Научная статья на тему 'Научно-методическое сопровождение гражданско-патриотического образования и воспитания в Кировской области'

Научно-методическое сопровождение гражданско-патриотического образования и воспитания в Кировской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЕДИНЫЕ УРОКИ МУЖЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёмина Татьяна Юрьевна

В статье констатируется, что содержание образования, должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому в современных условиях гражданско-патриотическое образование и воспитание приобретает особую значимость при формировании общероссийской гражданской идентичности. Автор рассматривает ключевые понятия: гражданское образование, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, общероссийская гражданская идентичность с опорой на нормативно-правовые документы. Затем в статье характеризуются ключевые направления научно-методического сопровождения кафедрой предметных областей Института развития образования Кировской области гражданско-патриотического образования и воспитания в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-methodical support of patriotic education in the Kirov region

The article notes that the content of education has to promote mutual understanding and cooperation between people, to consider a variety of world outlook approaches, to promote realization of student’s right. Therefore in modern conditions, civil and patriotic education gains the special importance when forming the Russian civil identity. The author considers key concepts: civic education, civil education, patriotic education, the Russian civil identity with a support on standard and legal documents. Then the article discusses the key directions of scientific and methodical maintenance by subject domains department of education development Institute of Kirov region of civil and patriotic education and education in the region are characterized.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое сопровождение гражданско-патриотического образования и воспитания в Кировской области»

о соД'Ио,^

f \

ЧИППКРО

УДК 37.017.4

Научно-методическое сопровождение гражданско-патриотического образования и воспитания в Кировской области

Т. Ю. Ерёмина

Scientific-methodical support of patriotic education in the Kirov region

T. Y. Eremina

Аннотация. В статье констатируется, что содержание образования, должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому в современных условиях гражданско-патриотическое образование и воспитание приобретает особую значимость при формировании общероссийской гражданской идентичности.

Автор рассматривает ключевые понятия: гражданское образование, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, общероссийская гражданская идентичность с опорой на нормативно-правовые документы. Затем в статье характеризуются ключевые направления научно-методического сопровождения кафедрой предметных областей Института развития образования Кировской области гражданско-патриотического образования и воспитания в регионе.

Abstract. The article notes that the content of education has to promote mutual understanding and cooperation between people, to consider a variety of world outlook approaches, to promote realization of student's right. Therefore in modern conditions, civil and patriotic education gains the special importance when forming the Russian civil identity.

The author considers key concepts: civic education, civil education, patriotic education, the Russian civil identity with a support on standard and legal documents. Then the article discusses the key directions of scientific and methodical mainten-

ance by subject domains department of education development Institute of Kirov region of civil and patriotic education and education in the region are characterized.

Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, гражданское образование, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, общероссийская гражданская идентичность, Единые уроки мужества.

Keywords: scientific and methodical maintenance, civic education, civil education, patriotic education, Russian civil identity, uniform lessons of courage.

Проблемы образования в начале XXI в. рассматриваются, как правило, в контексте смены индустриальной цивилизации на информационную, изменения парадигмы педагогического мышления. При характеристике образования ученые выделяют такую его ценностную составляющую, как личностный рост индивида. Причем, под индивидом понимается не только ученик, но и взрослый человек-педагог. В этом контексте «образование выступает как средство самореализации взрослого, а способность самостоятельно решать проблемы разного уровня сложности - как возможный результат образовательной деятельности и интеграции личностью достижений культуры» [1, с. 127].

В современных условиях содержание образования, говорится в ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической,

Т. Ю. Ерёмина

Научно-методическое сопровождение гражданскд-патриотическрго образования.

религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений [2].

Поэтому гражданско-патриотическое образование и воспитание приобретает особую значимость при формировании общероссийской гражданской идентичности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России дает следующее определение национальному самосознанию (идентичности) - это разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба [3].

Можно выявить определенную иерархическую структуру идентичностей: от этнической - региональной (кировчанин) - общероссийской или цивилизационной (россиянин) - до общепланетарной (землянин). В результате возникает многослойное образовательное пространство, насыщенное одновременно ценностями и смыслами своего народа, региональными, российскими и общечеловеческими ценностями. Важную роль в формировании общероссийской гражданской идентичности играет гражданско-патриотическое образование и воспитание.

