Научная статья на тему 'Сексуальное воспитание подростков и проблемы полового просвещения'

Сексуальное воспитание подростков и проблемы полового просвещения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11712
1050
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ПРОГРАММЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ / ЭКСПЕРТИЗА СЕКСУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / HISTORY OF SEXUAL EDUCATION / PROGRAM OF SEXUAL EDUCATION / EXAMINATION OF SEXUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карам Анна Олеговна

Статья посвящена сексуальному воспитанию подростков и проблемам полового просвещения. Представлены различные программы сексуального просвещения, в том числе и в Алтайском крае. Отображены результаты экспертного опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sexual Upbringing of Teenagers and a Problem of Sexual Education

The article is devoted to sexual upbringing of teenagers and problems of their sexual education. Various programs of sexual education, including programs worked out in the Altai Territory are described. Results of expert opinion are displayed.

Текст научной работы на тему «Сексуальное воспитание подростков и проблемы полового просвещения»

ББК 60.561.54

А.О. Карам

Сексуальное воспитание подростков и проблемы полового просвещения*

A.O. Karam

Sexual Upbringing of Teenagers and a Problem of Sexual Education

Статья посвящена сексуальному воспитанию подростков и проблемам полового просвещения. Представлены различные программы сексуального просвещения, в том числе и в Алтайском крае. Отображены результаты экспертного опроса.

Ключевые слова: история сексуального просвещения, программы полового воспитания, экспертиза сексуального воспитания.

The article is devoted to sexual upbringing of teenagers and problems of their sexual education. Various programs of sexual education, including programs worked out in the Altai Territory are described. Results of expert opinion are displayed.

Key words: history of sexual education, program of sexual education, examination of sexual education.

Сексуальное воспитание в России насчитывает несколько десятилетий и имеет богатейший опыт подготовки подростков к семейной жизни. Проблемы полового созревания и сексуального воспитания исследовались в конце XIX - начале XX в. как психолого-педагогические задачи В.М. Бехтеревым, А.П. Нечаевым, И.П. Павловым, М.М. Рубинштейном и др. В 20-30 гг. XX в. основные исследования были направлены на выработку осознанного сексуального поведения и имели непосредственную связь с другими областями учебно-воспитательной работы. Известный отечественный психолог П.П. Блонский, основываясь на всестороннем анализе многочисленных фактов, считал базой правильного полового воспитания формирование у подрастающего поколения нравственного идеала семьянина. Данная концепция актуальна и на сегодняшний день.

По завершении Октябрьской революции сексуальное воспитание подростков разрабатывалось в рамках педологии в условиях комплексного подхода и с использованием различных знаний. Но в 1936 г. педология была объявлена «лженаукой», и половое воспитание подростков стало закрытой темой вплоть до 60-х гг. XX в. В это время в школьное образование стали включать такой курс, как «Основы советской семьи и семейного воспитания», а также проводились различные факультативные занятия, освещающие темы любви, брака, пола, здоровья и сексуальности.

Многие из этих дисциплин в школе преподавали учителя-предметники или классные руководители. В 1982 г. Министерством просвещения СССР и Академией педагогических наук СССР была одобрена и выпущена типовая программа «Этика и психология семейной жизни», предназначенная для старшеклассников. Данная программа получила множество положительных отзывов от педагогов и учащихся, и в 1983 г. по решению Министерства просвещения СССР в школьные программы страны был введен обязательный курс «Гигиеническое и половое воспитание» (8 кл.), основной целью которого являлась подготовка к ответственному супружеству, а также формирование полового сознания. Сложность реализации целей программ заключалась в отсутствии специалистов по проведению занятий со школьниками, преподавание довольно часто сводилось к чтению сухих лекций учителями-предметниками.

В 90-х гг. в ряде городов России (Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Нижнем Новгороде и др.) в школьную программу был введен новый курс «Валеология (индивидуальное здоровье человека)», в рамках которого предусматривалось широкое половое просвещение. Основным изъяном курса было использование оккультного знания, и его преподавание в школах было запрещено. В 1992 г., после выхода нового закона «Об образовании», курс «Этика и психология семейной жизни» не был включен

* Работа выполнена при поддержке Государственного контракта №16.740.11.0109 в рамках ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., мероприятие 1.2.1. «Модели конструирования новой геронтологической реальности и адаптивные стратегии современных россиян: институциональный, социально-групповой и индивидуально-личностный уровни анализа» (2010-2012 гг.).

