ПСИХОЛОГ1ЧН1 ТА СОЦ1АЛЬН1 ПРОБЛЕМИ
© Смакула А.И., Чиповенко С.А., Баштовенко O.A. 37.03:616.64/.69
ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ "РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ".
Смакула А.И., Чиповенко С.А., Баштовенко O.A.
Измаильский государственный гуманитарный университет, г. Измаил
В cmammi розкрито значения статевого виховання, його вплив на стан демограф{чног ситуацгг в крагт. Автори сформулювали принципи статевого виховання i показали гх роль в розвитку позитивних тенденцш формування здоровог &м'г. Mamерiaл допомагае переосмислити nidxid до статевого виховання молодi i видшити основт напрямки у виховант для формування здорового, репродуктивно-повноцтного с ус тльства.
Ключов1 слова: статевого виховання, демографмна ситуацт, ам'я.
Вступление
В условиях ухудшения демографической ситуации в стране, снижения жизненного уровня большей части населения, ухудшения его репродуктивного здоровья - самое время осознать проблему охраны репродуктивного здоровья, как национальную и первоочередную.
За последние годы в Украине резко снизилась рождаемость и в тоже время Украина - одна из немногих стран мира, где существуют социальные сироты и " отказные дети". По данным Госкомитета, свыше 260 тыс. детей - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подавляющее большинство которых, - это сироты при живых родителях. Многих не удивляют факты отказа ребенка в роддоме или убийства новорожденных. Это - свидетельство нравственного неблагополучия общества, в котором очень мало говорят об ответственности семьи и государства за жизнь и судьбы детей. По статистике 57% детских смертей (дети до 1 года) приходится на первые дни жизни ребенка. Этот показатель в Украине в три раза выше, чем в западных странах. Одной из причин является недостаточная оснащенность реанимационных отделений детских больниц. Для решения этой проблемы Министерство здараво-охранения, Всеукраинский благотворительный фонд "Дитячий св1т" и Украинские бизнесмены в лице «Надра банка» подписали меморандум о сотрудничестве в проведении социальных программ, в частности
- благотворительной программы «Здоровые дети в счастливой стране».
Другой из причин снижения численности населения Украины является недостаточная освещенность вопросов полового воспитания. Решить эту проблема
- задача системы образования.
Каждый ребенок имеет право родиться и быть счастливым, а каждая семья, приняв решение о рождении ребенка, должна в полной мере осознавать свою ответственность за его жизнь, здоровье и судьбу.
Здоровая полноценная семья - это путь к формированию полноценного здорового общества, современного государства.
Как никогда важно своевременное осуществление программы по планированию семьи. Программа направлена на преодоление кризисных тенденций, препятствующих воспроизводству населения, она признана сформировать у людей потребность иметь полноценную семью, желанных, здоровых детей и радикально изменить отношение каждого человека, государства в целом к проблемам планирования семьи.
Вопросы планирования семьи и регулирование деторождения являются глубоко личными. Право на планирование семьи, или на свободное и ответственное родительство, является международно признанным правом каждого человека.
Важно знать то, что планирование семьи начинается с полового воспитания и сексуального образования детей и подростков. Это поможет сохранить их здоровье, подготовить к будущей семейной жизни и воспитать чувство ответственного родительства.
Вопрос полового воспитания может быть решен правильно только тогда, когда родители и педагоги хорошо будут представлять себе цель, которой они должны добиться в осуществлении полового воспитания своих детей.
Воспитание будущего полового чувства ребенка, воспитание его как будущего семьянина, невозможно без формирования у него чувства любви. A.C. Макаренко писал: «Если вырастая, ребенок не научился
Том 11, №3-4, 2007 рш
любить родителей, братьев, сестер, свою школу, Родину, если в его характере воспитаны зачатки грубого эгоизма, то очень тяжело рассчитывать, что он способен глубоко любить выбранную им женщину». Прав и социолог И. Кон, утверждающий, что «Степень удовлетворенности субьекта в процессе сексуальной деятельности прямо зависит от степени эмоционального преживания, от силы и яркости его собственного чувства». А подобные чувства не даются человеку природой - их разнообразие и глубина социально обусловлены. Тогда половая жизнь, перестанет быть слепым животным инстинктом и превратится в одно из возвышенных чувст - любовь.
