Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / КРАЕВЕДЕНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акобян А.А.

Статья посвящена изучению актуальности применения краеведческого регионального компонента на уроках истории в старших классах в процессе формирования гражданско-патриотической компетенции. В статье рассматривается сущность, понятие регионального компонента общего исторического образования в условиях полиэтничного российского общества. Определяются теоретические основы реализации регионального компонента в процессе обучения истории в школе, рассматриваются нормативно-правовые документы, в которых в той или иной степени отражены вопросы преподавания региональной истории, а также раскрываются цели и задачи исторического образования в российском многокультурном социуме. Автором приведены наиболее эффективные методы и приёмы использования краеведческого материала как на уроках истории, так и во внеклассной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акобян А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS AND METHODOLOGICAL TECHNIQUES FOR THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL COMPONENT IN STUDYING HISTORY AT SCHOOL

The article is devoted to the study of the relevance of the application of the local history regional component in history lessons in high school in the process of forming civil-patriotic competence. The article deals with the essence, the concept of the regional component of general historical education in the conditions of a multi-ethnic Russian society. The theoretical foundations for the implementation of the regional component in the process of teaching history at school are determined, regulatory documents are considered, which to some extent reflect the issues of teaching regional history, and the goals and objectives of historical education in the Russian multicultural society are revealed. The author presents the most effective methods and techniques for using local history material both in history lessons and in extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

А.А. Акобян, студент

Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

(Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-4-1-77- 79

Аннотация. Статья посвящена изучению актуальности применения краеведческого регионального компонента на уроках истории в старших классах в процессе формирования гражданско-патриотической компетенции. В статье рассматривается сущность, понятие регионального компонента общего исторического образования в условиях поли-этничного российского общества. Определяются теоретические основы реализации регионального компонента в процессе обучения истории в школе, рассматриваются нормативно-правовые документы, в которых в той или иной степени отражены вопросы преподавания региональной истории, а также раскрываются цели и задачи исторического образования в российском многокультурном социуме.

Автором приведены наиболее эффективные методы и приёмы использования краеведческого материала как на уроках истории, так и во внеклассной работе.

Ключевые слова: региональный краеведческий компонент, краеведение, методы обучения, исследовательская деятельность, уровень познавательного интереса, гражданско-патриотическая компетенция.

Одной из важнейших задача современного российского образования является воспитание гражданственности и патриотизма у молодого поколения россиян, чувства любви к Родине, своему родному краю, городу, посёлку, своей семье. Особая роль в воспитании патриота и гражданина отведена историческому образованию в школе.

Учитель истории призван через использование регионального компонента на уроках истории и обществознания, реализовать в своей практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:

«Изучая предков, мы узнаём самих себя.

Без знаний истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы в нём живём, как и к чему мы должны стремиться».

В.О. Ключевский.

1) воспитание гражданственности и любви к Родине;

2) защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

3) формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

4) формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;

5) содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами [5].

В системе школьного историко-обществоведческого образования возрастает интерес к региональной и локальной истории, краеведческий материал становится обязательной частью урока и широко используется во внеурочной деятельности.

Теоретико-методологической основой деятельности современного учителя в процессе реализации регионального компонента являются исследования историков-методистов второй половине XX - начале XXI века, разработавших ключевые положения исторического краеведения отечественной школы. Это прежде всего работы А.Ф. Родина, В.В. Дранишникова, Д.В. Ка-цюбы, Г.Н. Матюшина, А.Е. Сейнен-ского [1-4].

В краеведческих работах рассматриваются особенности культурно-исторического и экономического локального пространства, духовный мир социума и личности. В исторических судьбах населения, отдельных людей выявляются элементы идентичности края и его историко-культурологическое своеобразие.

В Ставропольском крае педагоги общеобразовательных учреждений уделяют этому вопросу большое внимание, так как прежде чем ученик станет гражданином страны, он должен быть гражданином родной школы, станицы, города, знать их традиции и культуру. Автор данной статьи наблюдал этот процесс в полной мере в период прохождения преддипломной практики в феврале-марте 2022 г. на базе МБОУ СОШ №111 г. Минеральные Воды Ставропольского края.

В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина. Нужно не только развивать и совершенствовать интеллектуальные особенности детей, но и развивать их психоэмоциональное восприятие исторического и краеведческого материала, умение видеть, слышать, сопереживать и це-

нить мир, в котором мы живём, а значит дорожить своей Родиной.

Применение регионального компонента на уроках истории в школе происходит при помощи следующих, органически связанных друг с другом, уровней познавательного интереса:

1) получение учащимися знаний о мире, стране, крае со слов учителя и из федеральных и региональных учебников;

2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности ок-ружающей жизни).

3) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей).

Сегодня учитель на уроке не только может профессионально изложить новую тему, дать необходимые разъяснения, выполнить практические задания, использовать мультимедийные средства обучения, ответить на вопросы ученика, но и добиться правильного и полного понимания изученного материала, удовлетворить потребности неуспевающих и успешных учеников, развить их творческие и интеллектуальные способности. Значительную роль в процессе обучения истории имеют такие специфические формы и методы применения краеведческого компонента, как уроки мужества, встреча с ветеранами войны, музей и уголок боевой славы, краеведческие кружки, походы по местам революционной, боевой и трудовой славы, экскурсии, устные журналы, беседы, военно-патриотические объединения ребят по интересам, соревнования по военно-прикладным видам спорта и др.

Практический опыт педагогов историков доказывает, что планомерное и систематическое использование регионального компонента на уроках истории способствует укреплению связи учащихся с малой родиной, воспитанию патриотов, лю-

дей неравнодушных не только к прошло- своей страны и своего родного края. му, но, главное, к настоящему и будущему

Библиографический список

1. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2108 «История». - М.: Просвещение, 1987. - 205 с.

2. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей / Под ред. Н.С. Борисова. - М.: Просвещение, 1982. - 224 с.

3. Родин А.Ф. Экскурсионная работа по истории. - М.: Просвещение, 1974. - 136 с.

4. Сейненский А.Е. Родной край: Страницы истории: В помощь педагогу-краеведу. -М.: Интерпракс, 1994. - 141 с.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii Дата обращения: 07.04.2022.

THEORETICAL FOUNDATIONS AND METHODOLOGICAL TECHNIQUES FOR THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL COMPONENT IN STUDYING

HISTORY AT SCHOOL

A.A. Hakobyan, Student

Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Branch of Stavropol State Pedagogical University in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract: The article is devoted to the study of the relevance of the application of the local history regional component in history lessons in high school in the process of forming civil-patriotic competence. The article deals with the essence, the concept of the regional component of general historical education in the conditions of a multi-ethnic Russian society. The theoretical foundations for the implementation of the regional component in the process of teaching history at school are determined, regulatory documents are considered, which to some extent reflect the issues of teaching regional history, and the goals and objectives of historical education in the Russian multicultural society are revealed.

The author presents the most effective methods and techniques for using local history material both in history lessons and in extracurricular activities.

Keywords: regional component of local history, local history, teaching methods, research activity, level of cognitive interest, civil-patriotic competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.