Олонецкой духовной семинарии архимандрит Фаддей был награжден орденом Святого Владимира IV степени (1908 г), за весомые заслуги в пользу церков-но-народного образования епископ Владимир-Волынский Фаддей был удостоен
Библиографический список
ордена святого равноапостольного князя Владимира III степени (1909 г.). По словам самого владыки Фаддея, эти награды стимулировали его к еще более активному педагогическому труду [12].
1. Гринько К.М. Педагогическая деятельность архиепископа Фаддея (Успенского) в конце XIX- начале ХХв. Available at: http://rus-istoria.ru/component/k2/item/
2. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 849. Л. 4.
3. Георгий Шавельский, протопресвитер. Русская Церковь перед революцией. Москва, 2005: 283.
4. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 849. Л. 8.
5. Богословский вестник. 1901; сентябрь: 18.
6. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 849. Л. 5 - 6.
7. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 849. Л. 6 - 7.
8. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 849. Л. 8
9. Олонецкие епархиальные ведомости. 1903; № 6: 202.
10. Олонецкие епархиальные ведомости. 1904; № 10: 308.
11. Гринько К.М. Владыка Фаддей (Успенский) и церковно-школьное образование в Волынской епархии в конце первого десятилетия ХХ в. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: Народное образование. 2011; № 4 (1): 34 - 39.
12. Фаддей (Успенский), священномученик. Радуйтесь! Москва, 1998.
Refеrences
1. Grin'ko K.M. Pedagogicheskaya deyatel'nost' arhiepiskopa Faddeya (Uspenskogo) v konce XIX- nachale ХХ v. Available at: http://rus-istoria.ru/component/k2/item/
2. RGIA. F. 796. Op. 439. D. 849. L. 4.
3. Georgij Shavel'skij, protopresviter. Russkaya Cerkov'pered revolyuciej. Moskva, 2005: 283.
4. RGIA. F. 796. Op. 439. D. 849. L. 8.
5. Bogoslovskij vestnik. 1901; sentyabr': 18.
6. RGIA. F. 796. Op. 439. D. 849. L. 5 - 6.
7. RGIA. F. 796. Op. 439. D. 849. L. 6 - 7.
8. RGIA. F. 796. Op. 439. D. 849. L. 8
9. Oloneckie eparhial'nye vedomosti. 1903; № 6: 202.
10. Oloneckie eparhial'nye vedomosti. 1904; № 10: 308.
11. Grin'ko K.M. Vladyka Faddej (Uspenskij) i cerkovno-shkol'noe obrazovanie v Volynskoj eparhii v konce pervogo desyatiletiya ХХ v. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta: Narodnoe obrazovanie. 2011; № 4 (1): 34 - 39.
12. Faddej (Uspenskij), svyaschennomuchenik. Radujtes'! Moskva, 1998.
Статья поступила в редакцию 09.10.19
УДК 371
Donenko N.N., postgraduate, Humanities and Pedagogy Academy, branch of V.I. Vernadsky CFU (Yalta, Russia), E-mail: donenkonik@rambler.ru
Karnakova I.A., MA student, Humanities and Pedagogy Academy branch of V.I. Vernadsky CFU (Yalta, Russia), E-mail: sevshayanokia@yandex.ru
TEACHING AT TEACHERS' TRAINING COURSES AS ONE OF THE LEADING AREAS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF ARCHBISHOP FADDEI (US-PENSKY). The article is dedicated to s study of the role and directions of educational activity of Faddei (Uspensky). The analysis of archival documents, memoirs of contemporaries, as well as modern research on the history of Orthodox pedagogy help to identify directions of educational activities of Archbishop Faddei (Uspensky). Among them, one of the most significant in the context of the pedagogical path of Father Faddeiis the direction "Teaching at teachers' training courses". The article studies the specifics of teaching activities of Faddei (Uspensky), aimed at improving the level of pedagogical competence of teachers of parochial and secular schools, its theoretical and practical results. The paper considers the chronology of the work of the future Archbishop Faddei at the summer pedagogical courses, outlines the attitude of the priest to their creation, conduct and systematization, reflects the role of the courses regarding the appearance of the top of his didactic heritage-a methodical manual for teachers "Notes on didactics". It is the work of the summer pedagogical courses that becomes a leading factor to the notice of Archbishop Faddei to education, teaching and teacher training, the main springboard implementation of the author's methodical system of teaching. The basic problems of organization and implementation of the educational process in a parochial school, as well as requirements of individual teachers and achieving high pedagogical skills is reflected in "Notes on didactics", created on the basis of experience of Faddei (Uspensky) in the summer educational courses.