Половое образование ребенка начинается с познания строения и явлений собственного тела. В большой мере путь этого познания зависит от направления, которое выберут окружающие ребенка взрослые и, впервую очередь, его родители. Необходимо помнить, что многое в жизни человека зависит от первых детских впечатлений. Залог успеха в половом воспитании - создание такой обстановки в семье, когда ребенок может свободно задавать интересую -щие его вопросы родителям, не боясь выслушать вместо ответа нравоучительную лекцию. Обычно детей удовлетворяют короткие и соответствующие действительности ответы, ибо их интерес к половым проблемам чисто теоретический: они еще лишены сексуальных чувств и представлений.
Особую роль играют взаимоотношения родителей между собой, эмоциональная атмосфера, в которой растет ребенок. Внимательные, заботливые отношения, уважение отца и матери друг к другу воспитывает определенный стереотип поведения. Опыт, приобретенный в семье в годы формирования ребенка, оставляет неизгладимый след. По сути, он является тем базисом, на котором в будущем происходит становление человека как личности и его отношения к семье, обществу, другим людям.
В 6-7 лет ребенок проходит в школу. Очень важно, чтобы правильное отношение к сексуальным проблемам, сформированное в семье, здесь получило дальнейшее развитие.
Объективная сложность проблемы полового воспитания в школе заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставить самому себе или оставить в сфере влияния «сексуальной революции». Учитель должен быть способен давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течении всего периода их обучения.
При реализации программы полового воспитания, как нигде необходимо тесное сотрудничество учителя школы с родителями учащихся.
Теоретически сложным является вопрос о соотношении полового воспитания и полового (сексуального) просвещения. Дело в том, что первое и второе, основано на информации, получаемой учащимися. Для того, чтобы информация обрела воспитывающее значение, она должна сообщаться в яркой, образной, эмоциональной форме. Важными являются степень
ее новизны и возраст, в котором она получена впервые. Такая информация должна быть нравственно безупречной, чтобы воспитание возвышало личность. Поэтому подрастающее поколение должно быть ограждено от сцен насилия и порнографии, даже если взрослым и кажется, что они еще «ничего не понимают».
Реализация данной концепции потребует от педагогов и родителей совместных, целенаправленных усилий: лучшего знания учащихся и понимания мотивов их поведения, повседневной и последовательной воспитательной работы. Для осуществления этого необходимо повышение сексологической грамотности старшего поколения родителей и учителей в первую очередь.
Только совместные усилия школы и семьи позволят ребенку вырасти в сексуально образованного и отвечающего за свои поступки подростка, а потом взрослого человека.
В школе должен господствовать культ матери -дух высокого целомудренного отношения к женщине - источнику человеческой жизни и красоты.
Большое значение в развитии этого мудрого убеждения имеет моральная чистота, благородство отношений между отцом и матерью. Для того, чтобы любовь стала для человека подвигом он должен достигнуть высокой ступени морального развития: прежде всего определить высокую цель своей жизни, воодушевиться мыслью о преодолении трудностей на пути к достижению цели. Когда борьба за достижение высокой цели становится подлинной страстью, то любовная, половая страсть теряет характер цели, любимый человек становится другом в этой борьбе.
Сейчас возраст полового созревания снизился до 12-14 лет (по сравнению с 14-16-летним несколько раньше). Эксперты российского института возрастной физиологии утверждают, что полная половая зрелость наступает лишь к 18 годам. Однако, многие юноши и девушки, чтобы заняться сексом первый раз в жизни не ждут своего совершеннолетия. В странах СНГ сейчас многие старшеклассники в 14 -16 лет уже имеют сексуальный опыт. Это связано с более ранним началом физического созревания подростков. Половое влечение обычно появляется значительно раньше, чем заканчивается половое созревание, т.е. в возрасте, когда организм еще формируется и ни физически, ни психически не подготовлен для начала половой жизни. В последние годы половое созревание происходитзначительно раньше, это еще больше увеличило несоответствие между половой и общей зрелостью.