Гражданское образование в нормативно-правовых документах характеризуется как «единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического, уклада школьной жизни и правового пространства школы» [4]. Оно может рассматриваться «как комплекс разных моделей образования (предметно-тематическая, межпредметная, институциональная, проектная и др.), направленных на воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе» [5, с. 21].

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится, что приоритетной задачей нашей страны в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей

российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Она предусматривает обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций [6].

Среди основных направлений воспитательной работы школы Стратегия выделяет гражданское и патриотическое воспитание. Первое включает в себя воспитание у обучающихся «активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества». А патриотическое воспитание предусматривает «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России» [6]. Анализ содержания патриотической идеи, разрабатывавшейся отечественными мыслителями на протяжении нескольких веков, показывает, что «патриотизм почти всегда рассматривался как необходимое условие силы русского народа, единства и величия России, могущества Российского государства» [7, с. 12].

Институт развития образования Кировской области является образовательной организацией дополнительного профессионального образования, осуществляющей повышение квалификации всех категорий педагогов. Одним из приоритетных направлений развития региональной образовательной системы является научно-методическое сопровождение граждан-ско-патриотического образования и воспитания. Главной целью в этом контексте нам видится разработка вариантов взаимодействия образовательных организаций разных уровней в гражданско-патриотическом образовании и воспитании как педагогов, так и школьников.

Поэтому ключевыми задачами научно-методического сопровождения данного направления развития системы образования Кировской области являются:

- создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов в сфере граждан-ско-патриотического образования и воспитания;

- реализация основных направлений организационно-педагогической работы на основе

корпоративного сотрудничества Института развития образования Кировской области, образовательных округов, муниципальных органов управления образованием и их структурных подразделений в гражданско-патриотическом образовании и воспитании обучающихся;

- презентация положительной образовательной практики реализации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях региона;

- развитие опытно-экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в данной сфере;

- разработка и издание учебной дидактической литературы по данной проблеме;

- научно-методическое сопровождение мероприятий, посвященных значимым событиям истории Отечества, в частности, истории Великой Отечественной войны.

Приведем примеры реализации комплекса мер по организации взаимодействия образовательных организаций разных уровней в граж-данско-патриотическом образовании и воспитании педагогов и учащихся за последние несколько лет. Основной упор мы будем делать на мероприятия, направленные на такую категорию преподавателей, как учителя истории, обществознания.

Первое направление - создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов в сфере гражданско-патриотического образования и воспитания - реализуется через проведение тематических курсов. Например, курсы «Управление методической работой в условиях модернизации регионального образования» направлены на руководителей, методистов муниципальной методической службы и призваны повысить компетентность данной категории слушателей в осуществлении приоритетных направлений развития системы образования как на уровне муниципального образования, так и на уровне региона.

На следующий (институциональный) уровень организации воспитательной работы ориентированы курсы «Воспитание личности обучающегося в урочной и внеурочной деятельности» и «Институт классного руководителя в условиях ФГОС». Слушателями этих курсов являются классные руководители, заместители директора по воспитательной работе. Они осуществляют комплексную воспитательную ра-

боту в школе как на уровне классного коллектива, так и на уровне образовательной организации. Социальные педагоги, педагоги-психологи школ могут повысить свою квалификацию на курсах «Психолого-педагогическое сопровождение развития ценностно-смысловой сферы и социализации личности подростка в условиях ФГОС».

Среди курсов повышения квалификации, направленных на преподавателей общего и среднего профессионального образования, можно выделить следующие: «Система работы образовательной организации по подготовке обучающихся к военной службе», «Профессиональная компетентность учителя истории, обществознания в условиях реализации ФГОС», «Теория и практика воспитательной работы в среднем профессиональном образовании» и др. Данные категории педагогов в урочной и внеурочной деятельности осуществляют военно-патриотическое (преподаватели ОБЖ, БЖД, ОВС) и гражданско-патриотическое воспитание (учителя истории, обществознания, педагогические работники профессиональных образовательных организаций).

