С. А. Муртазина, М. А. Полякова
ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ДЕКОРАТИВНОМ РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ КОСТЮМОВ В СТИЛЕ МОДЕРН
Ключевые слова: дизайн, костюм, стиль модерн, декоративное решение, полимерные материалы.
В статье представлен вариант практического задания по выполнению проекта коллекции женской одежды на основе художественного стиля модерн. Рассмотрены исторические предпосылки развития данного направления. Приведены современные методы изготовления и декорирования костюма стиля модерн с применением полимерных материалов.
Keywords: design, suit, style is a modern, decorative decision, polymeric materials.
In the article the variant of practical task is presented on implementation of project of collection of woman clothing on the basis of artistic style modern. Historical pre-conditions of development of this direction are considered. Modern methods over of making and decorating of suit of style are brought modern with the use of polymeric materials.
Веяние истории на сегодняшний день востребовано всеми сегментами моды, и роскошь былых эпох возвращается на мировые подиумы. Мода современности все больше тяготеет к применению элементов исторического костюма. Исторический костюм вдохновляет, побуждает к созданию нового романтического образа, преломленного через призму времени. Современный стилизованный костюм с историческими нюансами
- это бесконечные вариации нового образа и интересных элементов. Стиль Модерн, господствовавший в Европе на рубеже XIX и XX века, может послужить историческим источником для проектирования художественного образа и создания моделей женской одежды.
Проект коллекция, разрабатываемый студентами специальности «Дизайн костюма» отражает дух рассматриваемого исторического периода, стиля, изысканность и плавность линий. При создании нового образа, акцент делается не столь на элементах исторического костюма, сколько на общем впечатлении рассматриваемого периода. При этом большое внимание уделяется современным синтетическим материалам, которые позволяют костюму выгодно держать форму и выглядеть более эффектно [1].
В основе коллекции ненавязчивая грация и дух «модерна», выраженная в силуэте и конструкции костюма, цветовой гамме. Модерн должен прослеживаться во всем модельном ряде коллекции: приглушенные, пастельные цвета, блеск материи, плавность форм, множество декоративных элементов и отделки, выполненных из полимерных материалов.
Наиболее характерной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной
карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича». Такое название появилось в результате вышивки узора «Альпийские фиалки» на портьерах, созданного по рисунку швейцарского художника Германа Обриста. В узоре активно выделялись вычурные росчерки стеблей, один из
критиков сравнил эти изощренные линии с «яростными изгибами обрушивающегося бича». Так родился термин «удар бича», который вскоре стал фирменным росчерком стиля «модерн».
Стиль модерн возник как реакция на эклектизм, на копирование исторических стилей прошлого и на упадочнические вкусы. «Новый
стиль», провозгласивший на рубеже Х1Х - ХХ вв. программу всеобщего обновления и эстетизации предметно-пространственной среды, остался не только ярким и самоценным, неповторимо своеобразным этапом в развитии новейшей культуры, но и во многом предрешил дальнейшие судьбы искусства [2].
Для модерна характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. Фасады отличались округлыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы, в декоративном творчестве - стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий и стилизованный орнамент. Ряд орнаментальных мотивов модерна был позаимствован из искусства Дальнего Востока, прежде всего Японии. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение [3].
Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой и текучей пластичностью масс, уподоблением архитектурных форм органическим природным явлениям существовала и рационалистическая тенденция: тяготение к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуризму.
Основным средством выражения в стиле модерна является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. Бесконечно текущие, то плавно, то взволнованно извивающиеся, чувственно-сочные линии декора несут духовно-
эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлеченным, живое с неживым, одухотворенное с вещным [4].
