3. Фрейдина Е.Л. Вариативность английского произношения в контексте профессиональной подготовки учителя. Преподаватель XXI век. 2018; 1 (1): 106 - 114.
4. Вишневская Г.М. Фонетический аспект речи в русле межкультурной коммуникации. Язык, культура, речевое общение: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию профессора Марка Яковлевича Блоха. Москва: МПГУ, 2015: 137 - 143.
5. Sharifian F. English as an International Language. Perspectives and pedagogical Issues. Bristol, Buffalo, Toronto: Multilingual Matters, 2009.
6. Jenkins J. English as a lingua franca: Attitudes and identity. Oxford: Oxford University Press, 2007.
7. Прошина З.Г. Смена парадигмы в языковом образовании: от изучения английского как иностранного языка (EFL) к английскому как международному языку (EIL). Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2016; № 4 (52): 132 - 138.
8. Kachru B.B. The handbook of world Englishes. Oxford: Blackwell, 2006.
References
1. Goncharova V.A. Metakul'tura: model' buduschego mezhkul'turnogo inoyazychnogo obrazovaniya? Observatoriya kul'tury. 2017; 1 (14): 88 - 94.
2. Goncharova V.A., Alpatov V.V. Mezhkul'turnoe zazerkal'e: opyt integracii rodnoj kul'tury v rossijskoe inoyazychnoe obrazovanie v vysshej shkole. Alma mater. Vestnik vysshej shkoly. 2017; 9: 110 - 115.
3. Frejdina E.L. Variativnost' anglijskogo proiznosheniya v kontekste professional'noj podgotovki uchitelya. Prepodavatel'XXI vek. 2018; 1 (1): 106 - 114.
4. Vishnevskaya G.M. Foneticheskij aspekt rechi v rusle mezhkul'turnoj kommunikacii. Yazyk, kultura, rechevoe obschenie: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyaschennoj 90-letiyu professora Marka Yakovlevicha Bloha. Moskva: MPGU, 2015: 137 - 143.
5. Sharifian F. English as an International Language. Perspectives and pedagogical Issues. Bristol, Buffalo, Toronto: Multilingual Matters, 2009.
6. Jenkins J. English as a lingua franca: Attitudes and identity. Oxford: Oxford University Press, 2007.
7. Proshina Z.G. Smena paradigmy v yazykovom obrazovanii: ot izucheniya anglijskogo kak inostrannogo yazyka (EFL) k anglijskomu kak mezhdunarodnomu yazyku (EIL). Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke. 2016; № 4 (52): 132 - 138.
8. Kachru B.B. The handbook of world Englishes. Oxford: Blackwell, 2006.
Статья поступила в редакцию 07.10.19
УДК 371
Donenko N.N., postgraduate, Humanities and Pedagogy Academy, branch of V.I. Vernadsky CFU (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL ACTIVITY IN INSTITUTIONS OF SPIRITUAL EDUCATION AND ADMINISTRATIVE WORK IN THE FIELD OF EDUCATION OF ARCHBISHOP FADDEI (USPENSKY). The article studies the role and specificity of educational activities of Archimandrite Thaddeus (Uspensky). In the study, the author identifies four main areas of educational activity of Bishop Thaddeus: teaching in spiritual educational institutions, administrative and social work in the field of education, pedagogical activities in the framework of training courses for teachers of parochial schools, scientific and methodological activities. The task of the article is to study the first two areas: teaching in institutions of spiritual education and administrative activities in the field of education. On the basis of archival documents, historical sources and modern studies analyzed the chronology of the teaching of Thaddeus (Uspensky) and his work in education in administrative positions, the specificity of the activities of the cleric in public education and its results. On the basis of the studied material, the main stages of pedagogical activity of Thaddeus of the assumption in the institutions of spiritual education and administrative work in the field of education are determined.
Key words: Archbishop Faddei (Uspensky), educational and educational activities, administrative activities in field of education, teaching activities, institutions of spiritual education.
Н.Н. Доненко, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», г. Ялта,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ РАБОТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ АРХИЕПИСКОПА ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО)
Статья посвящена изучению сущности и специфики образовательно-просветительской деятельности архимандрита Фаддея (Успенского). В исследовании автором определены четыре основных направления образовательно-просветительской деятельности владыки Фаддея: преподавательская в духовных образовательных учреждениях, административная и общественная работа в сфере образования, педагогическая деятельность в рамках курсов повышения квалификации учителей церковно-приходских школ; научно-методическая. Целью статьи стало изучение первых двух направлений: преподавательской деятельности в учреждениях духовного образования и административной деятельности в сфере образования. На основе архивных документов, исторических источников и современных исследований проанализирована хронология преподавательской деятельности Фаддея (Успенского) и его работы в сфере образования на административных должностях, определена специфика деятельности священнослужителя в деле народного образования и ее результаты. На основе исследованного материала в работе определены основные этапы педагогической деятельности Фаддея Успенского в учреждениях духовного образования и административной работы в сфере образования.
