Научная статья на тему 'Особенности сексуальной социализации старшеклассников в современных социокультурных условиях'

Особенности сексуальной социализации старшеклассников в современных социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1962
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕКСУАЛЬНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА СПИДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Девятых С. Ю.

Сексуальная социализация представлена как процесс, в результате которого индивид усваивает сексуальную культуру общества и интегрируется в него в качестве участника сексуальных отношений, осваивает роль сексуального партнера. Рассмотрены особенности сексуальной социализации старшеклассников в современных условиях. Приведены результаты собственных исследований на выборке старшеклассников и учащихся профессионально-технических училищ. Установлено, что наибольшее социализирующее влияние на юношей и девушек оказывают средства массовой информации, а не родители и образовательные учреждения. Показано, что молодые люди ориентируются на вступление в сексуальные отношения до наступления совершеннолетия, вне рамок официального брачного союза. В целом процесс их сексуальной социализации носит стихийный и неуправляемый характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности сексуальной социализации старшеклассников в современных социокультурных условиях»

ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ

УСЛОВИЯХ

ДЕВЯТЫХ С.Ю.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский

университет»

Резюме. Сексуальная социализация представлена как процесс. в результате которого индивид усваивает сексуальную культуру общества и интегрируется в него в качестве участника сексуальных отношений. осваивает роль сексуального партнера. Рассмотрены особенности сексуальной социализации старшеклассников в современных условиях. Приведены результаты собственных исследований на выборке старшеклассников и учащихся профессионально-технических училищ. Установлено. что наибольшее социализирующее влияние на юношей и девушек оказывают средства массовой информации. а не родители и образовательные учреждения. Показано. что молодые люди ориентируются на вступление в сексуальные отношения до наступления совершеннолетия. вне рамок официального брачного союза. В целом процесс их сексуальной социализации носит стихийный и неуправляемый характер.

Ключевые слова: социализация. сексуальность. подростки. половое

воспитание. профилактика СПИДа

Abstract. Sexual socialization is presented as a resulting in an individual absorbing the culture of a society and integrating in it as participant in sexual relation. mastering the role of a sexual partner. The peculiarities of senior pupils' sexual socialization under current conditions are considered. The findings of the author’s own research based on the selection from senior pupils and students of vocational schools are cited. It has been established that mass media but not parents and educational institutions exert the greatest influence on the youth. It is demonstrated that young people orient themselves on getting involved in sexual relations before they come of age. beyond the official marriage. In general the process of their socialization is of spontaneous and uncontrollable character.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный медицинский университет, Девятых С. Ю. [email protected].

Процесс, в результате которого человек из индивида, становится личностью, называется процессом социализации. Обычно выделяют два ее аспекта: аспект, сфокусированный на личности, и аспект, сфокусированный на обществе в целом. Когда внимание исследователя обращается к индивиду, процесс его социализации означает процесс развития и формирования его личности. Продуктом социализации, в данном его рассмотрении, выступает личность как живой носитель всей совокупности макро и микроусловий, в которых и посредством которых индивид «приобретает» свою социальную сущность. Когда мы фокусируем рассмотрение процесса социализации на обществе, то нас, прежде всего, интересуют те социальные институты, которые осуществляют социализирующие воздействия на подрастающее поколение [1].

Человеческая сексуальность, в отличие от полового инстинкта животных, не заложена в биологическую программу, она должна быть усвоена в процессе социализации, точно так же, как и любое другое специфически человеческое качество. Она, в ее приемлемых и принимаемых всеми формах, должна быть «передана» от старших к младшим, «усвоена» последними. Социальные и поведенческие науки традиционно рассматривают сексуальность в контексте репродуктивной способности человека - способности не только воспроизводить физическое существование поколений, ни и передавать социальный опыт от старших к младшим. Вместе с тем, процесс трансформации семьи привел к тому, что былая нераздельность сексуального и репродуктивного поведения оказалась снятой. Они автономизировались; их цели и мотивы разделились. Это дает основание полагать, что в современных социокультурных условиях сексуальное поведение может радикально менять свой смысл для человека, а отрыв от деторождения может служить предвестником возможного и весьма вероятного краха семьи в будущем [2]. Все это дает основание полагать, что единство процесса половой социализации распалось. Таким образом, процесс сексуальной социализации детей и подростков можно рассматривать в качестве относительно самостоятельного социального процесса, процесса, в результате которого индивид усваивает сексуальную культуру общества, интегрируется в него в качестве участника сексуальных отношений, осваивая роль сексуального партнера.