Ранняя половая жизнь приносит огромный вред здоровью подростка. Она нарушает формирование организма, вызывает замедление роста. Подростки, рано начавшие половую жизнь, становятся вялыми, быстро устают, хуже учатся, не справляются со своими обязанностями. Ранняя половая жизнь может приостановить дальнейшее развитие организма девушки, лишить ее очарования юности. На девушку приходиться большая тяжесть последствий ранней половой жизни, от которых ей не удается полностью оправиться в течении многих лет, а иногда и всей жизни. Первый аборт в таком возрасте может навсегда лишить женщину радости материнства в будущем. Хронический воспалительный процесс половых органов,
возникший в результате ранней половой жизни, нередко приводит к бесплодию.
Ранняя половая жизнь не только не облегчает, но, наоборот, усложняет достижение гармонии, способствует возникновению и развитию некоторых половых расстройств и выработке неправильных представлений о взаимоотношениях между мужем и женой.
Важно отметить, что добрачная половая жизнь, как правило, нерегулярна. Это может вызвать у мужчин колебание потенции, что становится источником сомнений, неуверенности, а иногда и источником невротических реакций.
Для молодой девушки добрачная жизнь совпадает с периодом естественной холодности, к тому же мужчина, заранее знающий, что связь эта будет временной, ни к чему не обязывающей, обычно бывает мало обеспокоен эмоциональным состоянием и душевными переживаниями своей партнерши. В подавляющем большинстве случаев женщина выносит из такой связи разочарование, убеждение в своей фригидности, либо в том, что интимная жизнь вообще не способна датьженщине никакой радости.
Настоящая духовная близость возможна только в браке. Стремление иметь прочную семью, восприятие мужчиной женщины как матери своих детей, а женщиной мужчины как их отца - все это необходимые предпосылки сексуальной гармонии и формирования здорового поколения.
Наибольшую эффективность в реализации полового воспитания можно достигнуть, придерживаясь следующих принципов:
1. Половое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы школы. Оно не должно быть обособленным.
2. Учащиеся, интересующиеся более глубокими и специфическими вопросами, должны получать необходимую информацию индивидуально или в небольшой группе, беседуя с приглашенными специалистами.
3. Содержание, формы и методы полового воспитания должны соответствовать возрастным особенностям учащихся (в том числе и этапам полового развития), а также уровню их знаний по конкретным темам. Они имеют право получить исчерпывающие (на их уровне) нравственно направляющие ответы на все возникающие у них вопросы.
4. Семейные, супружеские, интимные отношения, как бы их не называть и какие бы аспекты их не рассматривать - все это различные уровни и формы духовного и физического единения. Человек, с детства проявляющий склонность и способность к взаимопониманию, будет более самостоятельным и в данной специфической сфере взаимоотношений. Поэтому формирование таких особностей, как черты личности, необходимо рассматривать в качестве базисной задачи полового воспитания учащихся, начиная с младших классов.
5. Половое воспитание старшеклассников должно затрагивать специфические вопросы, включая различные аспекты психологической и физиологической совместимости будущих супругов, непосредственные вопросы подготовки к созданию
семьи, а также соотношение биологических, физиологических, психо-сексуальных качеств человека с определенными явлениями общественной жизни.
Заключение.
