Научная статья на тему 'Формирование культуры полового поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта'

Формирование культуры полового поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА ПОЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ / СТАРШЕКЛАССНИКИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / SEXUAL EDUCATION / SEXUAL BEHAVIOR CULTURE / SENIOR PUPILS WITH IMPAIRED INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Н. Л.

В статье говорится о необходимости проведения коррекционно-педагогической работы по формированию культуры полового поведения у учащихся старших классов с нарушением интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF SEXUAL BEHAVIOUR CULTURE OF SENIOR PUPILS WITH IMPAIRED INTELLIGENCE

In this article the necessity of carrying out of correctional and pedagogical work of forming of sexual behavior culture of senior pupils with impaired intelligence is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры полового поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта»

Пассивный словарь учеников остался всё же шире, чем активный. Так как у этих детей низкий уровень развития образной памяти, то они быстро забывают новые слова, если их не повторять.

Навыки словообразования у школьников экспериментальной группы оказались развитыми лучше, чем у контрольной группы.

При обследовании грамматического строя речи выявлено, что ученики экспериментальной группы улучшили свои результаты в совокупности на 12 баллов, а контрольной группы - на 6 балла. Поэтому у учащихся экспериментальной группы грамматический строй речи развит чуть лучше, чем у учащихся контрольной группы.

Говоря о связной речи, школьники обеих групп еще затрудняются не только построить рассказ по серии сюжетных картин, но и пересказать хорошо знакомую им сказку. Простые предложения в самостоятельных рассказах чаще состояли из подлежащего, сказуемого и дополнения.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Проанализировав результаты, мы пришли к следующим выводам: результаты экспериментальной группы превзошли результаты контрольной в совокупности на 13 баллов.

Для учеников данной категории важно не только количественно увеличить уровень сформированное™ знаний морфемного состава слова, но и качественно, за счет приобретения умений и навыков словообразования.

Проведенное исследование позволяет вести речь о необходимости совершенствования традиционного подхода в обучении языку. В сочетании с традиционным обучением данная методика способствует устранению недостатков устной и письменной речи, что подтвердил анализ результатов констатирующего эксперимента. Проведение контрольного среза и анализ его результатов позволил нам сделать вывод о том, что предложенная нами работа оказалась достаточно эффективной.

Список литературы

1 Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в

коррекционной школе [Текст]/ А.К. Аксенова.- М.: Владос, 1999.

2 Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологи-

ческая диагностика [Текст] / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие / под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М.: МПСИ, 2001. - С. 7-20.

3 Венедиктова, Л.В. Базисный учебный план по русскому

языку для школы V вида [Текст]/Л.В. Венедиктова, Р.И. Лалаева, Е.А. Мартынова и др. - Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, 1997.

4 Баранова, Е.Б. Формирование словообразовательных

операций у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в системе работы над родственными словами (в рамках комплексного подхода) [Текст] / Е.Б. Баранова //Логопед в детском саду.- 2004.-№1.-С. 13-26.

5 Коньшина, Н.А. Формирование полноценных представле-

ний о морфемном составе слова у младших школьников с ОНР [Текст] / Н.А. Коньшина //Логопед.- 2005.-

№ 4. - С 108-121.

6 Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их

преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова.- М, 1997.

7 Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школь-

ников с использованием нейропсихологических исследований методов: пособие для логопедов и психологов [Текст] / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: АРКТИ, 2002. - 136 с.

8 Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филиче-

ва, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М, 1989.

9 Фуреева Е.П. Нарушение речи у школьников: корреционно-

педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе [Текст] / Е.П. Фуреева, Е.В. Шипило-ва, О. В. Филиппова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

УДК 159.9 Н.Л. Егорова

Курганский государственный университет

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В статье говорится о необходимости проведения коррекционно-педагогической работы по формированию культуры полового поведения у учащихся старших классов с нарушением интеллектуального развития

Ключевые слова: половое воспитание, культура полового поведения, старшеклассники с нарушением интеллектуального развития.

N.L. Yegorova Kurgan State University

FORMING OF SEXUAL BEHAVIOUR CULTURE OF SENIOR PUPILS WITH IMPAIRED INTELLIGENCE

Annotation. In this article the necessity of carrying out of correctional and pedagogical work of forming of sexual behavior culture of senior pupils with impaired intelligence is presented.

