Научная статья на тему 'Воспитание культуры безопасности школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин'

Воспитание культуры безопасности школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
817
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвина Елена Валерьевна

В статье проанализированы понятия «культура безопасности», «воспитание культуры безопасности», особенности гуманитарных знаний, гуманитарного образования, состояние теории и методики воспитания культуры безопасности школьников, изложены выводы о воспитании культуры безопасности в процессе преподавания гуманитарных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание культуры безопасности школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин»

И. В. Павлова и ее коллеги разработали проект интеграции тем программы «Здоровье» в предметы учебного плана [20].

Исследователи систематизировали темы школьных курсов (в которые рекомендуется интегрировать разделы данной программы), а также основное содержание этих тем для интегрированного обучения школьников основам здоровья на уроках истории, литературы, иностранных языков, обществоз-нания, мировой художественной культуры.

А. С. Митькин и А. Е. Неудахина разработали методическое пособие для учителя «Вопросы здоровья в школьном курсе истории» [15], Пособие является курсом программы «Здоровье», интегрированным в уроки истории для учащихся 5-9 классов. В нем содержатся: примеры тематического планирования уроков для 5-9 классов, сценарные планы уроков, методические комментарии и материалы к урокам.

Профессором В. Н. Касаткиным и его коллегами [11] разработано руководство по предупреждению насилия в школе, которое содержит информацию для подготовки к урокам, тренингам, классным часам, родительским собраниям, внеклассной работе. Авторами разработана методика осуществления образовательной взаимосвязи между стратегией преодоления конфликта в исторической ситуации и активизацией личных стратегий поведения учащихся.

Методическое пособие под редакцией В. Н. Касаткина «Профилактика ВИЧ-инфекции у подростков» [23] включает тренинги, планы уроков по граждановедению и обществознанию. В. Ивановым, Г. Коваль, Д. Павловым [9; 12; 19] разработаны материалы по основам безопасности жизнедеятельности для интеграции их в содержание уроков истории.

Н. Б. Кудаева разработала материалы для включения темы «Спорт и здоровый образ жизни» в содержание урока иностранного языка для 9 класса [13].

Таким образом, несмотря на то, что имеются обширные научные исследования общих закономерностей воспитания культуры безопасности школьников, однако к настоящему времени лишь отдельные исследования раскрывают некоторые аспекты методики воспитания культуры безопасности, формирования готовности школьников к здоровому образу жизни в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Существующие исследования воспитания культуры безопасности в процессе преподавания гуманитарных дисциплин не дают целостного представления о данном явлении. До настоящего времени не проведено специального исследования, раскрывающего сущность воспитания культуры безопасности в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Такое положение в педагогической теории и практике не отвечает требованиям современности.

Библиографический список

1. Безопасность деятельности: энциклопедический словарь [Текст] / под ред. О. Н. Русака. - СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК»,

2003. - 504 с.

2. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: “Норинт” 2000. - 1536 с.

3. Бухарова, Ю. А. Формирование социального опыта младших школьников в процессе обучения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /Ю. А. Бухарова. -М., 2002. -256 с.

4. Горина, Л. Н. Культура безопасности жизнедеятельности: методологический и технологический аспекты [Текст]: Монография / Л. Н. Горина. - Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2001. - 289 с.

5. Горина, Л. Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л. Н. Горина. — Тольятти, 2002. - 40 с.

6. Грищенко, М. В. Воспитательные функции права в педагогике безопасности жизнедеятельности личности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. В. Грищенко. - СПб, 2001. - 30 с.

7. Забурдаева, Т. И. Формирование экологической воспитанности в процессе преподавания иностранного языка на разных этапах обучения [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед, наук / Т. И. Забурдаева. - Йошкар-Ола, 2005. - 22 с.

8. Запесоцкнй, А. С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности [Текст] / А. С. Запесоцкий // Педагогика. - 2002. - № 2. — С. 3-8.

9. Иванов, В. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Инфекционные болезни [Текст] / В. Иванов // Основы Безопасности Жизнедеятельности. - 2005. - № 7-8. - С. 39-58.

10. Кай городов, П. И. Педагогические средства проектирования интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / П. И. Кайгородов. - Ростов-на-Дону, 2002. - 25 с.

11. Касаткин, В. Н. Здоровье. Предупреждения насилия в школе [Текст] /

B. Н. Касаткин, Т. П. Симонятова, А. Г. Манелис, Т. А. Медведовская, М. А. Сударикова, Ю. Л. Балабан, О. В. Смирнова, Е. С. Аграчева, А. Н. Церкевич, Р. Р. Абдрахманов, А. Е. Неудахина, — М.: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ДОМ, 2003, - 184 с.