Вторым направлением по обеспечению гра-жданско-патриотического образования и воспитания в регионе является организационно-педагогическая работа на основе корпоративного сотрудничества Института развития образования Кировской области, образовательных округов, муниципальных органов управления образованием и их структурных подразделений.

На территории области в 2008 г. были организованы 8 образовательных округов, объединяющих несколько муниципальных образований. Одной из целей их создания была координация основных направлений образовательной политики на уровне округа. Кроме того, были образованы окружные методические объединения (ОМО) учителей-предметников, научными кураторами которых выступили соответствующие структурные подразделения ИРО Кировской области.

Так, общее научно-методическое руководство районными (городскими) и окружными методическими объединениями учителей истории, обществознания осуществляет кафедра предметных областей института. Сотрудники кафедры дважды в год готовят информацион-

Т. Ю. Ерёмина

Научно-методическое сопровождение гражданско-патриотического образования.

ные письма и дидактические материалы по наиболее актуальным направлениям развития историко-обществоведческого образования и оказывают методическую поддержку деятельности ОМО.

Например, в 2012 г. педагоги обсудили исторический и обществоведческий аспекты формирования и развития российской государственности.

Одно из заседаний окружных методических объединений в 2013 г. было посвящено выдающимся представителям династии Романовых (к 400-летию избрания на царствование М. Романова)», в 2014 г. - эпохе Великих реформ (к 150-летию принятия земской и судебной реформ Александра II). В мае 2015 г. заседание ОМО было проведено в форме областной научно-практической конференция по теме «История Великой Отечественной войны: формирование общероссийской гражданской идентичности». На ней педагоги охарактеризовали причины и факторы Победы, роль Великой Отечественной войны в развитии российской (региональной) государственности и общероссийской гражданской идентичности.

В августе - ноябре 2016 г. планируется провести заседания окружных методических объединений по проблеме «Гражданско-патриоти-ческое образование и воспитание в условиях реализации ФГОС». В формате «круглого стола» учителя обсудят потенциал гражданско-патриотического образования и воспитания в формировании общероссийской гражданской идентичности и ресурсы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому образованию и воспитанию в условиях реализации ФГОС.

Третье направление - это презентация положительной образовательной практики реализации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях региона.

В 2012 г. на базе МБОУ СОШ с УИОП № 47 г. Кирова прошли два областных научно-практических семинара для учителей истории, обществознания «Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в общеобразовательной организации».

Впоследствии эта школа неоднократно презентовала свой опыт работы по данной проблематике и стала базовой площадкой ИРО Кировской области по духовно-нравственному и гра-

жданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Подобные семинары проходили также в МБОУ «Гимназия № 46» г. Кирова, МОАУ «Гимназия имени А. Грина» г. Кирова и др. С 2016 г. МБОУ СОШ № 70 г. Кирова является базовой образовательной организацией кафедры предметных областей ИРО Кировской области по проблеме «Развитие социального партнерства в решении проблем образования и воспитания школьников».

Данная школа имеет многолетний опыт сотрудничества с различными социальными партнерами по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Четвертое направление - развитие опытно-экспериментальной, научно-исследовательской деятельности - осуществляется через информационно-методическое сопровождение предметов гражданско-патриотической направленности в урочной и внеурочной деятельности (проведение областных конкурсов, научно-практических семинаров и вебинаров).

При проведении подобных мероприятий главными ресурсами гражданско-патриоти-ческого образования и воспитания нам видится просветительская работа по анализу феномена патриотизма, гражданственности, правовой культуры, а также исследованию особенностей формирования региональной идентичности.

Сотрудники кафедры предметных областей института организуют областные конкурсы гражданско-патриотической направленности. Так, в 2011-2014 гг. совместно с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Кировской области проводился областной конкурс «Через урок - к правовому просвещению». Конкурс был практической программой, ориентированной на стимулирование взаимодействия институтов гражданского общества и системы образования нашего региона в сфере правового просвещения детей и молодежи.