Переломить негативные демографические процессы, возникшие в нашем обществе, процессы падения нравственности, потери семейный ценностей, возможно только всем обществом. Семья за-
рождается не в момент бракосочетания, а еще в юном возрасте начинается формироваться правильное отношение к браку и семье. От того, какими категориями научится мыслить молодежь за детские и юношеские годы, зависит крепость семейного союза. Современная молодежная субкультура направлена на разрушение идеалов супружества, создает в молодежной среде культ греха, вседозволенности и нравственной распущенности, ориентирует сознание молодежи на отказ от создания семьи и ответственного воспитания детей. Семья, где царит дух согласия, сейчас большая редкость, поэтому так велик процент разводов. Кроме того, добрачные и внебрачные половые связи, аборты, усиленная пропаганда контрацепции в целях «защиты» от болезней и «планирования семьи», которое заключается в отказе от рождения детей, реклама потребительского образа жизни, реклама жизни ради сомнительных удовольствий - все это ведет не только к уменьшению численности населения, но и к его нравственной деградации, подрывает семейное счастье многих поколений. Столь бездумное отношение к жизни ставит под угрозу будущее нашего отечества.
Долг всех здоровых сил общества - крепить институт семьи, оказывать всемерную помощь многодетным семьям, воспитывать здоровое поколение в единстве и любви. Правильный подход к осуществлению и осознание важности вопроса полового воспитания подрастающего поколения, поможет решить демографические проблемы нашего общества.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни.-М.: Наука, 1977.
2. Беляев Д.К. Современная наука и проблемы исследования человека//Вопросы философии.- №3.- 1981.
3. Вестхеймер Р. Энциклопедия сексуальности человека.-М: Крон-пресс, 1995.-c.342.
4. Говорун Т.В., Шарган О.М. Батькам про статеве виховання д1тей.-К: Рад.школа, 1990.- 264 с.
5. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность.-М.: Политиздат,1980.
6. ДьомЫа 1.С. Етика та психолопя амейного життя.-К: Рад. школа, 1985.-345 с.
7. Дяченко Н.1. Починай з початку//С1м'я \ школа.-1987.-№3.-С.16.
8. Зацепш В.1. Про життя амейне.-М: Просвещение, 1987.-С.56.
9. 1ванов М.А. Шлюб, ам'я, д1ти.-М: Просвещение,1980.-165с.
10. Кондратюк В.1. Вивчення методш амейного вихован-ня//Початкова школа.-1993.- №1.- С.70.
11. Колесов Д.В., Стьвестрова 1.Б. ФЫолого-педагопчж аспекти статевого дозршання.-М: Педагопка, 1979.-150 с.
12. Кушнирук Ю.И., Щербаков А.П. Популярно о сексологии.-К.: Наукова думка,1988.- 167 с.
13. Леслафт П.А. С1мейне виховання дитини та його значен-ня.-М: Педагопка, 1991.-268 с.
14. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Книга для трудных роди-телей.-М: Звонница, 1994.-232с.
Том 11, №3-4, 2007 piK
15. Руководство по планированию семьи под ред. Вовк И.Б., 18. Экман П. Почему дети лгут?.-М: Педагогика-Пресс,1993.-Низова Н.Н..- Киев, 1998.-258 с. С.34.
16. Уварова Е.В., Богданова Е.А., Гуркин Ю.А. Репродуктив- 19. Paul D. Blumentahal, Noel Mcintosh. Краткое руководство ное здоровье девочек-подростков.-Симпозиум "Охрана по репродуктивному здоровью и контрацепции.-материнства и детства", 2001. Балтимор, 1998.- 405с.
17. Шин М. К районной конференции "Возвращение к истокам"- Новосибирск, 2007.-C.28.
Summary
THE SENSE OF SEXUAL EDUCATION YOUNG GENERATION IN THE REALIZATION OF THE PROGRAMM
"REPRODUCTIVE HEALTH OF NATION"
Smakula A.I., Chipovenko S.A., Bashtovenko O.A.
Key words: sexual education, demographic situation , family
The mean of sexual education, its influence on the state of demographic situation are presented in the article. In this article authors discussed the principles of sexual education young people and showed their positive role on the development health family. Izmail State Humanitarian University, Izmail
Матер1ал надшшов до редакци 16.10.07