Научная статья на тему 'ВНЕКЛАССНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ'

ВНЕКЛАССНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / РОДИНА / ПАТРИОТИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова А.С.

В данной статье определён воспитательный и познавательный потенциал внеклассной работы по предмету истории, а также рассмотрены основные формы внеклассной краеведческой работы, представлены несколько типов педагогической экскурсии, как методов формирования исторического сознания школьников за рамками классно-урочной системы. Автором статьи было проведено анкетирование учащихся и выявлена степень эффективности исследуемых методов внеклассной работы по истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRA-CURRICULAR LOCAL HISTORY ACTIVITIES AS A WAY OF FORMING HISTORICAL CONSCIOUSNESS

This article defines the educational and cognitive potential of extracurricular work on the subject of history, and also considers the main forms of extracurricular local history work, presents several types of pedagogical excursions as methods of forming the historical consciousness of schoolchildren outside the classroom system. The author of the article conducted a survey of students and revealed the degree of effectiveness of the studied methods of extracurricular work on history.

Текст научной работы на тему «ВНЕКЛАССНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ»

ВНЕКЛАССНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

А.С. Борисова, студент

Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-4-1-28-31

Аннотация. В данной статье определён воспитательный и познавательный потенциал внеклассной работы по предмету истории, а также рассмотрены основные формы внеклассной краеведческой работы, представлены несколько типов педагогической экскурсии, как методов формирования исторического сознания школьников за рамками классно-урочной системы. Автором статьи было проведено анкетирование учащихся и выявлена степень эффективности исследуемых методов внеклассной работы по истории.

Ключевые слова: внеклассная работа, историческое сознание, Родина, патриотизм , педагогическая экскурсия, историческое сознание.

На современном этапе Россия переживает один из сложнейших этапов своей истории. В значительной степени многие проблемы нашего государства обусловлены внешними вызовами. И эти вызовы носят экзистенциальны характер для российской цивилизации. А, следовательно, они влияют не только на ментальное состояние общества, но и на его аксиологические установки. Сегодня в российском обществе наблюдается тенденция к возрождению таких ценностей, как Родина, патриотизм. Становление ценностного сознания личности в наши дни является одной из актуальных задач школьного исторического образования. Именно история является основным предметом гуманитарного цикла, формирующим из подрастающего поколения патриотов и граждан с активной жизненной позицией. Славное историческое прошлое России, героический опыт предшествующих поколений по защите нашей страны от иноземных захватчиков является духовным источником для формирования патриотически настроенной молодёжи. Познание исторического прошлого открывает широкие возможности для формирования ценностных установок. Одновременно с изучением исторических событий и процессов обучающийся оценивает их, согласно своим стремлениям и потребностям, которые сформировались в

ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Историческое сознание представляет собой готовность школьника ориентироваться в историческом прошлом и использовать его для анализа современности. Анализ исследований отечественных педагогов, мыслителей (А.Н. Вырщи-ков, В.И. Лутовинов, Н.В. Ипполитова и др.) показал, что патриотизм как стержневое качество личности формируется путём целенаправленного, целостного патриотического воспитания [1, 2, 3].

Познавательный и воспитательный потенциал школьного исторического образования не ограничивается только классно-урочной формой работы, но и выходит за её рамки. Анализ педагогической и методической литературы, документов и педагогической практики свидетельствует, что «...краеведение определяется как образовательно-воспитательная работа, выражающаяся в ознакомлении учащихся на уроках и внеклассных занятиях с природными особенностями, промышленностью, сельским хозяйством, социально-экономическим, историческим и культурным развитием местного края» [4, с. 4].

Учитель истории может активно использовать и внеклассные формы работы в гражданско-патриотическом воспитании. Это посещение краеведческих музеев, краеведческие экскурсии, краеведческие

кружки.

Огромные возможности для формирования исторического сознания имеет внеклассная краеведческая деятельность. Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.

К массовым формам работы относят: экскурсии, конференции, олимпиады. Также сюда можно отнести создание школьных музеев, встречи с участниками исторических событий. Кружок, лекторий, а также издание журналов и стенгазет относят к групповой форме работы.

Индивидуальная работа предполагает знакомство с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов.

Краеведческие экскурсии являются достаточно интересными для учащихся разных возрастов. Такая форма работы позволяет изучить объекты в их естественной обстановке [5].

Все педагогические экскурсии можно разделить на несколько типов:

1) Вводные - предшествуют изучению материала на уроке. Они помогают создать первичное образное представление об изучаемом событии.

2) Продолжение изучения темы на уроке - конкретизируется учебный материал. Например, на уроке по Истории Ставропольского края, в 5 классе при изучении темы «Киммерийцы, скифы и сарматы» можно посетить кисловодский краеведческий музей «Крепость» и показать учащимся объекты с раскопок скифского поселения.