Задачи конкурса были следующие: обобщение имеющейся практики правового просвещения в образовательных организациях общего и профессионального образования; отбор и внедрение наиболее эффективных методик правового просвещения учащихся; формирование базы данных об имеющемся позитивном опыте образовательной деятельности указанных образовательных организаций. Педагоги должны

были представить методическую разработку урока(ов), посвященную формированию правовой культуры детей и молодежи.

Ежегодно с 2009 г. в Кировской области проводится конкурс учителей, преподающих историческое краеведение. Цели конкурса: организация интеллектуального общения педагогов, занимающихся исследовательской работой в области исторического краеведения; стимулирование научно-исследовательской, творческой деятельности учителей. К участию в конкурсе допускаются учителя общеобразовательных организаций, а также педагоги системы дополнительного образования детей, преподающие историческое краеведение. Педагоги должны представить историческое эссе, отражающее отдельные аспекты региональной истории и культуры. В 2012 г. конкурс был посвящен народным промыслам земли Вятской; в 2013 г. -400-летию избрания на царствование М. Романова; в 2014 г. - эпохе Великих реформ Александра II на Вятке; в 2015 г. - подвигам киров-чан в годы Великой Отечественной войны.

В сентябре 2012 г. в рамках реализации областной целевой программы «Развитие институтов гражданского общества в Кировской области» на 2011-2013 годы» кафедрой предметных областей института были проведены семинары для руководителей и преподавателей школ по вопросам организации правового просвещения и формированию основ правовой культуры у детей и подростков в Кировском, Восточном, Юго-Восточном, Западном образовательном округах. На семинарах рассматривались вопросы становления гражданственности, общероссийской гражданской идентичности обучающихся.

Кроме того, в 2015-2016 гг. в ИРО Кировской области прошла серия межрегиональных межведомственных научно-практических веби-наров, посвященных феномену патриотизма в жизненном пространстве российского общества и патриотическому воспитанию как ресурсу формирования у подрастающего поколения позитивного образа современной России. В них принимали участие представители органов управления образованием, учителя школ, педагоги дополнительного образования, общественные и религиозные деятели и др.

Сотрудники кафедры предметных областей Института развития образования Кировской об-

ласти Т. Ю. Ерёмина и Ю. В. Першина систематически выступают с докладами о гражданско-патриотическом образовании и воспитании на научно-практических конференциях международного (2) и всероссийского (5) уровня. Их выступления посвящены формированию толерантности, патриотических убеждений учащихся; вопросам становления гражданско-правовой культуры молодежи; определению роли и места гражданско-правового и краеведческого образования в системе повышения квалификации учителей истории, обществознания и др.

Следующее направление по информационно-методическому сопровождению граждан-ско-патриотического образования и воспитания - разработка и издание учебной дидактической литературы по данной проблеме. В 2009 г. сотрудниками кафедры предметных областей института было опубликовано учебно-методическое пособие для учителей истории, классных руководителей «Цивилизационный подход к развитию патриотизма в России с древности до начала ХХ века». Данное учебное издание стало лауреатом Межрегионального конкурса «Гуманитарная книга 2009», который проводит Государственная универсальная областная научная библиотека им. А. И. Герцена в номинации «История» [7].

Во взаимодействии с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Кировской области кафедрой в 2011 г. были подготовлены методические рекомендации по использованию буклетов «Библиотеки Уполномоченного по правам человека в Кировской области» в общеобразовательных организациях региона на уроках и во внеурочной деятельности. Буклеты были посвящены правам ребенка в различных социальных общностях (семья, школа), самозащите его прав.

В 2012 г. под научным руководством Т. Ю. Ерёминой и Ю. В. Першиной был выпущен сборник «Формирование гражданской активности обучающихся» в 3-х частях (в рамках реализации областной целевой программы «Развитие институтов гражданского общества в Кировской области» на 2011-2013 годы»). Сборник состоял из методических рекомендаций для руководителей и преподавателей школ нашей области; хрестоматии по истории развития гражданского общества и правового государства; материалов из опыта работы педагогов

Т. Ю. Ерёмина

Научно-методическое сопровождение гражданско-патриотического образования.

