УДК 378
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ
Фоминых Светлана Олеговна1,
канд. физ.-мат. наук, доцент, e-mail: [email protected], 1Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия
В системе высшего образования проблемы патриотического воспитания обучающихся являются основными вопросами в области воспитательной деятельности. В эпоху постправды, фейков, информационного фаст-фуда противоборство ценностей и смыслов становится все более напряженным. Молодежь в наибольшей степени подвергается разрушительному информационному воздействию. В связи с указанными обстоятельствами патриотическое воспитание молодёжи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Актуальность данной работы связана с необходимостью совершенствования и развития методического обеспечения по гражданско-патриотическому воспитанию студентов с учетом новых реалий. В статье на основе анкетирования проведен анализ уровня сформированности у студентов педагогического вуза качеств, которыми должен обладать патриот. Выделены жизненные ценности и личностные качества обучающихся, входящие в понятие «патриотизм». На основе полученных результатов исследования предложено примерное содержание учебной программы по дисциплине «Гражданское и патриотическое воспитание». Выделены направления по организации мероприятий и приведен перечень апробированных на практике мероприятий, способствующих развитию патриотических качеств у обучающихся. Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, патриот, ценностно-ориентированный подход, учебная программа по дисциплине «Гражданское и патриотическое воспитание»
ON THE ISSUE OF ORGANIZATION OF ACTIVITIES FOR CIVIL-PATRIOTE EDUCATION OF STUDENTS
Fominykh S.O.1,
candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, e-mail: [email protected], 1I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
In the system of higher education, the problems ofpatriotic education of students are the main issues in the field of educational activities. In the era ofpost-truth, fakes, informational fast food, the confrontation between values and meanings is becoming more and more intense. Young people are most exposed to destructive information impact. Due to these circumstances, the patriotic education of young people in modern conditions is of particular relevance and significance. The relevance of this work is connected with the need to improve and develop methodological support for the civil and patriotic education of students, taking into account new realities. In the article, on the basis of a questionnaire, an analysis was made of the level offormation of the qualities that a patriot should possess among students of a pedagogical university. The life values and personal qualities of students included in the concept of "patriotism" are highlighted. Based on the results of the study, the approximate content of the curriculum for the discipline "Civil and Patriotic Education" is proposed. Directions for organizing events are identified and a list of events tested in practice that contribute to the development of patriotic qualities among students is given.
Keywords: patriotic education, patriotism, patriot, value-oriented approach, curriculum for the discipline "Civic and Patriotic Education"
DOI 10.21777/2500-2112-2022-2-36-42
Введение
Формирование патриотизма и общероссийской гражданской идентичности является фактором формирования человеческого капитала, направленного на развитие страны, и является одной из важных задач системы образования. В эпоху постправды, фейков, информационного фастфуда противоборство ценностей и смыслов становится все более напряженным. Молодежь в наибольшей степени подвергается разрушительному информационному воздействию. В связи с указанными обстоятельствами патриотическое воспитание молодёжи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Воспроизводство патриотизма в новых условиях затруднено как самой конфигурацией неклассического общества, так и необходимостью пополнения ресурсов единения россиян. Также необходимо отметить, что те духовные связи россиян, которые были сильны ранее, сегодня уже не консолидируют все слои общества. Следовательно, необходимо генерировать новые социальные связи для конструирования общероссийской гражданской идентичности.
В мае 2020 года Глава государства В.В. Путин внес в Госдуму РФ проект поправок к Закону «Об образовании», в соответствии с которым понятие воспитания обучающихся направлено «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»1. Данный Закон был принят Госдумой РФ во втором и третьем чтениях, после одобрения Советом Федерации Федерального Собрания РФ и подписания Президентом РФ вступил в силу 1 сентября 2020 года. Образовательным учреждениям предписана адаптация образовательных программ в части патриотического воспитания.
С 1 января 2021 года стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Проект направлен на создание и обеспечение функционирования системы патриотического воспитания в образовательных организациях.