Key words: Archbishop Faddei (Uspensky), "Notes on didactics", teacher training courses, teaching activities, author's methodological system, teachers of parochial schools, didactic heritage.
Н.Н. Доненко, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», г. Ялта,
E-mail: donenkonik@rambler.ru
И.А. Карнакоеа, магистрант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», г. Ялта,
E-mail: sevshayanokia@yandex.ru
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
КАК ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИЕПИСКОПА ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО)
Статья посвящена изучению сущности и направлений образовательно-просветительской деятельности Фаддея (Успенского). На основе анализа архивных документов, воспоминаний современников, а также современных исследований по истории православной педагогики, нами были определены направления образовательно-просветительской деятельности архиепископа Фаддея (Успенского). Среди них одним из наиболее значимых в контексте педагогического пути владыки Фаддея нами было определено такое направление, как преподавательская деятельность на курсах повышения квалификации учителей. Целью статьи стало изучение специфики преподавательской деятельности Фаддея (Успенского), направленной на повышение уровня педагогической компетентности учителей церковно-приходских и светских (земских) школ, ее теоретических и практических результатов. В работе рассмотрена хронология деятельности будущего архиепископа Фаддея на летних педагогических курсах, очерчено отношение священнослужителя к их созданию, проведению и систематизации, отражена роль курсов относительно появления вершины его дидактического наследия - методического пособия для учителей «Записки по дидактике». В результате исследования нами обосновано суждение о том, что именно работа на летних педагогических курсах стала ведущим фактором обращения внимания владыки Фаддея к вопросам образования, преподавания, а также профессиональной подготовки учителей, основным плацдармом реализации авторской методической системы преподавания. Основные проблемы организации и реализации учебно-воспитательного процесса
в церковно-приходской школе, а также требования к личности учителя и пути достижения высокого педагогического мастерства отразились в «Записках по дидактике», созданных на основе опыта работы Фаддея (Успенского) на летних педагогических курсах.
Ключевые слова: архиепископ Фаддей (Успенский), «Записки по дидактике», курсы повышения квалификации учителей, преподавательская деятельность, авторская методическая система, учителя церковно-приходских школ, дидактическое наследие.
В отечественном научном пространстве в течение определенного времени в связи с сосредоточением на процессе формирования и развития научной мысли историко-культурного и социального контекстов из арсенала педагогики был практически исключен уникальный опыт воспитания и образования, накопленный на протяжении многих веков православными религиозными институтами и структурами и позволяющий решать сложные социокультурные и личные проблемы как общества в целом, так и личности в частности.
В современных условиях существует проблема отсутствия конкретных идеалов и народных героев. Мотивация внутренних стимулов развивающейся личности может быть достигнута путем формирования или возрождения в сознании подрастающего поколения объективно позитивного героя. Реализация данной цели возможна путем обращения современной педагогики к изучению просветительской деятельности выдающихся деятелей Русской православной церкви, освоению христианских истин и обоснованию их в значении одного из концептуальных базисов реализации обучения и воспитания личности в современных реалиях.
Среди плеяды выдающихся священников-педагогов, наряду с Феофаном Затворником (Говоровым), Николаем Японским (Касаткиным), Гурием (Карповым), Макарием (Невским), отдельного изучения ввиду высокой значимости его педагогического пути и дидактического наследия требует персоналия архиепископа Фаддея (Успенского).
Наряду со священническим служением в течение всей жизни после рукоположения и монашеским подвигом до мученической кончины, Фаддей (в миру Иван Васильевич) Успенский (1872 - 1937) активно занимался педагогической и просветительской деятельностью практически на каждом из мест своего служения, а именно в Смоленской, Минской, Уфимской, Олонецкой и Волынской епархиях.
Одним из наиболее значимых направлений образовательно-просветительской деятельности Фаддея Успенского стала преподавательская деятельность на курсах повышения квалификации учителей церковно-приходских школ. Данная деятельность была одной из важнейших, по мнению самого святителя Фаддея. Высокий уровень педагогического мастерства, выдающийся талант преподавателя Фаддея (Успенского), проявившиеся в рамках учительских курсов, были отмечены и оценены современниками.
Впервые Фаддей (Успенский), будучи еще иеромонахом, трудился на временных педагогических курсах для учителей в Минской епархии в 1899 году. В его обязанности входило обучение учителей церковно-приходских школ и школ грамоты методике обучения Закону Божьему, церковнославянскому языку и грамматике, дидактике. На тот момент начинающему преподавателю было всего 28 лет. Однако уже тогда молодой иеромонах чувствовал в себе преподавательский потенциал, а также осознавал необходимость совершенствования как теоретической, так и практической части подготовки педагогических кадров для работы в школах епархии.
