- школьная воспитательная система открытого типа: «школа для детей и родителей»; взаимопомощь в трудовых ситуациях; бережное отношение к получаемым продуктам труда, желание трудиться;
- система интересных мероприятий с привлечением всех субъектов образовательного комплекса: учащихся всех возрастов, педагогов, родителей, семей, общественности села и др.;
- активизация и включение в созидательную деятельность школьников, в образовательный комплекс социокультурного пространства села (мира живой природы, народного искусства, земледельческого быта, общения и др.).
Таким образом, учет региональных особенностей и национальных традиций в учебно-воспитательном процессе в сельской школе - важный фактор совершенствования образования и воспитания учащихся.
Основная исходная позиция, на которой строится наша модель: сельская школа вырастит настоящего человека, труженика, хозяина земли, когда теоретические знания, усваиваемые детьми, будут неразрывно связаны с практикой.
УДК37.034: 37.018.2
Т. В. Петрова
СИСТЕМА ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ В ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Конечным результатом любой науки являются знания о сущности и особенностях протекания изучаемых ею явлений. Педагогика как наука стремится понять сущность воспитания и обучения, объяснить присущие ей закономерности, причинно-следственные связи и, познав их, оказать определенное влияние на протекание педагогических процессов в интересах человека, общества. Педагогика должна стремиться не просто описывать факты и явления, а объяснять, прогнозировать и отвечать на вопросы, почему и какие изменения происходят в развитии человека.
В современной России сложилась неблагоприятная ситуация со здоровьем и благополучием школьников. В частности, особую актуальность приобрели в последнее время вопросы полового воспитания детей в связи с ухудшением демографической ситуации, увеличением числа венерических заболеваний, количества абортов, феноменом подросткового материнства, отсутствием духовно-нравственных образовательных программ и подготовленных кадров для их реализации и т. д.
В связи с тем, что учет причинно-следственных связей в педагогическом процессе позволяет успешно решать учебно-воспитательные задачи, нами был проведен анализ философской, психолого-педагогической, медицинской и другой литературы по половому воспитанию детей и подростков, изучены данные социологических исследований, Федеральной службы государственной статистики РФ, Всероссийской переписи населения за 2002 г., Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике и других государственных учреждений с целью выявления возможных негативных причинно-следственных связей в половом воспитании младшего школьника [1-3, 7, 8, 11-19].
Опираясь на данный анализ, мы предлагаем четыре таблицы возможных причин негативных последствий в половом воспитании младшего школьника «в аспекте ученика, учителя, педагогических средств и среды», составляющих в своем единстве педагогическое явление [5, с. 66].
Рассмотрим подробно ученика. Его мы рассматриваем как человека, воплощающего высшую ступень развития в процессе жизнедеятельности. Ученик как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе «является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство. Он выступает как организм (наделенный психикой); индивид (что означает его принадлежность к роду Ното sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциаль-ных и др.); Я-образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъективность в других людях и в самом себе)» [10, с. 870].
Ученик является предметом изучения ряда наук: педагогики, психологии, социологии, анатомии, физиологии и др. В связи с этим главными компонентами личности ученика мы считаем физиологический, психический и социальный.
В приводимых ниже табл. 1 - 4 обобщаются возможные причины негативных последствий в половом воспитании младшего школьника, рассматриваемые с точки зрения каждого из компонентов педагогического явления: компонент 1 - ученик, компонент 2 - учитель, компонент 3 - педагогическое средство, компонент 4 - среда.
