Научная статья на тему 'Использование интернет-ресурсов в системе подготовки кадров для организации краеведческой деятельности'

Использование интернет-ресурсов в системе подготовки кадров для организации краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КРАЕВЕДЧЕСКИХ КАДРОВ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / МУЗЕЙНОЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / ОЧНО-ЗАОЧНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ШКОЛЫ / АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERNET RESOURCES / MUSEUM ONLINE COMMUNITY / PART-TIME SCHOOL SPECIALIZING ON LOCAL HISTORY / EDUCATIONAL AND RESEARCH WORK / TRAINING SPECIALISTS IN LOCAL HISTORY / TRAINING PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляков Леонид Александрович

В статье автор раскрывает задачи, которые решаются с помощью программного подхода в подготовке педагогов и общественных кадров в профильной отрасли «Краеведение» на институциональном, муниципальном и региональном уровнях. Показан процесс создания интернет-сообщества музеев образовательных учреждений на уровне региона. Представлен опыт создания и деятельности областной очно-заочной краеведческой школы и школы туристов-видеооператоров. Подробно описан алгоритм подготовки педагогов и общественных кадров организаторов учебно-исследовательской деятельности на областном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляков Леонид Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using Internet resources in the training of personnel for the regional studies

The author reveals the problems, which are solved with the programme approach to training teachers and social staff, who specialize in Local History at the institutional, municipal and regional levels. There is shown the process of creating an online community of educational institution museums at the regional level. The author introduces the experience of establishing and running a regional part-time school, specializing on local history and a school for tourists-videographers. One can find in the article a detailed description of training teachers and social staff, who organize educational and research work at the regional level.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-ресурсов в системе подготовки кадров для организации краеведческой деятельности»

УДК 378.046.4; 378.147.34; 908;

Л. А. Беляков

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье автор раскрывает задачи, которые решаются с помощью программного подхода в подготовке педагогов и общественных кадров в профильной отрасли «Краеведение» на институциональном, муниципальном и региональном уровнях. Показан процесс создания интернет-сообщества музеев образовательных учреждений на уровне региона. Представлен опыт создания и деятельности областной очно-заочной краеведческой школы и школы туристов-видеооператоров. Подробно описан алгоритм подготовки педагогов и общественных кадров организаторов учебно-исследовательской деятельности на областном уровне.

The author reveals the problems, which are solved with the programme approach to training teachers and social staff, who specialize in Local History at the institutional, municipal and regional levels. There is shown the process of creating an online community of educational institution museums at the regional level. The author introduces the experience of establishing and running a regional part-time school, specializing on local history and a school for tourists-videographers. One can find in the article a detailed description of training teachers and social staff, who organize educational and research work at the regional level.

Ключевые слова: подготовка краеведческих кадров, интернет-ресурсы, музейное интернет-сообщество, очно-заочная краеведческой школы, алгоритм подготовки, учебно-исследовательская деятельность.

Keywords: training specialists in local history, Internet resources, museum online community, part-time school specializing on local history, training programme, educational and research work.

За 34 года работы в Центре детского и юношеского туризма и экскурсий (г. Киров) я имел благодатную возможность участвовать в проведении, а затем и самостоятельно организовывать, координировать подготовку общественных кадров педагогов в профильной отрасли «Краеведение» на институциональном, муниципальном и региональном уровнях.

Наибольшие возможности этой работы раскрылись в условиях внедрения и функционирования в воспитательной системе учреждений образования продолжающихся с 1992 года областных программ изучения родного края, два последних пятилетних варианта которых называются «Программа образования школьников Кировской области средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество - земля Вятская», соавтором разработки которых являюсь.

Если говорить о современном этапе подготовки краеведческих кадров, то прежде всего необходимо иметь в виду тот факт, что сделан качественно новый переход на личностно-ориентиро-ванное взаимодействие в цепочке методист - педагог, пришедшее на смену форме методист - педагоги с достаточно неопределённой степенью ответственности методиста за конечный результат обучения. Этот переход осуществляется с помощью созданных в 20082013 годах интернет-ресурсов Центра.

Чтобы рассматривать данный вопрос, необходимо кратко познакомиться с историей Программы.

