УДК 908; 37.032; 37.034
Л. Н. Козлова
«ВЯТСКИЙ КРАЙ. КРАЕВЕДЕНИЕ» КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ РЕСУРС В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье обосновывается значение регионального компонента образования в духовно-нравственном развитии личности школьника. Представлен опыт работы муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Гимназия имени Александра Грина» как экспериментальной площадки ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и инновационной площадки КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» в этом направлении. Обозначены перспективы проекта «Вятский край. Краеведение».
The article is described the importance of the regional component of education in the spiritual and moral development of the student's individuality. The e x-perience of the Autonomous Municipal Educational Institution «Alexander Grin Gymnasium» as the experimental platform FEDERAL state scientific institution «Institute of the education development strategy of RAO» and innovative platform innovative platform COGOA DPO «IRO Kirov Region» is represented in the article. The perspectives of the project «Vyatka Region. Local History» are designated there.
Ключевые слова: экспериментальная площадка, инновационная площадка, краеведение, гражданская и региональная идентичность учащихся, духовно-нравственное воспитание, региональный компонент образования, система формального, неформального и информального образования.
Keywords: experimental Playground, innovative Playground, local history, civil and regional identity of pupils, spiritual and moral education, a regional component of education, the system of formal, non-formal and informal education.
В статье представляю опыт работы МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова как экспериментальной площадки ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» и инновационной площадки КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» в направлении «Вятский край. Краеведение» как интегративный ресурс в формировании гражданской и региональной идентичности учащихся».
Почему педагогический коллектив гимназии обратился к этой теме?
Уровень развития современного общества зависит от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов. Поэтому «духовно-нравственное развитие и воспитание молодого поколения является первостепенной, непрерывной задачей современного образования и представляет собой важный компонент социального заказа для образования» [1]. Задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики.
Воспитание духовно-нравственной личности невозможно без опоры на изучение истоков, духовных и культурных ценностей, традиций малой родины, жизни своих земляков [2]. Очень правильно определил значение краеведения Д. С. Лихачёв: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества» [3].
Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании в своё время подчеркивалась в трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, К. Д. Ушин-ского. Наблюдения над процессом реализации регионального компонента образования в Кировской области убеждают, что знания, получаемые школьниками на отдельных уроках, являются разрозненными. Не формируется целостная картина культурной, исторической, экономической и литературной жизни региона, и, следовательно, не достигаются цели, поставленные в Стандарте нового поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Таким образом, актуальность проекта обусловливается, во-первых, вызовом времени, он решает задачи государственной и региональной политики в сфере образования; во-вторых, отсутствием научно обоснованной региональной программы по разным направлениям краеведения, создающей условия для творческой самореализации и профессионального определения обучающихся в процессе общего и дополнительного образования.
Цель проекта - создание комплекта программ (научно-методических материалов), обеспечивающих эффективное усвоение регионального компонента образования (краеведение), духовно-нравственного воспитания в урочной и внеурочной деятельности. Зада-
чи проекта: разработать содержание программ для 1-11-х классов по краеведению (литературному, географическому, биологическому, историческому, художественному); создать УМК «Литература Вятского края», «История Вятского края», «Природа Вятского края» (программы курса, хрестоматии, сборники исторических документов Вятки, рабочие тетради в начальной школе, методические пособия для учителей, электронные пособия); в экспериментальной воспитательной системе Гимназии апробировать эффективность разработанных материалов.
Из задач, поставленных нами, вытекает основная идея проекта. Проект позволяет осуществлять в системе духовно-нравственное воспитание обучающихся, формировать гражданскую и региональную идентичность на основе изучения краеведческого материала из разных предметных областей, формировать функционально грамотную личность, нравственного, культурного, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности на примере культуры и ценностей народов Вятского края в рамках реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Этот проект возник не на пустом месте. Это результат успешной работы учителей и классных руководителей Гимназии в формировании духовных ценностей в рамках именного имиджевого проекта «А. Грин» за 7 лет. Работа по реализации именного проекта «А. Грин» обобщена на Всероссийских образовательных форумах в 2008, 2009 гг. в г. Москве.
