8.7. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТСУТСТВИЯ ПОЛОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ
Смирнов Александр Михайлович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: старший научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-2. Email: [email protected]
Аннотация
Задача. Провести анализ точек зрения на проблему отсутствия полового образования и воспитания в российских школах.
Методология: при подготовке статьи были использованы формально-логический, правовой, статистический и документальный методы научного познания.
Выводы: На основе проведенного анализа указанных точек зрения, а также результатов собственного социально-правового исследования автор приходит к выводу о целесообразности введения в российских школах полового образования и воспитания.
Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы: изложенная в статье информация и сделанные на ее основе выводы могут служить основой для проведения дальнейших научных исследований вопросов полового образования и воспитания несовершеннолетних.
Практическое значение: введение в российских школах полового образования и воспитания окажет положительное влияние на объективное понимание несовершеннолетних вопросов сексуального поведения, окажет им помощь в ориентированности в половых отношениях, что исключит или по крайне мере снизит их злоупотребления в половых отношениях, доводящие до нарушения закона.
Социальные последствия: статья представляет научный и практический интерес для совершенствования практики противодействия половым преступлениям, совершаемым несовершеннолетними, что может служить снижению их распространению в российском обществе.
Оригинальность/ценность: работа предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами противодействия преступности, в частности, половым преступлениям несовершеннолетних. Достаточно полезной информации для своей профессиональной деятельности в ней найдут юристы, социологи, адвокаты, сотрудники правоохранительных органов, психологи, научные работники.
Ключевые слова: несовершеннолетние, половая неприкосновенность, половая свобода, половое образование, половое воспитание, половые преступления, профилактика преступности несовершеннолетних, профилактика половых преступлений несовершеннолетних.
CRIMINOLOGICAL PROBLEMS OF ABSENCE OF SEXUAL EDUCATION AND EDUCATION IN RUSSIAN SCHOOLS
Smirnov Alexander Mihailovich, PhD at law, associate professor. Position: Senior Researcher. Place of employment: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Department: SRC-2. E-mail: [email protected]
Annotation
A task. Conduct an analysis of points of view on the problem of lack of sexual education and upbringing in Russian schools.
Methodology: The formal-logical, legal, statistical and documentary methods of scientific knowledge were used in the preparation of the article.
Conclusions: On the basis of the analysis of these points of view, as well as the results of his own social and legal research, the author comes to the conclusion that it is advisable to introduce sexual education and upbringing in Russian schools.
The scope of the research / the possibility of the subsequent use of the results of scientific work: The information presented in the article and the conclusions drawn on it can serve as a basis for further research on the issues of sexual education and upbringing of minors.
Practical significance: The introduction of sexual education and upbringing in Russian schools will have a positive impact on an objective understanding of juvenile sexual behavior issues, help them in sexual orientation, which will eliminate or at least reduce their abuses in sexual relations leading to violations of the law.
Social consequences: The article is of scientific and practical interest for improving the practice of counteracting sexual crimes committed by minors, which may serve to reduce their spread in Russian society.
Originality / value: The work is intended for a wide range of readers interested in issues of crime control, in particular, sexual crimes of minors. Sufficiently useful information for its professional work in it will find lawyers, sociologists, lawyers, law enforcement officers, psychologists, scientists.
Keywords: minors, sexual inviolability, sexual freedom, sexual education, sex education, sex crimes, prevention of juvenile delinquency, prevention of sexual crimes of minors.
Совершение лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, преступных деяний выступает одной из негативных характеристик современной российской действительности. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии недостатков и упущений в национальной социальной политики государства и развитии определенных деструктивных процессов в жизнидея-тельности российского общества.
Особое беспокойство в этом отношении вызывает совершение указанными лицами посягательств на половую неприкосновенность и половую свободу личности (т.н. «половых преступлений»), т.к. это указывает на серьезных упущениях в работе, направленной на позитивное развитие подрастающего поколения, и его деморализацию [1, с. 29-31].
Не смотря на то, что доля лиц, совершивших половые преступления в возрасте до восемнадцати лет, в общей структуре преступности таких лиц имеет незначительную долю (около 2-2,5%) [2] тем не менее это указывает на достаточно серьезную проблему, т.к. в условиях развития общества и государства, соответствующих нормам морали и нравственности, таких деяний не должно быть в принципе.
