Т.К. Андрющенко
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАНННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ..
полiтики / пвд заг. ред. О. В. Овчарук. - К.: «К.1.С.», 2004. - 112 с.
3. Джанашия А. З. Проблема изучения намерения на эмпирическом уровне // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 82 - 85.
4. Жданова С. Ю. Мишлакова С. Л. Представления
о здоровье в связи с возрастом // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 202 - 204.
5. Левашова И. И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 133-135.
THE METHODOLOGY OF DIAGNOSTICS OF THE FORMED HEALTHKEEPING COMPETENCE IN PRESCHOOL CHILDREN
© 2013
T.K. Andriushchenko, candidate of pedagogical science, Head of the Department of Educational
Management and Pedagogical Innovations
Cherkassy oblast institute ofpostgraduate education of teachers, Cherkassy (Ukraine)
Annotation: The article presents the methodology of diagnostics of the formed healthkeeping competence in preschool children. It gives criteria and indexes with the help of which one can define the existing level of formed healthkeeping competence in preschool children. The article describes the methods which allow getting the data needed for the analysis. Keywords: healthkeeping competence, preschool children, methodology of diagnostics, criteria, indexes, methods.
УДК 37.03.(4)
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
© 2013
О.В. Бялик, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, педагогики высшей
школы и управления
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: Статью посвящено проблеме полового воспитания учащейся молодежи. Рассмотрены и проанализированы современные подходы к половому воспитанию учащихся стран Европейского Союза; выделено наиболее характерные, по мнению автора, черты и особенности каждого из подходов относительно полового воспитания учащихся.
Ключевые слова: половое воспитание, подходы к половому воспитанию, страны Европейского Союза, Италия, Финляндия, Дания, Польша.
Процессы деформации и социальные коллизии, возникшие в среде украинского общества, обусловили глубокий демографический кризис, нестабильность супружеских отношений, снижение порога инициации половой жизни, рост брачного возраста населения, увеличение количества больных СПИДом и заболеваний, передающихся половым путем. Нестабильность брачно-семейных отношений, с которыми столкнулась Украина, имеет сложный и динамичный характер. Сложившаяся ситуация требует немедленной переоценки и укрепления позиций в социально-экономической, демографической, национальной и духовной сферах нашего государства. Современное состояние педагогической науки свидетельствует о перспективности и необходимости изучения зарубежного опыта в решении насущных педагогических проблем. Использование положительных идей образования и воспитания учащихся других стран будет способствовать совершенствованию национальной системы образования. Поэтому в современной системе образования и воспитания в Украине остро стоит вопрос разработки новых подходов к решению указанных проблем. В частности, значительное внимание следует уделить реформированию полового воспитания молодежи, созданию новых стратегий и путей решения этой проблемы, отвечающим современным требованиям. Учитывая сказанное, считаем целесообразным изучение положительного опыта отдельных стран Евросоюза в этой сфере.
Полноценный анализ теоретических и практических проблем формирования нравственных отношений учащихся разного пола, подготовки молодежи к семейной жизни невозможно реализовать без изучения работ отечественных и зарубежных педагогов (Г. Ващенка, А. Макаренка, В. Сухомлинского, И. Беха, П. Блонского, Л. Богдановича, В. Постового), психологов (М. Корольчук, В. Маценко). Проблема полового воспитания отображена в научных трудах таких украинских исследователей, как М. Боришевський, Т. Говорун, В. Кравец, А. Кузнецов, И. Мезеря, В. Постовой,
И. Трухин и др.
Актуальность данной темы рассмотрена в научных исследованиях таких зарубежных ученых, как О. Контула, Т. Нурмиаго, В. Ескридж, Г. Еттерберг, Д. Сандби и др. Однако особенности полового воспитания в зарубежных странах требуют дополнительного изучения относительно выявления положительного опыта, который может быть использован в системе полового воспитания в Украине.
Цель нашей статьи - рассмотрение и анализ современных подходов относительно полового воспитания учащейся молодежи стран Евросоюза; выявление положительного опыта, который может быть заимствован в систему образования Украины.