1. Основа для подготовки кадров

В 1991-1992 годах по решению педагогического коллектива учреждения была начата работа над «Программой изучения родного края», которая была одобрена областным отделом народного образования и введена в действие его приказом. В последующие годы эта программа развилась в новый документ, существующий и поныне под названием «Программа образования школьников Кировской области средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество - земля Вятская», и вводилась в действие приказами учредителя четырежды, один раз в пять лет. Последний вариант, как и прежние, был рекомендован для освоения всеми образовательными учреждениями области как системообразующий в дополнительном образовании с использованием средств туризма и краеведения в 2011 году (до 2015 года).

Изначально программа предназначалась учреждениям образования как инструмент внеклассной и внешкольной работы.

Благодаря внедрению в практику этого документа в области сохранена и значительно модернизирована существовавшая система туристско-краеведческой деятельности школьников с 1-го по 11-й классы, с 1995 года создана система дополнительного образования

школьников средствами туризма и краеведения, которая существует объективно, независимо от её участников.

Признаками её функционирования являются ежегодные итоговые мероприятия: туристские слёты и соревнования, краеведческие конференции и олимпиады на всех уровнях (школьном, муниципальном, областном). Она опирается на первичные ячейки -коллектив туристской, краеведческой группы и на каждого члена этих коллективов, имеющихся в каждой школе.

Каждый физически здоровый школьник в возрасте от 13 до 18 лет ежегодно, хотя бы один раз, участвует в походах и экскурсиях.

В рамках этой программы было начато и продолжено создание разного рода краеведческих программ, в т. ч. предмета «Краеведение», вошедшего в региональный компонент и существовавшего до последнего времени в школах.

Программа стала основой для создания очно-заочной системы обучения детского актива основам краеведческой, а теперь и туристской деятельности. Впервые в России на базе Центра была открыта в 1992 году и существует поныне областная очно-заочная краеведческая школа, первая школа туристов-видеооператоров.

За годы существования программы в области было открыто 60 школьных музеев (всего - 106), организуется музейное интернет-сообщество, насчитывающее более 40 профильных сайтов-участников.

Благодаря Программе создана система учебно-исследовательской деятельности школьников области, которая своими формами охватывает учащихся всех районов и городов через областные мероприятия - конкурс исследовательских работ школьников по краеведению (только что завершился 15-й), открытую краеведческую конференцию для учащихся 2-11-х классов «Интеллект будущего», региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ школьников «Отечество» и идущий второй год ежеквартальный интернет-конкурс для учащихся 1-11-х классов.

Создана система подготовки педагогических кадров, проводятся ежегодные туристские соревнования учителей, на протяжении десяти лет шла целенаправленная подготовка заведующих и начальников управлений образованием для работы по Программе.

Один раз в пять лет программа подвергается изменению и дополнению в связи с меняющимися условиями существования и необходимостью переподготовки кадров.

Программа признана на федеральном уровне, в профессиональном сообществе, за её реализацию коллектив Центра неоднократно награждался Федеральным центром туризма и краеведения и Министерством образования.

2. Алгоритм подготовки кадров на областном уровне

2.1. Для имеющих опыт работы

2.1.1. Проведение профильных курсов совместно с Институтом развития образования Кировской области (очно).

2.1.2. Семинары Центра для представителей муниципальных образований (очно).

2.1.3. Профильные семинары для организаторов туристс-ко-краеведческой деятельности обучающихся (очно-дистанционно).

2.1.4. Долговременная профильная индивидуальная работа с организаторами туристско-краеведческой деятельности обучающихся (очно-дистанционно).

2.1.5. Краткосрочная профильная индивидуальная работа с организаторами туристско-краеведческой деятельности обучающихся (очно-дистанционно, в т. ч. очное консультирование).

2.1.6. Дистанционная (удалённая) профильная индивидуальная работа с организаторами туристско-краеведческой деятельности.

2.2. Для определившихся новичков

2.2.1. Профильные семинары для организаторов туристс-ко-краеведческой деятельности обучающихся (очно-дистанционно).

2.2.2. Долговременная профильная индивидуальная работа с организаторами туристско-краеведческой деятельности обучающихся (очно-дистанционно).

