Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В КАЧЕСТВЕ ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ'

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В КАЧЕСТВЕ ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / ИСТОРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РОЛЬ УЧИТЕЛЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панько Л.И.

В данной статье определён познавательный потенциал методов работы с историческими источниками краеведческого содержания в процессе обучения школьному предмету истории. В работе обоснована эффективность применения исторических источников как научной основы организации исследовательской работы обучающихся на уроках истории, которая делает процесс исторического образования более успешным, способствует формированию исторического сознания школьников. Процесс обучения при использовании указанных приёмов становится более разнообразным, а ученики приобретают навыки самостоятельного поиска новых знаний. Автором статьи было проведено анкетирование учащихся и выявлена степень эффективности исследуемых методов работы по истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панько Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES OF USING HISTORICAL SOURCES AS AN EFFECTIVE MEANS OF FORMING STUDENTS' SKILLS ON THE EXAMPLE OF HISTORICAL LOCAL LORE

This article defines the cognitive potential of methods of working with historical sources of local lore content in the process of teaching the school subject of history. The paper substantiates the effectiveness of the use of historical sources as a scientific basis for the organization of research work of students in history lessons, which makes the process of historical education more successful, contributes to the formation of historical consciousness of schoolchildren. The learning process when using these techniques becomes more diverse, and students acquire the skills of independent search for new knowledge. The author of the article conducted a survey of students and revealed the degree of effectiveness of the studied methods of work on history

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В КАЧЕСТВЕ ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ»

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В КАЧЕСТВЕ ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Л.И. Панько, студент

Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-4-2-237-240

Аннотация. В данной статье определён познавательный потенциал методов работы с историческими источниками краеведческого содержания в процессе обучения школьному предмету истории. В работе обоснована эффективность применения исторических источников как научной основы организации исследовательской работы обучающихся на уроках истории, которая делает процесс исторического образования более успешным, способствует формированию исторического сознания школьников. Процесс обучения при использовании указанных приёмов становится более разнообразным, а ученики приобретают навыки самостоятельного поиска новых знаний. Автором статьи было проведено анкетирование учащихся и выявлена степень эффективности исследуемых методов работы по истории.

Ключевые слова: исторические источники, историческое мышление, исследовательская деятельность, самостоятельная работа, роль учителя, историческое краеведение, историческое сознание.

Современный урок истории в средней школе немыслим без внедрения инновационных методик, а также использования разнообразных источников исторического знания. Источники исторические - это все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества. Процесс исторического образования с их использованием исторических источников приобретает форму исследовательской деятельности. Организация исследовательского метода обучения на уроках истории в средней школе является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у учащихся умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. Методические приемы использования исторических источников позволяют учащимся применять полученные знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.

Использованию исторических источников на уроках истории в школе посвящены многие труды ученых методистов. Значительный вклад в разработку исследовательского метода, а также приемов использования исторических источников на уроках истории в школе, внесли такие корифеи отечественной методической науки, как Вяземский Е.Е., Дайри Н.Г., Шевченко НИ., Стрелова О.Ю., Гора П.В. [1].

В современный период совершенствованию методов и приемов работы с историческими источникам были посвящены статьи Лисовой К.И и Румянцева В.Я. [2,

3].

Организация исследовательской деятельности учащихся на основе исторических источников включает следующие этапы:

1) преподавателем предлагается образец работы с источником;

2) совместная деятельность учителя и учащихся по разбору и анализу источника;

3) самостоятельная работа учащихся с документом. Учитель координирует их деятельность;

4) самостоятельная исследовательская работа с источником на уроке или дома. Учитель проводит инструктаж. Дома ученики готовят сообщения, аналитические и творческие эссе, разрабатывают краткосрочные и долгосрочные проекты [4, с. 39].

При реализации исследовательского метода обучения эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, заимствованные из окружающей среды часто не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Меняется роль учителя, из носителя знаний и информации, оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.

Одной из наиболее актуальных методических проблем учителей истории, наряду с подбором достоверных исторических источников, является то, что существующая в школе система организации исследовательского метода обучения на уроках истории строится без учета краеведческого компонента образования. Часто педагоги ослаблено оценивают идею исследовательского метода обучения и использования материалов региональной истории, не уделяя должного внимания развитию творческого потенциала и способностей личности, формированию у учащихся умений и навыков исследовательской работы, воспитанию самостоятельности и социальной активности. Отсутствие исто-рико-краеведческого достоверного источника зачастую является проблемным элементом при разработке методических приемов использования исторических источников в процессе реализации исследовательского метода обучения на уроках истории в средней школе.

Историческое краеведение в РФ не так давно обрело статус самостоятельного предмета школьного учебного базисного плана. Оно по праву является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует матери-

ал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края.