В обществах постиндустриального типа, к которому относится и наше общество, нарушены традиционные механизмы трансляции сексуального опыта и культуры, связанной с отношением полов. Так, в архаичных обществах, уже лет с шести - семи ребенка готовили к принятию на себя роли сексуального и брачного партнера. Этот процесс продолжался до совершеннолетия и, в некоторых культурах, даже до вступления в брак. Особенно тщательно в этом отношении поступали с мальчиками. Для них организовывались специальные мужские союзы, в которых ни под руководством старших и более опытных учились управлять своими половыми желаниями, подчинять их жизни рода. В архаичных обществах родители, как правило, не являлись информаторами по вопросам пола и сексуальных отношений. Существовало табу на инцест (вспомним, что в некоторых обществах ограничивались и обстоятельств, при которых сын и дочь могут находиться вместе в одном помещении с матерью

или отцом. а брат - с сестрой). поэтому «просветителями» были старшие братья и сестры. дядья по материнской или отцовской линии. или специально подобранные люди. В любом случае. процесс не был стихийным. он жестко контролировался общиной [3].

Традиционные общества. хотя и растеряли многие механизмы сексуальной социализации. при этом. сохранили отдельные ее принципы: сексуальность не является предметом прямого обсуждения и не может быть публично обсуждаться; более старшие и опытные просвещают младших; признание во многих обществах вполне легитимными сексуальных отношений между юношами и девушками. но. так сказать «понарошку». Так. к примеру. в восточнославянской культуре сохранился огромный пласт «заповедных сказок». а половые отношения обсуждались как бы полушутя. с элементом шутовства и карнавала. существовали и поощрялись практики «вечерок». «ночевок». когда молодым людям обоего пола предоставлялась возможность вместе проводить целую ночь. При этом считалось. что они не вступают в половые отношения. которые. напрямую не поощрялись. но и не исключались вовсе. [4].

В постиндустриальном обществе человек оказывается как бы «изъятым» из мира природы (здесь заметим. что наблюдения за особенностями брачного поведения животных было одним из «каналов» информации по вопросам пола). Рост городов привел не только к стремительному росту числа обезличенных отношений. но и к ослаблению. а. порой. к полному прекращению. социального контроля со стороны взрослых над детьми. К тому же. социализирующее влияние семьи и родителей. да и вообще взрослых. особенно на подростков стремительно падает.

Важным элементом процесса сексуальной социализации являются его агенты - люди или социальные институты в лице своих представителей. В связи с этим возникает необходимость выявить основной круг социализирующих агентов. детерминирующих сексуальную социализацию современных подростков.

Методы

Изучение особенностей сексуальной социализации старших подростков было осуществлено нами в мае 2006 года на выборке учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ и учащихся I - II курсов профессиональнотехнических училищ Витебской области. Всего было опрошено 537 юношей и 551 девушка (выборка пропорционально-квотная по возрасту) 15 - 17 лет.

В качестве метода исследования был использован анкетный анонимный опрос в режиме самозаполнения. Анкета включала в себя ряд вопросов. структурированных в три блока. Первый блок вопросов был направлен на выявление наиболее значимых агентов сексуальной социализации; второй блок вопросов был направлен на выявление мнений респондентов относительно допустимого. по их мнению. возраста вступления в половую жизнь; а в третьем

- их отношение к половому воспитанию и потребность в сексологической информации.