По мнению исследователей, наиболее эффективно педагогическая деятельность Фаддея (Успенского) по обучению учителей церковно-приходских школ была реализована в Уфимской епархии [1], [6]. Преосвященный Антоний, епископ Уфимский, реализовывал различные направления просветительской деятельность в епархии, а также искал пути совершенствования системы образования. Одним из направлений его деятельности стала организация в 1901 году курсов повышения квалификации для учителей церковно-приходских школ.
По мнению К.М. Гринько, в то время проблема подготовки кадров для преподавания в церковно-приходских школах в Уфимской епархии стояла довольно остро [1]. Для решения данной проблемы епископом Антонием были созданы ежегодные педагогические курсы для учителей церковно-приходских школ, а также земских школ, обучения в которых продолжалось в течение одного месяца. Преподавали на курсах педагоги с академическим образованием. Согласно поручению Уфимского епархиального училищного совета с 13 июня по 15 июля 1901 года общую дидактику и методику славянского языка преподавал на летних педагогических курсах архимандрит Фаддей [2].
Открытие летних педагогических курсов в 1901 году в Уфе ознаменовалось приветственным словом архимандрита Фаддея, обращенным к слушателям. В приветственной речи он указал на уровень духовного состояния русского общества и, в частности, интеллигенции, которая является ею, по его словам, лишь по названию, архимандрит призывал будущих учителей положить, прежде всего, веру в основу преподавания и просветительства. Главной задачей просвещения общества он видел в том, чтобы весь разнообразный материал, из которого формируется человек, направить на создание духовно-нравственного стержня в воспитанниках. В деле народного просвещения особое значение архимандрит придавал актуализации в содержании образовании святоотеческого наследия [1].
В данном ключе стоит уточнить, что анализируя вступительную речь архимандрита Фаддея и его взгляды на систему обучения учителей, можно ошибочно предположить, что он склонен был сводить образование исключительно к усвоению обучающимися богословских дисциплин. Однако выдающийся священник и
педагог старался лишь подчеркнуть целесообразность формирования светского знания на основе духовности. Таким путем он пытался реализовать стремление к духовному оздоровлению как системы образования, так и общества в целом, пытаясь укрепить его связи с церковью.
На основе оценки успеваемости слушателей курсов архимандрит Фаддей разрабатывал и вводил новые приемы дидактики и методики с целью облегчения и преподавательского, и ученического труда, сокращения времени, необходимого для усвоения учебных предметов.
Следующим летом, в 1902 году, архимандритом Фаддеем был снова прочитан курс лекций для учителей. Слушатели были объединены в две группы: учителя церковно-приходских школ и педагоги светских земских школ. По мнению Фаддея (Успенского), такой подход был целесообразен, ввиду различий педагогических подходов и концептуальных основ образования, реализуемых в школах указанных типов. Так, в 1902 году обучение на летних педагогических курсах проводилось с учетом особенностей деятельности каждой группы слушателей. Хотя программы обучения для двух групп учителей несколько отличались, в содержании каждой из них присутствовала религиозная составляющая. Понимая, что для учителей светских школ добавление религиозной составляющей к общей совокупности дидактического и методического материала в содержании курсовой подготовки является своеобразной нагрузкой, архимандрит Фаддей счел нужным уточнить важность наличия духовного компонента образования. Для этого им было подготовлено и озвучено заключительное слово: «Может быть, скажут многие в ответ, что взамен того приобрели они такие сокровища умственные, ради которых следует признать извинительным и стеснение религиозных требований духа? В подобном-то ответе и сказывается неискоренимая привычка к тому иностранному, западноевропейскому порабощению свободной русской мысли и жизни, на которое столь давно еще начали указывать наши русские писатели. Доселе русский народ не чувствует потребности освободиться от нигилистического ига Запада, которое все сильнее и сильнее ложится на высшие потребности духа, вытравливая в сердце его потребность веры в Бога и правды в жизни» [3, с. 1038 - 1039].
Оценивая результаты летних педагогических курсов 1902 года, архимандрит Фаддей отметил, что полученные слушателями знания «нашли отклик в сердцах многих» [4, с. 1231 - 1232]. Высокая результативность методической системы обучения учителей, разработанная и внедренная Фаддеем (Успенским) обосновывается также повышением интереса учителей к проблемам образования, благодарностью за обучение. Об этом свидетельствует текст благодарственного слова, произнесенного одним из слушателей курсов и опубликованного в «Уфимских епархиальных ведомостях». В нем отмечено благотворное влияние архимандрита Фаддея на слушателей, высоко оценено составленное им пособие по общей дидактике [4].