Одной из причин совершения несовершеннолетними преступных посягательств на половую неприкосновенность и половую свободу личности выступает, по нашему мнению, отсутствие в российских школах полового образования и воспитания, на необходимость введения которых давно уже указывают многие авторитетные представители научных знаний в области педагогики и психологии, а также профилактики деви-
антного поведения несовершеннолетних [3, с. 149; 4, с. 392; 5].
В научной литературе справедливо и достаточно аргументировано отмечается, что половое образования и воспитание обеспечивают гармонизацию формирования личности и ее психосексуального развития. Они направлены в целом на оказание содействия подрастающему поколению по формированию их сексуального здоровья и адекватного отношения к половым отношениям [7, с. 6-7].
Важное значение для решения вопроса о введении в российских школах полового образования и воспитания и подтверждающая объективную социальную необходимость этого имеет ратифицированная Российской Федерацией Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия [8].
Эта Конвенция обязывает страны - участницы ее ратификации, принять соответствующие меры, связанные с нормативным обеспечением включения в программы школьного образования уведомление обучаемых об отрицательных последствиях сексуального насилия и сексуальной эксплуатации человека, а также о способах и средствах самостоятельной защиты от этих негативных деяний исходя из половозрастных особенностей несовершеннолетних. Эта информация должна представляться несовершеннолетним с учетом пожеланий их родителей или лиц, их замещающих, и в ней наиболее важное внимание следует уделять ситуациям повышенной опасности, сопряженных с применением новейших телекоммуникационных и информационных технических средств.
Мы полагаем, что это требование не лишено разумности и его необходимо поддержать, поскольку оно бесспорно имеет прогрессивный характер в системе позитивного воспитательно-педагогического воздействия на лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, обеспечивая снижение их виктимности относительно сексуального насилия, а также противодействует их приобщению к совершению различного рода сексуальных злоупотреблений, доходящих до уровня преступных посягательств на половую неприкосновенность и половую свободу личности.
Необходимо отметить, что введение полового образования и воспитания российских школах в настоящее время пробуждает ожесточенную дискуссию в обществе. Это связано с тем, что для современного российского общества характерно восприятие окружающей действительности через призму различных «моральных паник», в частности «культивируемых» некоторыми представителями традиционных религий, активно противодействующими всевозможным проявлениям прогрессивного социального развития.
В сложившейся ситуации имеют место быть довольно абсурдные случаи привлечения к ответственности учителей, преподающих в школах биологию и основы безопасности жизнидеятельности, за проведение ими с обучаемыми занятий, по профилактике нежелательных беременностей , заболеваний, передающихся половым путем, объяснение гигиенических и физиологических аспектов полового созревания. Вызывает сожаление то обстоятельство, что половое образование и воспитание в нашей стране в результате неразумности уголовного законодательства и недостатка необходимых знаний представителей общественности о половых отношениях и их природе иногда уголовно наказуемо.
Именно поэтому педагогические коллективы российских школ пока еще не проявляют активности в направлении введения рассматриваемого воздействия на обучаемых в них несовершеннолетних, не желая быть заподозренными в их «развращении» в силу неоднозначности понимания современного российского законодательства, нацеленного на «борьбу с безнравственностью» в общественных отношениях, а также устоявшейся практике расширительного толкования нормативных документов.
Как правило, для проведения бесед со школьниками на темы полового развития в школы приглашают врачей, многие из которых, узнав, что среди слушателей их бесед или лекций будут присутствовать лица моложе 16 лет от таких приглашений отказываются. Месте с тем, по справедливому мнению Г.Б. Дерягина, с шестнадцатилетнего возраста и позже начинать половое образование и воспитание детей уже нет смысла, поскольку многие из них вероятнее всего уже получили психотравмы в силу отсутствия необходимых знаний о половых взаимоотношениях [4, с. 393].
Полагаем, что следует поддержать авторов, считающих, что в российских школах следует организовывать и осуществлять программы, направленные на воспитание половой культуры и позитивного сексуального развития обучаемых, формирующих этические основы взаимодействия в сексуальных и половых отношениях, адекватные социально приемлемым нормам, любовь и человеколюбие, сдержанность и самоконтроль в этой достаточно деликатной сфере человеческих взаимоотношений [9, с. 138].
