Научная статья на тему 'ПРИЕМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ'

ПРИЕМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

2446
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ / ИСТОРИКО-АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ / ИСТОРИЧЕСКИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТАБЛИЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходырева Екатерина Сергеевна, Калужина Екатерина Сергеевна, Акользина Марина Константиновна

В данной статье приведены результаты изучения и анализа литературы о наглядных методах в преподавании истории. Теоретически обоснована необходимость строить историческое образование на принципах визуализации в условиях современного школьного обучения. На основе методических разработок, научных статей, персональных Интернет-сайтов были описаны примеры работы с наглядными средствами: историческими картинами, таблицами, схемами и т.д. Нами предложены конкретные рекомендации по организации работы с приемами визуализации на уроках истории, при выполнении домашних заданий, а также на дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходырева Екатерина Сергеевна, Калужина Екатерина Сергеевна, Акользина Марина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION TECHNIQUES FOR STUDYING HISTORY

This article presents the results of studying and analyzing the literature on visual methods in teaching history. The need to build historical education on the principles of visualization in the conditions of modern school education is theoretically justified. Based on methodological developments, scientific articles, and personal Internet sites, examples of working with visual AIDS were described: historical paintings, tables, diagrams, and so on. We offer specific recommendations on how to work with visualization techniques in history lessons, homework, and distance learning.

Текст научной работы на тему «ПРИЕМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ»

Kaluzhina Ekaterina Sergeevna

4th year student Pedagogical Institute, specialty 44.03.05 Pedagogical education

(profile "Primary education"), Акользина Марина Константиновна Akolsina Marina Konstantinovna

Научный руководитель. Кандидат исторических наук, доцент. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина.

Supervisor.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor. Tambov State University named after G.R. Derzhavin.

ПРИЕМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

VISUALIZATION TECHNIQUES FOR STUDYING HISTORY

Аннотация: В данной статье приведены результаты изучения и анализа литературы о наглядных методах в преподавании истории. Теоретически обоснована необходимость строить историческое образование на принципах визуализации в условиях современного школьного обучения. На основе методических разработок, научных статей, персональных Интернет-сайтов были описаны примеры работы с наглядными средствами: историческими картинами, таблицами, схемами и т.д. Нами предложены конкретные рекомендации по организации работы с приемами визуализации на уроках истории, при выполнении домашних заданий, а также на дистанционном обучении.

Ключевые слова: визуализация, методика преподавания истории, исторические схемы, историко-арифметические примеры, исторические сравнительные таблицы.

Abstract: This article presents the results of studying and analyzing the literature on visual methods in teaching history. The need to build historical education on the principles of visualization in the conditions of modern school education is theoretically justified. Based on methodological developments, scientific articles, and personal Internet sites, examples of working with visual AIDS were described: historical paintings, tables, diagrams, and so on. We offer specific recommendations on how to work with visualization techniques in history lessons, homework, and distance learning.

Keywords: visualization, methods of teaching history, historical diagrams, historical arithmetic examples, historical comparative tables.

Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что современный ФГОС основного общего образования [1] содержит определенные требования к результатам изучения такой предметной области, как История России, которых невозможно достичь без реализации приемов визуализации. Так, например, согласно ФГОС учащиеся должны приобрести навык поиска, анализа, сопоставления и оценки информации о событиях и фактах прошлого и настоящего, содержащейся в различных источниках, к числу которых относятся и наглядные источники (учебные исторические картины, чертежи, фотографии, хроникальные фильмы, виртуальные музеи и т.д.). Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" овладение уже базовым уровнем курса «История» предполагает проектную деятельность учащихся и занятие «исторической реконструкцией с привлечением различных источников» [2]. Кроме того, без визуальных методов преподавания невозможно и изучение тем о культуре и быте, предусмотренных «Историко-культурным стандартом» [3], ведь они подразумевают визуальное восприятие учащимися различных произведений искусства.

Материалы и методы исследования

Законодательная база исследования включала в себя:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2) Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 (в ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".

3) Историко-культурный стандарт.

В качестве методологической базы нами были выбраны труды таких педагогов и психологов, как Л.Н. Алексашкина и Н.И. Ворожейкина, О.Ю. Бывшева, Л.В. Черкасова, К.С. Молотов, Н. В. Чернова и Н. Н. Макарова, И.П. Подласый, Е.В. Миронова и др.

Основными методами исследования являлись поиск и анализ литературы по теме, изучение индивидуальных разработок учителей-методистов и их персональных интернет-сайтов, а также - составление собственных методических материалов на основе изученного.

Результаты исследования и их обсуждение

Домашняя работа

В связи с преобладанием в современных школах направленности обучения на развитие в учениках навыков самообразования и самовоспитания, начнем с использования прием визуализации при выполнении домашних заданий. Домашняя работа по истории как форма самостоятельной деятельности ученика - оптимальный способ изучения и запоминания исторических дат. Ясно, что изучение истории начинается с дат, и если на уроке учитель знакомит учеников с ними, то дома детям предстоит кропотливая работа по их заучиванию. Можно предложить ученикам разделить следующие даты по соответствующим колонкам таблицы: «1223, 1237,1238,1240, 1242, 1327, 1378, 1380, 1382, 1480 -№1. Монголо-татарское нашествие. №2. Немецко-шведские рыцари» [4].

Еще одним эффективным способом организации домашней работы учащихся с датами является составление историко-арифметических примеров. Мы предлагали ученикам 8-х классов дома придумать математические примеры, в которых нужно «сложить» и «вычесть» даты тех или иных событий. Например: (Последний год правления отца Петра I) - (Последний год правления Михаила Фёдоровича) + (Дата свадьбы Петра I и Евдокии Лопухиной) = ? (назовите событие, произошедшее в указанное время, связанное с Внешней политикой Петра I). Ответ: 1676-1645+1689=1720 - Морская победа у острова Гренгам.