Таблица 1
Возможные причины негативных последствий в половом воспитании младшего школьника (компонент 1 - ученик)
Компоненты личности Возможные причины
1 2
Физиологический Наследственные I. Нарушение дифференцировки пола: 1. Агенезия гонад: а) у девочек - наружные гениталии у больных имеют инфантильное женское строение, вторичные половые признаки не развиваются; б) у мальчиков - врожденное отсутствие яичек, вторичные половые признаки не развиваются. 2. Дискенизия гонад: а) у девочек - отсутствие вторичных половых признаков и менструаций; б) у мальчиков - нарушение формирования наружных гениталий, возможен гермафродитизм. 3. Функциональная (эндокринная) патология гонад: а) у девочек - отсутствие менструаций и как следствие бесплодие; б) у мальчиков - вторичные половые признаки не развиваются, эрекция не возникает, либидо не пробуждается. 4. Врожденная дисфункция коры надпочечников: а) у девочек - не развиваются молочные железы, менструации не наступают; б) у мальчиков - преждевременное физическое развитие. II. Нарушение темпов пубертатного развития: а) преждевременное соматосексуальное развитие -ранее появление признаков полового созревания (до пубертатного периода); б) замедленное соматосексуальное развитие -задержка полового созревания, которая обычно сочетается с задержкой общего физического и психического развития; в) преждевременное психосексуальное развитие -раннее становление сексуальности (к 5-10 годам); г) ретардация психосексуального развития -отставание сроков становления сексуальности. III. Нарушение половой дифференцировки мозга -нарушение полового самосознания. IV. Предпосылки психосексуальных девиаций от матери: а) гормональные нарушения; б) родовые травмы; в) интоксикация; г) инфекционные заболевания; д) неправильное питание; е) нежелательная беременность;
Окончание табл. 1
1 2
Психический 1.Эмоциональная депривация - эмоциональный голод. 2. Акцентуация характера - неустойчивость, конформность и т. п. 3. Психологические комплексы - неполноценности, вины и т. п. 4. Психические состояния - депрессия, фрустрация, повышенная тревожность, возбудимость, страхи, навязчивые дурные привычки, озабоченность, нервозность и т. д. (возможно, вызванные психотравмирующими обстоятельствами: конфликт с родителями, со сверстниками и т. п.). 5. Психические свойства - особенности темперамента, характера, потребности, мотивы поведения, социальные установки, межличностные отношения, приводящие к конфликтам, трудности в общении, в частности, с противоположным полом и т. п.
Социальный 1. Социальная акселерация - раннее взросление. 2. Социальная депривация - отрицание человека обществом. 3. Нарушение норм морали - сквернословие, курение, хулиганство, наркомания, пьянство, проституция, беспризорничество и т. п. 4. Отсутствие гармонии в своем внутреннем мире и с окружающей действительностью - неприятие себя и окружающих людей
Следующим обязательным структурным компонентом любого педагогического явления является учитель. В структуре педагогической деятельности учителя мы выделяем следующие его компоненты: научно-теоретический, практический и личностный, так как в профессиональной готовности учителя правомерно выделяют «с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма» [9, с. 26].
Таблица 2
Возможные причины негативных последствий в половом воспитании младшего школьника (компонент 2 - учитель)
Компоненты деятельности Возможные причины
Научно- теоретический 1. Недостаток знаний основ сексологии и психосексуального развития детей и подростков. 2. Недостаток знаний основ нейропедагогики и нейропсихологии. 3. Отсутствие в учебных планах по подготовке будущих учителей начальных классов специальной программы по половому воспитанию школьников: а) отсутствие знаний по методике полового воспитания в учебно-воспитательном процессе; б) отсутствие знаний по методике полового воспитания в работе с родителями
Практический 1. Неумение учителя дифференцированно относиться в учебно-воспитательном процессе к мальчикам и девочкам. 2. Некомпетентность в оказании квалифицированной поддержки мальчикам и девочкам в половом воспитании. 3. Межличностные конфликты между учителем и учащимися, среди учащихся
Личностный 1. Несформированность в личности учителя таких качеств, как педагогический долг и ответственность, педагогическая мораль и справедливость, педагогический такт. 2. Не в полной мере развитая любовь к детям (отсутствие положительной внутренней мотивации по отношению к детям). 3. Низкие адаптивные возможности учителя к трудностям жизни
Другим непременным компонентом являются педагогические средства воспитания. И. Ф. Харламов под ними подразумевает:
1) конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т. д.);
2) виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады);
3) наглядные пособия (киноматериалы, картинки, учебники и т. д.) [14, с. 305].