Ключевые слова: архиепископ Фаддей (Успенский), образовательно-просветительская деятельность, административная деятельность в сфере образования, преподавательская деятельность, учреждения духовного образования.
Развитие Российского государства в современных условиях требует возрождения всего ансамбля смысловых и культурных потенций, заложенных в его истории. Одним из обязательных условий развития государства и общества является поиск путей совершенствования процесса формирования личности будущего гражданина, основанных на актуализации культурно-национальных интуиций, опыте предыдущих поколений, культуротворческого механизма педагогической деятельности.
Образовательно-просветительская деятельность Русской православной церкви обладает богатой историей, устоявшимися традициями воспитания, продуктивным опытом формирования личности человека, выступая в современных социокультурных условиях источником обращения педагогики к извечным ценностям народной и общественной жизни. Определение роли и знания концептуальных основ православного образования невозможно без целенаправленного изучения парадигмы образования, реализуемой различными структурами Русской православной церкви, в историческом контексте.
Одним из выдающихся педагогов-священнослужителей был архиепископ Фаддей (Успенский) (1872 - 1937). Многогранный опыт педагогической и про-светительско-миссионерской деятельности отразился в создании архиепископом методического пособия для учителей «Записки по дидактике», в котором
отражены основные положения педагогической теории владыки Фаддея (Успенского).
По мнению К.М. Гринько, становление личности и выбор жизненного пути архиепископа Фаддея (Успенского) пришлись на период духовного кризиса, включавшего в себя и кризис образования, который характеризовался религиозным индифферентизмом русского общества, отпадением большинства представителей интеллигенции от церкви [1]. Это объясняет тот факт, что вся жизнь будущего архиепископа Фаддея (Успенского) - неразрывная параллель священнического и монашеского служения в сочетании с педагогической деятельностью. Проблемы образования волновали Фаддея (в миру Ивана Васильевича Успенского) еще с ранней юности, не менее - вопросы духовные, так как он видел между ними природную связь. В основе педагогики выдающийся священник и преподаватель видел духовность, а богослужебную деятельность понимал как высшую форму обучения и воспитания.
Для изучения сущности и специфики образовательно-просветительской деятельности Фаддея (Успенского) и обоснования ее значения для развития как педагогической науки, так и отечественного образования, по нашему мнению, целесообразно определить основные ее направления. На основе анализа жизненного пути архиепископа Фаддея (Успенского) нами
выделены следующее направления его образовательно-просветительской деятельности:
- преподавательская деятельность в духовных образовательных учреждениях;
- административная и общественная работа в сфере образования;
- педагогическая деятельность в рамках курсов повышения квалификации учителей церковно-приходских школ;
- научно-методическая деятельность.
В рамках данного исследования нашей целью является анализ педагогической и административной деятельности Фаддея (Успенского) в учреждениях духовного образования, что обосновывает изучение двух первых направлений из выделенных нами. Итак, обратимся к рассмотрению первого направления - преподавательская деятельность в духовных образовательных учреждениях.
В 1897 году решением Святейшего синода от 12 - 16 ноября 1897 года иеромонах Фаддей был назначен на должность преподавателя Смоленской духовной семинарии [2]. С этого момента начинается период преподавательской деятельности Фаддея Успенского, постриг и рукоположение которого состоялось в августе 1897 года.
В Смоленской духовной академии иеромонах Фаддей преподавал философию, логику, психологию, дидактику, а также начальные основы и краткую историю философии. Через год, в ноябре 1898 года, его назначают на административную должность в Минскую духовную академию, где молодой иеромонах не оставляет преподавательской деятельности и исполняет обязанности учителя Священного Писания [3].
В 1900 году Указом Святейшего синода от 27 июля 1900 года он был переведен из Минской духовной академии в Уфимскую духовную семинарию на должность преподавателя [4]. Переводу, по нашему мнению, способствовало то, что ректором семинарии на тот момент был давний покровитель Фаддея Успенского епископ Антоний (Храповицкий). Понижение должности не только не надломило молодого преподавателя, а, наоборот, заставило в большей степени сконцентрироваться на проблемах образования и практической реализации их решений.