С учетом изложенного, исследование организации деятельности по гражданско-патриотическо-му воспитанию студентов в современных условиях является актуальным.
Целью исследования является совершенствование и развитие методического обеспечения по гражданско-патриотическому воспитанию студентов на примере Чувашского государственного педагогического университета.
Материал и методы исследования: для достижения поставленной цели в данной исследовательской работе были проанализированы теоретические труды, в которых рассмотрены проблемы патриотического воспитания современной молодежи; проведено эмпирическое исследование на основе анкеты, разработанной В.И. Лутовиновым; использованы общенаучные методы.
Результаты исследования и их обсуждение
Великие педагоги В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и К.Д. Ушинский, а также современные исследователи В.И. Лутовинов, Л.В. Кокуева, Л.И. Мищенко и другие в своих трудах рассматривали вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
По мнению большинства современных исследователей, для российского общества социокультурная ценность патриотизма связана с тем, что патриотизм является духовной основой единения, и тема патриотического воспитания молодежи стала одной из основных в сфере образования.
А.Г. Санина на основе проведенных исследований патриотизм связывает с любовью к Родине; преданностью своему государству; знанием достижений страны, как исторических, так и современных;
1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся».
проявлением гражданской позиции, а также отмечает то, что формирование «конструктивного патриотизма возможно только на основании грамотного соединения концепций гражданского образования и национально-государственного строительства» [1, с. 52, 53].
В.А. Касамара и А.А. Сорокина предлагают пересмотреть подход к образованию и воспитанию молодого поколения. По мнению данных авторов, изучая историю, следует открыто проговаривать и «черные страницы истории, называя все своими именами», только в этом случае можно воспитать неравнодушных и ответственных граждан своей страны [2, с. 108].
В качестве эффективных форм и способов гражданско- и военно-патриотического воспитания И.Я. Мурзина и С.В. Казакова отмечают участие в социальных проектах, формирование гражданско-правового сознания и участие в исторических реконструкциях [3, с. 170].
В соответствии со ст. 12.1 о «требованиях к организации воспитания» Закона «Об образовании»2 школам и вузам было предложено составить календарный план воспитательной работы. Все образовательные учреждения к выполнению данной поставленной задачи отнеслись ответственно: появилась в учебном плане дисциплина «Гражданское и патриотическое воспитание», увеличилось количество проводимых мероприятий гражданско-патриотического, военно-спортивного характера, систематически проводятся месячники патриотического воспитания.
Например, в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» гражданско-патриотиче-ское воспитание осуществляется через ансамбли, кружки, археологические экспедиции. Кураторы и наставники стремятся к формированию у студентов ценностных ориентаций в отношении к традициям, обычаям, к своему народу и Родине [4, с. 347].
Результаты исследования среди студентов Пензенской области позволили сформировать «ценностное ядро», которое содержит следующие ценности: семья, самоценность, свобода и жизнь человека [5, с. 124].
В ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева) с сентября 2021 года во все учебные планы всех направлений подготовки бакалавриата по ФГОС была включена учебная дисциплина «Гражданское и патриотическое воспитание». С целью изучения отношения студентов к понятию «патриотизм» в рамках преподавания данной дисциплины было проведено анкетирование студентов. В нем приняли участие бакалавры 2-го курса профилей «Пожарная безопасность», «Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении», «Математика и информатика» и «Физика и информатика».
Цели анкетирования:
- изучить уровень сформированности у студентов педагогического вуза качеств, которыми должен обладать патриот;
- выявить личностные качества и жизненные ценности, входящие в понятие «патриотизм»;
- наметить дальнейший план патриотического воспитания современной молодежи.
В анкетировании приняли участие 50 студентов физико-математического факультета.
На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом» лишь 13 человек (26 %) из опрошенных ответили, что однозначно считают себя патриотом, 33 студента (67 %) только частично относят себя к патриотам. 4 респондента (7 %) затруднились ответить на поставленный вопрос.