12.Коваль, Г. Екатерина II: Собою подала пример. Борьба с оспой и награды подвижникам [Текст] / Г. Коваль // Основы Безопасности Жизнедеятельности. -2005,-№2.-С. 26-32.

13. Кудаева, Н. Б. Педагогическая мастерская по теме «Спорт и здоровый образ жизни» [Текст] / Н. Б. Кудаева // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 4. -

C. 58-61.

14. Маранцмаи, В. Гуманитарное образование в современной школе [Текст] /

В. Маранцман // Народное образование. - 1991. - № 7. - С. 16-19.

15.Митькин, А. С. Здоровье: Вопросы здоровья в школьном курсе истории. 5-9 классы [Текст]: методическое пособие для учителя / А. С. Митькин, А. Е. Неудахина. - М.: Лаб. Моделирования профилактических программ Московского городского психолого-педагогического университета, 2003. — 192 с.

16. Мишин, Б. Концепция (проект) образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для 12-летнего общего среднего образования [Текст] / Б. Мишин, В. Сапронов, А. Смирнов // Основы безопасности жизни. - 2000. -№ 1, — С. 6-4.

17. Мошкин, В. Н. Воспитание культуры безопасности школьников [Текст]: дис, ... доктора пед. наук: 13,00.01 / В. Н. Мошкин, - Барнаул, 2004. - 388 с.

18. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70000 слов [Текст] / С. И. Ожегов; под. ред. Н. Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1990. - 921 с.

19. Павлов, Д. В осажденном Ленинграде выдержали бомбежки и артобстрелы, голод и холод [Текст] / Д. Павлов // Основы Безопасности Жизнедеятельности. ~

2004,-№2.-С. 48-57.

20. Павлова, И. В. Интеграция тем программы «Здоровье» в предметы учебного плана [Текст] / И. В. Павлова, А. Е. Тувельман, Н. Г. Скегина// Школа здоровья. -2001.-№3.-С. 35-51.

21. Подкорытов, Г. А. От гуманистического знания к гуманистическому сознанию [Текст] / Г. А. Подкорытов // Гуманитарное знание. Сущность и функции. Межвузовский сборник. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, - 1991. —С. 105-115.

22.Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам [Текст] / Под ред. И. Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1972. - 240 с.

23. Профилактика ВИЧ-инфекции у подростков [Текст]: методическое пособие / под общ. ред. В. Н. Касаткина. — М., 2005. — 180 с.

24.Сарнакова, Л. А. Интегрированные формы обучения гуманитарным предметам как фактор личностного развития учащихся старших классов [Текст]: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Сарнакова. - Волгоград, 2004. - 22 с.

25.Словарь русского языка [Текст]: в4т.-М.: Русский язык, 1985-1988. Т. I: А~Й. - 1985.-696 с,

26. Петрова, Т. В. Система возможных причин негативных последствий в половом воспитании младших школьников [Текст] / Т. В. Петрова // Сибирский педагогический журнал. — 2007. - № 3. — С. 259-270.

27. Минникова, Н. В. Стратегия оптимизации двигательного режима дня для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ [Текст] / Н. В. Минникова // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 3. - С. 310-316.

28. Сериков, С. Г. Концептуальные подходы к обеспечению сочетания умственных и физических нагрузок учащихся в здоровьесбёрегающем образовательном процессе [Текст] / С. Г. Сериков, О. А. Клестов, М. Е. Коржова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 202-209.

29. Ендроиов, О. В. Современные проблемы наследственности и двигательные возможности человека [Текст] / О, В. Ендропов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 209—215.

30. Щербаков, Е. П. Восприятие информации у девочек и мальчиков 5-10 лет в зависимости от ведущего полушария [Текст] / В. П. Щербаков, С. В. Ветренко // Сибирский педагогический журнал. — 2007. - №-4. - С. 291-297,

31. Нарзулаев, С. Б. Методы обучения инвалидов и лиц с нарушением здоровья двигательным действиям и формирование двигательных навыков [Текст] / С. Б. Нарзулаев, М. Б. Мингажиев // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С, 316-323.

32.Ленок, Г. В. Тренинговые формы обучения в непрерывном образовании медицинских специалистов по проблеме ВИЧ-СПИД [Текст] / Г. В. Ленок, Д. В. Пивень, А. Г. Рахманова, Е. В. Одарева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 399-410,

ЗЗ.Чекрякова, С. В. Взаимосвязь самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему [Текст] /

С. В. Чекрякова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -

С. 401-409.

34.Славгородская, М. В. Система здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате [Текст] / М. В. Славгородская // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 410-421.

