Научная статья на тему 'Базовое образовательное учреждение как эффективная форма повышения квалификации педагогических кадров'

Базовое образовательное учреждение как эффективная форма повышения квалификации педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
базовое образовательное учреждение / банк образовательной практики / гражданские качества личности / Basic educational institution / educational practice bank / civil personality traits

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Татьяна Юрьевна

В статье представлен опыт работы базового образовательного учреждения КИПК и ПРО – МОУ СОШ № 42 г. Кирова по теме «Роль краеведческого компонента региональной системы образования в формировании гражданских качеств личности», где краеведческий подход применяется как интегрирующая составляющая учебновоспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the experience of KIPK and PRO educational institution – school № 42 of Kirov on the theme «The Role of Local History component of the regional system of education in shaping the civil personality traits», where local history approach is used as the integrating component of the educational activities.

Текст научной работы на тему «Базовое образовательное учреждение как эффективная форма повышения квалификации педагогических кадров»

УДК 371.014 ББК 74.200.5

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Еремина Т. Ю.

Аннотация. В статье представлен опыт работы базового образовательного учреждения КИПК и ПРО - МОУ СОШ№ 42 г. Кирова по теме «Роль краеведческого компонента региональной системы образования в формировании гражданских качеств личности», где краеведческий подход применяется как интегрирующая составляющая учебно-

воспитательной деятельности.

The article deals with the experience of KIPK and PRO educational institution - school № 42 of Kirov on the theme «The Role of Local History component of the regional system of education in shaping the civil personality traits», where local history approach is used as the integrating component of the educational activities.

Ключевые слова: базовое образовательное учреждение, банк образовательной практики, гражданские качества личности.

Basic educational institution, educational practice bank, civil personality traits.

Специфической особенностью деятельности базового образовательного учреждения как формы повышения квалификации педагогических кадров на территории Кировской области является создание научно-методических, информационных и организационных условий для повышения качества основного общего и среднего (полного) образования в регионе. Поэтому основными направлениями деятельности базовой площадки выступают информационноаналитическое (анализ, обобщение и формирование банка образовательной практики по актуальным направлениям развития региональной системы образования) и организационнометодическое (оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений, организация и проведение региональных семинаров, мастер-классов и др.).

Указанные направления развития регио-

нальной системы образования с 2009 г. реализуются на базе МОУ СОШ № 42 г. Кирова. Школа стала базовым образовательным учреждением КИПК и ПРО по проблеме «Роль краеведческого компонента региональной системы образования в формировании гражданских качеств личности» (научный руководитель -Ерёмина Т. Ю.). Данное образовательное учреждение имеет достаточно богатый опыт в ведении предметов краеведческой направленности. В частности, в 2001-2002 учебном году курс краеведения экспериментально был введён в 7х классах, с 2002-2003 года - в 7-х и 8-х классах за счёт компонента образовательного учреждения Базисного учебного плана Кировской об-ласти. В 2004-2006 гг. курсы краеведения преподавались факультативно в 5-х, 8-х и 10- 11-х классах. В 2006-2008 гг. краеведческие знания давались в 6, 9 классах в рамках соответствующих предметных областей: история, география, биология, а также на факультативе «Вятские народные промыслы» в 8-х классах.

Актуальность данной проблематики деятельности площадки обусловлена изменением парадигмы современного образования на лич-ностно ориентированную, что ставит во главу угла вопрос складывания у обучаемых системы ценностных установок и ориентаций. Образовательные учреждения должны помочь молодым людям стать патриотами, носителями ценностей гражданского общества, готовыми к сотрудничеству с другими людьми- представителями иных конфессий, культур, национальностей.

Задачи воспитания гражданина - патриота своей Родины можно осуществить через организацию систематической работы по краеведению в рамках школьных предметов и во внеклассной работе. Предметы краеведческой направленности введены в 6, 8-9 классах общеобразовательных школ как региональный компонент Базисного учебного плана Кировской об-

Исследования молодьхученьх

ласти. Указанные часы можно использовать для преподавания интегрированного учебного курса «Краеведение» или для изучения краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента (историческое, географическое, литературное и др. краеведение) [7].

Кроме того, во внеклассной работе мероприятия краеведческой направленности также позволят реализовать цели гражданско-патриотического воспитания [10]. Патриотизм и гражданственность являются базовыми национальными ценностями, следование которым «... лежит в основе представления о единстве нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации» [4, с. 19].

