УДК 677
С. А. Муртазина, Н. А. Галявиева
ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОБРАЗНОМ РЕШЕНИИ КОСТЮМОВ В БОГЕМНОМ СТИЛЕ
Ключевые слова: дизайн, богемный стиль, декор, полимерные материалы.
Современный богемный стиль в одежде является смешением разных этнических стилистических направлений. Для образного решения костюмов дизайнеры используют не только традиционные, но современные полимерные материалы.
Keywords: design, bohemian style, decor, polymeric materials.
Modern bohemian style in clothes is mixture of the different ethnic stylistic directions. For the figurative solution of suits designers use not only traditional, but modern polymeric materials.
Национальный костюм всегда являлся источником вдохновения художников-модельеров. Этнический стиль давно уже адаптировался в современной одежде. Сегодня разработка концепции использования национального костюма идет в двух направлениях. С одной стороны, дизайнеры обращаются к традициям материальной и духовной культуры региона, с другой - к культурным традициям других народов. Наслоение множества традиций позволяет проектировать новую одежду, отличающуюся от традиционной, европейской и этнической.
Более широкое распространение этнической одежды пришло в XIX веке. Повсеместное использование мотивов, свойственных той или иной народности, воспринималось часто как неуважение к собственным обычаям. Но со временем, такое применение элементов в одежде, привело к тому, что этнические костюмы постепенно стали прокладывать себе путь в разные сферы.
После долгого перерыва в первой половине ХХ века, народные платья и костюмы, пришедшие из разных уголков, заинтересовали весь мир. В 70-е годы с расцветом хиппи-стиля проявлен мощный интерес к индийской тематике с длинными струящимися платьями и многочисленными украшениями. Америка заинтересовалась в музыкальном стиле регги с африканской атрибутикой ярких расцветок. С тех пор этнический стиль прочно обосновался и легко трансформировался современными дизайнерами.
Будучи антиобщественными личностями, высшей ценностью которых являлись свобода, индивидуальность и самобытность человека, хиппи противостояли общепринятым ценностям и массовым шаблонам. Альтернативой мини у хиппи стали длинные юбки и джинсы, а взамен правильных геометрических форм одежды и выдержанности цветовой палитры неформальная молодежь предлагала плавные струящиеся очертания с этническими мотивами.
Подражая в первую очередь народам Древнего Востока, хиппи носили свободную не сковывающую движения одежду: полупрозрачные платья и блузки, «воздушные» туники и шарфы, желто-красные одеяния тибетских монахов и
индийские сари. Так же использовали необычайно яркую цветовую палитру восточной одежды. Философия гармонии существования с окружающим миром рассматривалась во всем, даже в платьях, поэтому характерной особенностью одежды хиппи являлось то, что при ее изготовлении использовались исключительно природные материалы.
Восточная экзотика стала не единственным направлением, которое прижилось в субкультуре хиппи. Также обращались за вдохновением к культуре марокканцев, индейцев и цыган.
Обычно одежда подбирается так, чтобы чувствовать себя комфортно, поэтому необходимо экспериментировать со стилями, да так, чтобы наряд подчеркивал индивидуальность и внутренний мир. Для многих творческих личностей является неприемлемым факт наличия правил и сформировавшихся устоев, в том числе и в одежде. Поэтому в мир моды вошел богемный стиль, который привлекает многих людей искусства, их отсутствием правил и четких граней, комфортом и доступностью.
Богемный стиль одежды - отсутствие стиля, это образ жизни, который отражается во внешнем облике. В нем искусно смешались многие стилистические направления: хиппи, фольклора, одежды цыган и этнических мотивов. Стилю свойственно сочетание специальной небрежности и элегантности, буржуазности и неряшливости. Поэтому, многие знают, что умение одеться в стиле бохо является проявлением наивысшего мастерства в искусстве составления нарядов.
«Богема» или «богемный» происходит от названия региона центральной Европы Богемия, который населялся свободными кочующими народами - цыганами. Французы называли цыган -«bohémiens» (богемцы) и неприкаянную жизнь артистов сравнивали с жизнью цыган. Богемцам были чужды условности и правила.
В XIX веке «богемой» стали называть уже не цыган, а художников, артистов и прочих представителей творческих профессий. Они бедны как цыгане, точно так же «кочевали» в поисках дешевого жилья из одних городских кварталов в другие и носили не менее красочную одежду, чем
цыганские лохмотья. Почти параллельно формировалась более изысканная разновидность богемного стиля, суть и элементы которой оставались теми же - свобода от условностей и отсылающие к народному костюму силуэты, но ткани и формы использовались вполне светскими.