Результаты и их обсуждение

Вопрос об источниках сексологической информации подростков - один из самых важных аспектов проблемы их сексуальной социализации. Еще в 1912 г., на Первом Всероссийском съезде детских врачей отмечалось, что улучшение сексуального здоровья общества возможно только при активном участии родителей в половом воспитании детей [5]. Многие современные исследователи этой проблемы (например, Д. Колесов, Р. Гальцева) так же полагают, что именно родители должны взять на себя большую часть нагрузки по половому воспитанию детей. Однако в реальности многие родители оказываются неготовыми к этому по причине недостаточной своей компетентности или неумении донести до сознания ребенка прописные истины об отношении полов. Так, в одном из наших исследований [6] было установлено, что многие родители, имеющие детей младшего школьного возраста, не знают, как следует отвечать ребенку, когда он спрашивает их об отношении полов и сексуальности. Похожие данные были получены И.В. Журавлевой при опросе подростков о роли родителей в информировании их по сексологическим вопросам [7].

Учитывая важность проблемы, в анкете было предусмотрено несколько вопросов, позволяющих выявить роль родителей как информаторов детей по вопросам сексуальности и отношениях полов. Было установлено, что не все родители говорили со своими детьми-подростками об отношениях полов. Только 55,3% юношей и 73,0% девушек из полных семей сообщили, что в течение предшествующего опросу года родители беседовали с ними на эти темы; из подростков, воспитывающихся в неполных семьях (нет отца), о таких беседах припомнили только 37,5% юношей и 94,5% девушек. Примечательно и то, что в полных семьях матери, примерно в равной степени с отцами, участвуют в половом воспитании сыновей. Так о том, что с ними на эти темы беседовали и мать, и отец сообщили 22,7% юношей из полных семей; о том, что они беседовали только с матерью - 15,6%, и только с отцами - 17,0% юношей из полных семей. При этом в половом воспитании девушек участвует значительно меньшее число отцов. Только четверть девушек из полных семей (24,6%) сообщили, что получали информацию сексологического характера и от матери, и от отца; только с матерью беседовали 47,4% опрошенных и беседовали только с отцом 1,8% девушек, воспитывающихся в полных семьях.

О чем конкретно говорят родители со своими детьми-подростками?

Данные таблицы 1 позволяют заметить, что общая смысловая направленность родительских бесед и с сыновьями, и с дочерьми примерно совпадает.

Таблица 1

Тема беседы Юноши Девушки

Мать п =242 Отец п = 211 Мать п =397 Отец п = 120

Об опасности заражения венерическими заболеваниями 85,2 73,9 69,3 50,0

О противозачаточных средствах 45,9 45,7 56,0 22,7

О нежелательности зачатия ребенка вне брака 72,6 60,9 86,7 76,4

О возможности аборта 22,2 4,3 46,7 13,6

О вреде половой жизни для учебы и социальной успешности 33,2 19,6 30,7 27,3

О постыдности сексуальной жизни вне брака, о сохранении девственности 13,3 6,5 29,3 31,4

Обратим внимание: основное острие родительского полового воспитания направлено не на ограничение сексуальной активности взрослеющих детей, а на предотвращение нежелательной беременности и заражение венерическими заболеваниями. Именно эти темы наиболее часто затрагивают родители в беседах с юношами и девушками. Заметим, что только треть родителей в своих беседах связывает сексуальную активность подростков с возможными проблемами в учебе. Не трудно заметить, что в родительских беседах отношения полов предстают перед подростками как отношения, таящие в себе потенциальную опасность - нежелательную беременность, которую можно разрешить при помощи аборта. О необходимости воздерживаться от сексуальных отношений, сохранять девственность до брака родители говорят значительно реже, при этом с девушками эта тема обсуждается значительно чаще, чем с юношами (об этом сообщила примерно каждая третья из них, и только каждый десятый юноша). И это, как нам думается, есть отражением все еще сохраняющегося в сознании части родителей «двойного стандарта», предполагающего минимум сексуальной активности для девушек и признание права на таковую (или, во всяком случае, молчаливое на то согласие) по отношению к юношам. Впрочем, следует все же заметить, что тема полового воздержания до брака все же не доминирует в беседах родителей с их детьми-подростками, что может быть, хотя и косвенным, показателем повышения общей терпимости общества к добрачным сексуальным отношениям в молодежной среде.

