Научная статья на тему 'Организация литературно-краеведческой школьной экскурсии на примере "Казань революционная"'

Организация литературно-краеведческой школьной экскурсии на примере "Казань революционная" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
293
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕВОЛЮЦИЯ / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА / ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ПРЕДМЕТНЫМ ОБЛАСТЯМ) / ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА / М. ГОРЬКИЙ / В.В. МАЯКОВСКИЙ / А.Н. ТОЛСТОЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фахрутдинова Г.Р.

Статья посвящена одной из проблем школьного исторического образования отсутствия изменений в методике преподавания курса отечественной истории в старших классах, необходимых для корректирования учебного процесса и повышения его эффективности в соответствии современными требованиями в области образования. Наряду с этим, в статье поднята другая проблема недополучение должного уровня знаний по краеведению среди школьников. Так, в татарстанских школах ощущается нехватка учебных часов, выделяемых для изучения курса по истории РТ. По мнению автора, выйти из сложившейся ситуации возможно путем создания и включении в учебный процесс историко-краеведческих экскурсий, в том числе экскурсионно-туристического маршрута «Казань революционная». «Казань революционная» позволяет интерактивной и развлекательной форме изложить материал и по истории России и республике Татарстан, а экскурсионная форма обучения призвана помочь школьникам в изучении истории, в восполнении недостаточно изучаемых, но необходимых знаний по краеведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация литературно-краеведческой школьной экскурсии на примере "Казань революционная"»

УДК9.902/908

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ШКОЛЬНОЙ

ЭКСКУРСИИ НА ПРИМЕРЕ «КАЗАНЬ РЕВОЛЮЦИОННАЯ»

Фахрутдинова Г.Р., студент, allright1995@mail.ru Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Статья посвящена одной из проблем школьного исторического образования — отсутствия изменений в методике преподавания курса отечественной истории в старших классах, необходимых для корректирования учебного процесса и повышения его эффективности в соответствии современными требованиями в области образования. Наряду с этим, в статье поднята другая проблема — недополучение должного уровня знаний по краеведению среди школьников. Так, в татарстанских школах ощущается нехватка учебных часов, выделяемых для изучения курса по истории РТ. По мнению автора, выйти из сложившейся ситуации возможно путем создания и включении в учебный процесс историко-краеведческих экскурсий, в том числе экскурсионно-туристического маршрута «Казань революционная». «Казань революционная» позволяет интерактивной и развлекательной форме изложить материал и по истории России и республике Татарстан, а экскурсионная форма обучения призвана помочь школьникам в изучении истории, в восполнении недостаточно изучаемых, но необходимых знаний по краеведению.

Ключевые слова: Экскурсия, школьная экскурсия, внеурочная экскурсия, внеурочная экскурсия, школьное образование, революция, российское образование, теория и методика, обучения и воспитания (по предметным областям), история Татарстана, М. Горький, В.В. Маяковский, А.Н. Толстой.

Современное школьное образование находится в постоянном поиске все новых методик преподавания, поскольку под влиянием телевидения и сети Интернет современные школьники живут в бесконечном потоке информации. Наряду с этим у них «наблюдается переход от книжной культуры восприятия информации к образной и наглядно -звуковой» [2, с. 2].

Поэтому на сегодняшний день при изучении истории перед учащимися школ ставится задача научиться «добывать, критически осмысливать и интерпретировать информацию» [6, с. 150]. В связи с этим издается огромное количество учебных пособий по истории, основанных на различных теоретических подходах, раскрывающих исторический процесс. Тем не менее, очевидно падение уровня знаний у школьников и их интереса к истории. Причем самыми скудными уровнем познания ученики «могут похвастаться» в отношении истории родного края.

Объяснимо это тем, что курс истории России настолько объемен, что нередко краеведческий материал изучается кране мало. Тем не менее, полностью отказываться от изучения истории по учебнику не стоит. Ведь чтение учебного материала - это основополагающий способ изучения исторических событий, позволяющий сформировать у школьников базовые представление о прошлом. Поэтому необходимо искать новые методы преподавания истории, которые восполнили бы недостатки школьного образовательного процесса. К примеру, возможно проведение внеурочных экскурсий.