2.2.3. Краткосрочная профильная индивидуальная работа с организаторами туристско-краеведческой деятельности обучающихся (очно-дистанционно, в т. ч. очное консультирование).

2.2.4. Дистанционная (удалённая) профильная индивидуальная работа с организаторами туристско-краеведческой деятельности.

2.3. Для новичков, определяющихся в туристско-краевед-ческой деятельности

2.3.1. Краткосрочная профильная индивидуальная работа с организаторами туристско-краеведческой деятельности обучающихся (очно-дистанционно, в т. ч. очное консультирование).

2.3.2. Дистанционная (удалённая) профильная индивидуальная работа с организаторами туристско-краеведческой деятельности.

Пункты 2.1.6, 2.2.4, 2.3.2 предполагают использование только электронной почты.

К сожалению, Центр не организует вебинары из-за недостаточной оснащённости адекватным для всех пользователей оборудованием, разным уровнем доступа в Интернет и предобученностью пользователей. Это - дело достаточно близкого будущего. Также не созданы возможности выполнения тестовых заданий, так как отсутствует база для проведения подготовки с их использованием в Центре. То есть с точки зрения организации дистанционной подготовки Центр находится пока на самом низком её уровне - обмене письмами. И тем не менее есть положительные результаты в новой форме подготовки - с использованием возможностей Интернета. Рассмотрим их, исходя из положения «Сайт не только информирует, но и обучает, информируя».

3. Подготовка организаторов туристско-краеведческой деятельности

В указанный период в зависимости от степени освоения Интернет-возможностей в Центре были последовательно созданы три официальных сайта, выполнявших каждый в своё время свои задачи. Наибольший успех выпал на долю ресурса www.kocdyte.narod.ru (но многие страницы можно получить из интернет-архивов), в котором участвовало более 10 тысяч пользователей из разных концов планеты, 90% из России.

Сейчас работа по всем проектам упомянутой Программы перенесена на сайт www.tourcentre.okis.ru, бывший первым официальным сайтом Центра.

На примере Центра организуют подготовку и муниципальные организаторы туристско-краеведческой деятельности, создавшие свои сайты, например В. Л. Мамаев создал лучший сайт в своём округе - www.tur-mamaev.narod2.ru.

Для организации работы по новым направлениям Программы созданы сайты, знакомящие с наиболее популярными видами краеведческой деятельности (история школы - www.alma-mater-33-komintern.narod.ru) и активизирующие работу по актуальным направлениям, например об истории купечества и благотворительности www.02yakov.de.tl («ПРОЗОРОВ»), www.kopejechka.narod2.ru

(«Яков Алексеевич Прозоров и наследники») с блогом «Копеечка» - http://kopeyechka.blog.ru (по материалам издававшегося Центром листка в помощь организаторам поиска).

Ценным ресурсом в организации краеведческой работы на родном (татарском) языке в развитие Программы стал сайт www.asye.de.tl («ЯШЬ ЭЗТАБАР = Юный следопыт»), нашедший своё естественное продолжение в ресурсе www.nokrat.narod2.ru («ТУГАН ЯГЫМ - НОКРАТ = Мой родной Вятский край») в связи с переходом организатора этой работы из Малмыжского районного Дома детского творчества на новый уровень взаимодействия с татарским населением края - на пост председателя Региональной национально-культурной автономии татар Кировской области.

4. Подготовка организаторов учебно-исследовательской деятельности в краеведении

Веление времени - учебно-исследовательская деятельность обучающихся. Для нас она важна тем, что, используя возможности родного края, проще и доступнее можно организовывать детские исследования практически по всем направлениям краеведения, а отсюда легче углубиться в избранную на имеющейся основе область знаний.