Таблица 3
Возможные причины негативных последствий в половом воспитании младшего школьника (компонент 3 - педагогические средства)
Основные педагогические средства воспитания Возможные причины
В воспитательной работе 1. Не в полной мере реализуются следующие формы воспитательной работы по половому воспитанию школьников: а) фрагменты уроков в рамках таких учебных предметов, как литература, русский и родной язык, изобразительное искусство, труд, окружающий мир и т. д.; б) внеклассные мероприятия, затрагивающие аспекты взаимоотношений между полами, например, на классных часах, экскурсиях, вечерах, конкурсах и т. д.; в) семинары для родителей, тематика и содержание которых отвечает их запросам; г) консультации для учащихся и родителей
В деятельности учащихся 1. Не в полной мере реализуются следующие методы в организации деятельности учащихся в аспекте полового воспитания: а) чтение книг, просмотр художественных репродукций, мультфильмов и кинофильмов и т. п.; б) проведение гендерных, психологических игр, конкурсов, олимпиад между мальчиками и девочками на внеклассных мероприятиях и т. п.; в) занятия в предметных кружках, где девочки занимаются шитьем, кулинарией и т. п., а мальчики -плотницким делом и т. п.
В применении наглядных пособий 1. Недостаток наглядных пособий по половому воспитанию школьников: а) учебников, справочников для учителей, учеников и родителей; б) кино- и видеоматериалов; в) репродукций, карточек, картинок и т. п.
Наконец, рассмотрим заключительный элемент педагогического явления - среда воспитания, под которой понимают «совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности» [4, с. 142].
В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Но наиболее логичной и продуктивной для педагогики мы считаем ту, которую предложил А. В. Мудрик. Он выделяет следующие факторы социализации:
1) макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
2) мезофакторы (от греч. теБОБ - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как социализация); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
3) микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, сверстники, микросоциум, учебные, профессиональные, общественные и другие организации, в которых осуществляется социальное воспитание [6, с. 8].
Вышеперечисленные факторы социализации мы понимаем в качестве среды, под воздействием которой в конечном счете формируется не только личность ребенка, но и человека, всего общества.
Таблица 4
Возможные причины негативных последствий в половом воспитании младшего школьника (компонент 4 - среда)
Факторы среды Возможные причины
1 2
Макрофакторы I. Общие тенденции, наблюдаемые в стране: 1. Демографический кризис (показатели смертности превышают показатели рождаемости). 2. Увеличение количества смертей от случайных отравлений алкоголем, самоубийств, убийств. 3. Увеличение числа разводов. 4. Увеличение числа родивших женщин, не состоявших в зарегистрированном браке. 5. «Сексуальная революция» в обществе. 6. Эмансипация женщин. 7. Снижение роли социального престижа материнства. 8. Низкий уровень духовности и культуры общения в социуме. 9. Психологическая напряженность в обществе. 10. Увеличение числа безнадзорных, беспризорных детей, детей-инвалидов и социальных сирот. 11. Рост количества преступлений и правонарушений, совершаемых детьми. II. Различные аспекты, выражающиеся: 1. В политике: а) изменение политического режима в 1991 г., «открывшего» свободу слова, поступков и т. п., истолкование понятия «свобода» часто стало
Продолжение табл. 4
1 2
отождествляться с беспорядочным безнравственным удовлетворением своих сексуальных потребностей через различные каналы воздействия 2. В экономике: а) резкое расслоение общества на богатых и бедных; б) низкий уровень жизни большинства российских семей; в) повышенный коэффициент иждивенцев -инвалидов, безработных, беженцев и т. п.; г) рост материальных затрат на воспитание ребенка 3. В здравоохранении: а) ухудшение состояния здоровья населения, в том числе и репродуктивного; б) рост отклонений в состоянии здоровья детей, в частности, взятых под наблюдение и состоящих на учете в возрасте до 17 лет с диагнозами: алкоголизм и алкогольные психозы, наркомания и токсикомания и т. д.; в) стремительный рост заболеваний, передающихся половым путем, синдрома приобретенного имуннодефицита не только у взрослых, но и у детей; г) рост проституции, в том числе и детской; д) увеличение числа абортов среди подростков и доступность его проведения; е) увеличение количества детских суицидов; ж) высокая смертность, в том числе и младенческая; з) увеличение заболеваемости психическими расстройствами и расстройствами поведения; и) низкая продолжительность жизни граждан страны; к) алкоголизация населения 4. В образовании: а) отсутствие программ для школьников, ориентированных на духовно-нравственное, духовно-творческое начало, формирование идеалов и ценностей в обществе; б) уменьшение числа дошкольных, общеобразовательных, вечерних, коррекционных для детей с отклонениями в развитии и других учреждений; в) недостаточная обеспеченность учреждениями дополнительного образования детей: центрами творчества детей и юношества, школами искусств, детско-юношескими спортивными школами