Многие учёные сходятся во мнении, что воспитание качеств личности может быть успешно реализовано только при одновременном формировании в сознании учеников «триады» -знания, ценности, опыт деятельности. Нами взята на вооружение технологическая карта процесса формирования гражданских качеств ученика, которая выделяет уровни, показатели, методы и приёмы формирования гражданской позиции школьника [5].

Краеведческий подход в организации учебно-воспитательного процесса стал смыслообразующей идеей в работе всего педагогического коллектива МОУ СОШ № 42 г. Кирова. Эта работа потребовала анализа взаимоотношений педагога и ребёнка как сложного многолетнего взаимодействия пересечения судеб поколений: выпускников прошлых лет, сегодняшних учеников и тех, кто придет в школу завтра. Основные формы этих отношений выражены через обучение и воспитание, то есть через образовательные технологии освоения норм деятельности, необходимые для нормального существования и функционирования в обществе.

Деятельность педагогического коллектива связана с формированием моральнонравственных категорий (доброта, долг, честь, совесть). Процесс их освоения - это воспитание духовности.

Можно констатировать, что цель краеведческого образования - способствовать духовноценностной и практической ориентации уча-

щихся в жизненном пространстве, а также их социальной адаптации. Реализация намеченной цели возможна при введении в образовательную программу школы краеведческого компонента. Его структура включает самостоятель -ный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент в других учебных дисциплинах и краеведческую составляющую во внеклассной работе. Между этими структурными единицами устанавливается связь по содержанию и по формам деятельности учащихся. Эта связь осуществляется как по горизонтали (на одном возрастном уровне между курсом, другими предметными областями и внеклассной работой), так и по вертикали (между разными ступенями обучения) [3, с. 42].

Краеведческий курс формирует и систематизирует знания об истории, культуре, географии родного края, обучаемые развивают умения самостоятельной познавательной деятельности. Краеведение предполагает освещение вопросов местной истории и культуры в широком культурологическом контексте, в том числе и с точки зрения роли религии в истории региона. Религии играли и продолжают играть ключевую роль, определяя своеобразие конкретной страны, региона, народа. Помимо этого учебно-исследовательская, проектная деятельность учащихся может быть связана с изучением народных традиций, религиозного искусства, фольклора, истории религиозных общин, жизни религиозных деятелей.

В рамках краеведческого компонента других образовательных областей ученики рассматривают местный материал с разных позиций, точек зрения, что способствует интеграции знаний по краеведению, содействует формированию комплексных познавательных умений. Краеведческий блок во внеклассной работе согласуется по содержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы школы и программой краеведческого курса.

Кроме того, обучение краеведению в школе

- составная часть общего (школьного и внешкольного) краеведческого образования. Поэтому МОУ СОШ № 42 г. Кирова сотрудничает с учреждением дополнительного образования детей - МОУ ДОД «Станция юных техников

города Кирова». Данное образовательное учреждение имеет богатый краеведческий материал, представленный в музее Военно-Морского Флота. Здесь ведётся активная учебноисследовательская деятельность, в том числе по краеведению, которая направлена «. на создание благоприятных условий для осуществления личностного выбора, исходя из интересов и способностей ребят» [1, с. 1].

Школа видит большой потенциал в сотрудничестве с Вятской и Слободской епархией. Воспитание, основанное на духовных, нравственных ценностях имеет давние традиции, связанные в том числе, с деятельностью по духовному просвещению народа Вятской епархией. Начало духовного образования на Вятке неразрывно связано с именем епископа Вятского и Великопермского Лаврентия (Горки). Главным делом своим он считал открытие в 1734 г. славяно-греко-латинской школы. Епископ Лаврентий «побуждал духовных лиц «в надежде лучшего священства» отдавать своих детей в школу, научив их предварительно пению, чтению, письму» [8, с. 92].

Русская Православная Церковь осуществляла несколько самостоятельных направлений образовательной деятельности. В её ведении находилась система духовных учебных заведений, имевших профессиональную направленность. Церковь взяла на себя значительную долю начального образования через создание церковно-приходских школ и школ грамотности. Она курировала преподавание Закона Бо-жия в светских учебных заведениях. Главным духовным учебным заведением Вятской епархии была Вятская духовная семинария. Нижней ступенью духовного образования являлись духовные училища, созданные в ХК в. [8, с. 288289, 292]. Обучение в указанных учебных заведениях позволяло воспитать духовно-развитых, патриотически настроенных граждан.