Важным этапом стало открытие в 2008 г. на базе гимназии экспериментальной площадки Учреждения Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» (научный руководитель Д. В. Смирнов); с 2015 г. Институт стал ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», что позволило поднять на новый методологический уровень исследовательскую, инновационную и опытно-экспериментальную деятельность педагогов-исследователей [4].
Были опубликованы сборники: «К высотам духовности» (2009), «Творческое наследие А. Грина в формировании нравственных ценностей учащихся» (2010). Сложилась и система работы по краеведению, которая заключается в интеграции формального, неформального и информального образования, где задействованы все участники образовательного процесса.
Когда была разработана, опубликована и представлена в номинации «Воспитание» на Международном образовательном форуме «Открытость. Качество. Развитие» в 2011 г. программа «Литература Вятского края», то последовал результат: создание методического ресурсного центра КИПК и ПРО «Краеведение в образовательном и воспитательном процессе школы» на базе Гимназии. Как методический ресурсный центр, педагоги Гимназии участвуют в работе городских и областных семинаров, часто являясь их инициаторами. Есть и такая форма работы, как открытая площадка (с октября 2013 г. проведено около 20 мероприятий для обучения педагогов области, в работе семинаров приняли участие более 650 человек). Вот последние из них: семинар «Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы», областной семинар «Краеведение как ресурс духовно-нравственного воспитания личности обучающихся», практический семинар «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности». В рамках семинаров учителя делятся своим опытом, проводят открытые уроки, занятия, мастер-классы. Например, мастер-класс «Есть такая притча...» (Особенности и свойства притчи как жанра на примере произведений Т. А. Копаневой), факультативное занятие в 6-м классе «Заселение русскими Вятской земли», занятие в 5-м классе «Мальчик, которому не больно?» (по произведению А. А. Лихано-ва), мастер-класс «Методика исследования при выявлении авторской позиции в прозе» (на примере рассказа В. Н. Крупина «Вятская тетрадь»), занятие в 7-м классе «Потерянное детство» (по произведению В. Н. Крупина «Утя»).
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в начальной школе тоже реализуется через краеведение, а именно через курс «Литература Вятского края».
Неоднократно проект был представлен публично. Гимназия имеет награды.
1) На II Всероссийском фестивале инновационных продуктов, в конкурсе «Новаторство в образовании - 2015» диплом лауреата, золотая медаль за программу «Искусство Вятского края» в номинации «Самый успешный проект - 2015 в области реализации программ художественного воспитания».
2) В Международном конкурсе на приз «Золотой компас -2015» диплом I степени за программу курса «Искусство Вятского
края», диплом II степени за программу курса «История Вятского края».
3) Во Всероссийском конкурсе образовательных проектов и программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи «Гражданин и Патриот России - 2016» диплом лауреата в номинации «Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию Гражданина и Патриота» за «Программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования».
Мы можем сказать, что не стоим на месте, а ищем новые формы работы. Так, в 2013 г. педагоги приняли участие в Межрегиональной интернет-конференции по духовно-нравственному воспитанию (г. Коряжма), в Фестивале ИРО «Открытый урок победителя», в Фестивале инновационных проектов ВятГГУ, посвя-щённом 100-летию вуза. В 2011 г. на базе Гимназии прошли областные чтения, посвященные юбилею В. Н. Крупина. В 2015 г. - час памяти, посвящённый 90-летию со дня рождения О. М. Любовико-ва, в 2016 г. - краеведческие чтения, посвящённые 135-летию со дня рождения А. С. Грина.
Учителя Гимназии активно делятся своим опытом. В 2014 г. вышел сборник научно-методических материалов «Краеведение как ресурс формирования региональной, национальной и общекультурной идентификации личности гимназиста: опыт интеграции формального, неформального и информального образования». Сборник содержит статьи из опыта работы 27 педагогов Гимназии.
Вся система работы учителей Гимназии по духовно-нравственному воспитанию даёт возможность учащимся успешно участвовать в школьных, городских, региональных, всероссийских конференциях и занимать призовые места: в Трифоновских чтениях, конференции «Отчий дом», в региональном конкурсе детских и юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского, получать высокую оценку в Гриновских чтениях в Феодосии.
