ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
УДК 908; 379.8.091.4
Л. Н. Козлова
ПРОЕКТ «ВЯТСКИЙ КРАЙ. КРАЕВЕДЕНИЕ» В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ГИМНАЗИИ
Представлен опыт работы гимназии имени А. Грина по духовно-нравственному воспитанию учащихся на краеведческом материале в рамках проекта «Вятский край. Краеведение».
The article describes the experience of the Gymnasium in the field of the pupils' spiritual and moral education on the base of local history, within the project "Vyatsk Territory. Local History".
Ключевые слова: проект, разделы проекта, духовно-нравственное воспитание, учебно-методические комплекты.
Keywords: project, project sections, spiritual and moral education, teaching materials.
«Гимназия имени А. Грина» начала краеведческую работу с именного проекта «А. Грин», который стал имиджевым проектом в воспитательной системе образовательного учреждения, вышел на международный уровень. Именно его реализация стала основой для разработки проекта «Вятский край. Краеведение», разработанного с учетом рекомендаций доктора педагогических наук П. И. Третьякова, профессора Московского института открытого образования.
1. Актуализация
Воспитание является приоритетным в развитии современной мировой педагогики. Особая роль в стандартах второго поколения отводится духовно-нравственному воспитанию. Особенно это актуально для России, переживающей в последние годы «духовный кризис» и нравственно-ценностную дезориентацию людей. Именно с воспитанием связывается дальнейшее нравственное возрождение российского общества. Воспитание духовно-нравственной личности невозможно без опоры на изучение истоков, духовных и культурных ценностей, традиций малой родины, жизни своих земляков.
Наблюдения над процессом реализации регионального компонента образования в Кировской области убеждают, что знания, получаемые школьниками на отдельных уроках, в начальном, основном, среднем звене, являются разрозненными. Не формируется целостная картина культурной, исторической, экономической и литературной жизни региона, и, следовательно, не достигаются цели, поставленные в Стандарте нового поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В сложившихся условиях одним из путей инновационного обновления образования является создание комплекта программ (научно-методических материалов) по освоению регионального компонента образования (краеведение).
Актуальность проблемы проекта обусловливается, во-первых, необходимостью воспитания чувства патриотизма, любви и уважения к литературе, истории и ценностям вятской культуры. Во-вторых, недостаточным уровнем знаний учащихся о своем регионе. В-третьих, отсутствием научно обоснованной региональной программы по разным направлениям краеведения, создающей условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, более эффективной подготовки выпускников школы к осознанному выбору места для продолжения образования.
2. Теоретическое обоснование проекта
Методологическую и нормативную основу проекта составили Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. «Закон об образовании», Государственный образовательный стандарт, ФГОС нового поколения, Базисный учебный план средней общеобразовательной школы, Концепция профильного обучения на старшей ступени среднего (полного) общего образования, программы общеобразовательных школ; труды по философии, культурологии, литературоведению, литературному краеведению, по проблемам краеведческой работы в школе и поликультурному образованию; теоретические исследования по проблеме личностно-ориентированного обучения и внедрения регионального компонента в практику обучения в средней школе на всех ступенях. Еще К. Д. Ушинский обращал внимание на «родиновед-ческий принцип» в обучении, указывал на его большое воспитательное и образовательное значение. Различные аспекты регио-
нального компонента содержания общего образования освещают в своих работах Л. Ф. Греханкина, Э. Д. Днепров, В. И. Загвязинс-кий, А. П. Кузнецова, М. Н. Кузьмин, Ю. В. Лазарев, Г. Н. Мухаме-тзянова, Т. М. Рагозина, В. К. Шаповалов и др.
Начиная с М. А. Рыбниковой, методисты советского времени (Л. Г. Басырова, Э. Г. Беккер, А. Б. Богоявленский, Н. К. Гаврю-шин, П. В. Иванов, Н. Л. Касимов, П. В. Куприяновский, Р. П. Осипчук, Л. П. Прессман, К. А. Селиванов, И. Е. Солодовников, А. Е. Ставровский, В. П. Финкельштейн и др.) внесли вклад в разработку методики проведения учебных занятий, краеведческих экскурсий, походов, организации кружков, музеев, клубов. Ученые ВятГГУ Н. П. Изергина, В. А. Поздеев в своих многочисленных трудах рассмотрели возможность использования краеведческого материала на уроках внеклассного чтения и на факультативных занятиях, а также приёмы включения материалов по литературному краеведению в ткань уроков.
3. Главная идея проекта
Проект позволит осуществлять в системе духовно-нравственное воспитание учащихся на краеведческом материале, поддерживающем разные предметные области, воспитывать и развивать функционально грамотную личность, человека нравственного, культурного, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности на примере культуры и ценностей вятского народа.
Данный проект активизирует инновационную деятельность всех педагогических работников гимназии и области через освоение новых программ «Литература Вятского края», «Народные промыслы», «Искусство Вятки», «История Вятского края», «География региона» и т. д.