«Экскурсия - это выход «из» школы, но сохранение связи с учебным заведением» [1]. По мнению Г. В. Бурлаковой, главную преимущество экскурсии - «изменение пространственной координации» [2], поскольку, находясь на экскурсии, «ученик неизменно несет в себе знания, полученные от педагогов -

профессионалов, однако включается в иную среду, новую локацию» [2, с. 2]. Кроме того, в содержание экскурсионного нередко включают краеведческий материал, что дает возможность ученикам узнать многое об истории родного края, а учителю предоставляет «надежный инструмент для реализации государственного образовательного стандарта» [9].

Понимание того, что экскурсия является прекрасной альтернативой стационарному образованию известно давно еще с 20 -х гг. XX в. Советские педагоги были уверены, что классное преподавание и экскурсия должны коррелироваться друг другом и координироваться единым планом, поэтому к организации экскурсий относились столь серьезно. Нередко издавались пособия, включающие методику и технику организации школьных экскурсий.

Говоря о преимуществах экскурсионной формы обучения, коллектив авторов, в лице Г.Н. Боча, Б.К. Райкова, П. М. Соколова и Г.Г. Тумима [3], отводил особое внимание на возможность нравственного воспитания посредство экскурсионного метода образования. Это же подтверждал профессор В.В. Половцов, который в статье «Педагогическое значение экскурсий» [12] выделял образовательные элементе экскурсии. Он утверждал, что метод иллюстрации - одно из главных достоинств экскурсии. По его мнению, экскурсия позволяет наилучшим образом показать те процесс и явления, которые сложно передать словесно на уроке.

Идею о важности включения экскурсии в образовательный процесс говорят и современные педагоги. К примеру, Г.В. Бурлакова [2] характеризует экскурсию как «выход во вне» [2, с. 6], подобным образом, она подчеркивает ряд положительных сторон экскурсии. По ее словам, выход за пределы образовательного учреждения позволяет учащемуся, во -первых, отойти от формализованных, рамок, мешающих процессу обучения; во -вторых, погружает в мир артефактов, способствующих развитию мышления и воображения.

Как видим, специалисты единогласны, что посещение экскурсии оказывает существенное положительное влияние на обучение и воспитание. Поэтому школьный учебный процесс следует непременно сочетать с экскурсионными выходами. Экскурсия должна быть эмоциональна и насыщена разнообразными фактами, например, литературными вставками, одновременно развлекающих и эродирующих экскурсантов.

Исходя из этих характеристик, отличным вариантом школьной внеурочной экскурсии являются литературно-краеведческие. Для доказательства этого утверждения, рассмотрим литературно-краеведческую экскурсию «Казань революционная», разработанную для учащиеся общеобразовательных школ г. Казани.

«Казань революционная» - это туристско-экскурсионный маршрут, посвященный революционной истории Казани 80 -х гг. XIX в. - 20-30-х гг. XX в. Известно, что в эти годы Казань и казанский край был одним из очагов волнения в революционных событиях, пришедшиеся на рубеж XIX-XX вв., а также на начало прошлого века. Так, казанцы принимали активное участие в сражениях в годы Первой буржуазной революции 1905-1907 гг., а «казаки и их нагайки стали символом этого периода» [4].

Ранее еще в 80-е годы XIX в. спокойствие городских улиц потрясали студенческие бунты. В частности, 4 декабря 1887 г. произошла знаменитая сходка студентов Казанского университета, одним из ее участников и организаторов которой являлся В.И. Ульянов-Ленин.

Позднее именно об этом эпизоде казанской истории поэт П.А. Радимов напишет стих «Казань»:

«Декабрь. Снег, и чуть крутой мороз. Студенческие мечты и юношеских грез Стороннику, жильцу Зарайска и Рязани, Все слышен сходок жар и диспутов. Бурлит Аудитория. В том зале, где был Ленин, Студенчество теперь здесь страстно говорит. Путь революции один, он неизменен, В России нет царей, звезда коммуны светит, И радостно народ её сиянье светит» [13].

Ключевые события «красного октября» пришлись на 25 -29 октября 1917 г. В частности, в те дни было опубликовано знаменитое воззвание к населению Казани и губернии, провозгласившее о переходе власти в руки солдат, рабочих, крестьян и их народного правительства.

По завершению всех волнений было положено начало строительства Советского государства, в котором Казань как «столица Красной Татарии» заняла особую нишу - одного из важнейших промышленных центров страны.