Перед учеными и педагогами возникает достаточно важная задача - пересмотреть воспитательную систему и, усовершенствовав, создать такую, которая способствовала бы преодолению проблем семьи и семейных отношений; разработать эффективную модель полового воспитания учащихся путём внедрения действенных программ полового воспитания. Считаем, что рассмотрение различных подходов к половому воспитанию учащейся молодежи отдельных стран Евросоюза позволит в некоторой степени решить поставленную задачу.
Существует множество подходов и моделей полового воспитания молодежи, но остановимся только на некоторых из них, наиболее часто встречающихся в современных зарубежных странах.
Рестриктивный (репрессивный) подход к половому воспитанию существует в большинстве западных стран. Так, в частности, в Италии знакомство детей с физическими признаками и проявлениями пола считается нежелательным, это касается, прежде всего, обнажения (даже маленькие дети не должны обнажать гениталии на людях). Как учителя, так и родители убеждены, что сведения о репродуктивных процессах и функциях нужно преподносить детям постепенно и достаточно осторожно, предлагая сначала объяснять новую информацию о таких процессах и их проявлениях на примерах расте-
О.В. Бялик
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ...
ний, а не животных, чтобы избежать преждевременных представлений о биологической природе воспроизведения человека.
Ученые предлагают осуществлять ознакомление с телесно-физиологическими аспектами пола и сексуальности, выходя из принципа: лучше «слишком поздно», чем опасное «слишком рано» [1]. Ведущие ученые страны уверены в том, что пока у молодых людей не сформируется глубокое понимание сущности и важности семьи и брака, обсуждение со взрослыми (даже педагогами) процесса полового созревания, его проблем, венерических заболеваний, нетрадиционных форм сексуального поведения и подобных тем не требуется. Попытки молодежи добиться независимости от старших и получить полную информацию о сексуальности встречают постоянное противодействие школы, семьи, социальных служб, медицинских центров, так как считается, что знания, которые желают получить ученики, стимулируют у них интерес к сексуальности и вызывают в дальнейшем желание экспериментировать на половой и сексуальной почве. Такой подход считаем не совсем правильным, поскольку предостережения, о которых осведомлена молодежь, считаются необоснованными, а молодежь усваивает то, от чего предостерегают, и поэтому ни одно воспитание не гарантирует того, что человек никогда не совершит педофильных, гомосексуальных или насильственных действий над другим человеком [1].
Другой, противоположный репрессивному, пермис-сивный (либеральный) подход к половому воспитанию принят, например, в ряде скандинавских стран, в частности Дании и Финляндии. Качество полового воспитания в этих странах общепризнан во всем мире, хотя характеризуется своими открытыми взглядами на проблемы сексуальности. По показателям Международной федерации по планированию родительства (International Planned Parenthood Federation (IPPF)) подход к половому просвещению учащихся средних учебных заведений в Дании - один из самых совершенных в Европе.
Половое воспитание в этих странах стало обязательным в школьных учебных планах еще с середины ХХ века. Вопрос сексуального воспитания и соответствующая подготовка учителей в этой стране четко контролируется Датской Федерацией по вопросам планирования родительства (The Danish Foreningen for Familieplanlaegning) [2]. Половое воспитание в школах Дании является универсальным и проводится в раннем возрасте, еще до того, как начинается процесс полового созревания. Страна выбрала такой подход к половому образованию, позволяющий подросткам быть всесторонне информированными о всех аспектов полового поведения и проблем, связанных с этим вопросом.
Остановимся также на подходах к половому воспитанию и в Финляндии. Половое просвещение в этой стране начинается из Комитета по делам образования (The National Board of Education), который создал комиссию по вопросам согласования учебных программ полового воспитания и личностных отношений для общеобразовательной школы. Половое просвещение в учебных заведениях ориентировано на то, чтобы информировать молодежь о средствах контрацепции, течении беременности, профилактике болезней, передающихся половым путем и т.д. В школах половое воспитание осуществляется учителями и школьными медицинскими сестрами. Одним из преимуществ системы полового воспитания этой страны является сотрудничество учителей и учреждений здравоохранения. Как учителя, так и родители считают, что половое просвещение в школе является важным и необходимым. Основная цель такого образования заключается не в запрете половых отношений, а уменьшении риска заболеваний, передающихся половым путем [3, с. 49]. Чтобы половое воспитание стало результативным, учителя проходят специальную подготовку. Обсуждение тем, касающихся пола, полового поведения, половых отношений проходит в полностью
открытой атмосфере как в школе, так и в семье [3]. Такой подход считаем положительным, поскольку эффективность полового воспитания зависит прежде всего от уровня подготовки и квалификации самого учителя, его личного отношения к проблеме. Формируя половую культуру подростков, их личность и представления о социальных ролях разных полов, очень важным есть профессиональный и деликатный подход к такого рода вопросам, чтобы в первую очередь не оскорбить чувства и не причинить психологическую травму. Непринужденность атмосферы также играет важную роль, поскольку дети должны быть уверены в том, что могут доверять учителям или родителям.