УДК 37.018.1

Шубович Марина Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета, shnbvg@mail.ru, Ульяновск

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Shubovich Marina Mihailovna

Cand. Sc. Education, Docent of Pedagogy department ofprofessional education and social activity in Ulyanovsk State University, shubvg@mail.ru, Ulyanovsk

THE CONTENT OF PSYCHO-PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTION WITH A FAMILY IN SOCIAL FORMATION OF CHILDREN AND TEENAGERS

Психолого-педагогическое сопровождение процесса взаимодействия педагогов с семьей в образовательном учреждении представляет собой по форме организованный процесс целенаправленного психологического и педагогического содействия развитию педагогической грамотности родителей на основе имеющихся знаний, понимания особенностей психической деятельности, свойственной возрасту и полу детей, опыта и умений выбирать формы и методы, адекватные поставленным задачам. Методологической основой этого сопровождения является осуществление пролонгированной помощи - патронажа, направленного на поиск скрытых ресурсов семьи в социальном становлении детей и подростков, обеспечивающего реализацию и нф ормационно -просветитель- ской, организ ационно-координацион-

ной, профилактической, диагностической, консультационно-посреднической и коррекционно-развивающей функций, целостность и взаимодействие его основных компонентов: когнитивного, операционного, коммуникативного, эмоционального и рефлексивного.

Образовательное учреждение является важнейшим институтом (институт общества и государства) и механизмом социального становления личности. Педагогическое просвещение родителей как фактор развития их педагогической культуры представляет собой разновидность образовательной деятельности, рассчитанной на широкое распространение знаний и иных достижений педагогической науки, способствующей социальному становлению детей и подростков, а также пропаганде педагогических идей, их внедрению в сознание родителей с целью привлечения и участия в их воплощении.

Организация эффективного взаимодействия образовательного учреждения с родителями по социальному становлению детей и подростков невозможна без соответствующей подготовки педагогов. Отсюда возникает необходимость специально организованного обучения педагогов, ведущих просветительскую работу с родителями, основам андрагогики (теории образования взрослых). Запланированный результат обучающего воздействия оказывается достижимым только при условии, если будет организована деятельность самого обучающегося взрослого (родителя). Поэтому основная задача педагога на данном этапе заключается в том, чтобы поставить взрослого в субъектную позицию в образовательной деятельности, сформировать потребность в самообразовании и повышении педагогической культуры.

Кафедрой педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета разработана Программа психолого-педагогического сопровождения взаимодействия образовательного учреждения с семьей в социальном становлении личности, структурирующая научные знания в данном направлении, создающая предпосылки для организации относительно контролируемого процесса социального становления личности.

Одной из главных целей Программы является решение на теоретическом и практическом уровнях проблемы моделирования и реализации процесса взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей. Задачи проектируют предупреждение возникновения проблем развития ребёнка; помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями); психологическое обеспечение образовательных программ; развитие пси-холого-педагогической компетентности и психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.

Программа включает следующие темы: «Профилактика антисоциального поведения подростков»; «Охрана прав несовершеннолетних»; «Воспитание

детей в проблемных семьях: конфликтные семьи; семьи с детьми-инвали-дами; семьи, имеющие детей на опеке и попечительстве»; «Психолого-пе-дагогическая помощь родителям «трудных» подростков»; «Самопознание и творческое самоопределение подростков»; «Организация семейного досуга подростков»; «Развитие познавательных процессов у подростков»; «Формирование у подростков здорового образа жизни»; «Работа с родителями учащихся, имеющих ослабленное здоровье»; «Формирование в семье культуры общения подростка»; «Ребенок обучается на дому: возможности, проблемы, решения»; «Школа будущих родителей».

Перечислим и поясним основные целевые аспекты по каждой из тем.

1. Профилактика антисоциального поведения подростков. Здоровье человека занимает самую верхнюю ступень жизненных ценностей и является отражением социально-экономического, культурного прогресса, благополучия общества и семьи. И особенно важно вырастить и воспитать здоровым молодое поколение. Сегодня очевидно, что все отклонения здоровья в зрелом и пожилом возрасте формируются в детстве и молодости и являются следствием нарушения гигиенических норм, а также влияния ряда факторов, которых можно избежать (наркотики, алкоголь, курение), зная их тяжелые последствия. Борьба за здоровое поколение начинается с семьи и очень важно, чтобы родители были осведомлены о тяжелых разрушительных последствиях в организме действия токсических веществ, наркотиков. Они должны знать причины, которые могут толкнуть их детей к употреблению наркотиков, как узнать, как избежать и не допустить этого. Основные задачи: дать характеристику наиболее распространенных наркотических веществ; показать разрушительное влияние токсических веществ на функции организма; научить увидеть первые признаки их приема подростками; познакомиться с возможными профилактическими и лечебными мероприятиями.