Продолжение табл. 4
1 2
Мезофакторы и т. п. и отсутствие в большинстве из них бесплатной организации досуга; г) внедрение в практику российской школы программ полового воспитания, растлевающих молодежь (с целью манипулирования психикой ребенка, ухудшения демографической ситуации в России и т. п.), авторами которых являются РАПС, Холлес, Л. Г Татарникова, В. Н. Гончаров и многие другие I. Средства массовой информации как канал информации сексуального просвещения, разрушающий духовно-нравственное начало в детях и подростках 1. Телевидение: а) внедрение в сознание детей агрессивных и асоциальных моделей поведения; б) канал насилия, эротики, порнографии и половых перверсий, развращающие сознание детей и молодежи (в силу несформированности их внутреннего стержня, мировоззрения имеет особую актуальность); в) засилье американской кинопродукции в таких жанрах, как художественные фильмы (боевики, ужасы, триллеры т. д.), мультфильмы, пропагандирующие различные проявления безнравственного; г) огромное количество программ, носящих исключительно развлекательный характер и не требующих умственных способностей для восприятия, например, юмористических; д) использование таких методов, как имитация «общественного мнения», дезинформация, провокация, обман и маскировка, осмеяние и сарказм и т. д.; е) реклама спиртных, энергетических напитков и сигарет, секса по мобильному телефону путем послания сообщений. 2. Интернет: а) огромное количество порносайтов с предложениями интимных услуг; чатов и форумов по асексуальным ориентациям; интим-магазинов и т. д., их количество увеличивается в геометрической прогрессии. 3. Радио: а) вульгарный и глупый музыкальный репертуар; б) непристойные шутки радиоведущих.
Продолжение табл. 4
1 2
Микрофакторы 4. Пресса: а) тематика стремительно увеличивающихся по к оличеству молодежных изданий акцентирует внимание на сексуальных отношениях между полами, на модных тенденциях внешности и т. п., забывая о формировании внутреннего мира юных читателей 1. Семья: а) тенденция к ослаблению роли семьи в воспитании подрастающего поколения; б) распад таких традиционных устоев семьи, как верность супругов, нерасторжимость брака, преемственность поколений и т. п.; в) увеличение количества неблагополучных семей: - псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания; - неполная семья; - проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой; - аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией; - криминогенная семья; г) появление нетрадиционных видов семей (однополых); д) изменение традиционных ролей членов семьи, в частности женщины, занимающей все чаще лидирующее положение; е) пробелы в психолого-педагогических знаниях у родителей о детях; ж) преобладание у большой части родителей материальных ценностей над духовными; з) неразвитость родительских чувств часто в силу юного возраста родителей; и) неправильный стиль семейного воспитания: гипопротекция, гиперопека и симбиоз, эмоциональное отвержение и т. д.; к) проявление безответственности родителей за воспитание детей; л) занятость родителей на работе, ставка на карьеру; м) неблагоприятные жилищно-бытовые условия семьи, в которых интимная жизнь становится доступной наблюдению детей. 2. Школа: а) феминизация школы; б) отсутствие педагогических кадров по реализации полового воспитания; в) отсутствие программы по половому воспитанию, основанной на духовно-нравственном начале;
Окончание табл. 4
1 2
Микросоциум: г) отсутствие специальных педагогических средств по половому воспитанию; д) современное совместное обучение не учитывает нейропсихические особенности детей в процессе воспитания и обучения, что приводит к нивелировке полов. 1. Сверстники: а) подражание плохим привычкам одноклассников: употребление нецензурных слов, девиантное поведение; б) влияние уличной педагогики, где дети получают искаженную информацию о многих аспектах жизнедеятельности людей, в том числе и о половой сфере. 2. Взрослые: а) влияние некомпетентных людей (или неформальных групп типа сект) на становление детей; б) растление и совращение детей и подростков взрослыми (гомосексуалистами, транссексуалами, педофилами, эфебофилами и т. п.)