Исходя из вышесказанного, первое направление деятельности базовой площадки - информационно-аналитическое (формирование банка образовательной практики по актуальным направлениям развития региональной системы образования). Оно заключается в использовании краеведения в качестве интегрирующей составляющей учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Подобный опыт интеграции был продемонстрирован учителями школы и педагогами дополнительного образования области в феврале 2009 г. Программа состояла из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части выступали представители администрации МОУ СОШ № 42 г. Кирова с презентацией опыта работы данного образовательного учреждения по формированию ключевых компетентностей и мировоззрения школьников. Зам. директора МОУ ДОД «Станции юных техников города Кирова» акцентировала внимание на ресурсных возможностях Станции в формировании гражданских качеств личности, а также на возможностях плодотворного сотрудничества с данной школой. Педагог дополнительного образования Вятской и Слободской епархии выявила каналы взаимодействия школы и епархии в деле духовно-нравственного воспитания обучаемых.

Практическая часть состояла из трёх линий открытых уроков и внеклассных мероприятий. Первая линия открытых уроков - включение краеведческого материала в содержание обществоведческих предметов - истории, географии. Учителя указанных предметов использовали разнообразные виды уроков (бинарные, интегрированные и др.), применяли различные формы и методы работы с источниками краеведческой информации (семинары, практикумы, др.), рассматривали историко-географические ситуации (ролевые, деловые игры, характеристики исторических альтернатив).

Вторая линия уроков - интеграция краеведческого материала в другие предметные об -ласти. Педагоги апробировали широкий спектр учебных занятий, охватывающий детей школы развития (от одного года до шести лет) до учащихся старших классов. На уроках английского и русского языков, математики, изобразительного искусства, физической культуры школьники на примерах из истории Вятского края систематизировали полученные знания, формировали комплексные познавательные умения.

Третья линия открытых мероприятий заключалась в использовании краеведческого материала во внеклассных воспитательных мероприятиях. Преподаватели применяли разнообразные виды занятий - классный час, познава-

Исследования молодьхученьх

тельно-развлекательная игра, музейный урок, кружок и другие. Это позволяет включить детей в деятельность, начатую на уроках, а также применить полученные знания в конкретной жизненной ситуации.

В октябре 2009 г. МОУ СОШ № 42 г. Кирова представила ещё одну форму интеграции содержания предметных областей через применение краеведческого компонента содержания образования - развитие критического мышления через осмысленное восприятие учебного текста. Одним из направлений развития мышления, в том числе гуманитарного, нам видится применение методов герменевтики - науки о способах интерпретации текста. Герменевтика как наука зародилась в начале XX в. и связана с именами Ф. Д. Э. Шлейермахера, М. Хайдеггера, Г. Г. Гадамера и др. Её возникновение связано с необходимостью осмысления мира, бытия как такового через бытиё человека. Теоретики данного научного направления, в частности Г. Г. Гадамер, большое внимание уделяли проблемам интерпретации текста как варианта бытия. При осмыслении любого текста, вопросы задаваемые интерпретатором, зависят от его социокультурного контекста:

— от обученности человека;

— от научной школы, к которой он принадлежит;

— от господствующих предрассудков.

Тем не менее, «кульминация всей теории

понимания - акт дивинации, когда толкователь целиком переносится в автора текста, тем самым разрешая все непонятное и озадачивающее, что содержит в себе текст» [2, с. 77].

На уроках истории и физики были показаны методические приёмы осмысленного восприятия учебного текста, в том числе имеющего краеведческое содержание. Приёмом осмысленного понимания учебного текста может быть работа по трёхэтапному алгоритму: работа до начала чтения, работа во время и после прочтения текста. Работа до начала чтения заключается в формировании соответствующей установки - особого психического состояния готовности к деятельности. Она может быть сформирована, к примеру, при работе с заголовком текста, именем автора, эпиграфом (О

чём пойдёт речь? Что предстоит узнать? Что я уже об этом знаю?).

Работа во время чтения состоит в так называемом «диалоге с текстом», суть которого заключается в рождении вопросов, построении гипотез о дальнейшем содержании, а также проверки указанных гипотез. После прочтения деятельность строится на рефлексивном осмыслении теста: выделение главного, существенного в тексте; постановка вопросов себе самому, автору; вписывание информации текста в свой жизненный и культурный контекст.