Мастера модерна, ища вдохновения в мире чудес и сказочных фантазий, направили творческую энергию в те сферы, которые раньше не были затронуты высоким искусством, и, прежде всего в создание самых будничных, повседневных предметов обихода (мебель, ткани, ювелирные изделия, посуда, рекламные изделия, плакат, книжная и журнальная графика). Для них не существовало мелочей, предметы быта переставали восприниматься только как утилитарные, превратившись в такой же объект эстетического восприятия, как картины и скульптуры. Художники стремились пересоздать по законам красоты всю жизненную среду человека: от ложки, пуговицы, дверной ручки до интерьера и архитектурного облика здания в целом. Поэтому, несмотря на свою недолговечность (всего 15-20 лет), модерн стал целой эпохой в истории культуры, внедрившись в быт не только элиты, но и широких слоёв общества [5].
Несмотря на провозглашенный отказ от подражания историческим стилям, художники модерна использовали линейный строй японской гравюры, стилизованные растительные узоры Эгейского искусства и готики, элементы декоративных композиций барокко, рококо, ампира. Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Орнамент модерна, во всех видах искусства структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий сложились в графике. Литография, ксилография, искусство книги достигли в этот период высокого подъема.
Развитее моды данного периода на
протяжении всей истории находится в теснейшей связи с изменениями, происходящими во всех областях общественной, культурной и экономической жизни. Формы костюма всегда развиваются параллельно с развитием общего стиля конкретной исторической эпохи и внутри него как одна из подчиненных форм, последовательно
переживая все фазы развития: зарождение, расцвет и угасание.
На рубеже Х1Х-ХХ веков в сфере дамских мод обнаружился явный разрыв между «массовым» и «уникальным». Требования моды
распространились не только на силуэт платьев, но и на пластику фигуры, которой искусственно
придавалась форма буквы «8». Такая форма платья соответствовала архитектуре и интерьерам того времени, в которых преобладали изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры,
рассыпанные по стенам, полу, потолку, концентрируемые в местах их сопряжения, объединяя архитектурные плоскости и активизируя пространство [5]. Но общность силуэта не вела к демократизации моды. Образцы модных туалетов стиля модерн, создаваемые русскими модельерами, прежде всего Ламановой, оставались уникальными произведениями искусства, как по изысканности отделки, так и по «неутилитарности» вечерних
платьев и бальных нарядов. В противовес им вырабатывался все более рациональный вид одежды, где типичный для модерна силуэт становится едва заметен и где плавная линия, присущая «новому стилю», все более соответствовала естественным контурам фигуры [6].
В эпоху модерна стремились придать женскому силуэту черты мотылька, насекомого или цветка. Силуэт женщины, следующей стилю и моде, приобретал гибкость, летящую волнообразность драпировок и движений, которые производили впечатление прозрачности и парения в воздухе. Для получения такого эффекта использовали определенные формы одежды: разлетающееся
болеро, напоминавшее крылья насекомого, разделение тела на две части с помощью тонкой, «осиной» талии [7].
Таким образом, стиль модерн, утвердившийся в женском костюме еще в XIX в., продолжает оказывать большое влияние на силуэт, использование традиционных и современных тканей, декоративное решение костюма.
Будучи явлением циклическим, мода, как известно, регулярно повторяет саму себя - поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство наиболее известных модных дизайнеров современности регулярно черпает вдохновение в канонах стиля модерн, воплощая модернистскую эстетику в своих коллекциях. Традициям стиля модерн следовали и продолжают следовать самые авторитетные дизайнеры - от Кристиана Лакруа и Миуччии Прада до Александра Маккуина, Анджелы Миссони и Анны Суи.
Зачастую источником вдохновения для художников, следовавших традициям стиля модерн, служили орнаменты из растительного мира. Именно эта ключевая особенность модернистской эстетики сегодня прослеживается в многочисленных творениях модных дизайнеров, точно так же, как и художники-модернисты начала двадцатого столетия следующих концепции естественности линий и форм. Именно растительный орнамент, преобразованный модернистами начала ХХ века, до сих пор остается наиболее популярным наследием стиля модерн в коллекциях модной одежды.