Также по результатам анкетирования можно заметить, что наибольшую роль в формировании патриотических чувств современной молодежи играют родители, школа и окружение (99 %), в то время как СМИ и органы власти влияние на опрошенных практически не оказывают (менее 1 %).
Большинство респондентов понятие «патриот» определяет как «человек, который любит свою Родину, верен ей, уважает и готов ее защищать». К признакам, по которым большая часть студентов характеризует понятие «патриотизм», можно отнести следующие:
— бескорыстная любовь и служение Отечеству, готовность к самопожертвованию ради его блага или спасения;
— верность национальной культуре, укладу жизни и традициям;
— стремление трудиться на благо Родины.
2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации».
Отвечая на вопрос «Какие качества присущи патриоту?», многие указали такие качества, как образованность, уверенность в себе, самоконтроль, ответственность, жизненная мудрость, любовь (духовная и физическая), твердая воля и честность. Однако, по мнению опрошенных, не у всех данные качества развиты в достаточной мере.
Данные социологического опроса и проведенное исследование позволяют сделать вывод о том, что патриотическое воспитание молодежи необходимо поднять на более высокий уровень [6].
На физико-математическом факультете деятельность по формированию у студентов высокого патриотического сознания, готовности к защите Отечества и к выполнению долга гражданина носит систематический и целенаправленный характер. Работа ведется в форме учебных и внеучебных занятий. В рамках ценностно-ориентированного подхода гражданско-патриотическое воспитание требует разработки и реализации в педагогическом университете плана гражданско-патриотического воспитания обучающихся [7; 8].
На первом курсе обучения у студентов формируются ценностно-смысловые основы профессиональной педагогической деятельности. Работа педагога должна быть направлена на развитие у студентов социальной активности, формирование гражданской позиции, эстетической культуры и педагогического общения.
У студентов второго и третьего курсов наблюдается усиление заинтересованности к научно-исследовательской деятельности, к анализу и изучению педагогического мастерства, к повышению квалификации. Следовательно, на данном этапе задачей данного курса является развитие педагогических гуманистических ценностей и идеалов в молодежных сообществах.
На четвертом и пятом курсах у студентов происходит профессиональная социализация. Студенты активно участвуют в профессиональных конкурсах, в подготовке и реализации образовательных проектов на различных уровнях.
Преподавание дисциплины «Гражданское и патриотическое воспитание» может сыграть определенную роль в процессе формирования патриотических качеств у будущих специалистов. Целевые приоритеты студентов применительно к курсу обучения позволяют сделать вывод о том, что данную дисциплину обучающиеся должны изучать на младших курсах. Следовательно, в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева учебная программа дисциплины разработана для студентов первого и второго курсов обучения.
По мнению автора, программа формирования качеств патриотического воспитания у современной молодежи может содержать следующие компоненты:
1) гражданский (знание своих прав и обязанностей, знание основных законов государства, равноправие независимо от национальности и от расы);
2) национальный (этнический) (уважение и изучение народных традиций, этнической культуры, знание истории других народов, их быта);
3) нравственно-этический (формирование этики поведения в обществе, нравственной культуры отношений, уважение к окружающим людям и к старшему поколению);
4) семейный (формирование семейных ценностей, воспитание подрастающего поколения, семейные традиции, уважение к своей родословной);
5) военно-патриотический (формирование положительного отношения к Российской армии, уважение к участникам ВОВ, развитие готовности защищать свою Родину);
6) культурно-эстетический (изучение культуры народов России, знание фольклорных традиций, народных промыслов и ремёсел, развитие творческих способностей детей).
Данные компоненты могут быть сформированы у студентов в рамках учебной, внеучебной и социально ориентированной деятельности.
Рассмотрим примерное содержание дисциплины «Гражданское и патриотическое воспитание», преподаваемой в вузе на 1-2-х курсах всех профилей подготовки. В таблице 1 представлен только перечень тем, направленных на формирование качеств патриотического воспитания молодежи.