О наличии и уровне понимания текста судят по следующим показателям:

1. содержание текста включается в разнообразные связи и отношения с другими предметами;

2. умение выделять главную мысль, существенную информацию, содержащуюся в тексте;

3. умение сопоставить, сравнить полученную информацию с уже известной;

4. умение перекомпоновывать материал и включить его в новый контекст;

5. умение критически оценивать прочитанное и обоснование собственной точки зрения;

6. представление объекта в разных кодах, иной знаковой системе [6, с. 318-319].

Организационно-методическое направление деятельности базового образовательного учреждения выразилось в том, что школа приняла участие в проведении областного конкур -са учителей, преподающих историческое краеведение, посвящённого 520-летию вхождения Вятского края в состав Российского государства. Конкурс прошёл в марте 2009 г. Целями данного мероприятия были: организация интеллектуального общения педагогов, занимающихся творческой, исследовательской работой в области краеведения, а также духовнонравственное и патриотическое развитие личности педагога. Конкурс проводился в два этапа: заочный (1 сентября 2008 - 31 января 2009 гг.) и очный (март 2009 г.). На заочном туре педагогам необходимо было представить эссе по актуальным проблемам краеведческой работы (содержательная и (или) методическая составляющая). На первом этапе Конкурса при-

нимали участие 11 учителей, преподающих историческое краеведение, из трёх городов и четырёх районов Кировской области. Авторы лучших работ, прошедших экспертную оценку, приглашались организаторами для участия во втором (очном) этапе Конкурса. После экспертной оценки указанных эссе по 50-балльной шкале во второй (очный) этап Конкурса вышли 9 педагогов.

Очный этап состоял в решении письменных заданий олимпиадного типа, а также в выполнении творческого задания. Победителем Конкурса стал учитель истории, краеведения школы № 42 Изотова Л. В., что свидетельствует о высоком уровне краеведческой работы в данном образовательном учреждении.

По итогам деятельности базовой площадки в 2009 г. опубликован сборник дидактических материалов, включающий статьи сотрудников кафедры образовательной области «Общест-вознание» КИПК и ПРО, конспекты уроков учителей МОУ СОШ № 42 г. Кирова, материалы краеведческого Конкурса. Данное пособие может служить основой для формирования банка образовательной практики по использованию краеведческого компонента региональной системы образования.

Таким образом, деятельность базовой площадки - мОу СОШ № 42 г. Кирова -способствует модернизации региональной системы образования как в информационноаналитическом, так и в организационнометодическом аспекте. Учительский коллектив школы получил возможность повысить свой профессиональный уровень в плане освоения краеведческого подхода к учебновоспитательному процессу.

Литература

1. Веселкова, Е. Б. Организация исследовательской деятельности обучающихся в системе дополнительного образования детей [Текст] : методические рекомендации для педа -гогов и воспитанников / Е. Б. Веселкова. - Киров, 2008. - 52 с.

ЧИППКРО

2. Гадамер, Г. Г. Актуальность прекрасного [Текст] : пер. с нем. / Г. Г. Гадамер. - М. : Искусство, 1991. - 367 с.

3. Ермолаева, Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению [Текст] / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - № 3. -С. 40-47.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. -23 с.

5. Крицкая, Н. Ф. Процесс формирования гражданственности на уроках истории и обще-ствознания [Текст] / Н. Ф. Крицкая, И. В. Пода-валова // Преподавание истории в школе. -2009. - № 4. - С. 4-9.

6. Мясникова, Е. Ю. Можно ли научить пониманию? [Текст] / Е. Ю. Мясникова // Преподавание истории и обществознания в школе. -2009. - № 2. - С. 36-41.

7. О реализации базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Кировской области в 2008-2009 учебном году [Текст] : методические рекомендации. - Киров : КИПК и ПРО, 2008 . - 140 с.

8. Очерки истории Вятской епархии [Текст]. - Киров, 2007. - 325 с.

9. Петряева, Е. Ю. Курс национальнорегиональной истории в основной школе [Текст] / Е. Ю. Петряева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 2. -С. 29-33.

10. Следзевский, И. В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи: проблемы и стратегия [Текст] / И. В. Следзев-ский // Преподавание истории и обществозна-ния в школе. - 2007. - № 7. - С. 9-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.