образовательных организаций. Причем, хрестоматия по истории развития гражданского общества и правового государства стала победителем Межрегионального конкурса «Гуманитарная книга 2012» в номинации «Комплексные проблемы общественных наук [8]. Указанные учебные издания размещены в Научной электронной библиотеке и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.

Последним важным направлением по информационно-методическому обеспечению гражданско-патриотического образования и воспитания в регионе является сопровождение мероприятий, посвященных значимым событиям истории Отечества, в частности, истории Великой Отечественной войны. Для противодействия попыткам фальсификации истории войны педагогам необходимо проводить систематическую работу по гражданско-патриоти-ческому воспитанию подрастающего поколения. Она включает в себя использование методов, приемов и форм как урочной, так и внеурочной деятельности.

В феврале - марте 2013 г. кафедрой предметных областей ИРО Кировской области была проведена предметно-методическая викторина для слушателей курсов повышения квалификации «Сталинградская битва: история, факты, технологии воспитания». В ноябре 2013 г. кафедра организовала областную научно -практическую конференцию «Участие киров-чан в Сталинградской битве и в обороне Ленинграда от немецко-фашистских войск» на базе МОАУ «Гимназия им. А. Грина» г. Кирова. В конференции участвовали учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, руководители поисковых отрядов и др.

Новой формой по научно-методическому сопровождению гражданско-патриотического образования и воспитания в нашем регионе явились Единые уроки мужества. В 2016 г. Правительством Кировской области в рамках празднования 80-летия образования области инициировано проведение цикла Единых уроков мужества. Кафедра предметных областей ИРО Кировской области осуществляет разработку методических рекомендаций, примерных моделей Уроков и мультимедийного сопровождения к ним. Подобные Уроки мужества являются ответом на современные вызовы, стоящие как перед системой образо-

вания, так и перед обществом и государством в целом.

Для популяризации среди учащихся нашей области подвигов кировчан - участников войн в феврале 2016 г. прошел первый Урок мужества, посвященный подвигу 1 -й маневренной воздушно-десантной бригады. 1-я МВДБр была соединением особого назначения, в состав ее отбирались лучшие командиры и политработники, участвовавшие в битвах на Халхин-Голе и в советско-финской войне. Рядовой состав призывался из молодежи 1921-1924 годов рождения (преимущественно жителей Кировской области, а также Удмуртской Республики и Пермской области). Советским командованием в марте 1942 г. в ходе Демянской операции бригаде была поставлена цель: уничтожить ряд тыловых гарнизонов противника, чтобы облегчить регулярным частям Северо-Западного фронта разгром окруженной группировки фашистских войск. Несмотря на трудности, эта задача была успешно осуществлена и гитлеровские части не смогли использовать силы в новом наступлении на Москву [9].

В апреле - мае 2016 г. был проведен второй Единый урок мужества в годовщину установления Г. П. Булатовым Знамени Победы над рейхстагом и в период празднования 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. На данном уроке рассматривалось детство Григория Булатова, его боевой путь, черты характера героя. А также раскрывалась роль нашего земляка в водружении 30.04.1945 победного Знамени над рейхстагом в составе взвода разведки 674-го стрелкового полка 150-й стрелковой Идрицкой дивизии.

Единые уроки мужества проводятся с целью приобщения обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества в контексте формирования у них общероссийской гражданской идентичности. В связи с вышесказанным задачами Единых уроков мужества являются: сохранение и поддержание культурных и нравственных ценностей, укрепление духовного единства народа; воспитание у молодого поколения уважения к подвигу защитников Отечества, любви к Родине; создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации подростков, вовлечение молодого поколения в активные формы духовно-нравственного и гражданско-патриоти-

ческого воспитания. Подобные уроки могут проводиться в рамках ГОС 2004 г. через предметы краеведческой направленности, которые «...введены в 6, 8-9 классах общеобразовательных школ как региональный компонент Базисного учебного плана Кировской области» [10, с. 85-86; 11].