Таблица 1 - Наименование и содержание разделов дисциплины
№ раздела Наименование раздела Содержание раздела дисциплины Форма текущего контроля Трудоемкость (час.)
1 История развития патриотизма в России Возникновение и эволюция патриотизма в России (с IX до середины XIX в.). Развитие патриотической идеи с середины XIX по конец XX в. Особенности развития патриотизма в России в начале XXI в. Рейтинговая система оценки знаний 4
2 История возникновения государственных символов России История возникновения Государственного флага РФ. История происхождения двуглавого орла. История создания Государственного гимна России Рейтинговая система оценки знаний 4
3 Проблемы и перспективы патриотического воспитания в образовательной сфере Потенциал патриотизма в воспитании подрастающего поколения. Основные составляющие системы патриотического воспитания. Перспективы патриотического воспитания в сфере образования Рейтинговая система оценки знаний 4
4 Способы формирования патриотизма Воспитание межнациональной культуры общения. Семья как основа патриотического воспитания Рейтинговая система оценки знаний 4
Во время учебных, внеучебных занятий, кураторских часов проводятся мероприятия, способствующие формированию патриотических качеств личности, в том числе:
1. Встречи с ветеранами ВОВ, Героями труда и т.д.
2. Посещение городских музеев и тематических выставок.
3. Конкурсы, интеллектуальные игры, выставки, литературные вечера, квесты, приуроченные к памятным датам.
4. Научно-исследовательские проекты («Краткая история Чувашской Республики», «Моя малая Родина», «История и культура чувашского народа», «Моя родословная», «Горжусь своими предками», «Генеалогическое древо»).
5. Туристические походы в живописные уголки Чувашии.
Музеи и музейные экспозиции, такие, как Музей им. И.Я. Яковлева, Музей Материнской славы, Музей истории ЧГПУ Археолого-этнографический музей, Биологический музей и Музей поискового отряда «Память», активно функционирующие в педагогическом вузе, способствуют формированию патриотических качеств и гражданской идентичности у будущих специалистов. Благодаря поддержке студенческих инициатив в вузе состоялись значимые студенческие проекты - региональный конкурс «Учитель будущего», Парад российского студенчества, Всероссийский этнопедагогический лагерь студенческих объединений «Народы России», Всероссийский слет общественных студенческих объединений «Хастар». В университете налажена работа кружков и творческих студенческих объединений: ансамбль народного танца ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, фольклорный ансамбль «Юрай», Театр мод «Королевство снов»; вокальный ансамбль «Иволга и др. Ежегодно проходят культурно-массовые мероприятия: творческий конкурс первокурсников «Перловка», фестиваль-конкурс «Дружба народов», праздник «Новруз», Студенческая весна, социально-значимые акции, встречи с представителями правоохранительных органов и др.
В рамках практических либо внеаудиторных занятий студенты посещают следующие учреждения культуры г. Чебоксары: Чувашский национальный музей; Музей чувашской вышивки; Литературный музей им. К.В. Иванова; Музей пожарной охраны; Музей воинской славы ЧР; Музей МВД по ЧР; Русский драматический театр; Художественный музей; Театр оперы и балета; Музей В.И. Чапаева. Например, с 20 января по 23 февраля 2022 года в Музее воинской славы проходил месячник патриотического воспитания «Защитники Отечества», в рамках которого проводились занятия, приуроченные к историческим датам. Со студентами можно было посетить интерактивные занятия «Вклад в Победу» (помощь фронту, работа тыла в Чувашии), «Что в мешках носили дети, одержавшие Победу» (состав вещевого мешка солдата времён Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.), «Их именами названы улицы», «Под белым халатом не спрячешь погоны» (работа медицинских сестёр и врачей во время ВОВ). На таких занятиях есть прекрасная возможность продемонстрировать студентам личные вещи участников ВОВ и фотографии тех времен.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- формирование настоящего патриотизма связано с социально-духовным и нравственным уровнем развития личности;
- патриотическое воспитание очевидно должно быть системным, плановым и является одним из наиважнейших направлений в сфере воспитательной деятельности;
- патриотическое воспитание позволяет сформировать полноценную личность будущего специалиста. Патриотические чувства должны зарождаться в раннем возрасте из любви к своей «малой родине» и подняться в зрелом возрасте до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм связывает между собой поколения, является цементирующей основой существования любых наций. Нам нужно помнить, что прошлое создает настоящее, а настоящее формирует будущее; ценить историю своей страны и своего народа; стремиться внести посильный вклад в развитие будущего нашей Родины.