Финляндии и Дании, как и другим скандинавским странам характерен подход к половому воспитанию, где сексуальность воспринимается как важная жизненная ценность. Молодежь имеет право на самостоятельное и независимое формирование и формулирование морально-сексуальных норм. Единственное обязательная и культивируемая норма - чувство ответственности за характер и последствия сексуальных отношений. Моральный долг каждого - нести ответственность за рождение нежеланных детей, в связи с чем пропагандируется планирование рождаемости и использование контрацептивов. Предоставление подрастающему поколению информации о поле и сексуальности в свете этических и социальных ценностей берет на себя организованное воспитание, а формирование этических установок сексуального поведения рассматривается как дело прежде всего семьи [4, с. 178].
Стратегия и тактика «золотой середины» определяют половое воспитание в ряде стран Евросоюза, в частности в Польше. Оно призвано помочь молодому человеку избежать разочарований и не нанести вреда партнеру в сексуальных отношениях, облегчить личностное и психосексуальное развитие, смягчить переход молодого человека к взрослой жизни. Для польского общества любовь, брак, семья - важная жизненная ценность, которая должна регулироваться и определять рамки для сексуального поведения каждого человека. Польские ученые считают, что важно установить нормы сексуальной морали, а для этого надо помочь молодому человеку освободиться от ложных страхов, предрассудков, запретов, изживших себя. Ученые убеждены в том, что чем больше свободы предоставляется членам общества, тем более зрелыми и ответственными за свои действия и поступки они становятся. Эти теоретические основы полового воспитания, установленные нормы в сфере сексуальности должны быть тщательно сформулированы и направлены на достижение гармоничного равновесия между специфическими требованиями семьи и общества, между удовлетворением сексуальных потребностей и серьезной ответственностью за семью и брак [5].
Достигая этого, система полового воспитания в польских учебных заведениях прошла путь от факультативных занятий к обязательному изучению предмета, преодолевая препятствия, в частности, протесты родителей против сексуального воспитания в школе, недостаточность средств на реализацию этой программы, отсутствие надлежащей материально-технической базы. Как следствие, большинство опрошенных считают половое воспитание молодежи необходимым.
В организации полового воспитания и подготовке молодежи к семейной жизни в Польше доминирует ком-петентностный ориентированный подход, целью которого является формирование таких черт личности, как стремление к духовному и физическому совершенству, способность к выбору поведения, самоорганизации, самоуправлению, умение общаться с людьми разного пола. Вопросы реализации содержания сексуального воспитания молодежи в Польше рассматриваются Министерством образования совместно с Епископатом.
На современном этапе подготовка молодежи к взрослой жизни наделена статусом модуля учебной звена
О.В. Бялик
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ .
WOS (Знание об обществе). Это свидетельствует о том, что сохранение репродуктивного здоровья человека, формирование нравственных отношений между подростками, подготовка молодежи к выполнению будущих супружеских и родительских ролей, сохранения и укрепления ценностей семьи является приоритетной задачей государства и общества.
Анализ польской системы свидетельствует о наличии широкого спектра смысловых компонентов обучения и воспитания молодежи. Содержание учебного материала содержит информацию о физиологических, психологических и педагогических особенностях подростков, связанных с их принадлежностью к конкретному полу, методы контрацепции; профилактику сексуального насилия; сексуальную жизнь человека, принципы осознанного и ответственного отцородительства, ценности семьи. Поэтому, основной целью занятий является помощь ученикам в достижении психосексуальной зрелости, формирование положительного отношения молодого человека к полу, а также поддержка воспитательной роли семьи.