Единые уроки мужества в контексте ФГОС могут проводиться в рамках предметной области «Общественно-научные предметы» (история, обществознание) или во внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление).

Такие мероприятия могут быть реализованы как в форме урока, так и в иных формах внеурочной деятельности.

Полагаем, что преимущественной формой Урока мужества должна быть беседа на этические темы, которая затрагивает базовые национальные ценности, такие как, патриотизм, гражданственность, социальная солидарность и т. п.

Следует отметить, что Единые уроки мужества могут проходить и в различных формах внеурочной деятельности.

При проведении такой формы урока он может быть продолжительнее по времени и охватывать более многочисленный контингент обучающихся.

Занятие в режиме внеурочной деятельности может быть построено с опорой на фронтальную форму работы с использованием ЭОР, фото- и видеоматериалов.

Также возможна организация выступлений учащихся, а также лиц, привлекаемых для участия в мероприятии (например, музейный работник, библиотекарь, член поискового отряда, ветеран Великой Отечественной войны и др.).

Констатируем, что научно-методическое сопровождение гражданско-патриотического образования и воспитания является одной из приоритетных составляющих в системе повышения квалификации педагогов нашей области.

Оно позволяет эффективно формировать гражданские качества личности как обучающихся, так и самих педагогов.

Институт развития образования Кировской области достаточно успешно выстраивает варианты взаимодействия образовательных организаций разных уровней в гражданско-патриоти-

ческом образовании и воспитании педагогов и школьников. Реализация осуществляется через несколько ключевых направлений деятельности: создание системы непрерывного повышения квалификации разных категорий педагогов; корпоративное сотрудничество с образовательными округами, муниципальными органами управления образованием; презентацию положительной образовательной практики реализации учебно-воспитательного процесса в школах региона; развитие опытно-экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в данной сфере; издание учебной дидактической литературы по данной проблеме; научно-методическое сопровождение мероприятий, посвященных истории Великой Отечественной войны для противодействия попыткам фальсификации ее истории.

Библиографический список:

1. Ерёмина Т. Ю. Повышение квалификации как фактор саморазвития личности учителя в условиях непрерывного образования / Т. Ю. Ерёмина // Современный учитель: личность и профессиональная деятельность : материалы II Международной научно-практической конференции : сборник научных трудов / под науч. ред. Г. Ф. Гребенщикова. -М. : Спутник+, 2010. - С. 126-130.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www .consultant.ru/ document/cons_doc_law _140174/ (дата обращения: 01.03.2016).

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipk74.ru/files/projects/fgos/fgos3.pdf (дата обращения: 01.03.2016).

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2003 № 1351-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. bestpravo.ru/rossij skoje/ot-instrukcii/d8w.htm (дата обращения: 01.03.2016).

5. Гражданское образование : пособие для педагогов и работников образования / под ред. Н. Воскресенской, И. Фруминой. - М. : АПК и ПРО, 2000. - 159 с.

Т. Ю. Ерёмина

Научно-методическое сопровождение гражданско-патриотического образования.

ЧИППКРО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg.ru /2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 01.03.2016).

7. Першина Ю. В., Ерёмина Т. Ю. Цивилизаци-онный подход к развитию патриотизма в России с древности до начала ХХ века : учебно-методическое пособие для учителей истории, классных руководителей / Ю. В. Першина, Т. Ю. Ерёмина. - Киров : КИПК и ПРО, 2009. -118 с.

8. Першина Ю. В., Ерёмина Т. Ю. Формирование гражданской активности обучающихся: Ч. II : хрестоматия по истории развития гражданского общества и правового государства / авт.-сост. Ю. В. Першина, Т. Ю. Ерёмина. -Киров : ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012. - 132 с.

9. Сайт о 1 -й маневренной воздушно-десантной бригаде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mvdb1.ru (дата обращения: 01.03.2016).

10. Ерёмина Т. Ю. Базовое образовательное учреждение как эффективная форма повышения квалификации педагогических кадров / Т. Ю. Ерёмина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск. - 2010. - № 1 (3). - С. 85-89.

11. Ильясов Д. Ф. Педагогические теории и роль субъективного фактора в их проектировании / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 12. - С. 5-11.