Внеклассная работа по краеведению проводится в тесном содружестве с культурными и образовательными учреждениями города и области, России: с музеями (в том числе с музеями Грина в Феодосии и Старом Крыму), с библиотеками, с ДЮЦ, с Кировским областным центром туризма, с гимназией г. Слободского. Традиционными в Гимназии стали встречи с писателями, «Театральная весна», народные праздники в начальной школе (праздник вятской
картошки, праздник вятского фольклора, праздник народной игрушки, «Как Вани-Вятчане по городу гуляли»), День романтики, Литературная гостиная.
Проект «Вятский край. Краеведение» активизирует инновационную деятельность всех педагогических работников Гимназии и области через освоение новых программ «Литература Вятского края», «Вятская вышивка», «Искусство Вятки», «История Вятского края», «Природа Вятского края». Программы являются практическим курсом формирования духовно-нравственных качеств личности (с учетом культурно-исторических особенностей Вятского края), выполнения требований ФГОС. Как интегративный ресурс формируют гражданскую и региональную идентичность учащихся.
По каким критериям и параметрам мы можем оценить эффективность инновационного проекта? Результаты освоения программы представлены по ФГОС - это личностные, метапредметные и предметные результаты обучающихся, они определяются на каждом уровне образования [5]. Основное значение в данном курсе имеют личностные результаты, направленные на формирование гражданственности и региональной идентичности. В Гимназии проводится мониторинг. За период проведения с 2011 г. по 2015 г. в начальной школе у обучающихся выявлена положительная динамика сформи-рованности личностных результатов (основ гражданской идентичности) на повышенном и базовом уровне, уровня ниже базового -нет. Составлен опросник для обучающихся основного уровня образования на основе трех компонентов региональной идентичности. Это когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты. Они и являются критериями, внутри которых есть ряд показателей («знание культуры и традиций Кировской области»; «знание региональных символов»; «знание знаменитых и значимых для Вятки людей» и т. п.). Опросник экспериментально апробирован на практике и используется в 6-9-х классах.
Таким образом, цель введения национально-регионального компонента содержания образования - помочь школьнику познать природу, население, экономику того края, где он живет, сформировать чувство личной причастности к происходящим в регионе событиям, воспитать истинного патриота и гражданина; способствовать успешной социализации, развитию духовного и нравственного здоровья учащихся.
Работа в этом направлении продолжается. В 2015 г. вышел «КОНЦЕПТ» «Актуальные вопросы инновационной деятельности Гимназии в условиях модернизации системы образования» - сборник научных и научно-методических трудов педагогического коллектива МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова.
Проект перспективен. Предмет «Краеведение» может быть востребован для реализации региональной программы духовно-нравственного воспитания. Учебно-методические комплекты могут являться частью воспитательного конструктора внеурочной деятельности в начальном и основном общем уровне образования, могут быть связующим звеном в системе формального, неформального и информального образования образовательных организаций.
Примечания
1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект /
A. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков ; Рос. акад. образования. М. : Просвещение, 2009. 30 с.
2. Гражданско-патриотическое воспитание школьников во взаимосвязи формального и неформального образования : сб. материалов из опыта работы педагогов в режиме экспериментальной площадки / науч. ред.
B. А. Горский, А. Г. Волков, Д. В. Смирнов ; Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения», Кировский ИПК и ПРО. М. : УРАО ИС-МО ; Киров : Кировский ИПК и ПРО, 2011. 87 с.
3. Лихачев Д. Заметки о русском. М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. 480 с.
4. Смирнов Д. В. Комплексное сопровождение инновационной деятельности педагога-исследователя в условиях экспериментальной площадки // Духовно-нравственное развитие школьников средствами военно-патриотического воспитания личности : сб. материалов из опыта работы педагогов в режиме экспериментальной площадки / науч. ред. В. А. Горский, А. Г. Волков, Д. В. Смирнов ; Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения», Кировский ИПК и ПРО. М. : УРАО ИСМО ; Киров : Кировский ИПК и ПРО, 2011. С. 18-30.
5. Белорыбкина Е. А., Огнева Е. Н., Смирнов Д. В. Оценка и контроль учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования: промежуточные итоги деятельности опытно-экспериментальной площадки // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения : науч. -метод. журнал. 2015. № 3(116). С. 90-109.