Заключение
В работе дан обзор научной литературы по направлениям патриотического воспитания молодежи и содержанию термина «патриотизм». В рамках ценностно-ориентированного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию разработан и апробирован на практике в педагогическом университете план воспитания обучающихся с учетом целевых приоритетов студентов применительно к курсу обучения. Показано, что изучение дисциплины «Гражданское и патриотическое воспитание» целесообразно на первом и втором курсах. На основе анкетирования изучен уровень сформированности у студентов педагогического вуза качеств, которыми должен обладать патриот. Выделены жизненные ценности и личностные качества, входящие в понятие «патриотизм». На основе полученных результатов исследования предложено примерное содержание программы «Гражданское и патриотическое воспитание» для студентов вуза. На примере опыта автора приведен перечень мероприятий, которые могут способствовать развитию патриотических качеств у обучающихся.
Список литературы
1. Санина А.Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. - 2016. - № 5. - С. 44-53.
2. Касамара В.А., Сорокина А.А. «С чего начинается Родина»: патриотизм в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. - 2016. - № 6. - С. 99-110.
3. Мурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, № 2. - С. 155-175.
4. Иванова Д.В., Константинова В.В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриоти-ческого воспитания студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. -Т. 13, № 3. - С. 344-351.
5. Корж Н.В. Основные направления формирования патриотического сознания студенческой молодежи: региональный аспект // Власть. - 2021. - № 1. - С. 123-130.
6. Куликов С.П., Новиков С.В. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах [Электронный ресурс] // Московский экономический журнал. - 2019. - № 11. - URL: https:// www.cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov-v-otechestvennyh-vuzah/ viewer (дата обращения: 07.06.2022).
7. Макарова Е.А. Гражданско-патриотические ценности в системе ценностных ориентаций личности будущего педагога // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 1 (2). - С. 76-79.
8. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография. - Волгоград: Авторское перо, 2016. - 172 с.
References
1. SaninaA.G. Patriotizm i patrioticheskoe vospitanie v sovremennoj Rossii // Sociologicheskie issledovaniya. -2016. - № 5. - S. 44-53.
2. Kasamara VA., Sorokina A.A. «S chego nachinaetsya Rodina»: patriotizm v predstavleniyah studencheskoj molodezhi // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. - 2016. - № 6. - S. 99-110.
3.Murzina I.Ya., Kazakova S.V Perspektivnye napravleniya patrioticheskogo vospitaniya // Obrazovanie i nauka. - 2019. - T. 21, № 2. - S. 155-175.
4. Ivanova D.V., Konstantinova V.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studentov vuza // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2019. - T. 13, № 3. -S.344-351.
5. Korzh N.V. Osnovnye napravleniya formirovaniya patrioticheskogo soznaniya studencheskoj molodezhi: regional'nyj aspekt // Vlast'. - 2021. - № 1. - S. 123-130.
6. Kulikov S.P., Novikov S.V Osobennosti patrioticheskogo vospitaniya studentov v otechestvennyh vuzah [Elektronnyj resurs] // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. - 2019. - № 11. - URL: https://www.cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov-v-otechestvennyh-vuzah/viewer (data obrashcheniya: 07.06.2022).
7. Makarova E.A. Grazhdansko-patrioticheskie cennosti v sisteme cennostnyh orientacij lichnosti budushchego pedagoga // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 1 (2). - S. 76-79.
8. Vyrshchikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossijskom obshchestve: monografiya. - Volgograd: Avtorskoe pero, 2016. - 172 s.