Научная статья на тему 'Актуальность полового воспитания подростков'

Актуальность полового воспитания подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2748
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабюк И. А., Петряева Е. Б., Кришталь Е. В., Цветкова П. Д., Табачников А. Е.

Розглянуто проблему недоліків статевого виховання підлітків у школі та перспективи залучання лікарів та вчителів до розробки програм статевого виховання та профілактики ІПСШ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабюк И. А., Петряева Е. Б., Кришталь Е. В., Цветкова П. Д., Табачников А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URGENCY OF THE ADOLESCENTS’ SEXUAL EDUCATION

The problem of disadvantages of the adolescents’ sexual education at school and the prospects for engaging doctors and teachers to work out the programs of sexual education and prophylaxis of STD is discussed.

Текст научной работы на тему «Актуальность полового воспитания подростков»

УДК 613.88-057.874

Актуальность полового воспитания

подростков

Бабюк И. АД Петряева Е. БД Кришталь Е. В.*, Цветкова П. Д.§, Табачников А. Е. Рымарь И. Б.

* Донецкий национальный медицинский университет

* Харьковская академия последипломного образования

§ Софийский институт экспериментальной морфологии и антропологии, Болгария

АКТУАЛЬН1СТЬ СТАТЕВО1 ОСВ1ТИ П1Д-Л1ТК1В

Бабюк 1.О., Петряева О.Б., Кришталь С.В., Цветкова П.Д., Табачшков О.Ю., Римар 1.Б.

Розглянуто проблему недолiкiв статевого виховання пiдлiткiв у шк^ та перспективи залучання лiкарiв та вчителiв до розробки програм статевого виховання та профтактики 1ПСШ.

URGENCY OF THE ADOLESCENTS' SEXUAL EDUCATION

Babiuk I.A., Petryaeva Ye.B., Krishtal Ye.V., Tzvetkova P.D., Tabachnikov A.Ye., Rimar I.B.

The problem of disadvantages of the adolescents' sexual education at school and the prospects for engaging doctors and teachers to work out the programs of sexual education and prophylaxis of STD is discussed.

В самые сложные периоды развития страны украинская семья проявляла высокую стойкость и способность сохранять свою стабильности. Укрепление нравственных основ личности и статуса семьи - приоритетная задача общества, и половое воспитание подрастающего поколения - одно из ведущих направлений ее решения. Способность создавать крепкую семью и быть полноценными родителями - качества, которые могут быть выработаны лишь целенаправленными усилиями старшего поколения. Цель данной концепции - более четко определить задачи в этой сфере.

В настоящее время в Украине сложилась неблагоприятная ситуация со здоровьем и нравственным поведением детей и подростков, основными причинами которой являются:

- безнравственность в сфере межполовых отношений;

- отсутствие необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья;

- неспособность взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед каждым подростком.

Сегодняшнее положение - прямое следствие «бесполой» педагогики и «бесполой» психологии в столкновении с экспансией сексуальной рево-

3-4 2010 Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология

люции из дальнего зарубежья [1, 6].

Раннее начало половой жизни стало одной из модных ценностей в молодежной субкультуре. Уже с подросткового возраста увеличивается число болезней, передаваемых половым путем. Рост числа венерических заболеваний, включая СПИД, в настоящее время принял взрывообраз-ный характер [5]. Отмечается значительное число беременностей несовершеннолетних, исходом которых являются аборты или юное материнство, нередко приводящее к отказу от детей и социальному сиротству. Растет проституция несовершеннолетних. Поэтому необходимо более полное использование воспалительных возможностей общества и школы в сфере противостояния всем этим явлениям.

Половое воспитание - система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Задачи полового воспитания:

- использование половой принадлежности как фактора личностного развития подрастающего поколения;

- формирование четкой полоролевой идентификации и нравственных межполовых отношений;

- укрепление брака и семьи.

Поэтому половое воспитание не может рассматриваться обособленно от общих вопросов воспитания, готовящего молодое поколение не только к труду и общественной деятельности, но и к личной жизни. Вместе с тем «половой вопрос» - это социально-гигиеническая проблема, связанная со здоровьем, работоспособностью, настроением людей, оздоровлением их семейного быта.

Сексуальность - нормальное качество здорового человека. Реализация его сексуальных возможностей не должна осуществляться в отчужденных, обезличенных формах, а половое воспитание должно противостоять бездуховному сексу [3].

Сведения, относящиеся к сфере межполовых отношений, тесно связаны с базисными жизненными процессами: духовным и физическим благополучием человека, жизнеспособностью общества. Эти сведения всегда личностно ориентированы. Интимная жизнь человека уязвима и легко ранима. Поэтому велика ответственность тех, кто эти сведения должен сообщать школьникам. Здесь, как нигде, необходимы сдержанность, чувство меры, такт.