Сейчас Центр работает по этому направлению круглогодично, ежедневно и фактически круглосуточно. С созданием профильного сайта www.issledovatel21.narod.ru, «НАСТАВНИК+» с девизом «Для руководителей учебно-исследовательской деятельности школьников, родителей и их юных дарований. Кто сколько осилит...», мы проводим четыре конкурса:

- из них самый перспективный для всех учащихся 1-11-х классов, студентов и педагогов - Открытый областной интернет-конкурс учебно-исследовательских работ школьников и педагогов по краеведению. Он проводится в Интернете с использованием его ресурсов по безбумажной технологии, с подведением итогов по каждому классу во всех доступных номинациях (с перспективой роста - круглогодичное представление работ, возможность исправления недостатков, представление конкурсных работ до тех пор, пока они не будет иметь завершённый вид);

- три традиционных конкурса:

уровневый в рамках Федеральной программы поддержки талантливой молодёжи с финалом в Кирове для учащихся 811-х классов (очно и в Интернете);

региональный этап областного этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «ОТЕЧЕСТВО» - в Интернете;

для тех, кто пробует силы перед участием в двух предшествующих конкурсах (на условиях самоокупаемости) и учится в 111-м классах, - областная открытая краеведческая конференция юных исследователей родного края «Интеллект будущего» (удалённо и очно).

Подготовка кадров осуществляется в наибольшей мере с использованием этого сайта, его материалов в разделе «Ума палата» и т. п., а также преимущественно с использованием электронной почты - индивидуально.

Идеальным был бы переход на безбумажную технологию, что кардинально удешевило бы изготовление итогового материала, но не все эксперты могут читать тексты с экрана, а некоторые принципиально отрицают такую возможность.

Без такого сайта мы утонули бы в бумажном море и не смогли охватить имеющуюся аудиторию.

5. Наиболее интересно и живо организуется подготовка организаторов и актива школьных музеев

Она началась в декабре 2008 года интернет-слётом активистов школьных музеев на закрытом уже сайте «СЛЁТ. СЛЁТ. СЛЁТ», который пришлось проводить в такой форме из-за эпидемии гриппа в срок очного слёта. Виртуальный слёт шёл более месяца и привлёк около 700 участников, что при имевшейся норме предоставления проживания в 50 мест, никогда бы и не состоялся. При активном участии и поддержке молодых педагогов из школ области были разработаны условия проведения секций, комментирования докладов и выставок на страницах сайта, других форм обратной связи. За время слёта было создано 18 сайтов школьных музеев, из которых большая часть функционирует и поныне.

После этого успеха было решено перевести музейные мероприятия из-за хронического нефинансирования в Интернет. Были разработаны новые формы участия в просветительской музейной деятельности, требования к сайтам, проведены конкурсы на лучший сайт школьного музея, два областных конкурса на лучший школьный музей. Конкурсно-смотровая деятельность получила круглогодичную завершённую форму: начало - 27 сентября во Все-

мирный день туризма, промежуточное подведение итогов во Всемирный день музеев и летняя форма «Лето - в поле, лето - в фондах». К началу музейного года приурочено открытие обучающего сезона из трёх-четырёх специализированных семинаров по работе в условиях Примерного положения о музее образовательного учреждения (школьного музея) с обязательным созданием сайта школьного музея (два дня очно и до момента открытия и полноценного функционирования сайта). Сейчас подготовка идёт на сайте «Марафон школьных музеев» www.sm-43region.narod.2.ru, открытом в октябре 2012 года, преемнике сайта «Мой вятский школьный музей» (бывший www.belyleonid.narod.ru, где сейчас располагается библиотека Центра)

Таким образом, практически вся работа с руководителями и активом музеев проводится почти полностью индивидуально и не разобщённо - всегда есть возможность посетить сайты близких по профилю музеев для изучения опыта.

Результатом этой работы является функционирование 40 сайтов школьных музеев (на 106 музеев). Кроме того, выявлено разделов о работе школьных музеев ещё на 43 школьных сайтах. То есть имеется возможность, не отходя от компьютера, побывать в 83 школьных музеях области. О перспективах нынешней работы с ними можно было раньше только мечтать.

Таким образом, следует сделать вывод об очень высокой перспективности организации подготовки кадров организаторов тури-стско-краеведческой деятельности с использованием интернет-ресурсов. Однако следует заметить, что они должны существовать в сочетании с традиционными очными формами обучения, предполагающими живое, но, к сожалению, редкое общение. Благодаря Интернету мы имеем возможность «дойти» до каждого организатора работы со школьниками, каждого юного активиста этой деятельности без посредников, что очень важно для оперативного обучения и организации работы по краеведению.