Приведенные сведения являются важнейшими фактами в истории РТ. Более того, именно они получили освещение в отечественной художественной литературе. Так, в одном из своих стихов В.В. Маяковский описывает настроение казанцев, их идеологические воззрения как типичных советских граждан. (в 1928 г. поэт останавливался в нашем городе в гостинице «Казань» для встречи с журналистами и почитателями его таланта. Прим. Ф .Г.):

«Стара, коса стоит Казань. Шумит бурун: "Шурум.. бурум.." По-родному тараторя, снегом лужи намарав, у подворья в коридоре люди смотрят номера. <... >

Входит татарин:

"Я на татарском вам прочитаю "Левый марш» [11]. Приведенный отрывок свидетельствует о том, что в основе создания литературно-краеведческой экскурсии «Казань революционная» лежит комплекс сведений из литературы, истории и краеведения. На основании этих материалов разработан туристский маршрут, реконструирующий события из казанской истории революции периода 80-х гг. XIX- 20-30-х гг. XX вв.

В рамках туристского маршрута «Казань революционная» предлагается посещение Главного здания КФУ, памятника В.И. Ленину-студенту, Александровского пассажа, здания «Казанского подворья», литературно -мемориального музея им. А.М. Горького и бара-ресторана «Маяковский. Желтая кофта». Перечисленные здания и постройки связаны с событиями революционной эпохи, их упоминание встречается в автобиографии и стихотворениях В.В. Маяковского [11], в романе А.Н. Толстого «Гадюка» [14] и повести М. Горького «Мои университеты» [6]. Также экскурсионный текст дополняют выдержки из произведений Д. Бедного [1], Е.А. Евтушенко [7], Г. Исхаки, Д.Н. Кугультинова [1], П. А. Радимова [13] и Л.М. Рейснер [1].

В «Казани революционной» объединены факты из истории России и Татарстана, дополненные литературными описаниями, что придает маршруту ряд достоинств. Во-первых, освещение в экскурсии фактов из

казанской истории наряду с действиями всероссийского масштаба позволяет связывать революционные события и выстраивать их в сознании школьника -экскурсанта в хронологической последовательности - от возникновения предтечей революционных волнений в казанском крае 80-х гг. XIX в. до их завершений и образования Советского государства, т .е. до 20-30-х гг. XX в.

Во-вторых, рассказывая о сражениях и действиях, происходящих в казанском крае, экскурсовод дополняет, а порой и восполняет знания из курса по истории Татарстана. Экскурсанты не просто узнают об исторических событиях, они получают целостного представление об истории местного края, анализируют сведения и сопоставляют их с фактами из истории России.

Во-третьих, описание города и исторических событий через призму взглядов М. Горького, В.В. Маяковского и А.Н. Толстого - это нестандартный методологический подход, который знакомит экскурсанта с различными точками зрения в отношении истории революции в России. Таким образом, ученик практикует творческий анализ и учиться самостоятельно интерпретировать исторические события, поскольку он «избавлен от навязываемого ему мнения автора учебника» [15].

В-четвертых, наличие литературных отрывков и вставок из произведений классиков, не только эмоционально насыщает экскурсионный рассказ, но и знакомит с творчеством литературных авторов. В результате, вполне возможно, что посещение экскурсии «Казань революционная» станет именно тем фактором, который пробудит в учащемся интерес к дальнейшему прочтению произведений М. Горького, В.В. Маяковского и А.Н. Толстого.

Таким образом, экскурсионно -туристический маршрут «Казань революционная» - это экскурсия, раскрывающая хронику казанской истории времен революции через призму литературы. Использованный фактологический комплекс, объединяющий исторический и литературный материал, позволяет получить цельное представление о периоде революции в казанском крае (80-х гг. XIX- 20-30-х гг. XX вв.), а также придать им новый свежий взгляд и эмоционально насытить материал.

На основании этого, «Казань революционную» следует классифицировать как литературно-краеведческую экскурсию, целевая аудитория которой ученики 10-11 классов общеобразовательных школ, уже прошедшие ранее курс отечественной истории и подготовленные к восприятию материала данного уровня сложности.

Литература

1. Аристов В.В., Каримуллина А.Г., Климентовский, В. А. Казань в художественной литературе. Казань: Татарское книжное издательство, 1977. 360 с.