Система представлений о возможном в сфере межполовых отношений у каждого человека складывается постепенно. Процесс этот происходит разными темпами, на фоне различной заинтересованности в получении соответствующих сведений. То, что для одного является преждевременным, для другого - пройденным этапом. Это касается и взрослых, и подрастающего поколения, в том числе учащихся одного и того же класса. Человеку необходимо дорасти до понимания некоторых вещей. Искусственно ускорять или замедлять этот процесс вредно: результат будет деформированным. Необходимо лишь заложить его правильные основы.

Ответы на одни вопросы из сферы межполовых отношений человек должен получить в школе, другие - из бесед с родителям. Третьи -наедине с самим собой и хорошей книгой.

Задача школы - заложить основы, расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем учитывая особенности возраста и характер физиологических сдвигов в организме учащихся [2, 4].

В половом развитии подрастающего поколения есть существенное противоречие, которое

определяет сложность полового воспитания, -это большой разрыв во времени между половым и гражданским созреванием и еще больший -между половой зрелостью и экономической самостоятельностью человека. Девочки в половом отношении созревают к 14-15 годам, большинство мальчиков - к 16-17. Однако половая зрелость в этом возрасте находится в дисгармонии с физическим и психическим развитием. Разрыв этот составляет пять и более лет. Одна из задач полового воспитания - сформировать у юношей и девушек понимание смысла этой дисгармонии, воспитывать волю, умение руководить своими чувствами.

При осуществлении полового воспитания необходимо придерживаться следующих принципов.

1. Половое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы школы. Оно не должно быть обособленным.

2. Необходимо, чтобы содержание, формы и методы полового воспитания соответствовали возрастным особенностям учащихся (в том числе и этапам полового развития), а также уровню их знаний по конкретным темам. Они имеют право получать исчерпывающие (на их уровне) нравственно направляющие ответы на все возникающие у них вопросы.

3. Учащиеся, интересующиеся более глубокими и специфическими вопросами, должны получать требуемую информацию индивидуально или в небольшой группе - из бесед с приглашенными специалистами.

Семейные, супружеские, интимные отношения, - как бы их ни называть и какие бы аспекты их ни рассматривать, всё это - различные уровни и формы духовного и физического единения. Человек, с детства проявляющий склонность и способность к взаимопониманию, будет более состоятельным и в данной специфической сфере взаимоотношений. Поэтому формирование таких способностей, как черты личности, необходимо рассматривать в качестве базисной задачи полового воспитания учащихся, начиная с младших классов.

Половое воспитание старшеклассников должно затрагивать более специфические вопросы, включая различные аспекты психологической и физиологической совместимости будущих супругов, непосредственные вопросы подготовки к созданию семьи, а также соотнесение биологических, физиологических, психосексуальных

Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология 3-4 2010

качеств человека с определенными явлениями общественной жизни.

С учетом сложившейся в стране ситуации, задачи полового воспитания состоят в следующем:

- привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения в сфере межполовых отношений;

- формирование у учащихся ответственного отношения к своему телу, как основе индивидуальной жизни, и позитивного отношения к здоровому образу жизни и ответственному ро-дительству;

- привитие учащимся отношения к семье, как к ведущей идее сдержанности в сфере сексуальных отношений; дискредитация ранних половых связей;

- обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот сложный этап взросления.

Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования.

Вместе с тем подрастающее поколение нельзя предоставить самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не только на фронтальных или групповых занятиях, но и индивидуально. Назрел момент введения особого и обязательного для всех учащихся учебного предмета «Половое воспитание»; при этом необходимо использовать различные формы и методы. Это и включение соответствующих сведений в различные учебные предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов).

Организационные формы полового воспитания:

- фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история; с этой целью необходимо вводить соответствующие изменения в учебные программы, учебники и методические пособия по названным предметам

3-4 2010 Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология

без нарушения общей логики, структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана;

- факультативные занятия; необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые предъявляются к такого рода материалам; желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами;

- семинары для родителей (тематика, содержание и организация таких семинаров должны отвечать их запросам);

- консультации, организуемые для учащихся и родителей в специальных центрах.

Учитель должен быть подготовлен к тому, чтобы давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе - важный и необходимый элемент системы полового воспитания.

При осуществлении полового воспитания необходимо считаться также с особенностями отечественной (евразийской) цивилизации, которая отличается специфическим отношением к вопросам пола, учитывать национально-религиозную и региональную специфику.

Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья. Необходимо использование современных достижений личной гигиены и ухода за телом для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного. Культура должна быть самобытной, а цивилизованность - современной.

При реализации программ полового воспитания, как нигде, необходимо тесное сотрудничество учителя и школы в целом с родителями учащихся.

Деятельность школы в сфере полового воспитания должна осуществляться в связи с работой специальных центров, имеющих характер учреждений консультативной и социальной помощи подросткам (например, в случае ранней беременности). Учащиеся должны быть ознакомлены с подобными центрами и характером их работы и быть готовы, в случае необходимости, воспользоваться их помощью.

Многие предыдущие попытки решения

проблемы полового воспитания учащихся наталкивались на неподготовленность учителей и недоработанность самих программ и пособий. Достаточно отметить, в частности, трудности при реализации в школе предмета «Этика и психология семейной жизни». Необходимо повышение компетентности учителя в сфере межполовых отношений, его способности руководить нравственно ориентированным процессом духовного развития учащихся как будущих супругов и родителей. Для студентов педвузов следует создать спецкурс с примерным названием «Гигиеническое и половое воспитание с элементами сексологии» и разработать соответствующее руководство и пособия. Содержание этого курса должно войти и в программу повышения квалификации учителей. Соответственно, необходимо создание книг и пособий для родителей; лучшие из этих книг должны быть включены в Федеральный комплект наряду с учебниками по предметам.

Необходимо предусмотреть проведение фундаментальных и прикладных исследований по проблеме полового воспитания учащихся Украины. Следует признать, что мы плохо знаем подрастающее поколение с точки зрения его взглядов, убеждений, ценностных ориентаций в сфере межполовых отношений. Бесполая педагогика и бесполая психология и не предполагали исследования подобных вопросов, но это необходимо для полноценного полового воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.

Теоретически сложным является вопрос о соотношении полового воспитания и полового (сексуального) просвещения. Дело в том, что и первое, и второе основаны на информации, получаемой учащимися. Если эта информация

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабюк 1.О. Статеве виховання населення -новий етап профшактики загальних захворю-вань урогешталш // Актуальные вопросы диагностики и лечения неотложных состояний. - Донецк : ИНВХ АМНУ, 2000. - С. 137-138.

2. Лосева О.К. Вопросы полового воспитания и профилактики ИППП среди молодежи // Современные методы диагностики, терапии и профилактики ИППП и других урогени-тальных инфекций. - М. : Х. Ля Рош Лтд, 2000. - С. 26-28.

3. Мавров И.И. Половые болезни. - К. - М. : АСТ-

Пресс, 1994. - 360 с.

остается лишь на уровне знаемого, приходится говорить только о просвещении. Если же эта информация способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, то можно говорить и о воспитании. Поэтому отделить «воспитующее» от лишь «обучающего» не всегда легко, как невозможно разорвать на части жизнь в ее непрерывном течении. Для того чтобы информация обретала воспитывающее значение, она должна сообщаться в яркой, образной, эмоциональной форме. Важны также степень ее новизны и возраст, в котором она получена впервые. И естественно, такая информация должна быть нравственно безупречной, чтобы воспитание возвышало личность.

Необходимо учитывать и такую особенность усвоения информации: некоторые сцены, образы, ситуации, воспринимаемые в возрасте, когда ребенок еще не способен к какой-либо нравственной их оценке, могут фиксироваться в памяти как таковые, сами по себе, и вместе с тем как образы будущего поведения в аналогичной ситуации. Поэтому подрастающее поколение должно быть ограждено от сцен насилия и порнографии, даже если взрослым и кажется, что они еще «ничего не понимают». Необходимо также и повышение сексологической грамотности самих воспитателей - родителей и учителей.

Реализация данной концепции будет означать преодоление «бесполой» педагогики и психологи и потребует от педагогов и родителей совместных целенаправленных усилий: лучшего знания учащихся; понимания мотивов их поведения; повседневной и последовательной воспитательной работы.

4. Халемин Я.А., Антоньев А.А., Кунгуров Н.В. О половом воспитании в школе // Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология.

- 2001. - № 2-3 (4). - С. 166-168.

5. Щерб1нська А.М., КруглоеЮ.В., БочковаЛ.В.

та гн. В1Л-шфекщя // СН1Д в Укра!ш: роль ХПСШ у розвитку етдеми : Тез. доп. VII Укр. з'!зду дерматовенеролопв. - К., 1999. - С. 121.

6. WHO. An overview of selected curable sexually transmitted diseases // Global program on AIDS.

- Geneva: WHO, 1995. - P. 2-27.

Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология 3-4 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.