Летние педагогические курсы со временем в рамках служения архимандрита Фаддея в Уфимской епархии стали основным объектом его попечения. Одним из факторов, мотивирующим его к попечительству над методической и организационной стороной курсов для учителей церковно-приходских и земских школ, было понимание того, что учителями чаще всего становились выпускники семинарий, которые не могли найти более престижную работу. Однако архимандрит также понимал, что семинария готовит, прежде всего, священнослужителей, а не педагогов. В этой связи требовалась организация специальной педагогической подготовки выпускников семинарий, реализацию которой и предусматривали летние педагогические курсы. Осуществление такой подготовки требовало выработки определенной методики преподавания, а также - единой программы церковно-приходского обучения, которая на тот момент отсутствовала. Решение данных проблем стало задачей архимандрита Фаддея. Он расширил перечень общеобразовательных предметов, вошедших в содержание программы церков-но-приходской школы. Расширение содержания начального образования, по мнению Фаддея Успенского, позволяло преодолеть религиозную замкнутость воспитанников школ, способствовало формированию разносторонне развитой личности, а также способности школьников к личностному самоопределению.
Методическая подготовка слушателей курсов к преподаванию в церков-но-приходских школах проходила в форме практикумов и открытых (показательных) уроков.
Преподавательскую деятельность на летних курсах для учителей архимандрит Фаддей Успенский продолжил и в Олонецкой епархии, куда был переведен в 1903 году. В преддверии рукоположения Фаддея Успенского во второго викарного епископа Волынской епархии после шестилетнего служения в Олонецкой епархии по завершении летних педагогических курсов в 1908 году будущий владыка обратился с наставлением к учителям - слушателям курсов. В своем обращении он выразил надежду на то, что педагоги неизменно будут продолжать начатое ими дело. В конце заключительного слова он подчеркнул: «Проводимые беседы и уроки диктовались испытаниями жизни, бывшими в разных местах моего служения, я был исполнен переживаний о том, что унижается слава Церкви» [5, с. 367].
Курирование процесса совершенствования уровня преподавания в церков-но-приходских школах и преподавание на курсах повышения квалификации учителей владыка Фаддей продолжил и в Волынской епархии, куда был переведен в 1909 году. Волынскую епархию с 22 апреля 1902 по 20 мая 1914 гг. возглавлял владыка Антоний (Храповицкий), поэтому, по нашему мнению, перевод Фаддея Успенского на данное место служение весьма обоснован [6]. Архиепископ Антоний, знавший Фаддея Успенского с ранней юности, понимал, что в столь сложном в отношении конфессионального контингента регионе просто необходим такой блестящий миссионер, педагог и проповедник, как епископ Фаддей. В годы своего служения на Волыни архиепископ Антоний поддерживал и развивал два направления общественного служения Русской православной церкви:
- миссионерское, в контексте реализации которого выделился блестящий проповедник и миссионер сщмч. Аркадий Остальский.
- просветительское, осуществление которого выпало в большей степени на долю опытного педагога Фаддея (Успенского).
«В ведении владыки Фаддея находились вопросы церковного образования, многие из которых удавалось решать, в том числе с привлечением большого числа образованного городского духовенства. Владыка Фаддей всегда был убежденным сторонником такой формы образования, как церковно-приходская школа и проявлял всестороннюю заботу о существовании и развитии этих школ, а также повышении квалификации преподавателей» [6, с. 37]. В данном служении влады-
Библиографический список
ка «искал поддержки того духа и направления, которые должны отличать церковную школу от любой другой» [7, с. 509].
Действительный статский советник В.Т. Георгиевский, помощник имперского наблюдателя церковных школ и синодальный ревизор, реализуя инспекцию занятий владыки Фаддея, в своем отчете на имя Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Волынского уточнял: «Давно не переживал таких светлых минут, какие... пережил в течение трех дней пребывания на учительских курсах в Житомире! Что за человек этот кристально чистый, как драгоценный сосуд из горного хрусталя, владыка Фаддей! Как из усердно воззженной лампады, струится от него теплый, мягкий свет. Как ласково греет и затем воспламеняет сердечные чувства, увлекая на все чистое, святое и доброе. Его лекции, полные эрудиции, новых и интересных доводов в защиту уважения идеалов церковной школы, доставили мне много истинных наслаждений» [8, с. 4.].