Еще одним важным каналом сексологической информации для молодых людей являются педагоги. Хотя курсы семьеведческой тематики (именно в них предполагается рассмотрение многих сексологических тем) не являются обязательными в нашей стране, подобную информацию подростки все же получают в стенах учебных заведений, участвуя в различных внеучебных

воспитательных мероприятиях, специально организованных для целей пропаганды здорового образа жизни и профилактики отклоняющегося поведения. Как правило, мероприятия подобного плана проводятся в учреждениях образования в плановом порядке, и учащиеся обязаны их посещать. (См. таблицу 2).

Таблица 2

Участие подростков во внеучебных мероприятиях здравоохранительной направленности, в %

Тип мероприятия Юноши Девушки

Мероприятия, посвященные профилактике курения и наркомании 85,0 81,9

Мероприятия, посвященные профилактике пьянства и алкоголизма 74,9 77,4

Мероприятия, посвященные профилактике СПИДа 72,7 74,1

Мероприятия, посвященные отношениям полов 14,3 12,8

Из приведенной таблицы 2 видно, что острие школьной

профилактической работы направлено, прежде всего, на профилактику пьянства и курения несовершеннолетних: более двух третей юношей и девушек отметили, что в течение года, предшествующего опросу, они хотя бы один раз принимали участие в таких мероприятиях. Заметим, что в нашей стране мероприятия, посвященные профилактике СПИДа, в учебных заведениях проводятся в обязательном порядке. И действительно, только треть юношей и девушек в течение последнего перед опросом года не принимала в них участие. Однако совершенно ясно, что в них (как бы хорошо они и не были подготовлены) отношения между полами не могут быть раскрыты во всей их полноте. Не сомневаясь в необходимости подобного рода бесед и лекций, все же заметим, что в них сексуальные отношения предстают перед подростками как отношения потенциально опасные, ведущие к неизлечимой болезни и даже смерти. И это не может не тревожить, если учесть, что во внешкольных мероприятиях семьеведческой и сексологической тематики (именно они наиболее информативны и полезны, как нам думается, в плане сексуальной подготовки будущих мужчин и женщин, мужей и жен) принимал участие только каждый десятый из всех опрошенных.

Не менее значимое социализирующее воздействие испытывают старшеклассники и в системе «ребенок - ребенок». Хотя сообщество сверстников несколько позже, чем родители, включается в систему сексуальной социализации, но именно в общении со сверстниками подростки уточняют и отрабатывают основные элементы своего поведения в сфере отношения полов (сексуального поведения).

Данные нашего опроса свидетельствуют, что более половины юношей (59,7%) и девушек (51,2%) в разговорах между собой обращаются к теме сексуальных отношений между людьми.

Хотя вопросы взаимоотношения полов и становления сексуальности приобретают особую важность именно в подростковом возрасте, не все юноши и девушки имеют таких доверенных лиц, к которым они могут без боязни обратиться за советом или консультацией. В этом плане в более невыгодном положении оказались юноши. Только 53,7% из них сообщили, что имеют такое доверенное лицо, которому могут раскрыть все свои проблемы, связанные с сексуальным становлением. Среди их доверенных лиц преобладают друзья-сверстники или приятели старшего возраста (48,3%), тогда как взрослые -родители и педагоги - только лишь для незначительной части подростков выступают конфидентами в этой деликатной сфере человеческих отношений: о том, что по этим вопросам могут обратиться к матери, сообщили 7,4% подростков; к отцу - 6,3%, к педагогу - 0,9%. Несколько иную (мы бы сказали,

- лучшую) картину можно наблюдать в ответах девушек. Так 83,8% из них полагают, что у них есть такой человек, к которому можно обратиться в затруднительных для них обстоятельствах, связанных с реализацией ими своей сексуальности. Так же, как и в случае с юношами, более половины из них (56,9%) своими доверенными лицами называет друзей или подруг; к матери готовы обратиться так же почти половина девушек (49,2%), а к учителям -только единицы - 3,1%.