Художников же стали называть богемой из-за того, что они так или иначе всегда противостояли обществу, являя собой символ протеста, как в идеологическом смысле, так и в плане внешнего облика. К ним относили так называемым «прерафаэлита», отвергавших заимствование методов работы у классиков, таких как Рафаэль. В качестве основы это движение выбрало искусство раннего Возрождения.
Однако по-настоящему образ богемного художника оформился уже в эпоху позднего романтизма во Франции. В этот период и возникает богемная мода как особый стиль, включающий несколько основных вариантов.
Уже в изначальном богемном стиле во Франции налицо не только эстетический, но и социальный аспект: установка на программную бедность. Небрежная смелость ансамбля в одежде напоминала о прошлом цыганском стиле, однако смешение разнородных компонентов во многом имело вынужденный характер. Эклектика богемной моды нередко возникала из необходимости, когда человек просто надевал на себя все, что находилось в его гардеробе, - а уже позднее это стало переосмысляться как особый шик, протест против надоевших буржуазных условностей.
Сочетание программной бедности с демонстративным презрением к буржуазным потребительским страстям оказалось очень плодотворным для альтернативной моды. «Бедный стиль» стал естественным элементом стиля во всех многообразных вариантах - от богемного до академического.
В том же самом виде с «буржуазностью» и «народной самодеятельностью» - богемный стиль возродился сто лет спустя, в 70-е годы XX века. Его носителями и отчасти создателями стали хиппи, которые щеголяли в крестьянских рубашках и свободных юбках и дополняли их самостоятельно связанными с помощью крючка сумочками, шапочками, пончо и прочими «фенечками». Также все принялись осваивать технику макраме, изобретенную когда-то арабами, подхваченную в викторианскую эпоху англичанами, возрожденную в 20-30-е годы модельерами, а затем на много лет забытую. Наивные «открытые» цвета - от небесно-голубого до «яичного желтка», расползавшиеся «на все четыре стороны» узоры, длинная бахрома, свободные формы: трикотаж органично вписался как в идеологию, так и в гардеробы «детей цветов».
Создателями «богемно-буржуазного» стиля в 70-е годы ХХ века являлись дома мод. Дизайнеры использовали новые материалы на полимерной основе, дорогие ткани, и более сложные «переходные» цвета - глубокий сине-зеленый, пурпурно-свекольный, оттенки патоки и античного
золота. Силуэты более удлиненные, образы - более рафинированные.
Одним из таковых являлся модный дом Оззи Кларк, который разрабатывал разнообразные коллекции в стиле ретро и цыганском стиле. Кларк виртуозно работал с кожей, шифоном и синтетическими тканями, но визитной карточкой модельера считают легкие изящные платья с цветочными рисунками, которые создавала его жена Селия Биртвелл.
Сегодня главной целью дизайнерского моделирования одежды является создание предельно комфортной, функционально
оправданной, эстетически целостной одежды, которая не только удовлетворяла бы требованиям потенциальных потребителей, но и побуждала их к обновлению своего гардероба, возможно даже к изменению привычного взгляда на одежду.
Этническая направленность в богемном стиле взаимосвязана со стилем «минимализм», так как большинство заимствованных форм одежды отличается простотой, будь то кимоно, сари, пончо или саронг. Большинство форм заимствованы в Европе и Америке из культуры восточных стран. Например, пончо является традиционной латиноамериканской верхней одеждой в форме большого прямоугольного или квадратного полотна с отверстием для головы посередине. Считается, что изначально такая форма одежды придумана индейцами в Чили, а затем популяризована модельерами в конце 1960-70-х гг. Популярность такой формы обуславливалась простотой ее ношения и раскроя полотна. Популяризация геометрической формы одежды, а также лаконичных орнаментов напрямую связана со стремлением людей носить вещи новой формации, на основе достижений прошлых лет.
Благодаря образованию различных субкультур, например хиппи, выражавших свою позицию не только через особый тип поведения, но также с помощью создания специфического образа, новые тенденции и правила стали образовываться стихийно. Уличная мода стала оптимальным полем для экспериментов, где создавались новые стили оформления внешнего вида и новые материалы их образного решения. В этих условия спонтанное смешение различных видов одежды, аксессуаров и обуви привело к образованию так называемого диффузного стиля. В данном случае он обусловил спонтанный, часто неосмысленный подбор элементов одежды, ее видов, а также аксессуаров. Появление так называемого диффузного стиля также обусловлено смешением разнообразных, не сочетающихся между собой стилей.
В проектировании моделей одежды становится важным выбор свойства тканей, их пластические и декоративные возможности. Вышивка и отделка - на втором плане, поэтому изменяются формы проявления народного в современном, где важную роль играют полимерные материалы с формоустойчивыми свойствами. Они стали многообразнее и захватывают не только
костюм, но и ткань, обувь, украшения и дополнения к нему.
