Научная статья на тему 'Значение образовательно-просветительской деятельности православного духовенства конца ХІХ - первой четверти ХХ вв. (на примере деятельности и педагогического наследия архиепископа Фаддея (Успенского))'

Значение образовательно-просветительской деятельности православного духовенства конца ХІХ - первой четверти ХХ вв. (на примере деятельности и педагогического наследия архиепископа Фаддея (Успенского)) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВЕНСТВО / МОНАШЕСТВО / ИЕРОМОНАХ / СВЯЩЕННОМУЧЕНИК / АРХИЕПИСКОП / ФАДДЕЙ (УСПЕНСКИЙ) / ДИДАКТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / CLERGY / MONASTICISM / HIEROMONK / HOLY MARTYR / ARCHBISHOP / THADDEUS (ASSUMPTION) / DIDACTIC HERITAGE / PEDAGOGICAL IDEAS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL CONCEPT / PERSONALITY OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доненко Николай Николаевич

Данное исследование направлено на освещение основных этапов преподавательского пути архиепископа Фаддея (Успенского) и анализ его дидактического наследия, а также обоснование значения педагогических трудов автора относительно развития современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доненко Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE ORTHODOX CLERGY OF THE LATE XIX - FIRST QUARTER XX CENTURIES. (FOR EXAMPLE, ACTIVITIES AND PEDAGOGICAL LEGACY OF ARCHBISHOP THADDEUS (USPENSKY))

This study aims to cover the main stages of teaching the way of Archbishop Thaddeus (Uspensky) and analysis of its educational heritage, as well as substantiation of the importance of the pedagogical writings of the author on the development of modern education.

Текст научной работы на тему «Значение образовательно-просветительской деятельности православного духовенства конца ХІХ - первой четверти ХХ вв. (на примере деятельности и педагогического наследия архиепископа Фаддея (Успенского))»

вузе не учат тому, как правильно стареть, как относиться к людям, старшим тебя по возрасту, у молодых нет понятия культуры старости. Чаще всего звучит лозунг - будущее принадлежит молодым. Однако на самом деле, будущее современных молодых людей - это и старость в том числе. Существует определенный опыт коммуникации молодых людей с людьми преклонного возраста - это встречи в ходе проведения праздников с ветеранами войны, с ветеранами труда, общение со своими близкими. Данное общение дает представление студентов о том, кто такие люди преклонного возраста, каковы их особенности, как строить с ними общение, проявлять к ним толерантность - не просто терпение, но определенный интерес, соучастие в совместных делах. Иначе говоря, коммуникативно-толерантный элемент способности студента повышать у людей преклонного возраста информационную грамотность предполагает определенное педагогическое общение, раскрывающееся через совокупность специально подобранных средств, методов, техник, способов, обеспечивающих реализацию поставленных учителем целей и задач в рамках информационной грамотности населения.

Работы в области педагогической андрагогики, возрастной психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей коммуникации молодых педагогов с людьми преклонного возраста объясняется не столько недостатками научной и методической подготовки учителей информатики, сколько отсутствием знаний и умений коммуникации с такого рода группой «учеников». Очень важно в общении с возрастными учениками - первый контакт, который может определить все дальнейшее общение. Если с первой встречи смогли и пенсионеры и педагоги построить диалог, проявить друг к другу доброту, понимание, заинтересованность друг в друге, то можно сказать, что коммуникация и в дальнейшем будет продуктивной. Об этом важно помнить педагогам, начинающим работу в данной сфере. «Анализ первых профессиональных шагов преподавателей и учителей обнаруживает явление, которое можно было бы назвать педагогическим импринтингом (мгновенным запечатле-нием): результаты самых первых контактов с учащимися определяют выбор направления, по которому пойдет дальнейшая эволюция профессионально-педагогического общения. Причем возможны не только эволюция, но и становление педагогического общения от пассивно-информативного стиля к авторитарно-монологическому или доверительно-диалогическому» [2, с. 29].

Выводы. Таким образом, осуществлена характеристика главных составляющих профессиональной готовности учителя повышать информационную грамотность населения и выделены следующие составляющие компоненты - развивающе-знаниевый, креативно-творческий, технолого-методический, коммуникативно-толерантный. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования сказано, что выпускник по направлению «Прикладная математика и информатика» в соответствии с задачами будущей профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы, должен также уметь осваивать новые педагогические ресурсы и дидактический потенциал образовательных систем, уметь проектировать их развитие, уметь внедрять всевозможные инновационные техники и приемы в педагогический процесс на занятиях с любой категорией граждан, в том, числе с возрастными учениками, людьми преклонного возраста, создавая комфортные психолого-педагогические условия для создания у них мотивации к принципиальной новой деятельности, к продолжению образования, называемое сегодня непрерывным.

Литература:

1. Гуляева М.А. Формирование методической" культуры педагога в процессе дополнительного профессионального образования: канд. пед. наук. - Кемерово, 2014. - 226 с.

2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.

3. Теория и практика продуктивного обучения /под ред. М.И. Башмакова. - М.: Народное образование, 2000. - 408 с.

Педагогика

УДК 371

аспирант Доненко Николай Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА КОНЦА Х1Х - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ АРХИЕПИСКОПА ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО))

Аннотация. Данное исследование направлено на освещение основных этапов преподавательского пути архиепископа Фаддея (Успенского) и анализ его дидактического наследия, а также обоснование значения педагогических трудов автора относительно развития современного образования.

Ключевые слова: духовенство, монашество, иеромонах, священномученик, архиепископ, Фаддей (Успенский), дидактическое наследие, педагогические идеи, образовательно-просветительская деятельность, воспитательная концепция, личность педагога.

Annotation. This study aims to cover the main stages of teaching the way of Archbishop Thaddeus (Uspensky) and analysis of its educational heritage, as well as substantiation of the importance of the pedagogical writings of the author on the development of modern education.

Keywords: clergy, monasticism, hieromonk, Holy Martyr, Archbishop, Thaddeus (assumption), didactic heritage, pedagogical ideas, educational activities, educational concept, personality of the teacher.

Введение. Одним из выдающихся педагогов-священнослужителей был архиепископ Фаддей (Успенский). Многогранный опыт педагогической и просветительско-миссионерской деятельности отразился в создании архиепископом «Записок по дидактике», в которых отражены основные положения педагогической теории владыки Фаддея (Успенского).

В настоящее время «Записки по дидактике» представляют значительную ценность для развития современной педагогической науки, так как в данном труде отражены наиболее важные аспекты учебно-воспитательной деятельности, цель и назначение школы, взгляды архиепископа относительно подходов подготовки будущих педагогов, сущность профессии учителя и спектр профессионально значимых личностных качеств педагога.

Необходимость изучения особенностей образовательной мысли в контексте православного учения путем исследования педагогического наследия владыки Фаддея вызвана потребностью поиска объективно эффективных и позитивных с позиций современных мировоззренческих идей государственной образовательной политики средств разработки «идеальной» системы обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Обращение к педагогическому наследию священномученика Фаддея (Успенского) обусловлено также задачами современной православной педагогики, а именно: необходимостью изучения сущности образовательной деятельности и педагогического наследия православных просветителей с целью включения духовной компоненты в современное культурно-образовательное пространство.

Изучение педагогического наследия архиепископа Фаддея (Успенского) отражено в исследованиях М.А. Егоровой, К.М. Гринько, Т.В. Крицкой, И.И. Ковалевой, О.И Хайловой, Г.З. Агафоновой.

При всей несомненной ценности трудов указанных авторов необходимо отметить, что в отечественной историко-педагогической науке до сих пор существуют пробелы в изучении образовательно-просветительской и миссионерской священнослужителей РПЦ первой половины ХХ века, в частности, отсутствует специальное научное исследование, посвященное изучению просветительской и миссионерской деятельности архиепископа Фаддея (Успенского) и подробному анализу его педагогического наследия.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение и обоснование значения образовательно-просветительской деятельности архиепископа Фаддея (Успенского) и его педагогического наследия.

Изложение основного материала статьи. «Священномученик Фаддей принадлежит к тем великим пастырям, педагогам, молитвенникам и подвижникам, просветительское делание которых помогло народу России выстоять в тяжком и трагическом лихолетье XX века» [7, с. 180].

Священномученик Фаддей, в миру Иван Васильевич Успенский, родился 2 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукъяновского уезда Нижегородской области в семье пресвитера Мариинской институтской церкви в Нижнем Новгороде Василия Ивановича Успенского [11]. Из воспоминаний А. И. Кузнецова, близко знакомого с Фаддеем Успенским, будущий архиепископ обучался в духовном училище, после чего в 1896 году окончил духовную семинарию в Нижнем Новгороде [2]. По завершении обучения в семинарии богословское образование Иван Успенский продолжил в Московской духовной академии, ректором которой в то время был архимандрит Антоний (Храповицкий). По окончании обучения со степенью кандидата богословия будущий архиепископ был оставлен профессорским стипендиатом при академии [3]. Уже в этот период В.И. Успенский демонстрировал богатый просветительско-миссионерский потенциал, так как в 1898 году по решению Совета Академии был удостоен премии протоиерея Орлова «за лучшие успехи в сочинении проповедей» [4].

Дальнейшая жизнедеятельность будущего владыки - это гармоничное сочетание активной педагогической деятельности с монашеским подвигом.

Иван Успенский в августе 1897 года был пострижен в монашество с наречением имени Фаддей и рукоположен в сан иеродиакона, а в сентябре - в сан иеромонаха [10]. В том же 1897 году иеромонах Определением Святейшего синода был назначен в Смоленскую духовную семинарию преподавателем психологии, логики, дидактики, начальных основ философии и ее краткой истории [10]. Через год был назначен инспектором Минской духовной академии. В круг обязанностей иеромонаха Фаддея входило обеспечение воспитательной деятельности и решение вопросов дисциплинарного характера. Данную деятельность будущий архиепископ успешно совмещал с обязанностями учителя Священного Писания.

По решению епископа Минского Симеона с 31 декабря 1898 года иеромонах Фаддей стал членом Минского епархиального училищного совета [10]. В 1899 году будущий архиепископ был назначен на должность ректора Минской духовной семинарии и председателя Минского епархиального училищного совета. Помимо активной педагогической деятельности в семинарии, иеромонах Фаддей преподавал на временных курсах для учителей и учительниц церковно-приходских школ Минска, Смоленска, Уфы. На этих педагогических курсах он преподавал Закон Божий, церковнославянский язык, грамоту, дидактику [10].

С 1900 года Фаддей (Успенский) был назначен преподавателем Уфимской духовной семинарии, а в 1901 году, успешно защитив магистерскую диссертацию «Единство книг пророка Исаии», получил степень магистра богословия [5]. В 1902 году состоялась хиротония иеромонаха Фаддея в сан архимандрита [8].

С 1903 года архимандрит Фаддей был назначен на должность ректора Олонецкой духовной семинарии. Активную преподавательскую и административную деятельность в области богословского образования будущий архиепископ успешно сочетал с научной работой. Его ученые труды были по достоинству оценены современниками: в 1903 архимандриту Фаддею (Успенскому) была присвоена степень доктора богословия. В последующие годы будущий архиепископ ревностно отстаивал необходимость сохранения церковноприходских школ и других форм духовного образования путем церковно-административной, просветительской и миссионерской деятельности.

Педагогические идеи, основанные на многолетнем преподавательском опыте, отражены в проповедях, методических рекомендациях и научных дидактических трудах. Наиболее значимым педагогическим научным достижением Фаддея (Успенского) стали «Записки по дидактике», изданные в Уфе в 1902 году. Данный педагогический труд создавался как пособие для педагогов.

Автор подчеркивал, что «Записки» не являются цельным курсом педагогики и дидактики, однако в них рассмотрены наиболее важные аспекты учебно-воспитательной деятельности в церковно-приходской школе. Своей основной задачей как автора дидактического пособия архимандрит Фаддей считал оказание методической помощи учителям, в частности - помочь им разобраться в системе многочисленных и, по его мнению, часто ложных теорий и взглядов на воспитание и обучение, научить педагогов более сознательно подходить к осуществлению своих профессиональных задач [9].

Архимандритом Фаддеем, по мнению К.М. Гринько, «впервые была выстроена единая модель преподавания. Базой курса, согласно этому методическому пособию для учителей, было преподавание основ

христианской веры, на которую накладывается преподавание иных дисциплин, таких, как русский язык, арифметика, природоведение, экспериментальная психология, сельское хозяйство и гигиена» [6, с. 56]

На основе наблюдений, осуществленных архимандритом во время преподавания на временных педагогических курсах, автором реализована попытка анализа портрета современного ему учителя и создания образа «идеального» педагога. Иными словами, в «Записках» автор не только рассматривает основополагающее педагогические понятия и дает перечень методических рекомендаций. Значимая часть труда посвящена личности педагога, разработке требований к нему и системы качественного обучения истинных учителей. По мнению М.А. Егоровой, «подчеркивая, что духовно-нравственный облик учителя являет учащимся пример жизни, архиепископ Фаддей стремился раскрыть, показать, уберечь и оградить учителя от пагубного влияния духа времени, духа мира сего» [7, с. 181]. «Формулируя требование к духовно-нравственным качествам учителя, он рассматривал призвание, одушевленную преданность своему делу как основное и непреложное условие его плодотворной работы» [7, с. 181].

В «Записках по дидактике» будущий архиепископ подчеркивал, что основной задачей истинного учителя является не только обучение детей чтению, письму и арифметике, а в первую очередь осуществление воспитательного воздействия по формированию личности и духовного сознания обучающихся. В данном ключе, подавая классификацию видов воспитания и системы их реализации в школе, Фаддей (Успенский) уточнял, что «воспитание должно быть гуманным», «воспитание должно сделать воспитанника прежде всего человеком» [9]. В качестве основного концептуального базиса учебно-воспитательной деятельности педагога будущий архиепископ обосновал христианское учение.

Цель воспитания в педагогической концепции Фаддея (Успенского) «состоит в том, чтобы воспитать в душе воспитанника свободную любовь к добру и свободное расположение к нравственному образу действия. А они могут развиться только тогда, когда ребенок обучается самостоятельно правильно действовать без постоянного присмотра учителя» [1, с. 197].

В дидактическом труде архиепископа Фаддея отражены такие методологические педагогические аспекты:

- сущность начального образования, основная цель и задачи начальной школы;

- необходимость осуществления воспитания в рамках образования подрастающего поколения в школе;

- разработка воспитательной концепции;

- система взглядов относительно сущности и специфики подготовки педагогических кадров;

- формирование профессионально-психологического портрета «истинного учителя», включающего перечень профессионально значимых компетенций и личностных качеств педагога, а также путей их формирования.

По словам М.А. Егоровой, «педагогические воззрения архиепископа Фаддея принципиально отличны от краеугольных положений атеистической педагогики и свидетельствуют, сколь велика и трагична по своим разрушительным последствиям оказалась утрата ценностной ориентации отечественной педагогической мысли, основанной на православной вере. Возвращение в сокровищницу отечественной педагогики наследия архиепископа Фаддея (Успенского) - промыслительный знак времени» [7, с. 183].

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, стоит подчеркнуть, что обращение современной педагогики к дидактическому наследию священнослужителей является закономерным и одним из наиболее правильных путей разработки эффективных учебно-воспитательных концепций. Дидактическое наследие архиепископа Фаддея - один из фундаментальных базисов современной православной педагогики. Значение педагогических трудов священномученика неоценимо и для светской педагогики, в частности относительно решения вопросов реализации профессиональной подготовки будущих педагогов.

Литература:

1. Агафонова Г.З. Воспитание духовности в святоотеческом наследии Святителей Феофана, Вышенского Затворника, и Фаддея (Успенского) // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. - 2006. - № 5. - С. 192-197.

2. Архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский). Воспоминания А. И. Кузнецова // Современники о Патриархе Тихоне. Т. 1. - М., 2007. - С. 354.

3. Богословский вестник. - 1896. Август. - С. 202.

4. Богословский вестник. - 1898. Октябрь. - С. 216.

5. Богословский вестник. - 1901. Сентябрь. - С. 18.

6. Гринько К.М. Духовно-просветительская деятельность архиепископа Фаддея (Успенского) в конце XIX - первом десятилетии XX в. // Вестник Вятского государственного университета. - 2012. - № 3-1. - С. 54-57.

7. Егорова М. А. Учитель учителей. Педагогические идеи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2007. - Вып. 2 (5). - С. 179184.

8. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 849. Л. 18.

9. Священномученик Фаддей (Успенский; 18721937), архиепископ Тверской. Творения: в 2 кн. Кн. II. Записки по дидактике. - Тверь, 2002. - 336 с.

10. Формулярный список о службе преподавателя Уфимской Духовной семинарии, магистра богословия иеромонаха Фаддея, составленный в ноябре 1901 года // РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 849. Л. 04.

11. ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5240. Л. 06, 09.

Педагогика

УДК:796.015.86

доцент Емельянова Ирина Витальевна

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования «Российский государственный университет

нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина» (г. Москва);

доцент Мещеряков Сергей Петрович

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования «Российский государственный университет

нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина» (г. Москва);

магистрант кафедры спортивных дисциплин

и методики их преподавания Кучумов Александр Николаевич

Институт физической культуры, спорта и здоровья,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ БОРЬБЫ САМБО ПО КОМПЛЕКСНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

Аннотация. В статье рассматриваются результаты тестирования физической подготовленности студентов, занимающихся в отделении борьбы самбо Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. Эти студенты выбрали данный вид борьбы в качестве основного средства для своего физического совершенствования на время учёбы в ВУЗе и являются новичками в этом виде спорта.

Ключевые слова: борьба, самбо, физическая подготовленность, мониторинг, динамика, перцентильные шкалы, комплексные показатели, студенты.

Annоtation. In state rassmatrivaûtsâ keep testirovaniâ fiziceskogo development and fiziceskoj podgotovlennosti studentov, zanimaûsihsâ in otdelenii Sambo Rossijskogo University nefti s Strip (NIU) homeland and m. Gubkina. Èti graduate vybrali» view borby in you main authors for your fiziceskogo soversenstvovaniâ on ucëby time in VUZe and are novickami in ètom vide sport.

Keywords: wrestling, Sambo, physical fitness, monitoring, dynamics, percentile scales, complex indicators, students.

Введение. В 2018 году 16 ноября исполняется 80 лет со дня рождения борьбы самбо в СССР и России. Руководство страны, Олимпийский комитет России, Всероссийская федерация самбо ставят своей целью включить самбо в олимпийскую программу, для этого необходимо сделать самбо массовым видом спорта. В России создана Студенческая лига самбо.

Многие российские и, в частности, 27 московских вузов, используют борьбу самбо в качестве средства физического совершенствования студентов на время обучения в высшем учебном заведении. В Российском государственном университете нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина учебные группы для занятий по физическому воспитанию формируются из студентов, имеющих интерес к конкретному виду спорта с учетом уровня здоровья и физической подготовленности, позволяющих им совершенствоваться в избранном виде спорта.

Учебные группы по самбо сформированы из студентов, которые не занимались этим видом спорта до поступления в университет. В течение шести семестров на практических занятиях по физическому воспитанию студенты отделения самбо осваивают технику и тактику борцовских приемов [2, 3, 11].

Физическая культура в вузе включает не только овладение двигательными умениями и навыками, представляющими интерес для студенчества, но и совершенствование разносторонних двигательных способностей, обеспечивающих физическую работоспособность молодых людей.

Изложение основного материала статьи. Целью данного исследования является анализ показателей, как в отдельных видах тестирования, так и физической подготовленности студентов в целом. Рассматривается динамика показателей физической подготовленности студентов в процессе обучения средствами борьбы самбо. Показана эффективность мониторинга физической подготовленности студентов за период обучения предмету «Физическая культура».

Для эффективного управления процессом физического воспитания студентов в процессе обучения в университете необходимо проводить мониторинг их физической подготовленности. Необходимо определять исходный уровень физической подготовленности первокурсников и в процессе обучения на кафедре физического воспитания и спорта контролировать динамику основных показателей. Такой контроль позволяет, при необходимости, корректировать и вносить изменения в учебные программы с целью совершенствования учебного процесса.

С 2008 года по настоящее время на кафедре физического воспитания и спорта университета проводится работа по научно-методической теме «Мониторинг физической подготовленности студентов». В ходе этой работы разработаны перцентильные шкалы для оценки результатов тестирования и определены критерии оценки физической подготовленности студентов по комплексным показателям [5, 6,7]. Оценка результатов физической подготовленности студентов по комплексным показателям проводится в некоторых вузах, но оценка результатов там проводится по 5 и 10-балльным шкалам [12].

В каждом семестре проводится зачетное тестирование:

• Осенний семестр (последняя неделя ноября и первая неделя декабря) - челночный бег 4 х 10 метров, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине.

• Весенний семестр (две недели после окончания майских праздников) - подтягивание, бег на 100 и 3000 метров.

Вариант применяемого для тестирования челночного бега разработан на кафедре физического воспитания и спорта и применяется с середины 90-х годов [9]. Для разработки оценочных 100-балльных шкал использовались результаты только тех студентов, которые имели все результаты осеннего и весеннего тестирования. Несмотря на то, что в осеннем и весеннем семестрах в комплексы входят, за исключением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.