Изучение регионального компонента государственного стандарта общего образования в рамках курса «История Ставропольского края» призвано формировать у школьников, проживающих на территории Ставрополья, уважительное отношение к истории, природе, хозяйству, традициям и духовной культуре своего региона.

Учащиеся на уроках исторического краеведения обучаются методу поиска информации в исторических источниках, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, побуждать у учащихся желание проводить поисковую работу по истории края, села, школы, семьи, развивать творческие способности учащихся. Применение учителем истории исследовательского метода, метода работы с историческими источниками наиболее оптимальным способом реализуется посредством краеведческого материала.

Практика свидетельствует о том, что использование на уроках местного материала как средства конкретизации исторического прошлого страны в целом, не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими, т.к. осуществляются все три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творче-ско-поисковый.

Прежде чем использовать местный краеведческий материал в учебном процессе, учителю необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока, он может быть изучен до прохождения темы, в начале ее изучения, в ходе и в конце.

Заключительную роль в этом процессе могут представить школьные музеи или уголки боевой славы.

Во время преддипломной практики в МБОУ СОШ №4 г. Ессентуки, автором данной статьи в рамках изучения специального курса «История Ставрополья» при

объяснении темы «Ставрополье в годы Великой Отечественной Войны: 19411945 гг.» были использованы материалы школьного Зала боевой славы.

Для сравнения интереса обучающихся до и после урока, мною была разработана анкета «Мое отношение к Истории Ставрополья», респондентами были 19 учащихся 10-А класса.

Анкета «Мое отношение к Истории Ставрополья»

1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

6. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возмож-

ности нужно знать по данному предмету как можно больше.

7. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

8. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

9. Считаю, что материалы представленные в Зале Боевой Славы мне интересны.

На уроке были рассмотрены Первые сообщения о начале войны на Ставрополье. Задачи мобилизации: призыв на фронт и перестройка экономики края на выпуск военной продукции. Работа аграриев края, движение передовиков на предприятиях. Сбор средств и оказание помощи фронту. Работа госпиталей по приему раненых с фронта. Помощь освобожденным территориям. Участие ставропольцев в боях против немецко-фашистских захватчиков. Военные операции, участниками которых стали жители края. Подвиги, совершенные ставропольцами. Боевые заслуги соотечественников. Боевой вклад женщин Ставрополья в победу над врагом. Оценка советским командованием деятельности героев.

Таблица 1. Результаты анкетирования учащихся 10-А класса

Основные вопросы Выявление познавательного интереса к материалу в рамках изучения специального курса «История Ставрополья»

Первичное анкетирование Вторичное анкетирование (после поведения урока)

Интерес к изучению специального курса «История Ставрополья» 33% 67%

Интерес к материалам Зала Боевой Славы 44% 56%

По результатам, представленным в таблице, можно отметить рост познавательного интереса к материалам в рамках изучения специального курса «История Ставрополья».

В результате проведенного урока учащиеся стали больше интересоваться исто-

использование исторических источников краеведческого содержания приближает учащихся к изучаемым событиям отечественной истории, позволяет создать свое собственное отношение к историческому прошлому страны, конкретизируя его материалами истории родного края.

рией города Ессентуки. Таким образом,

Библиографический список

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Колоскова А.Г. - М.: Просвещение. 1984. - 272 с.

2. Лисова К.И. Использование документов на уроках истории и // Народное образование. - 2001. - №5. - С. 141-149.

3. Румянцев, В.Я. Работа с историческими источниками // Преподавание истории в школе. - 2003. - № 3. - С. 38-41.

4. Маркевич М.Ю. Применение исторических источников как средства формирования навыков исследовательской деятельности в средней школе // Вестник магистратуры. -2015. - № 8 (47). - С. 36-39.

METHODS AND TECHNIQUES OF USING HISTORICAL SOURCES AS AN EFFECTIVE MEANS OF FORMING STUDENTS' SKILLS ON THE EXAMPLE

OF HISTORICAL LOCAL LORE

L.I. Panko, Student

Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract. This article defines the cognitive potential of methods of working with historical sources of local lore content in the process of teaching the school subject of history. The paper substantiates the effectiveness of the use of historical sources as a scientific basis for the organization of research work of students in history lessons, which makes the process of historical education more successful, contributes to the formation of historical consciousness of schoolchildren. The learning process when using these techniques becomes more diverse, and students acquire the skills of independent search for new knowledge. The author of the article conducted a survey of students and revealed the degree of effectiveness of the studied methods of work on history

Keywords: historical sources, historical thinking, research activity, independent work, the role of a teacher, historical local lore, historical consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.