Многие исследователи сексуальной социализации (В.В. Абраменкова, И.С. Кон, Б.Ю. Шапиро) обращают внимание на то, что в современных социокультурнх условиях именно средства массовых сообщений оказывают наибольшее социализирующее влияние на формирование социальных установок подростков в сфере сексуального. Вместе с тем, СМИ и созданные на их основе информационные технологии (Интернет, видео) деформируют детскую картину мира, ориентируют подростков на ранние сексуальные связи, активно провоцируют мальчиков и девочек к занятиям проституцией и совершению сексуальных преступлений [8].

Хотя вопрос о характере и направленности социализирующего влияния СМИ на подрастающее поколении в сфере сексуального все еще не решен, не приходится сомневаться в том, что многие дети и подростки в большей или в меньшей степени ощущают на себе их социализирующее воздействие. Нами также было установлено, что только 13,7% юношей и 19,9% девушек ни разу не смотрели на видео или БУБ материалы эротического характера, а более двух третей опрошенных юношей (76,6%) и более чем каждая вторая девушка (58,7%) сообщила, что обращалась к этим источникам более одного раза.

Совершенно понятно, что взрослые лишь в очень незначительной степени могут контролировать то, что и в каком объеме смотрит их ребенок (сюда же можно добавить: сколько времени он проводит в Интернете, посещая

порносайты) в свое свободное время. В связи с этим резонно предположить, что сексуальная социализация в старшем подростковом возрасте, по сути, оказывается не контролируемым и не направляемым со стороны ответственных взрослых процессом. Причем социализирующее воздействие СМИ оказывается еще более весомым в том случае, когда подросток не осведомлен о позиции значимого для него взрослого по жизненно важным для него вопросам.

Данные таблицы 3 позволяют говорить о том, что взрослые (родители и учителя) в целом менее значимы для подростков как источники сексологической информации.

Таблица 3

Основные источники информации подростков по вопросам отношения

полов и сексуальности, в %

Параметры Юноши Девушки

книги, журналы, газеты 44,3 55,9

телевидение, кино 71,1 64,7

друзья 66,0 72,8

в том числе: старшие по возрасту 20,1 29,4

мать 9,6 25,7

отец 10,0 8,8

учителя, психологи 8,5 16,9

медицинские работники 10,7 19,9

братья 6,7 3,7

сестры 4,5 11,0

собственный опыт 30,2 11,8

сексуальный партнер 15,7 11,0

Наиболее важными источниками информации для молодых людей становятся телевидение, сверстники (их, в качестве источников сексологической информации отметили двое из трех юношей и девушек), разнообразная печатная продукция (отметили каждый второй из числа опрошенных). Только каждый десятый юноша и девушка в качестве источников информации обозначили отца, а матери оказались более значимыми для дочерей (отметила каждая четвертая из девушек), чем для сыновей (только каждый десятый).

Показательно и то, что педагогов (вспомним «массовость» антиСПИДовских мероприятий!) как источников сексологической информации навали только каждый десятый юноша и одна из восьми девушек.

Следует обратить внимание и на то, что почти каждый третий юноша (и только одна их десяти девушек) сообщил о том, что его собственный опыт стал значимым для становления его сексуальности. И это, как нам думается, может говорить о том, что юноши в большей степени вовлечены в различного рода сексуально окрашенные контакты (и отношения) чем девушки, они больше, чаще и охотнее экспериментируют со своей сексуальностью, а, следовательно, имеют больше проблем, связанных с ее реализацией.

И.С. Кон среди эффектов социализации в области сексуального называет формирующиеся у подростков социальные установки, знания и чувства, связанные с сексуальностью [9]. Несколько вопросов анкеты были посвящены выявлению некоторых их обозначенных выше позиций. Прежде всего, нас интересовали установки юношей и девушек о возрасте вступления в регулярные сексуальные отношения. (См. таблицу 4).