Во время работы преподавателем Уфимской духовной семинарии, сочетая ее с рядом административных обязанностей, Фаддей Успенский окончательно завершил свою магистерскую диссертацию и защитил ее в 1901 году в Московской духовной академии, по факту чего 6 ноября этого же года был утвержден в степени магистра богословия [5, с. 18].
Последним местом, связанным с преподавательской деятельностью Фаддея Успенского в учреждениях духовного образования, стала Олонецкая духовная семинария ввиду того, что Указом синода от 8 января 1903 г архимандрит Фаддей был переведен в Олонецкую епархию [1]. Там, в Олонецкой духовной семинарии, помимо исполнения обязанностей ректора в 1907 - 1908 учебном году, он работал преподавателем логики и литургии, гомилетики и дидактики [1].
Таким образом, свой духовный путь будущий архиепископ Фаддей Успенский успешно совмещал с активной преподавательской деятельностью в Смоленской, Уфимской и Олонецкой духовных семинариях и Минской духовной академии. На основе анализа воспоминаний и заметок в периодических изданиях современников Фаддея Успенского, был выделены ключевые педагогические принципы, на которые опирался преподаватель, были следующие:
- доступность;
- равенство;
- научность;
- открытость;
- христоцентричность;
- индивидуализация;
- обеспечение связи теории с практикой.
Следующим нами будет рассмотрено такое направление образовательно-просветительской деятельности Фаддея (Успенского), как административная и общественная работа в сфере образования. Наряду со священнической и преподавательской деятельностью Фаддей (Успенский) занимал административные должности в данной области молодой иеромонах Фаддей получил в стенах Минской духовной академии. В 1898 году он стал инспектором академии. В его обязанности входило решение преимущественно дисциплинарных вопросов. Наряду с этим Резолюцией епископа Минского Симеона от 31 декабря 1898 года иеромонах Фаддей был назначен членом Минского епархиального училищного совета [6]. В 1999 году Фаддей (Успенский) становится ректором Минской духовной семинарии, а также председателем Минского епархиального училищного совета [7].
Дальнейшую деятельность в сфере образования иеромонах Фаддей продолжил в стенах Уфимской духовной семинарии. Разжалование с должности ректора Минской духовной академии и перевод Фаддея Успенского в Уфу Указом Святейшего синода от 27 июля 1900 года [8], по мнению К.М. Гринько, объясняется тем, что «назначение молодых ученых монахов на вакантные должности в духовные школы часто вызывало недовольство со стороны их более опытных коллег. Вскоре это обернулось для иеромонаха Фаддея переводом на новое место служения» [1].
Хотя, согласно указанному Указу, иеромонах Фаддей (Успенский) был переведен в Уфимскую духовную семинарию на должность преподавателя, он и там
не перестал заниматься административными вопросами в области образования. С сентября 1901 по март 1902 года он был надзирателем семинарии, а позже был назначен на должность инспектора. В тот момент, как было указано выше, ректором этого учебного заведения был преосвященный Антоний. Когда он покидал учреждение, Фаддей Успенский, будучи уже архимандритом, временно исполнял обязанности ректора семинарии, совмещая их с работой инспектора [1].
Дальнейшую административную работу в сфере духовного образования архимандрит Фаддей продолжил в Олонецкой епархии, где выполнял ряд административных обязанностей, в частности в 1907 - 1908 гг был ректором Олонецкой духовной семинарии, а также трудился на должности редактора неофициальной части «Олонецких епархиальных ведомостей».
В 1903 - 1904 гг. в Братском Назарьевском доме отцом Фаддем проводились религиозные чтения для учащихся гимназий. С ними проводились беседы об отличии духовной жизни от естественной, в рамках которых архимандрит Фаддей советовал гимназистам для прочтения обзор произведения наиболее выдающихся духовных писателей [9, с. 202]. 11 мая 1904 года в Братском Назарьевском доме состоялся актовый день церковных школ. Данное собрание на правах председателя училищного совета открыл архимандрит Фаддей. В приветственном слове он поднял вопрос о задачах церковной школы, которые, по его мнению, не всеми понимались правильно. Ссылаясь на авторитетное мнение К.Д. Ушинского, он назвал неудовлетворительной работу педагога, занимающегося с воспитанниками только механизмом чтения или письма в отрыве от религиозных истин и нравственных задач. Он подчеркивал, что важнейшей составляющей педагогической деятельности является воспитание. По мнению выступающего, реализация воспитательной деятельности невозможна без наличия у педагога тех качеств, которые он собирается формировать у воспитанника, так как это вызывает опасность того, что учитель неумелыми действиями может убить те положительные качества личности, которые были, возможно, заложены у ученика семьей. Архимандрит Фаддей подчеркивал первостепенность духовных ценностей в образовании, так как именно они формируют в человеке внутренний идеал, определяют личные стремления и привязанности, его жизненный выбор, поэтому, независимо от того, как человек видит себя и свои цели, его стремления и выбор будут направлены в соответствии с его внутренними ценностями. Он подытожил, что, по его мнению, только те педагоги, которые основываются на духовности в обучении и воспитании, а также на любви к детям, способны выполнить главную задачу христианского образования: помочь совершенствованию личности воспитанника [10, с. 308].