References:

1. Eryomina T. Y. Advanced training as a factor of self-development of the teacher's identity in the conditions of continuous education // Modern teacher: personality and professional activity : materials II of the International scientific and practical conference: The collection of scientific works / Under the edition of G. F. Grebenshchikov [Povyshenie kvali-fikacii kak faktor samorazvitija lichnosti uchitelja v uslovijah nepreryvnogo obrazovanija // Sovremen-nyj uchitel': lichnost' i professional'naja deja-tel'nost' : materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii : sbornik nauchnyh tru-dov]. M. : Sputnik+, 2010, pp. 126-130.

2. The federal law "About education in the Russian Federation" from 12.29.2012 N. 273-FZ [Fed-eral'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Fede-

racii"]. Web site. Access mode: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (accessed date: 03.01.2016).

3. Concept of spiritual and moral development and education of citizen of Russia identity [Kon-cepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospita-nija lichnosti grazhdanina Rossii]. Web site. Access mode: http://www.ipk74.ru/files/projects/ fgos/fgos3.pdf (accessed date: 03.01.2016).

4. The letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 01.15.2003 N 13-51-08/13 "About civic education of pupils of educational institutions in the Russian Federation" [Pis'mo Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 15.01.2003 N 13-51-08/13 "O grazhdanskom obrazovanii uchashhihsja obsh-heobrazovatel'nyh uchrezhdenij Rossijskoj Federacii"]. Web site. Access mode: http://www.best pravo.ru/rossijskoje/ot-instrukcii/d8w.htm (accessed date: 03.01.2016).

5. Civic education: guide for teachers and workers of education / Under the editorship of N. Voskresenskaya, I. Frumina [Grazhdanskoe obrazovanie : posobie dlja pedagogov i rabotnikov obrazovanija]. M. : Academy of Advanced Training and Retraining of Educators, 2000. 159 p.

6. Strategy of education development in the Russian Federation for the period till 2025 [Strate-gija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025]. Web site. Access mode: http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (accessed date: 03.01.2016).

7. Pershina Y. V., Eryomina T. Y. Civilization approach to development of patriotism in Russia from antiquity prior to the beginning of the XX century: Educational and methodical grant for teachers of history [Civilizacionnyj podhod k raz-vitiju patriotizma v Rossii s drevnosti do nachala HH veka : uchebno-metodicheskoe posobie dlja uchitelej istorii]. Kirov : Kirov Institute of Advanced Training and Retraining of Educators, 2009.118 p.

8. Pershina Y. V., Eryomina T. Y. Formation of civil activity of students: Vol. II: The anthology of history of development of civil society and the legal state / Under the edition of G Y. V. Pershina, T. Y. Eryomina [Formirovanie grazhdanskoj aktiv-nosti obuchajushhihsja: Ch. II: Hrestomatija po istorii razvitija grazhdanskogo obshhestva i pravovogo gosu-darstva / avt.-sost. Ju. V. Pershina, T. Ju. Erjomina]. Kirov : LLC 'Raduga-PRESS', 2012. 132 p.

о соД'Ио,^

f \

ЧИППКРО

9. The website about the 1-st maneuverable airborne brigade [Sajt o 1-j manevrennoj vozdushno-desantnoj brigade]. URL: http://mvdb1.ru.

10. Eryomina T. Y. Basic educational institution as effective form of professional development of pedagogical staff // Scientific support of a system of advanced training [Bazovoe obrazova-tel'noe uchrezhdenie kak jeffektivnaja forma povy-shenija kvalifikacii pedagogicheskih kadrov //

Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov]. Chelyabinsk, 2010, N. 1 (3), pp.85-89.

11. Ilyasov D. F. Pedagogical theory and the role of the subjective factor in it design / D. F. Ilyasov, O. A. Ilyasova // Newspaper of Tomsk State Pedagogical University [Pedagogicheskie teorii i rol' sub'ektivnogo faktora v ih proektirovanii / D. F. Il'ja-sov, O. A. Il'jasova], 2010, N 12, pp. 5-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.