2. Охрана прав несовершеннолетних. Современные тенденции развития общества приводят к таким процессам, когда родители лишь интуитивно улавливают новые требования времени, иногда исполняя их, а иногда, в подобной ситуации, внезапно и для себя, и для ребенка, переставая их исполнять. Более того, взрослые стихийно на уровне здравого смысла, отвечают на происходящие социально-экономические перемены, что далеко не всегда оказывается достаточным. В то же время сегодня от семьи общество ожидает большей ответственности за жизнь и полноценное развитие ребенка. В обеспечении интересов правильного формирования несовершеннолетних, охраны их прав велика роль права. В Конституции РФ закреплены основные принципиальные положения, касающиеся подрастающего поколения. Это - особая забота о состоянии здоровья детей и подростков (ст. 41), осуществление обязательного основного общего бесплатного образования (ст. 43). Законодательство касается охраны здоровья подрастающего поколения, его должного физического развития, занятия физкультурой, спортом, туризмом, организации отдыха и санаторно-курортного лечения. Положение ребенка в семье регулируется Кодексом о браке и семье, предусматривает

меры в отношении детей, оставшихся без попечения родителей. Закон об образовании регулирует вопросы получения образования, включая полное среднее, профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование. Специфика участия несовершеннолетних в трудовой деятельности отраженна в Трудовом Кодексе. Ознакомление с гражданским законодательством позволяет уяснить особенности имущественных и личных неимущественных отношений, участниками которых являются дети и подростки. В связи с вышеизложенным основной целью программы является: повышение правовой культуры родителей, способствующей полноценному развитию ребенка и позитивной их самореализации. Основные задачи: помощь родителям в осознании ответственности за воспитание детей; повышение уровня ответственности родителей за воспитание законопослушных граждан; повышение уровня образованности родителей по правовым вопросам. В процессе занятий может быть использована практическая работа с нормативно-правовыми документами.

3. Воспитание детей в проблемных семьях (конфликтные семьи; семьи с детьми-инвалидами; семьи, имеющие детей на опеке и попечительстве). Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство российских семей попало в разряд неблагополучных. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий. Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. В настоящее время проблема семейного благополучия стоит достаточно остро. Согласно статистике, 28% учащихся школы воспитываются в неполной семье, только 8% из них по причине того, что один из родителей умер, 3,8% воспитываются матерью одиночкой, 3,8% родителей полностью доверили воспитание прародителям или просто устранились от участия в воспитании своего ребенка, 1,5% детей находятся на опеке и попечительстве. Наблюдается уменьшение воспитательных ресурсов родителей, в частности снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Они становятся более авторитарными, чаще используются телесные наказания, требования дисциплинированности становятся жестче, индивидуализации воспитания - ниже. Педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на обучение приемам оказания психолого-педагогической помощи себе и детям с целью приобретения уверенности в себе, формирования умений выйти из создавшихся проблемных ситуаций. Основные задачи темы: формирование системы знаний о своеобразии детско-родительских отношений в проблемных семьях, о факторах, оказывающих влияние на социальное становление личности ребенка; обучение родителей общению с детьми; формирование умений родителей оказывать поддержку своим детям.

4. Психолого-педагогическая помощь родителям «трудных» подростков. Особенности работы родителей с подростками обусловлены теми проблемами, которые являются типичными для данного возрастного этапа. Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет.

В этом возрасте происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация, которые являются двумя линиями единого процесса психосексуального развития. Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. Цель данной темы: психолого-педагогическое просвещение родителей «трудных» подростков, научить родителей методам исправления трудновоспитуемых, приемам педагогического воздействия на «трудных» подростков.

5. Самопознание и творческое самоопределение подростков. Выбор профессии - это один из важнейших вопросов, который стоит перед человеком. Это, по существу, выбор жизненного пути, выбор судьбы. Удачный выбор профессии - это моральная удовлетворенность, высокая самооценка, это и высокая производительность труда, высокое качество продукции, максимальная «отдача». Это та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо сочетание и личных, и общих интересов. Данная тема предназначена, чтобы помочь родителям в профессиональном самоопределении детей. Основные задачи', оказать помощь родителям в понимании и назначении внутреннего мира ребенка; ознакомить родителей со спецификой профессиональной деятельности в современных условиях.

6, Организация семейного досуга подростков. Л. Н, Толстой, подчеркивая особое значение семьи в жизни каждого человека, писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Счастье в доме - это важнейшая основа благополучия не только в личной, но и в общественной жизни, это физической и нравственной здоровье, это уверенность в завтрашнем дне. Между тем в семьях - между супругами, между родителями и детьми - порой складываются весьма сложные отношения. Современный темп жизни, особенно в больших городах, приводит к чуть ли не постоянным нервным перегрузкам, неизмеримо увеличивает вероятность возникновения стрессовых ситуаций. Современная жизнь такова, что родители и дети одновременно находятся дома в среднем не более 2 часов, не считая сна. Кроме того, общение роди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.