28 февраля 1913 года владыку Фаддея назначили первым викарием Волынской епархии, а с 1919 года до самого ареста в 1921 году он исполнял обязанности ее правящего архиерея. По мнению К.М. Гринько, хиротония завершила этап его жизни, связанный с тесным взаимодействием с образовательной средой. Епископское служение открывало перед владыкой Фаддеем новые горизонты, давало иные возможности, вместе с тем накладывая целый ряд серьезных обязательств [1]. Однако, по архивным данным, публикациям Волынских епархиальных ведомостей за 1909 - 1919 гг. и воспоминаниям современников, проблемы образования и профессиональной подготовки учителей в этот период волновали владыку Фаддея не меньше, чем до архиерейского назначения.
Так, на одном из заседаний Волынского миссионерского съезда епископа Фаддея как одного из самых активных педагогов избрали председателем епархиальной комиссии по делам образования. Комиссии была поручена разработка ряда методических пособий для приходских школ. Так появились «Наставления в Законе Божьем», «Закон Божий для народа и народных школ», «Образцовые занятия Закона Божьего». При непосредственном участии владыки Фаддея комиссия создала ряд учебных программ, контролировала школы и курсы повышения квалификации для педагогов [11].
Обобщая вышеизложенное, заключим, что в период с 1897 по 1919 гг святителем Фаддеем (Успенским) реализовывались различные направления образовательно-просветительской деятельности, среди которых особой значимостью отличаются преподавательская работа в учреждениях духовного образования и административная работа в сфере образования.
На основе анализа жизненного и педагогического пути Фаддея (Успенского) выделим основные этапы его преподавательской работы и административной деятельности в сфере образования:
I этап (1897-1898) - преподавательская деятельность в Смоленской духовной семинарии;
II этап (1898-1899) - административная работа в сочетании с преподавательской деятельностью в Минской духовной академии;
III этап (1900-1902 гг.) - преподавательская и образовательно-административная деятельность в Уфимской духовной семинарии;
V этап (1903-1908 гг). - преподавательская, административная и просветительская деятельность в Олонецкой духовной семинарии;
V этап (1909-1921) - духовно-просветительская деятельность и работа по совершенствованию системы образования и подготовки педагогов в Волынской губернии.
Активная педагогическая и административная деятельность Фаддея Успенского в сфере образования была неоднократно оценена вышестоящими органами. Так, за вклад в педагогическую деятельность в Олонецкой епархии о. Фаддей был представлен к награде - ордену Святой Анны II степени (1906 г.), как ректор
Олонецкой духовной семинарии архимандрит Фаддей был награжден орденом Святого Владимира IV степени (1908 г), за весомые заслуги в пользу церков-но-народного образования епископ Владимир-Волынский Фаддей был удостоен
Библиографический список
ордена святого равноапостольного князя Владимира III степени (1909 г.). По словам самого владыки Фаддея, эти награды стимулировали его к еще более активному педагогическому труду [12].
1. Гринько К.М. Педагогическая деятельность архиепископа Фаддея (Успенского) в конце XIX- начале ХХв. Available at: http://rus-istoria.ru/component/k2/item/
2. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 849. Л. 4.
3. Георгий Шавельский, протопресвитер. Русская Церковь перед революцией. Москва, 2005: 283.
4. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 849. Л. 8.
5. Богословский вестник. 1901; сентябрь: 18.
6. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 849. Л. 5 - 6.
7. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 849. Л. 6 - 7.
8. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 849. Л. 8
9. Олонецкие епархиальные ведомости. 1903; № 6: 202.
10. Олонецкие епархиальные ведомости. 1904; № 10: 308.
11. Гринько К.М. Владыка Фаддей (Успенский) и церковно-школьное образование в Волынской епархии в конце первого десятилетия ХХ в. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: Народное образование. 2011; № 4 (1): 34 - 39.
12. Фаддей (Успенский), священномученик. Радуйтесь! Москва, 1998.