Приложения

«Сайты школьных музеев» (электронный документ)

КОГОБУ ДОД ЦДЮТЭ // ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ИНТЕРНЕТЕ / ССЫЛКИ. Киров, 2013

Областной музейный портал

http://vyatkamuseums.ru/ Музеи Кировской области.

Ведомственный музей

http://www.komino1997.narod.ru/ «Аз, буки, веди» сайт областного музея истории народного образования КОГОБУ ДОД ЦДЮТЭ.

Сайты школьных музеев города Киров

1. http://muskez.ucoz.ru/ Музей им. К.Э.Циолковского МОАУ СОШ с УИОП № 10 г. Кирова.

2. http://sm32.ucoz.ru/ Музей Л.А. Говорова МБОУ СОШ № 32 г. Кирова.

3. http://www.sm-izba.ru.gg/ «Теремок» МОУ СОШ № 45 г. Кирова.

4. http://sm-school48.ucoz.ru/ Музейный комплекс МОАУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова.

5. http://school58museum.blogspot.ru/ 58 переменок / Блог школьного музея Марии Русиновой

6. http://nrorsva.ru/museum «Музей ветеранов войны в Афганистане» / МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 62 имени А. Я. Опарина г. Кирова. - ДОСТУП С РЕГИСТРАЦИЕЙ.

7. http://www.sch- m- nika.ru.gg/ (новый) и

http://www.sm- nika.ru.gg/ (прежний) «НИКА» школьная республика» МОУ СОШ № 66 Нововятского района г. Кирова.

8. http://sm70kirov.ucoz.ru/ Наш школьный музей МОАУ СОШ № 70 города Кирова.

9. http://mymus.ucoz.ru/ Музей Детства. МОАУ ДОД ЦРТДЮ, г. Киров.

10. http://www.mbspamat.de.tl/ +http://www.dvorecmemorial.narod.ru/me mory.htm/ «Память» / КОГОБУ ДОД ДТДМ, г. Киров.

Разделы о музеях на сайтах школ и других ресурсах

1. http://tvoyashkola10.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 55&Itemid=120 «Музей К. Э. Циолковского» / МОУ СОШ № 10 им. К. Э.Циолковского г. Кирова + сайт музея, см.

2. http://school- k20.ucoz.ru/index/shkolnyj_muzej/0- 63 МОАУ СОШ № 20 города Кирова

3. http://kirov-school22.ru/index.php?option=com_content&view=article&i d=8&Itemid=9 «Историко-краеведческий музей» / МОУ СОШ № 22 г. Кирова - в разработке.

4. http://school32kirov.ucoz.ru/index/muzej_govorova/0-20 «Музей Маршала Л.А.Говорова» / МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 32 г. Кирова + сайт музея.

5. http://lg43.kirov.ru/SLmuzeiist.html «Школьный музей боевой славы ВДВ» / МОУ Лингвистическая гимназия г. Кирова + http://moaulg.ru/ index/muzej_vozdushno_desantnykh_voj sk/0- 26

6. http://gimnaz46.ucoz.ru/index/muzej_gimnazii/0- 41 МОАУ Гимназия № 46 г. Кирова.

7. http://school- k68.ucoz.ru/index/0-15 «Школьный краеведческий музей» / МОУ СОШ № 68 г. Кирова (с. Бахта).

8. http://school73- kirov.ucoz.ru/index/shkolnyj_muzej/0-54 «Музей русского народного творчества» / МОУ СОШ № 73 г. Кирова (пос. Лянгасово).

9. http://kpml.ru/ru/k-65-letiju-pobedy/ «Герой Советского Союза Я. Н. Падерин» / МОУ «Кировский физико-математический лицей» г. Кирова.

Районы области

Сайты-коллекторы учреждений дополнительного образования

1. http://sosnovka-ddt.my1.ru/index/virtualnyj_putevoditel_po_ muzejam_vjatskopoljanskogo_rajona/0-20 Дом детского творчества г. Сосновка Вятско-Полянского района.

2. http://www.musyuria.narod2.ru/«Музей»/МОУ ДОД Центр детского творчества Юрьянского района.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сайты музеев

1. http://sm- 43slobodskg.okis.ru/ Музей «История народного образования в городе Слободском» МКОУ ДОД СЮТур г. Слободского.