Key words: sexual education, sexual behavior culture, senior pupils with impaired intelligence.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в педагогике, в том числе и специальной, резко усилился интерес к формированию у подростков культуры полового поведения, а также вообще к половому и полоролевому развитию молодежи. Наблюдается организация групп и широкая пропаганда среди молодых людей поведения, которое не отличает подростков по тендерному признаку. Ярким примером являются подростки, принадлежащие к субкультурным организациям, по внешним признакам (одежда, прически, макияж)

которых невозможно определить их пол. Данный факт приводит к нарушению полоролевой идентификации, разрушению поведения, соответствующего полу (феминное, мускульное) и, как следствие, утрате значимости института семьи.

В последние десятилетия особое внимание уделялось психологическим и педагогическим исследованиям возникновения и выражения половых различий. Основными признанными результатами в этой сфере можно считать следующие моменты:

• состояние и формы выражения психических половых различий нужно рассматривать лишь в зависимости от определенного типа общества. Типично женские (или мужские) признаки не являются исторически неизменными, а сильно варьируют от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Это доказывают как исторические, так и национально-этнические сравнения;

• половые различия постепенно формируются в онтогенезе. Они складываются под влиянием социальных условий, особенно вследствие определенного воспитания в родительском доме, детском саду, школе, социуме в целом. Подрастающие дети и молодежь перенимают характерный образ мыслей, оценок и действий под влиянием их социального окружения. Формирование полового характера является частью развития личности человека. В его основе лежит сложный социально-психический механизм, который функционирует на основе нейрофизиологических процессов;

• психические половые особенности не являются закономерностью только одного пола. Черты характера, способ поведения, другие психические признаки, которые бы имели только мужчины или только женщины, еще не обнаружены исследователями. У обоих полов можно отметить любые свойства, интересы, установки, способности, однако частота их появления и интенсивность выражения сильно дифференцированы.

Актуальность формирования культуры полового воспитания у старшеклассников с нарушением интеллектуального развития в условиях коррекцион-но-развивающего процесса обусловлена достаточно большим значением в теоретическом и практическом плане.

Проблема полового воспитания умственно отсталых детей должна решаться в школах-интернатах, детских домах, специальных классах, в семье. Начинать коррекционно-педагогическую работу нужно как можно раньше (в возрасте 8-10 лет), в зависимости от уровня интеллектуального развития, в доступной, конкретной, без дополнительных подробностей форме с многократными повторениями, вариантами, с использованием иллюстрированного материала и разных видов прикладной деятельности (рисование, лепка, аппликации и т.д.) для более полного усвоения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности развития личности, возможности успешной адаптации и усвоения круга, сложных как по форме, так и по содержанию норм поведения взрослых.

Начало формирования половой идентичности должно быть первостепенным звеном в формировании культуры полового поведения. Равно как и знания о половом развитии человека, половая идентичность является фундаментом в гендерном определении линии поведения у подростков.

Культура полового поведения - это культура поведения индивидуума, соответствующая общественным нормам морали.

Юноши и девушки придают особое значение тому, насколько их тело и внешность, соответствует стереотипу, образцу «маскулиннасти» и «феминин-ности». Мощный выброс половых гормонов приводит к появлению периода подростково-юношеской гиперсексуальности. Сексуальная активность носит отчетливо экспериментальный характер, идет процесс постижения собственных телесных функций, проигрывание вариантов взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола.

Кроме того, проблема формирования культуры полового поведения у подростков, учащихся в школе VIII вида, актуальна еще и потому, что недоразвитие эмоционально-волевой сферы создает значительные трудности при социальной адаптации.

По мере приближения к половой зрелости сексуальная активность детей с нарушением интеллекта возрастает, они, так или иначе, осваивают нормы морали, лучше управляют своим поведением и начинают скрывать то, что идет в разрез с усвоенными моральными нормами.

Влияние взрослых на ребенка сложная система взаимных влияний взрослых и ребенка друг на друга. В этой системе существуют свои внутренние противоречия, но значения их не обязательно негативно, и потому, что они могут уравновешивать и компенсировать друг друга, и потому, что побуждают ребенка на этапе интенсивного полового формирования к собственной активности, поисковому поведению.

Изучив характеристики признаков отклонений полового поведения, а так же нарушений полового развития можно сказать, что очень трудно разграничить вариации отклонений и пути их формирований. Теоретически определены типы полового поведения, однако в реальной жизни приятие признаков лишь одного из теоретических стереотипных путей поведения невозможно. Практически культура полового поведения включает в себя множество компонентов, относящихся к половой грамотности, половой идентификации, саморегуляции и культуре поведения в целом. В связи с ограниченностью сферы общения умственно отсталых подростков как в семье, так и в специализированном учебном заведении, где невозможно в полной мере показать модель поведения, соответствующую эталону культуры полового поведения, следует сказать о том, что полоролевая социализация у таких особенных подростков искаженна. Преобладает стереотип феминности и воздействие старших по возрасту. Основной средой социализации и формирования культуры полового поведения является семья, а для умственно отсталых учащихся - специализированная школа-интернат.

