Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ КАК ОСНОВА ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ КАК ОСНОВА ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергиенко Л.М.

В данной статье рассмотрены основные аспекты проблемы гражданско-патриотического воспитания студенческой молодёжи. Автор анализирует причины возникшей проблемы и недостаточной мотивации юношества для формирования патриотических чувств, а также пробелы в методической работе педагогов вузов в процессе гражданско-патриотического воспитания. В работе подчеркивается значимость знания отечественной истории для воспитания патриота и гражданина. Значительная роль отведена анализу краеведческой работы в патриотическом воспитании и ее внеаудиторной форме. Подведены итоги практической работы экскурсоводов в Уголке боевой славы и сделаны выводы об эффективности внеаудиторной работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS AS THE BASIS OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE CIVIC IDENTITY OF THE FUTURE TEACHER

This article discusses the main aspects of the problem of civic and patriotic education of students. The author analyzes the causes of the problem and insufficient motivation of young people to form patriotic feelings, as well as gaps in the methodological work of university teachers in the process of civic and patriotic education. The paper emphasizes the importance of knowledge of national history for the education of a patriot and a citizen. A significant role is assigned to the analysis of local history work in patriotic education and its extracurricular form. The results of the practical work of the guides in the Corner of Military Glory are summed up and conclusions are drawn about the effectiveness of extracurricular work on civil and patriotic education.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ КАК ОСНОВА ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ КАК

ОСНОВА ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент

Ставропольский государственный педагогический институт, Филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-5-185-187

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные аспекты проблемы гражданско-патриотического воспитания студенческой молодёжи. Автор анализирует причины возникшей проблемы и недостаточной мотивации юношества для формирования патриотических чувств, а также пробелы в методической работе педагогов вузов в процессе гражданско-патриотического воспитания. В работе подчеркивается значимость знания отечественной истории для воспитания патриота и гражданина. Значительная роль отведена анализу краеведческой работы в патриотическом воспитании и ее внеаудиторной форме. Подведены итоги практической работы экскурсоводов в Уголке боевой славы и сделаны выводы об эффективности внеаудиторной работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, краеведение, внеаудиторная работа, патриотическое воспитание, историческое сознание.

Одним из наиболее приоритетных направлений государственной образовательной политики России на современном этапе, является патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодёжи. Именно в период обучения в высшем учебном заведении происходит формирование не только нравственных ценностей будущего педагога, а и его гражданской позиции. Безусловно, это один из важнейших аспектов процесса формирования учителя, специалиста, от которого в значительной степени зависит будущее страны. Проблематика, обозначенная в данной работе, является актуальной для современной России.

Во-первых, учитывая не только международную обстановку, но и проведение специальной военной операции вооруженными силами Российской Федерации на Украине, представляется очень важным формирование у студентов патриотическо-

«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки,

наши отцы и деды».

И. А. Ильин

го мировоззрения и активной гражданской позиции.

Во-вторых, без внимания преподавателей вузов не может оставаться та критика, которая довольно часто звучит в средствах массовой информации о недостатках гражданско-патриотического воспитания в отечественной высшей школе.

Снижение воспитательного потенциала высшей школы в постсоветский период привело к размыванию ценностных ориентиров молодёжи, незнанию, а, следовательно, и неуважению к истории своей страны, её героическому прошлому. В такой общественно-политической обстановке практически отсутствовала методически грамотная работа в вузах по формированию у студенческой молодёжи развитого патриотического сознания, чувства гордости и ответственности за свою страну.

Сегодня российское общество предъявляет образовательной системе совершенно конкретный социальный запрос на форми-

рование специалистов с патриотической позицией, знающих и уважающих историю, культуру и традиции своей страны.

Историография обозначенной в данной статье тематики свидетельствует о том, что вопросам патриотического воспитания и в предыдущие несколько десятилетий уделялось значительное внимание, как в историко-методической, так и в педагогической литературе. Прежде всего, в науке разработан понятийно-терминологический аппарат воспитания патриотизма. В частности, в «Российской педагогической энциклопедии» даётся следующее определение патриотического воспитания: «Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» [1].

Определены и структурные составляющие понятия патриотизм: патриотическое сознание, чувства, мотивы, деятельность [2].

Целый ряд отечественных учёных педагогов и методистов (А.Н. Вырщиков, В.И. Лутовинов, Н.В. Ипполитова и др.) дали определение патриотизму, как стержневому личностному качеству, формирующемуся только лишь в процессе целенаправленного патриотического воспитания [3].