В сегодняшних коллекциях, выполненные в стиле модерн (или хотя бы декларирующих его принципы), можно встретить даже мини-юбки или короткие шорты. В целом, модерн со времени своего зарождения постоянно имел тенденцию к упрощению костюма, вплоть до господства простых геометрических фигур и линий, характерных в 20-е и 30-е годы прошлого столетия. Вместе с тем, модерн на любом этапе своей истории характеризуется настоящим изяществом. Современные Кутюрье постоянно обращаются к этому стилю, заимствуя из него цельные образы или отдельные элементы и добавляя при этом современные технологии.
До сих пор формы стиля модерн, даже растиражированные современными мастерами, неизменно привлекают внимание, так как человеческому глазу, уставшему от жестких прямых
линий, углов и унылого облика современного окружения, хочется отдохнуть, глядя, на живые, изящные, красивые формы в стиле модерна.
При проектировании моделей коллекции студентам предлагается заимствовать яркие особенности исторического костюма стиля «модерн»: плавные линии, обилие воланов,
множество декоративных элементов, сложной конструкции. И всё это достигается за счет использования синтетических материалов.
Применение полимеров обусловлено возрастанием интереса к индивидуализации современного костюма, поиском новых техник и способов декорирования одежды, ее дополнения эксклюзивными, авторскими аксессуарами.
Растительные орнаменты в стиле модерн предполагают сложные и изящные формы. Именно поэтому современные материалы как целлюлоза, капрон, нейлон, полиэтилен и другие соединения являются основными декорирующими элементами за счет их пластичности легкости в применении.
Студенты чаще всего отдают предпочтение растительному декору, так как он является наиболее характерным для стиля модерн. При этом за основу берутся мотивы из живописных произведений А.Мухи, Г.Обриста, А.Руссо, Г.Климта и др. А также в качестве источника вдохновения служат и творения архитекторов, как А.Гауди, В.Орта,
О. Вагнера. Наиболее удачными материалами оказываются капрон, нейлон. Для абстрактных орнаментов используют принты и акрил.
Кроме того, большое внимание уделяется аксессуарам, дополняющим образ коллекции. Это -разнообразные украшения из полимерной глины, полиэтилена, акрила. Данные материалы не только
податливы в обработке, но их легко подогнать по цвету и тону всей коллекции [8].
Таким образом, современные коллекции женских костюмов создаются на основе актуальных модных тенденций и изученных исторических источников, используя образы, навеянные силуэтами, плавностью и причудливостью линий костюма рубежа XIX-XX веков. Стилевая направленность исторического костюма периода «модерн» возвращается на мировые подиумы и находит отражение в творчестве современных дизайнеров, где каждый автор индивидуален в своем мироощущении и ассоциациях при создании все новых и интересных образов.
Литература
1. Салимова, А.И. Использование полимерных волокон в текстильных материалах с уникальными свойствами / А.И.Салимова, С.В.Исаева // Вестник Казан. технол. унта. - 2012. - № 10 - С. 137-139.
2. Кириков, Б.М. Архитектура Петербурга конца XIX -начала ХХ века. Эклектика. Модерн. Неоклассика / Б.М.Кириков. - СПб: Коло, 2006. - 448 с.: ил.
3. Герчук, Ю.Я. Что такое орнамент? / Ю.Я.Герчук. -М.: Галарт, 2001. - 179 с.: ил.
4. Буткевич, Л.М. История орнамента / Л.М.Буткевич. -М.: ВЛАДОС, 2005. - 264 с.: ил.
5. Горкин, А.П. Искусство / А.П.Горкин. - М.: Росмэн, 2007. - 608 с.: ил.
6. Будур, Н.С. История костюма / Н.С.Будур. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2002. - 480 с.: ил.
7. Дзеконьска-Козловска, А. Женская мода XX века / А.Дзеконьска-Козловска. - М.: Легкая индустрия, 1977.
- 296 с.: ил.
8. Муртазина, С.А. Область применения полимерных материалов в современном дизайне / С.А.Муртазина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 10 - С. 146150.
© С. А. Муртазина - ст. препод. каф. дизайна КНИТУ, [email protected]; М. А. Полякова - асс. той же кафедры, [email protected]