Каждый из этих подходов имеет право на существование. Поддержка подхода в конкретном обществе регулируется индивидуальным отношением к сексуальности и половому воспитанию в нём учащейся молодежи.
Правительства Италии, Дании и Финляндии, Польши, как и руководство других стран Европейского Союза, столкнувшись с негативными аспектами сексуальной революции, осознали сущность этой проблемы и создали пути ее разрешения, разработали социальную политику, направленную на то, чтобы не замалчивать, а информировать и воспитывать молодых людей или, наоборот, замалчивать проблемы сексуальности и запрещать молодежи вести половую жизнь. Половое образование стран не имеет пропагандистский характер, оно направлено на то, чтобы сделать сексуальную жизнь молодежи упорядоченной и обезопасить ее от неутешительной эпидемиологической ситуации, наблюдающейся сегодня в мире.
В целом, проблемами полового воспитания и подготовки учащихся к брачной и семейной жизни занимались, как ученые нашего государства [8], так и зарубежных стран [7], что свидетельствует о возрастающем интересе к такого рода вопросам и, как следствие, нахождение путей их разрешения.
Итак, в странах Европейского Союза существуют различные подходы к половому воспитанию учащихся. В отдельных странах создано такую систему полового воспитания, где внимание главным образом акцентировано на проведении полового просвещения в средних
учебных заведениях на раннем этапе; осуществлении специальной подготовки для учителей; внедрении проектов, главными задачами которых является профилактика раннего начала половой жизни, подростковой беременности и абортов, а также болезней, передающихся половым путем, включая СПИД; разработка программы подготовки молодежи к родительству, выполнения семейных ролей и т. д.; привлечение к сексуальному воспитанию церкви, социальных служб, медицинских центров, постоянное информирование молодежи о средствах контрацепции с целью улучшения эпидемиологической ситуации в обществе.
Перспектива дальнейших исследований - определение педагогических условий полового воспитания молодежи в отдельных странах Европы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Василенко О. В. Педагопчш умови статевого ви-ховання старших пвдлитав у позаурочнш дiяльностi : дис. ...канд.. пед. наук : 13.00.07 / Оксана Василiвна Василенко / 1нститут проблем виховання АПН Укра!ни. - К., 2006. - 176 с.
2. Гулиева Ш. М. Психологические вопросы подготовки девушек к семейной жизни // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). - С. 75-78.
3. Кравець В. Основш тдходи до сексуально! соцiалiзацil учшвсько! молодi в кра!нах Захвдно! та Схвдно! Свропи / В. Кравець // Статева соцiалiзацiя та шдготовка учшвсько! молодi до амейного життя у педагопщ та шкшьнш практищ заруб1жних кра!н : монографiя / За ред. В. Кравця. - Тернопшь: Астон, 2009. - 178 с.
4. Олшник Л. М. Статеве виховання. Навчальний поабник з питань здшснення статевого виховання дггей ввд народження до юнацького вшу. Микола!в : «Пршт-Експрес», 2010. - 112 с.
5. Пелех Ю., Матвийчук А. Особенности формирования ценностно-смысловой сферы личности будущего педагога // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 112-117.
6. Kontula O. Reproductive health behavior of young Europeans / Osmo Kontula // The role of education and information. 2004. - V. 2. - 100 p.
7. Nurmiaho T. Human relations and sex education in Finland / T. Nurmiaho [електронний ресурс]. - Режим доступу: http: // www.sciencedirect.com/science?_ ob=ArticleURL&_udi=B82YG.
8. Ивахненко Т.П. Взаимосвязь сексуальной культуры и сексуального здоровья // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 50-53.
CURRENT APPROACHES TO SEX EDUCATION OF PUPILS IN THE EUROPEAN
UNION COUNTRIES
© 2013
O.V. Bialyk, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of general pedagogy,
higher school pedagogy and management,
Uman State Pedagogical University named after Pavlo Tichina, Uman (Ukraine)
Annotation: The article is devoted to the problem of students sexual education. Modern models of students sexual education in some countries of European Union have been analyzed, the most characteristic to the author's opinion features and peculiarities of each model of students sexual education have been underlined.
Keywords: sexual education, models of sexual education, countries of European Union, Italy, Denmark, Finland, Poland.