Примечательным является тот факт, что в научной литературе основные составляющие патриотического воспитания рассматривались с разных аспектов. Так, Л.Ф. Спирин и Л.Р. Болотина изучали его в рамках идейно-политического воспитания; Н.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов - как часть нравственного; Т.А. Ильина, И.Т. Огородникова выделяют в самостоятельный раздел [4, с. 4].

Для внедрения среди обучающихся в вузе эффективных методов гражданско-патриотического воспитания необходимо, на наш взгляд, проведение мониторинга сформированности патриотических чувств

у первокурсников. Именно такой подход, позволит педагогическому коллективу изначально учитывать те пробелы патриотического воспитания, которые есть у студентов после школьного обучения. В этой ситуации педагоги могут воспользоваться уже имеющимися в отечественной педагогической науке методиками, тестами и анкетами. Также возможно использовать и собственные творческие разработки. В частности, мы в своей практике используем анкеты, содержащие вопросы не только по истории России, но и по истории Ставропольского края. Т.к., именно знания по истории малой родины, своего края являются отправной точкой и в мотивации, и в процессе формирования патриотических чувств молодёжи. Эти анкеты были разработаны автором данной статьи в период сбора материалов для Уголка боевой славы, который был открыт в 2019 г. Анкеты обязательно содержат в себе следующие вопросы:

1. Когда был оккупирован Ставропольский край гитлеровскими захватчиками?

2. Что вы знаете о периоде оккупации и злодеяниях немецко-фашистских оккупантов?

3. Что вы знаете о партизанском движении на Ставрополье в годы Великой Отечественной войны? Назовите фамилии известных вам ставропольцев героев партизан и подпольщиков?

4. Что вы знаете о героях доваторцах и Л.М. Доваторе?

5. Каков был вклад ставропольцев в победу советского народа над фашистской Германией?

6. Что вы знаете о госпитальной базе, развёрнутой на Кавказских Минеральных Водах в годы войны?

7. Когда был освобождён Ставропольский край от гитлеровцев?

8. Что вы знаете об истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны?

Самое первое анкетирование показало, что 40% первокурсников не имеют знаний по истории родного края. В Уголке боевой славы были созданы экспозиции, посвя-щённые истории Ставрополья в годы Великой Отечественной войны. Старшекурсниками при методической помощи педаго-

гов были разработаны и проведены тематические экскурсии для первокурсников «Кавказские Минеральные Воды - госпитальная база в годы Великой Отечественной войны», «Осуществление Холокоста гитлеровскими захватчиками на территории Ставропольского края в период оккупации», «Ставропольцы - Герои Советского Союза».

После проведённых экскурсий было проведено повторное анкетирование с добавленными вопросами:

1. Узнали ли вы что-то новое по истории родного края?

2. Как вы считаете, должен ли гражданин знать историю страны и края?

3. Вызывает ли у вас чувство гордости героическое прошлое земляков?

По итогам анкетирования 100% первокурсников положительно ответили на

представленные вопросы. Более того, практически все изъявили желание участвовать в сборе материалов для Уголка боевой славы и стать в будущем экскурсоводами.

Таким образом, совершенно очевидным представляется вывод об эффективности использования краеведческого материала в процессе формирования гражданско-патриотических качеств студентов. Нельзя не отметить и форму организации воспитательного процесса, а именно внеаудиторная работа. Безусловно, она требует от педагога дополнительных усилий по подбору материала, подготовке экскурсоводов. Но учитывая результативность и повышение мотивации, познавательного интереса у обучающихся она имеет положительное значение в гражданско-патриотическом воспитании.

Библиографический список

1. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. Э.Д. Днепрова. - М.: Большая рос. энцикл., 2009. - 669 с.

2. Целовальникова А.С. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности (на примере городского центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Чита, 2006. - 232 с.

3. Лутовинов В.И. Современный Российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis. - 2013. - №2. - С. 23-30.

4. Пионтковский В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодёжи в условиях регионального образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Якутск, 2006. - 326 с.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS AS THE BASIS OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE CIVIC IDENTITY OF THE FUTURE TEACHER

L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute, Branch in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract. This article discusses the main aspects of the problem of civic and patriotic education of students. The author analyzes the causes of the problem and insufficient motivation of young people to form patriotic feelings, as well as gaps in the methodological work of university teachers in the process of civic and patriotic education. The paper emphasizes the importance of knowledge of national history for the education of a patriot and a citizen. A significant role is assigned to the analysis of local history work in patriotic education and its extracurricular form. The results of the practical work of the guides in the Corner of Military Glory are summed up and conclusions are drawn about the effectiveness of extracurricular work on civil and patriotic education.

Keywords: patriotism, citizenship, local history, extracurricular work, patriotic education, historical consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.