Refеrences
1. Grin'ko K.M. Pedagogicheskaya deyatel'nost' arhiepiskopa Faddeya (Uspenskogo) v konce XIX- nachale ХХ v. Available at: http://rus-istoria.ru/component/k2/item/
2. RGIA. F. 796. Op. 439. D. 849. L. 4.
3. Georgij Shavel'skij, protopresviter. Russkaya Cerkov'pered revolyuciej. Moskva, 2005: 283.
4. RGIA. F. 796. Op. 439. D. 849. L. 8.
5. Bogoslovskij vestnik. 1901; sentyabr': 18.
6. RGIA. F. 796. Op. 439. D. 849. L. 5 - 6.
7. RGIA. F. 796. Op. 439. D. 849. L. 6 - 7.
8. RGIA. F. 796. Op. 439. D. 849. L. 8
9. Oloneckie eparhial'nye vedomosti. 1903; № 6: 202.
10. Oloneckie eparhial'nye vedomosti. 1904; № 10: 308.
11. Grin'ko K.M. Vladyka Faddej (Uspenskij) i cerkovno-shkol'noe obrazovanie v Volynskoj eparhii v konce pervogo desyatiletiya ХХ v. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta: Narodnoe obrazovanie. 2011; № 4 (1): 34 - 39.
12. Faddej (Uspenskij), svyaschennomuchenik. Radujtes'! Moskva, 1998.
Статья поступила в редакцию 09.10.19
УДК 371
Donenko N.N., postgraduate, Humanities and Pedagogy Academy, branch of V.I. Vernadsky CFU (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
Karnakova I.A., MA student, Humanities and Pedagogy Academy, branch of V.I. Vernadsky CFU (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
TEACHING AT TEACHERS' TRAINING COURSES AS ONE OF THE LEADING AREAS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF ARCHBISHOP FADDEI (USPENSKY). The article is dedicated to s study of the role and directions of educational activity of Faddei (Uspensky). The analysis of archival documents, memoirs of contemporaries, as well as modern research on the history of Orthodox pedagogy help to identify directions of educational activities of Archbishop Faddei (Uspensky). Among them, one of the most significant in the context of the pedagogical path of Father Faddeiis the direction "Teaching at teachers' training courses". The article studies the specifics of teaching activities of Faddei (Uspensky), aimed at improving the level of pedagogical competence of teachers of parochial and secular schools, its theoretical and practical results. The paper considers the chronology of the work of the future Archbishop Faddei at the summer pedagogical courses, outlines the attitude of the priest to their creation, conduct and systematization, reflects the role of the courses regarding the appearance of the top of his didactic heritage-a methodical manual for teachers "Notes on didactics". It is the work of the summer pedagogical courses that becomes a leading factor to the notice of Archbishop Faddei to education, teaching and teacher training, the main springboard implementation of the author's methodical system of teaching. The basic problems of organization and implementation of the educational process in a parochial school, as well as requirements of individual teachers and achieving high pedagogical skills is reflected in "Notes on didactics", created on the basis of experience of Faddei (Uspensky) in the summer educational courses.
Key words: Archbishop Faddei (Uspensky), "Notes on didactics", teacher training courses, teaching activities, author's methodological system, teachers of parochial schools, didactic heritage.
Н.Н. Доненко, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», г. Ялта,
E-mail: [email protected]
И.А. Карнакоеа, магистрант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», г. Ялта,
E-mail: [email protected]
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
КАК ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИЕПИСКОПА ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО)
Статья посвящена изучению сущности и направлений образовательно-просветительской деятельности Фаддея (Успенского). На основе анализа архивных документов, воспоминаний современников, а также современных исследований по истории православной педагогики, нами были определены направления образовательно-просветительской деятельности архиепископа Фаддея (Успенского). Среди них одним из наиболее значимых в контексте педагогического пути владыки Фаддея нами было определено такое направление, как преподавательская деятельность на курсах повышения квалификации учителей. Целью статьи стало изучение специфики преподавательской деятельности Фаддея (Успенского), направленной на повышение уровня педагогической компетентности учителей церковно-приходских и светских (земских) школ, ее теоретических и практических результатов. В работе рассмотрена хронология деятельности будущего архиепископа Фаддея на летних педагогических курсах, очерчено отношение священнослужителя к их созданию, проведению и систематизации, отражена роль курсов относительно появления вершины его дидактического наследия - методического пособия для учителей «Записки по дидактике». В результате исследования нами обосновано суждение о том, что именно работа на летних педагогических курсах стала ведущим фактором обращения внимания владыки Фаддея к вопросам образования, преподавания, а также профессиональной подготовки учителей, основным плацдармом реализации авторской методической системы преподавания. Основные проблемы организации и реализации учебно-воспитательного процесса