Основные концептуальные идеи проекта
Идея свободного развития личности на позициях общечеловеческих и национальных ценностей.
Идея поливариативности образовательной среды и свободы выбора направленности и профилизации образования.
Идея личностно-ориентированного, индивидуального и дифференцированного подходов в обучении.
4. Цель проекта
Цель проекта - создание комплектов программ (научно-методических материалов) по освоению регионального компонента образования (краеведение) для создания регионального курса по ду-
ховно-нравственному воспитанию в урочной и внеурочной деятельности; части воспитательного конструктора во внеурочной деятельности по стандартам нового поколения начального общего образования.
Задачи:
• Изучить состояние школьной практики реализации региональных краеведческих курсов.
• Разработать программы для 1-11-х классов по краеведению (литературному, географическому, биологическому, историческому, художественному), создать УМК (программа курса, хрестоматия, сборник исторических документов Вятки, рабочие тетради, методические пособия для учителей, электронные пособия).
• Апробировать эффективность разработанных материалов в экспериментальном обучении в воспитательной системе гимназии.
• 5. Этапы реализации проекта
Подготовительный (2009-2010 гг.)
Задачи:
- мотивация педагогов к выполнению проекта;
- изучение отечественного и регионального опыта по осуществлению краеведческой работы в образовательном и воспитательном процессе;
- определение проблемного поля;
- формирование концепции проекта;
- разработка методических и дидактических материалов, критериев и процедуры оценки сформированности проектных компе-тентностей педагога;
- обобщение опыта по реализации именного проекта гимназии «А. Грин».
Ожидаемый результат - оптимальная реализация поставленных задач на подготовительном этапе.
Технологии: проблемно-ориентированный анализ, информационные технологии, содержательный анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по теме, содержательный анализ нормативно-правовых документов.
Основной (2010-2013 гг.)
Задачи:
- формирование модели «Краеведческий компонент в образовании учащихся гимназии им. А. Грина»;
- разработка, апробация и коррекция курса «Литература Вятского края» в рамках инновационной площадки ИРО Кировской области;
- определение научно-методических материалов, сопровождающих освоение программы;
- разработка программ и научно-методических материалов по циклам «История Вятского края», «Культура Вятского края», «География и экономика Вятского края», «Народные промыслы»;
- публикация учебно-методических комплексов по истории, географии, биологии, народным промыслам, разработка моделей учебных занятий, сборника исторических документов.
Ожидаемый результат:
- получение внутренних и внешних экспертных оценок на программу и методические материалы;
- создание банка инновационного педагогического опыта по проблеме;
- получение статуса методического центра по проблеме «Ресурсы краеведения в становлении личности гражданина России».
Технологии: информационные технологии, внутренняя и внешняя экспертиза, подбор и анализ текстового содержания курсов.
Заключительный (2013-2014 гг.)
Задачи: предъявление сформированной модели «Краеведение в образовательном и воспитательном процессе гимназии» на региональных семинарах и конференциях образовательных учреждений (внешняя экспертиза опыта), публикации.
Ожидаемый результат:
- становление методической, методологической, предметной и управленческой профессиональной компетентности педагогов для осуществления научно-методической деятельности в методическом центре, разработка всех необходимых программ и проектов, научно-методических материалов для деятельности центра;
- создание в гимназии методического центра ИРО Кировской области по проблеме «Ресурсы краеведения в становлении личности гражданина России».
Технологии: информационные технологии, внутренняя и внешняя экспертиза.
Практическая значимость: разработанные учебно-методические комплексы краеведческого курса «Краеведение. Вятский край» могут быть востребованы как часть программы духовно-нравствен-
ного развития и воспитания в начальных классах и как часть программы духовно-нравственного развития для факультативов, кружков и элективных курсов в основной и средней школе.
Пример разработки проекта по краеведению в гимназии может служить основой для разработки аналогичного проекта в любом другом регионе, который занимается проблемами краеведения.
Во Всероссийском профессиональном конкурсе (город Москва) «Инноватика в образовании» - 2011 проект прошел внешнюю экспертизу, стал лауреатом конкурса, получил награду «Жемчужина Российского образования - 2011».
УДК 37.026.5; 371.311.5
Н. Г. Суворова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Представлен опыт Белохолуницкого района Кировской области по внедрению ФГОС второго поколения в общеобразовательной школе. Автором показаны этапы и практические результаты деятельности по формированию универсальных учебных действий.
The article presents the experience of Beloholunitsky district, Kirovsk region in the sphere of the second generation FSES implementation in secondary school. The author shows the stages and practical results of general educational activities development.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, результаты, программа, семинары, проектирование, временные творческие группы.
Keywords: Federal State Educational Standards, results, programme, seminars, design, temporary creative groups.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Каждое образовательное учреждение переходит на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Предметное содержание перестает быть центральной частью стандартов. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования