Научная статья на тему 'Декоративное решение современных костюмов в этническом стиле с использованием полимерных материалов'

Декоративное решение современных костюмов в этническом стиле с использованием полимерных материалов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2826
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА / ДИЗАЙН / ДЕКОР / ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ETHNIC STYLE / NATIONAL CLOTHES / DESIGN / DECOR / POLYMERIC MATERIALS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Муртазина С. А., Перова Л. Н.

Народный костюм является главным источником развития современной моды. Декоративная отделка костюма способна подчеркнуть его этнический стиль. В зависимости от материала определяется способ образования формы декоративного элемента. для выполнения плоского или объемного декора лучше подходят полимерные материалы, отличающиеся большей прочностью и эластичностью по сравнению с натуральными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national suit is the main source of development of modern fashion. Decorative finishing of a suit is capable to emphasize its ethnic style. Depending on a material the way of formation of a form of a decorative element is defined. The polymeric materials better are suitable for performance of a flat or volume decor, differing the bigger durability and elasticity in comparison with the natural.

Текст научной работы на тему «Декоративное решение современных костюмов в этническом стиле с использованием полимерных материалов»

УДК 677:687

С. А. Муртазина, Л. Н. Перова ДЕКОРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОСТЮМОВ В ЭТНИЧЕСКОМ СТИЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ключевые слова: этнический стиль, национальная одежда, дизайн, декор, полимерные материалы.

Народный костюм является главным источником развития современной моды. Декоративная отделка костюма способна подчеркнуть его этнический стиль. В зависимости от материала определяется способ образования формы декоративного элемента. для выполнения плоского или объемного декора лучше подходят полимерные материалы, отличающиеся большей прочностью и эластичностью по сравнению с натуральными.

Keywords: ethnic style, national clothes, design, decor, polymeric materials.

The national suit is the main source of development of modern fashion. Decorative finishing of a suit is capable to emphasize its ethnic style. Depending on a material the way offormation of a form of a decorative element is defined. The polymeric materials better are suitable for performance of a flat or volume decor, differing the bigger durability and elasticity in comparison with the natural.

Современные тенденции развития моды можно смело назвать эклектичными. Соединены воедино или использованы по отдельности эпохи, стили, тенденции. Наступило время, когда человечество накопило достаточно знаний и опыта, чтобы творить и созидать на основе приобретенных знаний.

В последние годы интерес к этнической и этнокультурной проблематике значительно возрос. Исследования этнической истории, культуры, этнических процессов востребованы политиками, историками, работниками культуры и образования. Актуализировался интерес к региональным и локальным этнокультурным комплексам.

Богатое историческое и этнокультурное наследие народов России - это не только гордость, но и важный социокультурный ресурс современного развития. Знание и осмысление наследия предков необходимо для того, чтобы двигаться вперед, чтобы сохранить и развить его и передать следующим поколениям. В этом помогают исследования учёных - археологов, историков, этнографов, фольклористов, лингвистов, - которые на протяжении многих лет изучают историю и культуру народов мира.

Особенностью традиционной одежды является то, что она, тесно связанная с жизнью народа, создавалась не одним человеком, а этнической общностью. Поэтому основные её элементы по форме были общими для всей этой общности и носили ярко выраженный этнический характер. Однако это не означает, что традиционная одежда абсолютно схожа. Она очень многообразна, ибо, представляя творчество общности людей, традиционная одежда оставляла широкий простор и для развития яркой индивидуальности [1].

Как целостная система декоративноприкладного творчества татарского народа предстает перед нами искусство национального костюма. Основные его пластические и декоративные элементы формировались в течение столетий в соответствии с особенностями природно-хозяйственной, социальноэкономической деятельности, эстетическими вкусами татарского народа и нравственно-религиозными нормами. В татарском национальном костюме удивительно удачно и эмоционально ярко решена гармония

его составных частей. Традиционную одежду называют сокровищницей народного творчества. При всей цветовой экзотичности он не выпадает из общей мировой тенденции моды: стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей.

Тема татарского национального костюма не забыта и до сих пор занимает умы современных дизайнеров, так как в нем сосредоточилась не только красота и привлекательность, но и историческое достояние целой культуры, что не может пройти бесследно. Каждый дизайнер представляет культуру татарского народа по-своему, свое восприятие выражает определенные стилистические решения в костюме, его цвет, форму, конструкцию, декор и дополнения. Для одних дизайнеров важно выразить архитектурное значение в костюме, для других важно прикладное искусство в костюме.

Традиционный татарский костюм существует и сегодня в практике фольклорно-

музыкальных ансамблей. Художники-модельеры разрабатывают некоторые декоративные мотивы национального костюма нагрудников, воланов, оборок, рубах, шаровар, шлемовидной шапки, возрождают декоративные швы, своеобразную орнаментальную поверхность, постигая увлекательную многоступенчатость, многослойность строя классического костюма. Прочувствовав всю проблематику сложившегося положения, дизайнер, одновременно как художник и тонкий психолог должен внести свою лепту в этот сложный процесс, тем самым, подтверждая свою важную роль в развитии общества.

Народный костюм является главным источником развития современной моды, подтверждением этого служат лучшие коллекции мирового подиума. Сегодня мода возвращается к истинным ценностям, дизайнеры черпают вдохновение в народных традициях. Национальный костюм удобен, прост, логичен и индивидуален. Новое прочтение традиционного костюма достигается путем

применения современных технологий, использованием новых разнообразных материалов, свежих идей и образов.

Главный посыл современной моды - использование всего, что считается интересным. Изучение опыта поколений и стремление создать новый образ является самовыражением современной моды. Современные дизайнеры активно используют этническую направленность в создании коллекций, используя народные мотивы и одновременно следуя тенденциям предстоящего сезона. Подтверждая актуальность этно-стиля, возникают модели, в которых на первом месте присутствует эклектика в использовании различных фактур и материалов.

Важнейшими свойствами, определяющими форму костюма, являются пластические свойства материалов. Работая с различными швейными материалами - тканью, трикотажем, кожей, мехом - художник должен предвидеть их поведение в проектируемом костюме, раскрыть их выразительные качества и способности. Характер поведения ткани обусловливается волокнистым составом, способом его выработки и отделки. Каждый вид волокон по-своему воздействует на пластику материала, на его возможность образовывать мягкие или жесткие складки, плотную или рыхлую форму. Одни материалы способны сохранять заданную форму без поддерживающих каркасов, другие создают неустойчивую подвижную форму, постоянно изменяющуюся в процессе движения человека. Таким образом, благодаря пластическим свойствам швейных материалов, образуется различный композиционный строй костюма.

Проектируя новую форму костюма, нужно помнить о соподчиненности пластики силуэта с пластикой всех его деталей и элементов. Единство композиции предмета достигается тогда, когда в ней существует связь между целым и частями. Если силуэт решен в одном пластическом ключе, а его элементы в другом, то может возникнуть противоречие между деталями и целым, а это ведет к несостоятельности композиционного решения.

Костюм, как предмет материальной культуры, призван выполнять эстетическую функцию -удовлетворять естественные и свойственные только человеку потребности в созерцании и созидании прекрасного. И, хотя эта функция в бытовой одежде по отношению к утилитарной находится в подчиненном положении, люди ею не пренебрегали даже в далекую первобытную эпоху. Превратить функциональную бытовую одежду в художественно выполненный костюм позволяет ее декоративное оформление [2].

Декор в костюме - это художественная система, совокупность украшающих его элементов, не имеющих практического назначения. В утилитарном смысле декоративные элементы в одежде не являются обязательными. Однако они появляются в костюме человека уже в незапамятные времена и не теряют своей актуальности и сегодня [3].

Для удовлетворения потребностей покупателей производители используют различные виды декорирования материала и готовых изделий, такие как аппликации, художественную резку тканей, перфора-

цию в виде кружева из различных синтетических и натуральных материалов [4].

На одежде татарского этнического стиля, основным признаком которой является красочность, повышенная нарядность, декоративная отделка воспринимается наиболее уместно и гармонично. Здесь могут использоваться самые разнообразные виды декора - ничто не сковывает фантазии модельера. Причем разнообразны не только декоративные техники, которые с успехом можно применять в фольклорной одежде, но и характер рисунка декора, и композиция его расположения, и сочетание разных приемов в одном изделии.

Художественное оформление современной одежды, выполненной в этническом стиле, в значительной мере определяется оригинальной одеждой татарского народа. Здесь уместно использование таких декоративных техник, как аппликация, вышивка и традиционных орнаментов растительного характера. Зачастую только благодаря применению характерного декора современная одежда приобретает национальный колорит и фольклорную стилевую направленность.

Однако необходимо учитывать и тот факт, что применение национального традиционного декора в современной одежде не всегда смотрится актуально. Современный декор значительно отличается от исторических образцов и технологией исполнения, и рисунком узора, и отделочным материалом. Поэтому дизайнеры стараются трансформировать элементы вышивки, аппликации, применяя новые виды благодаря новейшим технологиям и полимерным материалам различного волокнистого состава [5]. Однако цель декорирования сохранилась - сделать одежду людей более привлекательной и красочной.

Использование декора считается удачным только в том случае, если оно способствует созданию целостного, гармоничного, оригинального костюма, соответствующего требованиям современной моды. Нельзя утверждать, что декоративное оформление одежды всегда целесообразно и может успешно применяться в равной мере в каждом костюме. Неудачно использованный декор способен не только ухудшить внешний вид изделия, но и сделать его нелепым и антихудожественным. Насколько декор украсит современную одежду, зависит в значительной мере от вкуса и профессиональной подготовки модельера, от знания специфики подхода к художественному оформлению различных видов одежды [6].

В зависимости от материала определяется способ образования формы декоративного элемента. Постепенный переход от одного направления формы в другое характеризуется пластикой формы. В зависимости от свойств материалов меняется пластика формы. Поэтому необходимо учитывать основные физико-механические свойства тканей, так как разные фактуры по-разному взаимодействуют с формой.

Работая над силуэтом будущего декоративного изделия, необходимо помнить о том, что есть ткани, которые хорошо держат форму, есть

ткани, хорошо драпирующиеся, ткани струящиеся, облегающие, объемные. Таким образом, уже за счет одной фактуры ткани дизайнер получает практически неограниченные возможности для творчества, позволяющие добиться любого эффекта, ведь каждая ткань имеет свои достоинства, важно только знать их и уметь ими правильно воспользоваться.

Поверхность текстильного материала определяется видом ткацкого переплетения и волокнистым составом. Кроме тканей, поверхность которых определяется видом переплетения, в оформлении одежды широко используются и другие материалы, поверхность которых характеризуется уже другими качествами. Такими материалами являются: искусственная и натуральная кожа, мех, замша, разнообразные пленки.

Синтетические полимеры постепенно заменяют натуральные волокна, которые не в полной мере могут соответствовать современным требованиям индустрии моды. Полимерные волокна отличаются большей прочностью и эластичностью по сравнению с натуральными, материалы из них практически не мнутся, держат форму, они негигроскопичны, то есть не поглощают влагу из окружающей среды. В связи с этим полимерные материалы лучше подходят для выполнения плоского или объемного декора.

Многие приемы и техники декорирования швейных материалов активно используются в художественном оформлении современной одежды и не выходят из моды. Особый декоративный эффект создает отделка костюма при помощи складок, защипов, рельефов, воланов, рюш, оборок, буфов и других элементов [7]. Эта отделка связана с искусством технологической обработки изделий, отличается простотой и изяществом. Кроме того, она, зачастую являясь средством создания формы, членения ее на отдельные части, неразрывно связана с конструкцией изделия и в значительной степени определяет расход материала. В модной одежде в этническом стиле такая отделка используется довольно часто, так как позволяет малыми средствами добиться оригинальности модели.

В современной одежде также весьма распространенным является украшение деталями, выполненными из отделочной ткани или специальных материалов - кружевом, тесьмой, шнуром, сутажем, бахромой, лентами и т. п. [8]. Отделка этими материалами довольно легко выполняется и может с успехом заменить в нарядном костюме трудоемкую и дорогостоящую вышивку.

Еще одним востребованным материалом, используемым в оформлении костюма в этническом стиле, является натуральная или синтетическая кожа. Последнему отдается большее предпочтение из за ее дешевизны, легкости и удобства в обработке.

Синтетическая кожа - многослойный полимерный материал промышленного производства.

Мягкие виды синтетической кожи вырабатывают на тканной, не тканной или трикотажной основе нанесением полимера или композиции полимеров. Этот материал пользуется особым спросом среди дизайнеров, создающих современные костюмы с национальным оттенком. Ведь многие их идеи и смелые проекты можно воплотить только лишь с помощью искусственной кожи.

Наряду с кожей уместно использование искусственного меха, ведь издавна татары ценили мех диких зверей - черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра. Современный рынок позволяет легко найти замену любому натуральному сырью.

Таким образом, декоративная отделка -это та составляющая современного костюма, которая способна подчеркнуть его этническую направленность. Под влиянием моды создаются новые изделия с более высокими потребительскими свойствами, что ведет к повышению потребности людей в качественной и оригинальной одежде. В настоящее время границы между странами и народами исчезают, и для дизайнеров источником вдохновения часто становится исторические или национальные костюмы. Одежда, созданная под влиянием народных традиций способна подчеркнуть индивидуальность, выделить человека из толпы одинаково одетых людей.

Литература

1. Мухамедова, Р. Народный костюм татар / Р.Мухамедова. - Казань: Слово, 2005. - 159 с.: ил.

2. Андросова, Э.М. Основы художественного проектирования костюма / Э.М. Андросова. - Челябинск.: Медиа-Принт, 2004. - 184 с.

3. Пармон, Ф.М. Композиция костюма / Ф.М.Пармон. -М.: Легпромбытиздат, 1985. - 264 с.

4. Кумпан, Е.В. Лазерная обработка полимерных материалов в декорировании одежды / Е.В.Кумпан, Г. А. Гарифуллина // Вестник Казан. технол. ун-та. -2012. - Т.15, №14 - стр. 123-125.

5. Кумпан, Е.В. Применение формообразующих полимерных материалов в декорировании одежды / Е.В.Кумпан, Г. А. Гарифуллина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т.15, №14 - стр 121-122.

6. Гарифуллина, Г.А. Специфика декоративнохудожественного оформления одежды татар ВолгоУральского региона / Г.А.Гарифуллина // Проблемы дизайн-проектирования и оформления мусульманской и национальной одежды: Сборник статей. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2011. - стр. 29-35.

7. Козлова, Т.В. Стиль в костюме XX века / Т.В.Козлова, Е.В.Ильичева. - М.: МГТУ им.А.Н.Косыгина, 2005. -160 с.

8. Володин, Д.Р. Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль / Д.Р.Володин. - М.: Аванта+, 2002. -480 с.

© С. А. Муртазина - ст. препод. каф. дизайна КНИТУ, sweta_albertovna@mail.ru; Л. Н. Перова - ст. препод. той же кафедры, come_to_milka@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.