2. http://www.sm-ddt-kumeny.narod2.ru/ «Районный музей истории народного образования» / № 9464 от 18.02.04 г. МОУ ДОД ДДТ п. Кумёны.

3. http://www.sm-adzhimka.ru.gg/ «Аджимка» / МСОШ с. Аджим Мал-мыжского района.

4. http://www.sm-bobino.ru.gg «Краеведческий музей» / МОУ СОШ с. Бобино Слободского района.

5. http://www.missredneivkino.narod.ru «МИССИ - музей истории села Среднеивкино» / МОУ СОШ с. Среднеивкино Верхошижемского района.

6. http://sm-sinegorye.narod2.ru/ «Музей истории Синегорского края» / МОУ СОШ с. Синегорье Нагорского района.

7. http://sm-ershovka.narod2.ru/ «Музей Ершовской средней школы Вятскополянского района».

8. www.oktober613730.narod.ru + http://www.125km.ru.gg/«Школьный музей» / МОУ СОШ пос. Октябрьский Мурашинского района.

9. http://www.sm-gonbinka.ru.gg/ «Школьный историко-краеведческий музей» / МСОШ с. Тат-Верх-Гоньба Малмыжского района.

10. http://www.sm-gordino.narod2.ru/«Школьный музей»/ МСОШ с. Гордино Афанасьевского района.

11. http://vpg-muzei.narod.ru/«Исторический музей»/МОУ гимназия г. Вятские Поляны.

12. http://www.school7-slob.narod.ru »История школы»/МОУ СОШ № 7 г. Слободского.

13. http://www.sm-kch-dvereki.narod2.ru/Музей гимназии № 2 г. Киро-во-Чепецка.

14. http://www.sm-zalazna.narod2.ru/Школьный музей с. Залазна Омут-нинского района.

15. http://sm-kargalgen.narod2.ru/Школьный музей посёлка Красно-октябрьский Кумёнского района.

16. http://www.sm-gorenka.narod2.ru/«Горенка» Музей МДОУ детский сад «Теремок» Свечинского района.

17. http://ofdomtv90.narod2.ru Музей МОУ ДДТ Свечинского района.

18. http://sm-kargalgen.narod2.ru/ Школьный музей. Официальный сайт музея МКОУ СОШ п. Краснооктябрьский Куменского района Кировской области.

19. http://school2vp-museu.ucoz.ru/ Сайт музея школы № 2 г. Вятские Поляны.

20. http://sm-vplicei.narod2.ru/ Музей истории школы КОГОКУ «Многопрофильный лицей г. Вятские Поляны».

21. http://turek-shkola.narod.ru/Muzei.htm Русско-Турекская средняя школа Уржумского района.

22. http://novotscool.narod.ru/museum.htm ШМОКУ СОШ с. Новотроицкое Шабалинского района.

23. http://kulygi-school.ru/shkolnyj-muzej.html МКОУ СОШ с. Кулыги Вятскополянского района.

24. http://www.schkola2-musey.moy.su/ «Музей Боевой славы» МОУ СОШ № 2 г. Кирово-Чепецка.

Разделы о музеях на сайтах школ и других ресурсах

1. http://moku-rakitina.ucoz.ru/index/shkolnyj_muzej/0-4 МОКУ СОШ им. С. С. Ракитиной Мурашинского района.

2. http://polom.ucoz.ru/photo/shkolnyj_muzej/3 Поломская школа Киро-во-Чепецкого района.

3. http://school5-vp.ucoz.ru/index/shkolnyj_muzej/0-41 Сайт МКОУ СОШ № 5 города Вятские Поляны Кировской области.

4. http://school-maromiza.ucoz.ru/index/muzej_shkoly/0-16 Маромицкая средняя школа Опаринского района.

5. http://school-suhoborka.narod2.ru/muzei/ МКОУ ООШ п. Сухоборка Слободского района Кировской области.

6. http://shkolavvondanka.ucoz.ru/index/muzej/0-6 МКОУ ООШ села Верховонданка Даровского района.

7. http://www.museum.ru/M2890 «Оружие Победы» / МОУ ДОД Центр дополнительного образования детей г. Котельнича.

8. http://www.schoomir.narod.ru/index1.html «Музей боевой и трудовой славы» / МОУ СОШ пос. Мирный Оричевского района.

9. http://www.proshkolu.ru/org/kruglyzhskaya/folder/3212/ «Школьный музей» / СОШ с. Круглыжи Свечинского района.

10. http://www.musyuria.narod2.ru/shkoli/mkou_sosh_s_uiop_pmurigino/« Школьный исторический музей» / МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов пгт Мурыгино Юрьянского района.

11. http://opoleschool.narod.ru/KPK/str61.htm «Школьный краеведческий музей» / МОУ СОШ м. Опытное Поле Яранского района.

12. http://shkola1yaransk.narod.ru/sh_6.htm +http://museyshkoll1.ucoz.ru/ «Музей истории школы» / № 5089 от 5.05.83 г.; МОУ СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Яранска.

13. http://www.vplicei.ru/muzei_1.php «Исторический музей МОУ Лицея г. Вятские Поляны».

14. http://school2vp.ucoz.ru/index/virtualnyj_muzej/0- 22

Музей МКОУ СОШ с УИОП № 2 г. Вятские Поляны - На сайте учреждения раздел «Виртуальный музей».

15. http://shabshule.narod.ru/museum.htm «Память» / МОУ СОШ п. Ленинское Шбалинского района.

16. http://liceychepetsk.ru/museum Лицей города Кирово-Чепецка | Официальный информационный портал.

17. http://schoolrudnik.narod.ru/index.files/Page1026.htm МОУ СОШ п. Рудничный Верхнекамского района Кировской области.

18. http://oshlan- school.ucoz.ru/index/shkolnyj_muzej/0- 29 Ошланская средняя школа Богородского района.

19. http://makarie.web- box.ru/shkolnyj- muzej/ МОУ ООШ с.Макарье (Кикнурский район).

20. http://orlovskola1.ucoz.ru/index/muzej/0-5 МКОУ ООШ № 1 им. Н. Ф. Зонова г. Орлова Орловского района.

21. http://school- zagarie.ucoz.ru/index/muzej_stariny/0-78 Сайт МКОУ ООШ с.Загарье Юрьянского района.

22. http://krutoylog1.ucoz.ru/index/shkolnyj_muzej/0-4 МКОУ ООШ п. Крутой Лог Нагорского района Кировской области.

23. http://afanschool.ru/shkolnyj_muzej.html СОШ пгт Афанасьево.

Виртуальные музеи:

1. http://www.letopisi.ru/index.php/Региональный_проект_Учителя_Зем ли_Вятской

2. http://www.letopisi.ru/index.php/ История_МОУ_СОШ_ с_УИОП_ № 28_г._Кирова

3. http://www.myzei3.ucoz.ru/ Виртуальный краеведческий музей: Пес-ковская средняя школа № 4 Омутнинского района

4. http://karinka- museum.narod.ru Виртуальный музей истории школы села Каринка Кирово-Чепецкого района.

5. http://konip.ucoz.ru/index/virtualnyj_muzej/0-26 МКОУ ООШ д. Малый Конып Кирово-Чепецкий район Кировская область.

УДК 371.485; 908; 371.86; 37.026.5

А. М. Короткое, Д. В. Земляков, Е. В. Иванов, А. В. Штыров

ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ КАК ЧАСТЬ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Представлены результаты проведенного исследования вопроса активизации взаимодействия музеев и образовательных учреждений Волгоградской области. Раскрыты возможности создания единого информационно-музейного пространства на принципиально новом качественном уровне.

The article introduces the results of the research on the subject of intensifying interaction between museums and educational institutions in Volgograd region. There are presented the possibilities of establishing some united information and museum space on a completely new level of quality.

Ключевые слова: музей, виртуальный музей, информационное пространство, информационные технологии, проект, взаимодействие.

Ключевые слова: museum, virtual museum, information space, Information Technologies, project, interaction.

Музей - важный элемент, связующий прошлое и настоящее родного края, его населения, культуры и традиций. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют вывести просветительскую деятельность музеев на новый качественный уровень. Создание виртуальных музеев, их презентация в сети Интернет позволяют значительно расширить охват целевой аудитории, а объединение виртуальных музеев в информационное пространство будет не только иметь большой научный, образовательный и просветительский эффект, но и создаст условия для повы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.