Таблица 4

Установки старшеклассников о возрасте вступления в сексуальные

отношения, в %

Параметры Для юношей Для девушек

Юноши Девушки Юноши Девушки

До наступления 16-летия 25. 3 8. 8 14. 5 6. 6

До наступления 18-летия 34. 2 37. 5 25. 3 31. 1

После 18 лет 24. 6 37. 4 29. 8 43. 4

Исключительно в браке 4. 5 3. 7 16. 8 8. 8

Затруднились ответить 11. 4 12. 6 13. 6 10. 1

Рассматривая приведенные данные, обратим внимание на то, что лишь меньшая часть юношей и девушек полагает, что сексуальная жизнь возможна исключительно в рамках официально оформленного брачного союза. При этом позиции юношей и девушек совпадают по отношению к юношам, тогда как по отношению к девушкам их позиции заметно различаются: так, если на легитимности сексуальных отношений для девушек исключительно в рамках брачного союза настаивает только каждая двенадцатая девушка, то среди юношей таких каждый седьмой.

Заметим, более половины юношей и две пятых девушек полагают, что в сексуальные отношения можно вступать еще до достижения совершеннолетия. Причем юноши более радикальны: каждый четвертый из них полагает, что сексуальные отношения для юношей возможны и до достижения 16 лет. И, опять же, как и в первом примере, юноши более либеральны к юношеской сексуальности, и менее - к проявлениям сексуальности у девушек.

Рассматривая в целом приведенные данные можно заметить, что и юноши, и девушки настаивают на более ранних сроках начала активной сексуальной жизни для юношей. При этом предложенные девушками модели вступления в сексуальные отношения все же в большей степени предполагают возрастную синхронность между юношами и девушками, тогда как модели, предложенные юношами, гендерно различается своими временными рамками, -для себя они выбирают более ранние сроки вступления в половые отношения, чем для девушек.

Таким образом, отношение подростков к добрачной сексуальной активности несовершеннолетних можно охарактеризовать как терпимое и принимающее. В связи с этим возникает вопрос о том, какой видится юношам и девушкам позиция значимых для них взрослых по отношению к добрачным сексуальным отношениям несовершеннолетних.

Респондентов просили, используя свой опыт общения с матерью, отцом и классным руководителем предсказать их позицию по отношению к добрачной молодежной сексуальности (см. таблицу 5).

Таблица 5

Представления подростков о позиции значимых взрослых по отношению к подростковой сексуальности, в %

Параметр Юноши Девушки

Отец Мать Учите ль Отец Мать Учите ль

Категорически против 22,3 27,3 28,7 47,2 57,7 30,9

С пониманием 29,6 21,5 8,9 9,3 14,6 6,6

Безразлично 33,2 6,5 13,0 5,5 2,3 7,4

Затрудняюсь ответить 14,9 44,7 49,4 38,0 25,4 55,1

Отметим только несколько, наиболее важных, как нам думается, моментов. Они следующие:

- по мнению подростков, родители более либеральны по отношению к добрачной сексуальности сыновей, чем дочерей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- большее число юношей не может предсказать позицию матери, а не отца, а позицию отца большее их число определяет как позицию безразличия;

- в прогнозах девушек позиции матерей представлены как более непоследовательные: среди них больше, чем среди отцов, тех, кто не принимает сексуальную активность подростков и больше тех, кто к этой активности относятся терпимо. Кроме того, девушки чаще затрудняются предсказать позицию отца, чем матери.

Оценивая полученные результаты в целом, следует отметить, что у современных родителей (по прогнозам их детей) нет какой-то разделяемой всеми позиции относительно добрачной сексуальной активности подростков: значительная часть родителей ее принимает, и, значительная часть из них ее считает недопустимой.

Весьма примечательно и то, что почти половина юношей и девушек, принявших участие в опросе, не смогли в своих прогнозах представить позиции своих педагогов по этому вопросу, а это может свидетельствовать, прежде всего, о том, что темы сексуальных отношений значительная часть учителей не обсуждает со своими воспитанниками.

Учитывая, что в современных условиях эпидемиологических условиях с особой актуальностью звучит проблема предохранения от болезней, передающихся половым путем (БППП), ей было посвящено два открытых вопроса анкеты.