Необходимо отметить, что в целях уменьшения рисков преждевременного вовлечения несовершеннолетних в сексуальную жизнь и снижения их виктимности по отношению к сексуальному насилию в современных цивилизованных странах разработана и функционирует система полового образования и воспитания несовершеннолетних, а также молодежи. Так, например, половое образование и воспитание во всех школах
Англии с 2017 г. стало одним из обязательных пред-
1
метов .
Научный интерес вызывают результаты исследования, проведенного Всемирной организацией здравоохранения о влиянии на поведение школьников различных программ полового воспитания и просвещения. В итоге выяснилось, что ни одна из этих программ не обусловливает раннее начало сексуальной жизни несовершеннолетних, наоборот школьный курс либо способствует более позднему началу половых отношений, либо делает их более упорядоченными. Сексуально активные школьники, ставшие участниками соответствующего курса обучения, начинали вести себя менее рискованно в половых вопросах в сравнении со школьниками контрольной группы, менее образованными в этом плане сверстников. При этом стало понятным, что программы, содержащие в себе кроме призывов не вступать в ранние сексуальные отношения, но и правила безопасного секса, показывали большую эффективность в сравнении с теми программами, которые ограничивались только пропагандой полового воздержания. Самыми успешными оказывались программы, которые реализовывались: а) значительно раньше, чем у школьников появлялся первый сексуальный опыт, и б) предоставляли обучаемым на-
1 Сексуальное воспитание во всех школах Англии станет обязательным // URL // https://www.bbc.com/russian/news-39127432 (дата обращения 20.06.2018).
ряду с биолого-медицинскими знаниями о физиологии и анатомии репродуктивной системы человека, средствах контрацепции, психологические навыки поведения в экстремальных ситуациях, оказывать сопротивление негативному давлению со стороны сверстников и т.п.
В некоторых европейских странах для полового просвещения и воспитания подростков широко используются возможности телевидения и телекоммуникационной сети Интернет. В частности, Германский федеральный центр медицинского просвещения осуществляет издание и последующую бесплатную рассылку всем заинтересованным лицам научно-популярных книг и методических пособий, отличающихся хорошей наглядностью и доступностью для понимания содержащейся в них информации с учетом этнокультурных различий несовершеннолетних своих граждан. Кроме того в Германии существует специальная консультативная служба для несовершеннолетних, анонимно и бесплатно предоставляющая по сети Интернет для любого немецкого подростка, обнаружившего у себя волнения или тревоги сексуального характера, объективные и понятные ответа на любые беспокоящие их вопросы. Если же возникнет необходимость то любой подросток может самостоятельно без родителей прийти на консультацию к профильному специалисту. Службы, подобные этой, функционируют в большей части западно-европейских государств [10].
Противники полового образования и воспитания в российских школах считают, что это исключительная прерогатива семьи. Вместе с тем это утверждение является весьма спорным. Как отмечают исследователи, еще в догосударственных обществах функция по подготовке детей к половым отношениям была возложена не на их родителей, а на специально уполномоченных для этого старших членов рода.
Известно, что передача со стороны близкого человека информации интимного характера, способствует возникновению напряженной эмоциональной реакции, приводящей к неловкой ситуации, создающей дискомфорт как родителей, так и детей. В связи с этим не только родители ощущают некоторые неудобства при общении на половые темы и поэтому «уходят» от их обсуждения, но и их дети предпочитают добывать эту информацию иными путями.
В отличие о прежних времен в современном обществе семейные разговоры на интимные темы стали психологически и культурно более приемлемым. Тем не менее, отдельные исследования указывают на то, что независимо от характера терпимости и степени просвещенности родителей, современные подростки в вопросах половых отношений продолжают ориентироваться на мнение и взгляды своего поколения [11].