Такой способ - отличная альтернатива «зазубриванию» исторических дат, помогающая обдуманно их запомнить.

Уроки истории

В результате исследования трудов учителей истории, мы выяснили, что принципы визуализации предполагают, прежде всего, не простую демонстрацию какого-либо иллюстративного материала, а активную работу ученика с ним. Задача учителя при реализации таких принципов на уроках истории -предложить ученикам нестандартные задания, которые позволят им видеть результат своей деятельности, то есть её готовый продукт.

Так, на уроке в 9-м классе, при изучении новой темы «Внутренняя политика Александра III: контрреформы» [5] ученики получили задание: составить сравнительную таблицу из двух столбцов: 1) «Реформы Александра II» и 2) «Контрреформы Александра III». Ученикам предстояло вспомнить суть реформ Александра II (земская, судебная, городская и т.д.) и соответственно заполнить колонку №°1. Затем они переходили к работе с учебником, в параграфе которого нужно было найти информацию о контрреформах сына убитого императора (колонка №°2). Данный вид задания направлен на выработку навыков анализа и сравнения, формулирования выводов и работы с учебником, на развитие памяти и логического мышления.

При работе с учениками 11-х классов на уроках может быть использован такой прием визуализации, как заполнение недостающих звеньев схем. Особенно работа со схемами полезна для подготовки к ЕГЭ, ведь в него входят задания подобного рода. Так, например, учащиеся работали со схемами «Князья периода феодальной раздробленности» (Рис. 1) и «Славянские племена» (Рис. 2) на уроке-повторении (итоговое повторение периода IX -XVII вв.).

1.

Рис. 1. «Князья периода феодальной раздробленности»

СЛАВЯНЕ

русские

Рис. 2. «Славянские племена»

Следующий вид реализации приемов визуализации в домашней работе по истории - работа с «иллюстративным словарем [6]. Одновременно с навыком запоминания дат необходимо развивать у учащихся умение запоминать значение и грамотное написание терминов. На уроках можно устно объяснить суть того или иного термина, а дома учащимся предстоит заполнение иллюстративного словаря на оценку. Например, чтобы учащимся 8-х классов было легче разобраться в системе административно-территориального устройства России

121

после реформ Петра I и Екатерины II, можно предложить им нарисовать в словарях возле определений терминов «губерния», «провинция», «уезд» схему (Рис. 3).

губерния (губернатор или комендант)

провинция (воевода)

дистрикт (несколько уездов, земский комиссар) [7]

Рис. 3. Схема.

Дистанционное обучение

Для преподавании истории в условиях дистанционного обучения можно использовать систему Дневник.ру, платформы Zoom и Skype, интернет-сайты с фильмами и видео-лекциями, виртуальные музеи. Все это позволяет активно реализовывать принципы визуализации.

В качестве заданий по истории на дистанционном обучении очень интересно применить методику Черновой Н.В. и Макаровой Н.Н. [6] по разработке исторических открыток. Так, можно разделить задания между двумя классами: ученики 11 «А», например, получат задание - создать исторические открытки на тему «Женщины у власти», а ученики 11 «Б» -поздравительные открытки ко Дню Победы. Первая группа должна собрать информацию о личностях и роли их деятельности в становлении нашего государства, а вторая - о подвигах, совершенных в годы ВОВ. Этот вид заданий тоже можно отнести к проектной деятельности учеников, так как он направлен на привлечение творческих способностей и в итоге получит готовый продукт в виде набора открыток (карточек).

Заключение

В заключение отметим, что проанализированные исследования педагогов и психологов доказывают, эффективность преподавания истории, основанного на реализации приемов визуализации. В отличие от применения наглядных методов, направленных на обычную демонстрацию исторического материала, приемы визуализации имеют своей целью организацию активной работы и учителя, и главное - учеников. Это позволяет развивать в детях творческие способности, критическое мышление, коммуникативные навыки, умение работать с таблицами, текстовыми документами, картами, карикатурами и компьютерными технологиями.

Разнообразие приемов визуализации позволяет сделать эффективнее работу учителя и интереснее любую форму деятельности учеников. Методы визуализации - это универсальные приемы, дающие преподавателю возможность реализовывать свои идеи и творческий потенциал учащихся. Они актуальны как для долгосрочных проектных работ, так и для промежуточного тестирования знаний. А вот их отсутствие может привести к потере мотивации детей к обучению, а учителя - к преподаванию.

Библиографический список:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. ПРИКАЗ от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. Режим доступа: кйр://минобрнауки.рф/документы/938. Дата обращения: 21.08.2020.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 ( в ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17052012-n-413/. Дата обращения: 24.08.2020.

3. Историко-культурный стандарт. Разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334. 30 октября 2013 г.". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.school-russia.pшsv.ru/mfo.aspx?ob_no=45293. Дата обращения: 24.08.2020.

4. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 100.

5. Ляшенко Л. М., Волубаев О.В., Симонова Е.В. История России: XIX -начало XX века. 9 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2016. С. 174.

6. Чернова Н. В., Макарова Н.Н. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 108.

7. Рубаник, В. Е. История государства и права России : учебник для бакалавров / под общ. ред. В.Е. Рубаника. М.: Издательство Юрайт, 2014. 378 с.

8. Сорока О.Г., Васильева И.Н. Визуализация учебной информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/10693/1/Soroka_PS_12_2015.pdf. Дата обращения: 30.08.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.