Богемный стиль одежды характеризуется сочетанием самых разных и не сочетаемых, на первый взгляд, стилей, к нему относится в первую очередь сам стиль хиппи, фольклорный стиль, одежда цыган и этнические мотивы. Каждый из этих отдельных стилей привнес свою частичку в богемный стиль, это обилие интересных тканей, цветов, текстур, объемов, а также орнамента.
Богемный стиль предполагает обилие пестрых принтов в этническом стиле, а также цветочные мотивы. Характерными для стиля являются национальные узоры разных народов.
В творчестве современных художников традиционные формы и сюжеты обретают иное идейно-образное содержание и звучание, новую пластику и ритмический строй. Разрушая целостность и гармонию традиционного орнаментального образа и его формы, дизайнеры создают на его основе абсолютно новое искусство ассоциативное, эмоциональное, неоднозначное.
Сегодня воссоздание традиционного орнамента упрощается, так как используются машинные швы и современные материалы. Применение традиционного и этнически стилизованного орнамента в дизайне модной одежды способствует более широкой его популяризации.
Еще одна важная особенность богемного стиля - это многослойность. Сочетание сразу несколько видов одежды, не менее двух слоев. Каждый слой должен различаться по плотности своей ткани от другого. Также за принцип многослойности можно считать обилие аксессуаров, и чем они необычнее, тем лучше. Богемный шик не может существовать без металлических украшений, массивных браслетов и многоярусных ожерелий, выполненных из ярких и прочных полимерных материалов, ремней с металлическими пряжками, шарфов, сумочек на длинном ремне.
Богемные платья отличаются легкими тканями, струящимися к низу. Есть модели, которые исполнены из плотных тканей. Современные платья эффектно сочетаются в комплекте с разными фактурами: трикотажем, мехом, кожей, атласом, перьями, а также с вязаными вещами, кожаной курткой или строгим классическим пиджаком, украшениями из меха и перьев, верхней меховой одеждой. Так как стиль предполагает удобство, для платья можно использовать жатую ткань или же плиссировку. В последнее время все чаще используются экономичные заменители
натурального сырья на полимерной основе:
кожзаменители, искусственный мех, синтетический текстиль.
Раньше богемные платья, как правило, имели длину до пола, длинный рукав, американскую пройму. Но, под влиянием моды, эти формы перетерпели некоторые изменения. Поэтому, в коллекциях можно встретить платья с укороченной линией низа, низменным видом горловины и длиной рукава или даже без них.
Одним из популярных видов богемных нарядов являются платья-туники. Короткие модели таких нарядов отлично сочетаются с брюками. Длинные платья-туники выступают оригинальным самостоятельным нарядом.
Используются объемные бесформенные юбки в сочетании с обтягивающими топами. Наряду с натуральными тканями применяются различные фактурные полимерные материалы.
Некая небрежность богемного стиля является тщательно продуманной. Богемный стиль демонстрирует изысканность и рафинированность. Самое главное - чувство баланса. Для создания богемного образа очень важно иметь чувство вкуса и осторожно комбинировать вещи.
Изучая коллекции дизайнеров,
вдохновленных 60-ми и 70-ми годами, можно сделать вывод, что современный богемный стиль-это все-таки выбор не для каждого, и в то же время он дает большие возможности для выстраивания нового образа. Отдельными деталями не обойтись, выбирая форму, выбираешь образ целиком.
Многослойность, этнический мотив, новые ткани, вышивка, сочетание тысячи цветов, а также огромное количество аксессуаров, выполненных из недорогих полимерных материалов, все это сочетание прошлого в настоящем актуально в моде будущего сезона.
Литература
1. Пимонова, М. Е. Экологические проблемы и основные тенденции в современном дизайне одежды / М.Е.Пимонова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles , свободный.
2. Кирьянов, М. В. Социокультурный контекст динамики формообразования в моде 1970-х гг. / Ярославский педагогический вестник - 2011. - №2 - С. 255-259.
3. Буксбаум, Г. Иконы стиля. История моды XX века / Г.Буксбаум. - С-Пб: Амфора, 2009. - 192с.
4. Попова, С.Н. История моды, костюма и стиля / С.Н.Попова. - М.: АСТ, 2009. - 272 с.
5. Кумпан, Е.В. Применение формообразующих полимерных материалов в декорировании одежды / Е.В.Кумпан, Г.А.Гарифуллина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т.15, №14 - С. 121-122.
© С. А. Муртазина - ст. препод. каф. дизайна КНИТУ, [email protected]; Н. А. Галявиева - доц. той же кафедры.