Еще в 1991 г. на вопрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), о том разговаривали ли с Вами Ваши родители на темы полового воспитания и секса положительно ответило только 13% опрошенных респондентов из числа совершеннолетнего населения, следовательно, отрицательно -87%. С мальчиками родители общаются на сексуальные темы реже, чем с девочками (с девочками на эти темы говорило 15% родителей, с мальчиками - всего 10%). Выделяется и социально-возрастная дифференциация респондентов: среди лиц моложе 25 лет положительно ответили на указанный вопрос 27-28%, когда как те, кому было больше 55 лет, - только 5%. Необходимо отметить, что в сельской местности реже
говорят родители с детьми на сексуальные темы, чем в городе. Ситуация в настоящее время в этом отношении меняется в лучшую сторону. Так, согласно результатов нашего исследования, больше половины (55,8%) опрошенных нами респондентов положительно отнеслись к введению в российских школах полового образования и воспитания и только 19,7% отрицательно. Четверть (24,5%) затруднились дать какой либо ответ на поставленный вопрос.
Опрос, проведенный профессором И.С. Коном в 1993 г., показал, что более 2/3 родителей не говорили со своими детьми на сексуальные темы, те, же, кто касался таких тем, делали это весьма редко - не более одного-двух раз. Сами же дети спрашивать родителей об этом опасаются или же стесняются. Именно поэтому не вызывает удивление, что совпадение взглядов и принципов детей, в сфере половых отношений, со взглядами и принципами их родителей отсутствует в свыше половины случаев, у чуть более 1/3 несовершеннолетних взгляды по вопросам секса значительно расходятся с точкой зрения родителей [12].
Указанный профессор высказывает сожаление, что российским детям и подросткам совершенно не с кем откровенно поговорить о возникших проблемах в сфере половых отношений. Взаимодействие и взаимопонимание с родителями в этом отношении практически отсутствует. Достаточно сложно в этом вопросе обстоит дело и со сверстниками. Согласно данным Международного студенческого опроса, проведенного в 2003 г., доля российских несовершеннолетних мужского пола, которые достаточно часто и с необходимым уровнем откровенности говорили на сексуальные темы с друзьями, составила: в 11-13 лет - 10,4%, в 14-15 лет - 21,3%, в 16-18 лет - 36,4%. По результатам этого опроса российские подростки были отнесены к категории самых сексуально некоммуникабельных мальчиков во всех девяти странах, в которых проводилось исследование [13].
Практика показывает, что современные подростки в сравнении со своими родителями обладают гораздо более разнообразными и более надежными источниками информации о сексе, чем их родители в их возрасте. Если родительское и предыдущие поколения получали необходимую информацию о сексе только из разговоров со своими сверстниками, то в настоящее время в этом первостепенную роль играют электронные и печатные источники информации. Вместе с тем эта информация имеет хаотичный характер и ничего похожего на систематизированное половое образование и воспитание в нашей стране пока еще нет.
По данным нашего исследования 2 у большей части (24,1%) лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение половых преступлений в несовершеннолетнем возрасте, источником стремления совершить сексуальное насилие криминального характера были рассказы друзей, у 14,8% - Интернет и телевидение, у 5,6% - это были рассказы взрослых. У остальных, которые составили большинство (55,6%). желание совершить сексуальное злоупотребление возникло самостоятельно. Это говорит о незначительном влиянии средств массовой информации на активизацию желания несовершеннолетних совершать преступные посягательства на половую неприкосно-
2 Исследование проводилось в 2012-2013 годах и заключалось в анкетировании несовершеннолетних осужденных, приговоренных к лишению свободы за совершение преступных посягательств на половую неприкосновенность и половую свободу личности.
венность и свободу личности, однако же и не преуменьшает ее.
Профессором И.И. Луниным еще в 1993 г. было выявлено интересное расхождение в оценках подростками «доступности» и «достоверности» различных источников информации о сексе. Наиболее достоверной они считают информацию об этом от родителей (56%), однако этот источник определяется ими как менее всего доступный. Вместе с тем, друзей они определяют как самый доступный (80% процентов), но тем не менее наименее достоверный (32%) источник информации половых отношениях. Другие источники информации о сексе по своей доступности распределились следующим образом: видеофильмы (72%), художественная и публицистическая литература (65%) и журналы эротического и порнографического характера (53%). Достоверность информации в этих источниках подростки оценивают невысоко, но они наиболее доступны для них.
Исследования подобного характера проводились и в зарубежных странах. Так, например, в социологическом опросе, проведенном в начале 1990-х годов, 53% мужчин и 33% женщин сказали на то, что главным источником информации о сексе для них была улица, 25% и 40% соответственно - семья, и только для 20% мужчин и 25% женщин это была школа (Janus and Janus, 1993) [14].