Таким образом, мы рассмотрели систему возможных негативных последствий в половом воспитании младшего школьника. Следует особо отметить, что причина и следствие являются категориями взаимозаменяющими, т. е. мы не можем достоверно определить, что первично, а что вторично, этим и обусловлено наличие таких черт причинности, как безначальность и не-скончаемость, всеобщность и т. п. Из этого следует, что мы не говорим о необходимости порождения какими-либо явлениями или процессами негативных последствий. Но, тем не менее, мы предприняли попытку ранжировать имеющиеся в обществе отрицательные явления, касающиеся полового воспитания детей, систематизировав их исходя из четырехкомпонентной структуры педагогического явления.
Итак, среди основных негативных последствий вышеперечисленных возможных причин, соответственно сосредоточенных в ученике, учителе, педагогических средствах и среде, в конечном счете, мы особо выделяем следующие: нарушение полового самосознания, полоролевого поведения, психосексуальной ориентации, гиперролевое поведение, транссексуализм, мастурбация, нивелировка полов, ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, снижение возраста полового дебюта, неадекватное отношение к противоположному полу, безнравственное, девиантное поведение и многое другое.
Библиографический список
1. Аналитические материалы для использования при разработке программ педагогического сопровождения семейного воспитания // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 27. - С. 47-65.
2. Всероссийская перепись населения 2002 года. - http: // www.perepis2002.ru
3. Государственный доклад «О положении детей в РФ». - М., 2002. -С.12-14.
4. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
5. Левшин, Л. А. Логика педагогического процесса / Л. А. Левшин. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
6. Мудрик, А. В. Социализация и «смутное время» / А. В. Мудрик. - М.: Знание, 1991. - 80 с.
7. Образование в Чувашской Республике (2000-2005 г.г.): стат. сб. / Чуваш-стат. - Чебоксары, 2006. - 141 с.
8. Российский статистический ежегодник. 2005: стат. сб. / Росстат. - М., 2006. - 819 с.
9. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2003. - 576 с.
10. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск.: Современное слово, 2001. - 928 с.
11. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2006: стат. сб. / Чу-вашстат. - Чебоксары, 2006. - 346 с.
12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике. - http: // www.cap.ru
13. Федеральная служба государственной статистики РФ. - http: //www.gks.ru
14. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2002. - 519 с.
15. Щуркова, Н. Е. Образ жизни школьника как объект гуманистического воспитания в процессе профессиональной подготовки педагога / Н. Е. Щуркова, Л. М. Осиновская // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 1. - с. 137 - 152.
УДК 374+37.0
Е. Л. Белоусова, Н. А. Ложникова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Подростковый возраст является сенситивным периодом нравственного воспитания личности, поскольку именно в этом возрасте с обобщением опыта нравственных отношений расширяются представления, понятия, суждения о моральных нормах, существующих в обществе. Все сильнее прояв-