Сексуальное воспитание подростков и проблемы полового просвещения

в учебные планы, хотя и не был отменен. Курс требовал переработки и дополнений, изменения были внесены доктором психологических наук, старшим научным сотрудником Института психологии РАО Т.А. Флоренской с учетом духовно-нравственных и социальных проблем того времени.

В начале 90-х гг. Президентом страны Б.Н. Ельциным была подписана программа «Дети России», которая стала реализовываться на государственном уровне, а разработчиком выступила Российская ассоциация планирования семьи. Официально эта программа являлась проектом Министерства общего и профессионального образования РФ и Министерства здравоохранения РФ «Половое воспитание российских школьников». Инициатива по внедрению исходила от президента партии «Женщины России» Е.А. Лаховой и экспериментально была внедрена в 15 регионах страны. В качестве официальных аргументов использовались такие доводы, как профилактика СПИДа, снижение уровня подростковой беременности, заболеваний, передающихся половым путем, снижение сексуальных извращений. В рамках занятий предполагалось избавление от чувства «ложной стыдливости» и выработка навыков «безопасного секса», а также был введен новый термин: родителей именовали как «производителей», что, в свою очередь, закрепляло новое отношение к институту родительства. В 1996 г. реализация программы была приостановлена по настоянию возмущенных родителей и в результате политического скандала. Суть последнего заключалась в том, что, по мнению противников сексуального просвещения, западные службы и фармацевтические фирмы пытаются, якобы, посредством сексуального просвещения и распространения контрацептивов развратить и истребить русский народ. При этом не принимается во внимание остающееся вопреки всем запретам неуправляемое сексуальное поведение подростков, которые получат необходимую им информацию по сексуальным вопросам если не в школе, не у родителей и не у друзей, то, например, в Интернете, но при этом ни качество, ни своевременность получаемой информации критике доступны не будут [1, с. 73].

13 ноября 2001 г. Постановлением Правительства РФ .№790 была утверждена Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)». Данная программа предусматривает решение многочисленных задач, в частности: проведение и совершенствование мероприятий по профилактике заболеваний социального характера; создание постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики заболеваний социального характера; повышение профессиональных знаний медицинских работников по профилактике, раннему выявлению, диагностике, лечению и реа-

билитации заболеваний социального характера; повышение квалификации кадров и многих других [2].

Мероприятия по сексуальному воспитанию подростков в Алтайском крае проводились в рамках проекта «Повышение уровня знаний учащихся профессиональных училищ России по вопросам здорового образа жизни, планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья, профилактики ИППП, ВИЧ/СПИДа», который был реализован также в шести регионах Российской Федерации. Целью проекта предусматривалось: улучшение состояния репродуктивного здоровья подростков - учащихся профессиональных училищ (ПУ) - базовых регионов России посредством повышения уровня их знаний по вопросам здорового образа жизни, планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья, профилактики ИППП, ВИЧ/СПИДа.

В настоящее время сексуальное воспитание подростков в школе сводится к преподаванию курса «Сексология», иногда его называют «Основы здорового образа жизни», «Планирование семьи», «Уроки здоровья», «Гигиена», «Половое воспитание», «Лекции о СПИДе» и др. Кроме того, по инициативе администрации школы учащиеся посещают различного рода факультативные занятия, семинары в медико-педагогических школах, центрах планирования семьи и пр.

Например, в одной из школ Барнаула (МОУ гимназия №42) по заказу комитета по образованию Железнодорожного района Барнаула была разработана программа воспитания и социализации учащихся с первого по одиннадцатый класс (сроки реализации -2010-2015 гг.). Одним из ожидаемых результатов выступает показатель эффективности воспитательного процесса, положительная динамика личностного роста учащихся, отсутствие правонарушений, сокращение группы «риска», активное участие в проектных, исследовательских работах различного уровня, действующих программах воспитания [3].