2. Бурлакова В.Г. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания. Концепт. 2014. № 11. 6 с. URL: file:///C:/Users/%D0%93% D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D0%B7/Downloads/ekskursiya-kak-sredstvo-vneurochnoy-deyatelnosti-edinstvo-formy-i-soderzhaniya.pdf (дата обращения 12.10.17).

3. Боч Г.Н., Райков Б.К., Соколов П.М. Тумим Г.Г. Образовательные экскурсии их основные задачи и место в учебном курсе. Сборник научно-педагогических статей. СПб. 1921. С. 1-13.

4. Габдрахитова Л. Революция 1905 года в Казани: зиндан строгого режима, казачья нагайка и бунты солдат. Реальное время. URL: https://realnoevremya.ru/society/history/77877-revolyuciya-1905-goda-v-kazani-policeyskie-kazaki-i-soldaty (дата обращения: 12.10.17).

5. Головня Е.В. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время. Молодой ученый. 2016. №5-6. 29-31 с. URL: https://moluch.ru/archive/109/26981/ (дата обращения: 13.10.17).

6. Горький А.М. Мои университеты. Казань: Татарское книжное издательство, 1981. 607 с.

7. Евтушенко Е.А. Казанский университет. М. Самиздат. 2004. URL: http://lib.ru/POEZIQ/ EWTUSHENKO/kazan.txt_Contents (дата обращения: 27/10/17).

8. Емельянов Б .В. Экскурсоведение. М: Советский спорт. 2007. 216 с. URL: http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs.htm (дата обращения: 11.10.17).

9. Кацва Л. А. Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы. Вопросы образования. 2005. 148-163 с. URL:file:///C:/Users/%D0%93%D1% 83%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D0%B7/Downloads/prepodavanie-istorii-v-sovremennoy-rossiyskoy-sredney-shkole-problemy-i-perspektivy.pdf (дата обращения: 11.10.17).

10. Никифоров Ю. А., Вяземский Е.Е., Иоффе А.Н., Мишина И. А., Абдулаев Э.Н., Морозов

A.Ю., Стрелова О.Ю. Преподавание новейшей истории в России: учеб. пособие под ред.

B.Д. Нечаева. М. Гуманитарный университет им. М. А. Шолохова. 2012. http://histrf.ru/uploads/ media/default/0001/0 2/495ad4d51633413635e42278fbf073 8eb77ecaf4.pdf (дата обращения 11.10.17).

11. Маяковский В .В. «Стара, коса...». Русская поэзия. URL: http://rupoem.ru/mayakovskij/ stara-kosa-stoit.aspx (дата обращения: 13.10.17).

12. Половцов. В.В. Педагогическое значение экскурсий. Сборник научно-педагогических статей. СПб. 1921. С. 13-23.

13. Радимов П.А. Избранные стихи. М.: Художественная литература. 1988. 179 с.

14. Толстой А.Н. Гадюка. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1983. 497 с.

15. Троицкий Ю. Текст учебника как дискурсэ История. 2000. N° 29. URL: http://his.1september.ru/article.php?ID=200002905 (дата обращения: 11.10.17).

ORGANIZATION OF LITERARY-LOCAL SCHOOL EXCURSION ON THE EXAMPLE

"KAZAN REVOLUTIONS" G.R. Fakhrutdinova, student, allright1995@mail.ru Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia

The article is devoted to one of the problems of school history education - the absence of changes in the methodology of teaching the course of Russian history in the senior classes necessary to adjust the educational process and improve its effectiveness in accordance with modern educational requirements. Along with this, the article raises another problem - the lack of adequate level of knowledge in regional studies among schoolchildren. So, in Tatarstan schools there is a shortage of study hours allocated for studying the course on the history of the Republic o f Tatars tan .

According to the author, it is possible to get out of the current situation by creating and including in the educational process historical and local lore excursions, including the excursion and tourist route "Kazan revolutionary". "Kazan revolutionary" allows interactive and entertaining form to present material on the history of Russia and the Republic of Tatarstan, and the excursion form of instruction is designed to help students in the study of history, in replenishment of insufficiently studied, but necessary knowledge in local history.

Keywords: Excursion, school excursion, after-hours excursion, after-school excursion, school education, revolution, Russian education, theory and methodology, education and upbringing (on subject areas), history of Tatarstan, M. Gorky, V.V. Mayakovsky, A.N. Tolstoy.

Дата поступления статьи в редакцию 22.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.