Выявление и коррекция отклонений в освоении путей поведения, что немаловажно культурного поведения, затруднено в связи с замкнутостью круга общения детей, а также низким уровнем сформиро-ванности знаний о половом развитии человека вообще. Не забудем сказать о низком уровне сети психологической помощи семьям с умственно отсталыми подростками.

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА О КУЛЬТУРЕ ПОЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Для выявления уровня культуры полового поведения нами была проведена система диагностических обследований. Изучение культуры полового поведения проходило на базе Каргапольской специальной коррекционной школы-интернат VIII вида.

Были проанализированы работы следующих авторов: Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Г.Х. Лявшина, А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов и другие. Проведенная нами диагностика включала в себя несколько направлений: диагностика познавательных процессов - внимание, память, мышление, восприятие (для подтверждения диагноза F70); диагностика уровня знаний о половом развитии человека.

В целом мы увидели, что знания о половом развитии человека у подростков данной группы находятся на низком уровне. Учащиеся с трудом смогли ответить на вопросы о первичных половых признаках. Были допущены неточности в ответах на вопросы о различиях между женской и мужской половыми системами. В вопросах, касающихся оплодотворения, сроков протекания беременности, характеристики половых клеток, а также определения пола ребенка, правильных ответов не было. Хорошо просматривается закономерность уровня культуры полового поведения и уровня знаний о половом развитии человека. Чем выше уровень знаний, тем выше культура. Данный факт дает возможность надеяться на то, что если увеличивать глубину знаний подростков на уроках биологии по теме «Анатомия человека», то будут наблюдаться достаточные сдвиги в уровне культуры полового поведения у них. Как и в экспериментальной группе, все учащиеся ответили правильно на первый вопрос о видах размножения, которые существуют в природе. Никто не ответил правильно на вопрос о том, что влияет на определение пола ребенка. Лишь немногие подростки показали уровень культуры полового поведения выше, чем уровень знаний о половом развитии. Ответы на вопросы о венерических заболеваниях, нравственности взаимоотношений полов и моральном облике человека плачевны. Подростки требуют особого внимания в области культуры полового поведения.

Помощь в формировании культуры полового поведения не следует превращать в преждевременное навязывание подростку взрослых стереотипов восприятия и переживания сексуальности, а также форм поведения. Несмотря на полезность режимно-гигиенических советов, они ни коим образом не ис-

черпывают полового воспитания. Принципиальное значение имеет естественное и спокойное отношение взрослых к переживаниям подросткового возраста, комплексам подростков, незрелости поведенческих реакций. Понимание сущности психосексуального развития и чувство меры должны помочь взрослым и родителям найти тот оптимальный способ поведения, при котором подросток сможет постепенно и без нежелательных потрясений естественно воспринимать не только свое и чужое тело, но и нормы поведения в определенных ситуациях. В этом есть и значительный психопрофилактический смысл, ибо не познакомившись в раннем детстве с обнаженным телом и правилами поведения между мамой и папой, взрослый человек чаще испытывает трудности в сексуальной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОЛОВОГО

ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НА

РУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Исходя из всего вышеперечисленного, мы составили коррекционно-педагогическую технологию, направленную на формирование культуры полового поведения у старшеклассников с нарушением интеллектуального развития.

Наша коррекционная работа внедрялась в систему внеклассной воспитательной работы с классом. По первому направлению повышение уровня знаний о половом развитии человека проводилась следующая работа:

• дополнительные занятия по формированию знаний о половом развитии человека, которые проводились после уроков. Организовывалась помощь в выполнении домашнего задания по биологии с подробным объяснением тех моментов, которые невозможно осветить на уроке;

• экскурсии в анатомо-физиологический музей с целью наглядной демонстрации последствий прерывания беременности народными средствами, а также демонстрировались внутриутробные дефекты, последствия беременности в совокупности с венерическими заболеваниями;

• внеклассные занятия, организованные в форме мастерских. Ставилась актуальная проблема, составлялся план действий, совместными усилиями находились пути ее решения. Немаловажным являлся продукт совместного труда в процессе совместной деятельности.