По данным нашего исследования только с каждым десятым несовершеннолетним, совершившим половые преступления, его родители или лица, их замещающие, вели беседы на сексуальные темы и проблемы половых взаимоотношений, давая при этом, по мнению опрошенных, правильные советы.
Таким образом, можно с уверенностью говорить об отсутствие системы полового образования и воспитания среди российских несовершеннолетних. Информационный вакуум о сексуальности в постсоветской России был велик, как нигде. Об этом свидетельствуют все имеющиеся социологические исследования, посвященные данной проблематики [14].
В силу этих обстоятельств подростки, находящиеся на этапе полового созревания, предоставляются сам себе в решении возникающих вопросов сексуального характера. Именно поэтому эти сложные вопросы и необходимость их самостоятельного решения начинают доминировать в психике над другими интересами [15, с. 172], что вероятнее всего может привести к негативным последствиям, выражающимся в совершении ими сексуальных злоупотреблений.
Все это становиться главной причиной раннего начала несовершеннолетними сексуальной жизни, способствует распространению среди них половой распущенностью, сексуальных девиаций различного характера, постоянным поиском новых наслаждений в сексе, доходящей до совершения половых преступлений [9, с. 143].
В связи с вышеизложенным следует согласиться с профессором И.С. Коном в том, что общество, которое во имя вероятно всего неправильно понятых национальных интересов и искаженных моральных принципов начинает пренебрегать благополучием и здоровьем собственного подрастающего поколения, не желая при этом учиться ни на собственном, ни на зарубежном опыте, обречено на отставание в цивилизованном плане и деградацию [14].
Мы со своей стороны придерживаемся точки зрения о том, что половое воспитание и образование несовершеннолетних в российских школах крайне необхо-
димый и важный элемент развития несовершеннолетних. Особенно это важно на фоне снижения уровня морально-нравственного развития современного подрастающего поколения в нашей стране.
Полагаем, что главным принципом реализации полового образования и воспитания в школах должно быть понимание того, что никто не должен ограничивать доступ человека к сведениям, касающемся половых отношений, воспрепятствовать научно обоснованному просвещению граждан по вопросам половой морали и секса. В этой связи репрессивная (запугивающая) и агрессивная пропаганда таких идей является не только противоправной, но и социально опасной [4, с. 393].
Необходимо отметить, что несовершеннолетние в силу своих возрастных характеристик весьма восприимчивы к любой информации, и любая искаженность в том, что от них утаивают, либо недостоверно сообщают о сексуальной жизни, может принести только вред. Именно поэтому половое образование и воспитание должно осуществляться только с учетом их половозрастных характеристик. Только в этом случае оно может иметь позитивный эффект. Главной же целью полового воспитания и просвещения должно стать сохранение репродуктивного здоровья и формирование у подрастающего поколения определенной свободы в этой сфере человеческих отношений в сочетании с ответственностью за совершаемые поступки.
Исследователями установлено, что родители испытывают себя неподготовленными в области полового образования и воспитания по следующим основным причинам: недостаточной информированностью и дискомфортом в обсуждении сексуальных проблем со своими детьми. Зачастую несмелые начинания со стороны родителей приводят к внутрисемейным конфликтам, создающим и усиливающим преграды на пути к взаимопониманию между родителями и детьми и даже к дальнейшему их отчуждению друг от друга. Несмотря на то, что подростки определяют своих друзей как более важный источник информации о сексе, тем не менее родители, их жизненный опыт, по данным некоторых исследователей, продолжают оставаться важным фактором в формировании представлении несовершеннолетних о половой сфере жизни человека [16].
Умение родителей открыто, не стесняясь говорить на сексуальные темы с ребенком, заниматься с ними половым просвещением, вовремя информировать о возможной опасности является важным аспектом в вопросах виктимологической профилактики половых преступлений. Помощь в обучении родителей такого рода взаимодействию с детьми должна также ложиться на педагогов, психологов, социальные службы [17, с. 28].
Мы считаем, что наряду с половым образованием и воспитанием несовершеннолетних в школах необходимо ввести основы виктимологической профилактики сексуального насилия, разъясняющие им как правильно распознавать предкриминальные ситуации, правильно себя вести в случае возникновения сексуальной агрессии в своей адрес, чтобы не стать жертвами сексуальных злоупотреблений.