3) Экскурсии для углубления и закрепления изученной темы. Например, урок по Истории Ставропольского края, в 6 классе, тема «Территория Центрального Предкавказья в эпоху раннего средневековья. Великий шелковый путь». После изучения темы можно посетить ближние экскурсии и проехать часть Великого Шелкового пути, ту часть, которая находилась в устье реки Подкумок.

4) Экскурсии по установлению связи материала, изложенного в учебнике и современностью.

Для примера возьмем урок по Истории России в 9 классе, тема «Битва за Кавказ». В этом случае можно посетить музей «Россия - моя история» и познакомить учащихся с видео фрагментами и воспоминаниями участников тех событий.

Форма контроля после проведения экскурсии может быть, как устной, так и письменной. К устному контролю можно отнести: беседу с учащимися, заслушивание сообщений и докладов. К письменному контролю относят, выполнение тестовых заданий, написание эссе, подготовку презентации.

Таким образом, экскурсия как педагогическая форма работы имеет очень важное значение по формированию исторического сознания: во-первых, на экскурсии школьники изучают историко-

краеведческие объектами в их естественных условиях; во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень эффективна, так как предметна и конкретна. У учителя появляется возможность связать события прошлого с конкретными историческими памятниками. Экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. И, безусловно, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

Во время преддипломной практики в МБОУ Лицей № 4 г. Кисловодска мною было проведено внеклассное мероприятие на тему: «Кисловодск в 1941-1945 гг.» Экскурсия проводилась в школьном музее. До и после мероприятия было проведено анкетирование «Интересна ли мне история?», которое позволило проследить изменение интереса обучающихся к данной теме, респондентами были 28 учеников.

Анкета «Интересна ли мне История?»

1. На каком месте среди предметов у тебя стоит история?

2. Мне сложно изучать данный предмет, мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

3. Я стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.

4. При подготовке к уроку использую дополнительную литературу.

5. Считаю, что предмет важен для меня.

6. Получаю удовольствие, работая на уроке.

7. Мне интересна экспозиция в школьном музее, посвященная событиям Великой Отечественной войне.

8. Я хотел(а) бы знать больше по истории родного края.

9. Я выполняю творческие задания по этому предмету с удовольствием.

10. Я знаю какой вклад внес город Кисловодск в победу над фашистами.

На мероприятии были рассмотрены такие вопросы:

1. Кисловодск в первые дни войны. Создание госпитальной базы.

2. Начало оккупации. Эвакуация раненых.

3. Кисловодские врачи против Третьего Рейха.

4. «Новый порядок» на территории

Ставропольского края.

5. Освобождение города.

6. Подвиги жителей Ставропольского края.

7. Кисловодск с 1943 по 1956 гг.

После проведения мероприятия, как

уже упоминалось выше, было проведено повторное анкетирование учащихся и сравнительный анализ итого двух анкет. Анализ показал, что до проведения мероприятия интерес к предмету истории высказали 46% респондентов, то после -71%. Интерес к материалам школьного музея, посвященным Великой Отечественной войне, до проведения мероприятия высказали 42% учащихся, после - 60%.

Таким образом, можно отметить устойчивый рост среди учащихся познавательного интереса к дисциплине «История» и материалам, представленным в школьном музее. В результате проведенного мероприятия учащиеся стали больше интересоваться историей родного города.

Библиографический список

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи / Волгоградский ин-т бизнеса. - Волгоград: ПринТерра, 2008. - 162 с.

2. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: Особенности, подходы, подготовки будущих учителей. М-во общ. и проф. образования РФ. - Челябинск: Факел, 1997. - 216 с.

3. Лутовинов В .И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию: научно-исследовательская работа / Российский гос. военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. - Москва: Арм-пресс, 2006. - 62 с.

4. Ищук Г.Н. Школьное краеведение как фактор социализации учащихся: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2000. - 24 с.

5. Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. - 2016. - № 5. - С. 12-17.

6. Панова В.Н. Краеведение как средство патриотического воспитания // Образование и воспитание. - 2015. - № 2 (2). - С. 43-45.

- nedazozunecKue HayKU-

EXTRA-CURRICULAR LOCAL HISTORY ACTIVITIES AS A WAY OF FORMING

HISTORICAL CONSCIOUSNESS

A.S. Borisova, Student

Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Branch of Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract. This article defines the educational and cognitive potential of extracurricular work on the subject of history, and also considers the main forms of extracurricular local history work, presents several types of pedagogical excursions as methods of forming the historical consciousness of schoolchildren outside the classroom system. The author of the article conducted a survey of students and revealed the degree of effectiveness of the studied methods of extracurricular work on history.

Keywords: extracurricular work, historical consciousness, homeland, patriotism, pedagogical excursion, historical consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.