В первом из них респондентов просили записать все известные им БППП. Только незначительная часть юношей (2,7%) и девушек (2,8%) не назвали ни одной, а «лидером» по известности стал СПИД (94,4% юношей и 96,3% девушек). Кроме этого, более двух третей опрошенных назвали сифилис (68,9 % юношей и 76,5% девушек) и двое из пяти - гонорею (36, 8 % и 39, 0 % соответственно). Всего юношами было названо 9, а девушками - 10 БППП,

однако, кроме указанных трех, все остальные набрали не более 3 - 4% «голосов» каждая.

Во втором открытом вопросе респондентов просили записать средство, способное предохранить от опасности заражения БППП. Только 8,2% юношей и 7,6% девушек ответили, что таких мер не знают. Наиболее популярной мерой профилактики БППП оказалось использование презерватива при половом сношении (77,8% юношей и 76,4% девушек). Это дает основание полагать, что у юношей и девушек сформировалась своеобразная «культура презерватива», когда, в общем-то, нехитрое приспособление, изначально призванное исключительно для того, чтобы оградить женщину от незапланированной беременности, рассматривается молодыми людьми в качестве панацеи от всего и вся. Незначительное число ответивших указали на такие меры, как воздержание от сексуальной жизни до брака (2,9 % юношей и 6,4% девушек) и определенные требования к партнеру (он должен быть постоянным и хорошо знакомым, надежным) - 4,9% юношей и 5,1% девушек.

Необходимо так же отметить и факт того, что каждый десятый юноша (9,6%) полагает, что в качестве средства профилактики венерических заболеваний могут выступать противозачаточные таблетки. Кроме того, они указывают так же и на внутриматочные спирали, колпачки (6,8%). Среди девушек такие ответы составили соответственно 7,4% и 11,5%. И это, как нам думается, дает немалый повод усомниться в надежности и достоверности той информации из области профилактики БППП, которой они обладают.

Заключение

Анализ полученных данных позволяет сделать несколько основных выводов:

1. В современных социокультурных условиях родители не являются основными социализирующими агентами детей-старшеклассников в сфере отношения полов и сексуальности.

2. Основными источниками сексологической информации для старших подростков становятся средства массовой информации и сверстники, таким образом, можно утверждать, что сексуальная социализация старшеклассников носит стихийный и неуправляемый характер.

3. Основная часть подростков принимает и считает легитимным сексуальные отношения между мужчиной и женщиной до вступления в официальный брак, ориентируются на начало регулярной сексуальной жизни с партнером до наступления совершеннолетия. Закреплению таких установок в сознании молодых людей способствует и позиция их родителей, ориентирующая их в сфере сексуальных отношений, прежде всего на избегание незапланированной беременности и заражение венерическими заболеваниями, а не на сексуальное воздержание до брака.

Литература

1. Иванов, О. И. Проблема социального воспроизводства человека и теория социализации / О. И. Иванов // Социологические проблемы семьи и молодежи. - Л: Наука, 1972. - С. 16-26.

2. Социология семьи / под. ред. А. И. Антонова. - М.: ИНФРА-М, 2005. -

640 с.

3. Гилмор, Д. Становление мужественности: культурные концепты

маскулинности / Д. Гилмор. - М.: РОССПЭН, 2005. - 264 с.

4. Кон, И. С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке / И. С. Кон. - М.: ОГИ, 1997. - 464 с.

5. Алексеев, М. О половом воспитании детей / М. Алексеев // Труды Первого Всероссийского съезда детских врачей. - СПб., 1913. - С. 640-689.

6. Девятых, С. Ю. К вопросу о состоянии педагогической культуры родителей / С. Ю. Девятых // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверсггэта. - № 4 (30). - С. 34-38.

7. Журавлева, И. В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения / И. В. Журавлева // Социологические исследования. -2004. - № 7. - С. 133-141.

8. Абраменкова, В. В. Половая дифференциация и сексуализция детства: горький вкус запретного плода / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. -2003. - № 5. - С. 101-120.

9. Кон, И. С. психология старшеклассника / И. С. Кон. - М.:

Просвещение, 1980. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.