Кроме этого, представляется необходимым разъяснять учащимся разницу между гендерным восприятием однотипных ситуаций. Лица женского пола должны обладать знаниями о потенциальных опасностях своего легкомысленного поведения, понимать то, что, если они не хотят сексуального контакта во время сви-
дания, это несогласие должно быть озвучено четко, недвусмысленно, твердо и своевременно, т.е. до того как мужчина лишится самообладания [18].
Рассматриваемые нами образование и воспитание должно иметь целью ознакомление подростков с половыми различиями, а не способствовать развитию у них ранней сексуальности. В рамках ее реализации важной задачей является формирование у ребенка навыков общения со сверстниками с позиции правильного ориентирования в вопросах полых отношений и секса [19].
Мы не говорим, что половое образование и воспитание в российских школах должно быть обязательным и всеобщим. На данном этапе оно должно иметь уровень факультатива и преподаваться только желающим подросткам с согласия их родителей или лиц, их замещающих.
Отдельные авторы справедливо отмечают, что у нас пока, к сожалению, нет достаточного числа хорошо подготовленных квалифицированных специалистов в области полового образования и воспитания. Этим занимаются лица, обладающие поверхностными или искаженными господствующими в российском обществе социальными представлениями и нормами об истинной природе сексуальности и интимной жизни человека [9, с. 140].
В этой связи считаем целесообразным осуществление работы по разработке и внедрению в образовательную деятельность образовательных организациях, готовящих будущих педагогов и социальных работников, соответствующих курсов по подготовке специалистов в области полового образования и воспитания несовершеннолетних.
Список литературы:
1. Смирнов А.М. Криминологическая характеристика и проблемы противодействия посягательствам несовершеннолетних на половую свободу и (или) половую неприкосновенность личности // Российский следователь. 2011. № 22.
2. Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте // Официальный сайт Судебного Департамента при Верховном Суде России / Судебная статистика по делам, рассматриваемым федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями / Данные судебной статистики / Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2014 год / [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http:// http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=2883, (дата обращения 20.06.2018).
3. Антонян Ю.М. Серийные сексуальные убийства: Учебное пособие. М., 1997.
4. Криминальная сексология: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Г.Б. Дерягин и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011.
5. Кон И.С. Вкус запретного плода: Сексология для всех. М.: Семья и школа, 1997.
6. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А., Шостакович Б.В. Криминальная сексология / Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: Спарк, 1999.
7. Игнатов Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. - Изд. 2-е, пе-рераб. и доп. Л.: Медицина, 1988.
8. Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия: принята Лансароте 25 октября 2007 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.coe.int/t/dghl/
standardsetting/children/Source/LanzaroteConvention_ru. pdf, (дата обращения 22.06.2015).
9. Кулаков А.В. Уголовно-правовой и криминологический аспекты насильственных действий сексуального характера: дисс. ... канд. юрид. наук, Рязань 2004.
10. Кон И.С. Сексуальная культура XXI века [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://sexology. narod.ru/publ030.html, (дата обращения 22.06.2015).
11. Кон И.С. Подростковая и юношеская сексуальность сегодня [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://sexology.narod.ru/publ015.html, (дата обращения 22.06.2015).
12. Кон И.С. Клубничка на березке. Сексуальная культура в России. М.: ОГИ, 1997.
13. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины. М.: Время, 2009.
14. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://sexology.narod.ru/book10_3.html, (дата обращения 22.06.2015).
15. Добрынин Н.Ф., Бардиан А.М., Лаврова Н.В. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1965.
16. Турдалиева Б.С., Аимбетова Г.Е., Мусаева Б.А. Особенности полового воспитания и его влияние на формирование здоровья подростков // Вестник Каз-НМУ. 2010. № 4.
17. Гусева О.Н. Педофильная виктимизация и викти-мологическая профилактика педофильных преступлений: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
18. Мощицкая Е.Ю. Виктимологическая характеристика сексуального насилия несовершеннолетних (по материалам Иркутской области): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2004.
19. Мишота В.А. Предупреждение сексуальных преступлений против несовершеннолетних в семье: Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2000.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 81,31 %