10 февраля 2011 г. заместителем губернатора Алтайского края, начальником Управления по Алтайскому краю по образованию и делам молодежи Ю.Н. Денисовым было подписано распоряжение о реализации краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края на 2011-2015 годы» с целью укрепления института семьи, воспитания ответственного материнства и отцовства Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи совместно с АКИПКРО. Для осуществления данной программы разработаны методические рекомендации по организации «Школ ответственного родительства» [4]. Однако отношение представителей общественных организаций, исполнительной власти, политических объединений, преподавателей и многих других к введению сексуального воспитания и просвещения нельзя назвать однозначно положительным. По результатам экспертного опроса, проводимого

в рамках Государственного контракта №02.740.11.0360 по теме «Социальные риски воспроизводства девиаций и социальная безопасность населения России: проблемы взаимообусловленности и трансформации в современных условиях кризисного состояния общества», есть немало противников сексуального воспитания в школах, которые, в частности, ссылаются на качество преподавания биологии: «Я отношусь к этому отрицательно в нескольких позициях, надо хорошо преподавать биологию в школе, уделяя внимание в том числе и половому воспитанию в рамках этих занятий. На самом деле я считаю, что вопросы полового воспитания, это вопросы не социальные и даже не психологические, это вопросы биологического характера ...вот если бы его в школе проходили, учили бы биологию половины социальных проблем бы не было, а мы сначала стыдливо замалчиваем раздел биологии о половой системе мужчины и женщины, а потом вводим какие-то дополнительные курсы... друзья мои, вы что делаете???? Учитесь в школе, надо учиться основам мироздания, физику учите, химию, биологию. Дальше уже сами разберете, а то получается, что мы опять со следствиями боремся, а не с причиной» (НП22 007, с. 23)*. Некоторые эксперты дают неоднозначную оценку сексуальному воспитанию в школе: «Мне очень сложно говорить потому, что информация поступает очень эмоционально окрашенная ... об этом, наверное, надо говорить, очень осторожно, по принципу не навредить» (ИВ22 002, с. 13).

* Здесь и далее в примерах сохранены стиль и пунктуация респондентов. - Прим. ред.

Еще один спорный вопрос - это возраст, с которого следует заниматься половым просвещением. Некоторые эксперты говорят о том, что есть необходимость внедрения программ начиная с детского сада: «Ну, с детского сада» (ИВ22015, с. 5); другие указывают на старшеклассников: «Ну я считаю, в старших классах эти программы, наверное, нужно проводить. Вы знаете, ну я не думаю, что второй-третий класс, мое личное мнение, можно сказать о сексуальных отношениях. Я вот, допустим, категорически против, чтобы в детских магазинах... продают беременные игрушки и т.д. у ребенка может сложиться наоборот, совсем иное понимание этих вещей» (ИВ22 005, с. 11).

При ответе на вопрос, какой профиль должен быть у специалиста, ведущего сексуальное воспитание в школе, большинство экспертов сошлись во мнении, что это должны быть медики и психологи, этим не должны заниматься школьные учителя, а тем более классный руководитель, хотя четкого и однозначного ответа не дал ни один эксперт: «Ну мне кажется, все-таки это должны быть психологи» (ИВ22_012, с. 12); «Это специалисты, я не знаю этих специалистов, ну, наверное, психологи» (МС22_017, с. 10); «Медики, психологи, ну и можно привлечь родителей» (ПС22 019, с. 1).

В целом можно сделать вывод о том, что проблема, связанная с сексуальным воспитанием и половым просвещением подростков, многогранна и имеет множество проблем, решением которых необходимо заниматься комплексно, с привлечением различного рода специалистов и родителей, опираясь на опыт других стран [5, с. 138].

Библиографический список

1. Журавлева И.В. Самосохранительное поведение подростков и заболевания, передающиеся половым путем // СОЦИС. - 2000. - №5.

2. Программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)» [Электронный ресурс]. - URL http://fcp.vpk.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ ViewFcp/View/2006/74/.

3. Екшибарова Н.А. Программа воспитания и социализации учащихся МОУ «Гимназия №42» (для учащихся

1-11-х классов) [Электронный ресурс]. - URL: s42.asu.ru/ new/wp-content/uploads/2.

4. Свиридов А.Н. Методические рекомендации по организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях края [Электронный ресурс]. - ЦБЬ: www. educaltai.ru/files/docs/969_10_02.pdf.

5. Журавлева И.В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения // СОЦИС. - 2004. -№7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.