Преподавательский опыт на летних педагогических курсах в Смоленской, Минской, Уфимской, Олонецкой и Волынской епархиях позволил Фаддею Успенскому собрать колоссальный материал, послуживший основой для составления методик обучения Закону Божьему и славянскому языку для учителей церковно-приходских школ, которые легли в основу главного педагогического труда святителя «Записки по дидактике», опубликованного в 1902 году в Уфе, а также разработки методики обучения учителей церковно-приходских и светских школ.
1. Гринько К.М. Педагогическая деятельность архиепископа Фаддея (Успенского) в конце XIX - начале ХХ в. Available at: http://rus-istoria.ru/component/k2/item/
2. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 849. Л. 8.
3. Уфимские епархиальные ведомости. 1902; № 16: 1038 - 1039.
4. Уфимские епархиальные ведомости. 1902; № 19: 1231 - 1232, 1235.
5. Олонецкие епархиальные ведомости. 1908; № 16: 367.
6. Гринько К.М. Владыка Фаддей (Успенский) и церковно-школьное образование в Волынской епархии в конце первого десятилетия ХХ в. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: Народное образование. 2011; 4 (1): 34 - 39.
7. Волынские епархиальные ведомости. 1909; № 25: 509.
8. Фаддей (Успенский), священномученик. Радуйтесь! Москва, 1998: 4.
Refеrences
1. Grin'ko K.M. Pedagogicheskaya deyatel'nost' arhiepiskopa Faddeya (Uspenskogo) v konce XIX- nachale ХХ v. Available at: http://rus-istoria.ru/component/k2/item/
2. RGIA. F. 796. Op. 439. D. 849. L. 8.
3. Ufimskie eparhial'nye vedomosti. 1902; № 16: 1038 - 1039.
4. Ufimskie eparhial'nye vedomosti. 1902; № 19: 1231 - 1232, 1235.
5. Oloneckie eparhial'nye vedomosti. 1908; № 16: 367.
6. Grin'ko K.M. Vladyka Faddej (Uspenskij) i cerkovno-shkol'noe obrazovanie v Volynskoj eparhii v konce pervogo desyatiletiya ХХ v. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta: Narodnoe obrazovanie. 2011; 4 (1): 34 - 39.
7. Volynskie eparhial'nye vedomosti. 1909; № 25: 509.
8. Faddej (Uspenskij), svyaschennomuchenik. Radujtes'! Moskva, 1998: 4.
Статья поступила в редакцию 09.10.19
УДК 7.01+159.937-053.5
Orlova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Fine Arts, Institute of Arts, Adyghe State University (Maikop, Russia), E-mail: marina_orlova01@mail.ru
CRITERIA-DIAGNOSTIC SUPPORT OF DETERMINING LEVELS OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF ART OF PERCEPTION OF TEENAGERS. The
article substantiates the need to optimize the development of the artistic perception of adolescents in the lessons of fine art in a comprehensive school. To prepare for this pedagogical activity there are criteria and levels of development of artistic perception. The author characterizes the diagnostic methods used for the criteria-based assessment and presents the results of an empirical study. The theoretical significance of the article lies in the fact that the study enriches and expands didactic ideas about the organization of determining the levels of development of the artistic perception of adolescents, about its functional and structural components. Key words: artistic perception, criteria for development of artistic perception, levels of development of artistic perception.
М.А. Орлова, канд. пед. наук, доц., Институт искусств Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, E-mail: marina_orlova01@mail.ru
КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ
В статье обоснована необходимость оптимизации процесса развития художественного восприятия подростков на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе; в рамках подготовки к данной педагогической деятельности представлены разработанные критерии и уровни развития художественного восприятия. Автор характеризует диагностические методы, использованные для критериальной оценки, и излагает результаты проведенного эмпирического исследования. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что исследование обогащает и расширяет дидактические представления об организации определения уровней развития художественного восприятия подростков, о его функциональных и структурных компонентах.
Ключевые слова: критерии развития художественного восприятия, художественное восприятие, уровни развития художественного восприятия.
На данный момент искусство и образование являются важными составляющими гармонизации окружающей среды, создают позитивные условия взаимодействия с окружающей действительностью. Важную роль в этом процессе играет художественное восприятие, которое позволяет познать мир культуры и искусства. «Необходимым условием формирования современного разносторон-
не развитого человека является наличие в нём развитого эстетического вкуса, творческой свободы» [1].
В процессе изучения исследований в области педагогической психологии мы пришли к выводу о том, что специфика учебного процесса должна вытекать из возрастных особенностей учащихся 5 - 6-х классов. Данный возрастной период