Следующим направлением нашей работы было усвоение норм межличностных отношений:

• проводилась подготовка и проведение праздничных мероприятий, посвященных 23 февраля, 8 марта. Внимание уделялось совместной подготовке, девушкам и юношам давались поручения, которые должны были выполняться сообща;

• специально подготовленные беседы на темы, которые предлагали сами учащиеся, конечно относящиеся к теме нашего исследования.

• просмотр кинофильма блестяще показывающего всю чистоту отношений между юношей и де-

вушкой. После просмотра состоялось бурное обсуждение проблемы, поставленной и раскрытой режиссером.

Оставшиеся направления: гигиена полового поведения и полоролевая идентификация - осуществлялись в системе. По нашему мнению, нецелесообразно их разделять, потому что идентификация и пути поведения продуктивнее формируются друг за другом. Использовались такие формы работы, какуро-ки, внеклассные беседы, классные часы, полороле-вые игры, анкетирование, использование опросников, совместной деятельности в подготовке КТД.

Таким образом, мы постарались максимально найти контакт с подростками, добиться их доверия, чтобы они сами смогли сказать о своих проблемах, спросить совета. Такой подход как можно лучше помог созданию положительных условий для проведения нашего исследования, формирующего и констатирующего эксперимента.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проведенная экспериментальная работа позволяет сделать выводы.

Формирование культуры полового поведения у старшеклассников в условиях специальной коррек-ционной школы-интерната VIII вида возможна. Для этого необходимо осуществлять целенаправленную и систематическую работу, помогающую частично устранить негативные последствия отсутствия семьи.

Предложенная методика формирующего эксперимента с учетом принципа доминирующих целей и опыта полового воспитания дает возможность:

- корректировать отставания в полоролевой социализации у подростков в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида.

- значительно расширять и углублять представления старшеклассников о половом развитии человека;

- сформировывать у большинства детей адекватное отношение и чувство гордости за принадлежность к тому или иному полу.

Получить положительный результат в формировании культуры полового поведения у умственно отсталых школьников в процессе коррекционно-пе-дагогической работы возможно при использовании рациональной методики и адекватных коррекцион-ных приемов.

Список литературы

1 Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей. Медико-

психологические аспекты [Тэкст] / Д. Н. Исаев,

В. Е. Каган. -Л., 1988.

2 Каган, В. Е. Воспитателю о сексологии [Текст]/В. Е. Каган.

- М. : Педагогика, 1991.

3 Каган, В. Е. Психосексуальное воспитание детей и

подростков [Текст] / В. Е. Каган. - Л. : Худож. лит.;

РПК «ЛИК», 1990.

4 Лявшина, Г. X. Сексуальное воспитание детей и подрос-

тков [Текст] / Г. X. Лявшина. - СПб. : Изд-во «ДИЛЯ»,

2003.

5 Орлов, Ю. М. Половое развитие и воспитание: Кн. для

учителя [Текст] / Ю. М. Орлов. - М. : Просвещение,

1993.

6 Розин, В. М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание [Текст]: учебное пособие для вузов / В. М. Розин. - М.: Логос; Высшая школа, 1999.

УДК 159.9:37.015

З.А. Киреева, O.J1. Пшеничникова Курганский государственный университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к изучению личности педагога как субъекта преподавательской деятельности. Выявлены специфические особенности, характерные для педагогов с авторитарным, либеральным и демократическим стилем. Установлено, что существует разная выраженность одних и тех же характеристику педагогов, отличающихся стилем преподавательской деятельности.

Ключевые слова: стиль деятельности, стиль преподавания, профессионально важные качества, личностные характеристики, либеральный стиль, авторитарный стиль, демократический стиль.

Z.A. Kireyeva, O.L. Pshenichnikova Kurgan State University

INTERRELATION OF TEACHER'S PERSONAL FEATURES AND ACTIVITY STYLE

Annotation. In the article the approaches to teachers' personality studying are considered. Specific features, describing authoritative, liberal and democratic teachers are revealed. It is established that there is a different expressiveness of the same personal characteristics in different styles of teaching activity.

Keywords: style of activity, style of teaching, professionally important qualities, personal characteristics, liberal style, authoritative style, democratic style.

ВВЕДЕНИЕ

Учитель - одна из самых сложных и ответственных профессий. Общество предъявляет к педагогу более высокие требования, чем к людям других профессий. Именно на учителя возлагается ответственная роль по созданию социальной воспитательной среды, а сам педагог должен выступать одновременно организатором, управителем и частью этой среды. Целью учителя должно быть развитие личности ребенка. Современный учитель - это не только передатчик знаний, но, прежде всего, личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением.

Заслуживают внимания исследования, посвященные становлению личности учителя, важнейшим компонентом которого является педагогическое об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.