide for teachers / ed. A.V. Darinsky. - M.: Education, 2016. - 158 p.

6. Matyushin G.N. Historical local history / G.N. Matyushin. - M.: Education,

2016. - 285 p.

7. Methods of local history work at school / Ed. N.S. Borisov. - M.: Education,

2017. - 188 p.

8. Nikulina N.Yu. History teaching methodology in secondary school. - Kaliningrad, 2014. - 95 p.

9. Sidorova A.D. The use of various methods and forms of local history in the study of the subject of history. - M.: Education, 2017. - 284 p.

10. Teleshev V.F. Historical local history. - Kazan: Universitetskoe, 2019. - 445 p.

© Третьякова С.А., Мелешко О.П., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №1/2022.

Для цитирования: Третьякова С.А., Мелешко О.П. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №1/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.