Научная статья на тему 'Структура способности учителя к повышению информационной грамотности населения и поддержки социально-значимых проектов'

Структура способности учителя к повышению информационной грамотности населения и поддержки социально-значимых проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТ / УЧИТЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ / STRUCTURE / COMPONENT / TEACHER / INFORMATION LITERACY OF THE POPULATION / SUPPORT OF SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джовтханова Хадижат Хусейновна

В статье выявлены главные составляющие способности учителя к реализации решений, направленных на повышение информационной грамотности населения и поддержки социально-значимых проектов. Сделан вывод о том, что главными составляющими способности учителя повышать информационную грамотность населения должны стать следующие элементы: развивающе-знаниевый, креативно-творческий, технолого-методический, коммуникативно-толерантный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF THE TEACHER''S ABILITY TO IMPROVE THE INFORMATION LITERACY OF THE POPULATION AND SUPPORT OF SOCIALLY IMPORTANT PROJECTS

The article identifies the main components of the ability of teachers to implement solutions aimed at improving the information literacy of the population and supporting socially significant projects. The conclusion is made that the following components should be the main components of the ability of a teacher to improve information literacy of the population: developmental knowledge, creative and creative, technological and methodological, communicatively tolerant.

Текст научной работы на тему «Структура способности учителя к повышению информационной грамотности населения и поддержки социально-значимых проектов»

- терпимость и поддержка их при неудачах;

- желание применить лучшие находки коллег в практике.

Критерий 4.3. Условия труда и отдыха педагогического коллектива. Показатели эффективности:

- удобный распорядок рабочего дня;

- эстетика интерьера;

- наличие времени и места для методической работы;

- психологическая поддержка педагогов и детей.

5.Квалификация педагогов ДОУ.

Критерий 5.1. Преобладающие ценности педагогического коллектива ДОУ. Показатели эффективности:

- личность ребенка,

- ценности сотрудничества и профессионально-педагогической этики;

- учет интересов ребенка.

Критерий 5.2. Профессиональная компетентность педагогов. Показатели эффективности:

- владение учебно-методическим материалом и современными методами ведения занятий,

- рефлексия причин успехов и неудач своей деятельности,

- стабильность в достижении положительных результатов труда независимо от контингента детей и других факторов;

- организация их самостоятельной работы исследовательского типа.

Критерий 5.3. Сотрудничество педагогов и ориентация их на совместные достижения. Показатели эффективности:

- отношение педагогов к сотрудничеству в коллективе;

- обмен опытом работы;

- ориентация на командную проектную работу;

- распределение поручений согласно индивидуальным склонностям и интересам педагогов.

6. Достижения детей ДОУ.

Критерий 6.1. Уровень освоения детьми программного материала. Показатели эффективности:

- количество детей с высоким, средним и низким уровнем образовательных достижений;

- обеспечение со стороны педагогов динамики развития детей;

- процент выполнения возрастных интеллектуальные нормы детей.

Критерий 6.2. Положительная познавательная мотивация, стремление к самообразованию. Показатели эффективности:

- положительный настрой на занятия с преобладанием интереса и ответственности;

- организованность, дисциплина;

- владение основными познавательными умениями, навыками произвольности;

- сформированность контрольно-оценочных действий.

Критерий 6.3. Ценности детского коллектива, отношения детей между собой, их поведение вне ДОУ. Показатели эффективности:

- ценности, преобладающие в детских коллективах;

- отзывы окружающих о воспитанности детей;

- проявление ими заботливого отношения к другим людям.

При обработке результатов экспертной оценки возможно применение бальной систему по каждому показателю, где высокий показатель - 3 балла, средний - 2 балла, низкий - 1 балл.

Выводы. Таким образом, мы можем подвести приблизительную оценку эффективности управленческой деятельности дошкольной образовательной организации. Подобранные критерии помогу в адекватной оценке управленческой деятельности и дальнейшему совершенствованию работы дошкольной образовательной организации.

Литература:

1. Конаржевский, Ю. А. Внутришкольный менеджмент / Ю.А. Конаржевский. - М.: Новая школа, 2007. - 158 с.'

2. Лебедев, О. Е. Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих проблем / О.Е. Лебедев. - Спб.: СП6АППО, 2006. - 96 с.

3. Поташник, М. М. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. М.: Новая школа, 1998. - 178 с.

4. Третьяков, П. И. Практика управления современной школой / П.И. Третьяков. - М.: Новая школа, 2005. - 200 с.

Педагогика

УДК 378

диспетчер факультета математики и компьютерных технологий Джовтханова Хадижат Хусейновна

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Чеченский государственный университет" (г. Грозный)

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ПОВЫШЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация. В статье выявлены главные составляющие способности учителя к реализации решений, направленных на повышение информационной грамотности населения и поддержки социально-значимых проектов. Сделан вывод о том, что главными составляющими способности учителя повышать информационную грамотность населения должны стать следующие элементы: развивающе-знаниевый, креативно-творческий, технолого-методический, коммуникативно-толерантный.

Ключевые слова: структура, компонент, учитель, информационная грамотность населения, поддержка социально-значимых проектов.

Annotation. The article identifies the main components of the ability of teachers to implement solutions aimed at improving the information literacy of the population and supporting socially significant projects. The conclusion is

made that the following components should be the main components of the ability of a teacher to improve information literacy of the population: developmental knowledge, creative and creative, technological and methodological, communicatively tolerant.

Keywords: structure, component, teacher, information literacy of the population, support of socially significant projects.

Введение. Характеристика главных составляющих профессиональной готовности учителя повышать информационную грамотность населения по-новому ставит вопрос о ее критериальных элементах, а также уровнях и показателях. Как было отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, выпускник по направлению «Информационные технологии и системы связи»или «Прикладная математика и информатика» в соответствии с задачами будущей профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен уметь осваивать новые педагогические ресурсы и дидактический потенциал образовательных систем, уметь проектировать их развитие, уметь внедрять всевозможные инновационные техники и приемы в педагогический процесс на занятиях с любой категорией граждан, в том, числе и с возрастными учениками, людьми преклонного возраста, создавая комфортные психолого-педагогические условия для создания у них мотивации к принципиальной новой деятельности, к продолжению образования, называемое сегодня непрерывным.

Изложение основного материала статьи. Для того, чтобы человек непрерывно учился на протяжении всей своей жизни, ему важно иметь позитивный опыт приобретения ЗУНов в молодом возрасте, хорошие сильные моральные или материальные стимулы своей деятельности и возможности для последующей учебы - свободное время и учреждения, где предоставляют образовательные услуги людям пенсионного возраста, в большей степени - бесплатные. Важность непрерывного образования людей преклонного возраста, повышение информационной грамотности определяется стремительным прогрессом науки, широким применением инновационных технологий во всех социальных областях. Непрерывное образование - это путь роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни. Подробный анализ современного состояния информационной грамотности населения и запроса общества на его повышение, общедоступность информационных услуг, выявление современных требований к способности учителя информатики повышать информационную грамотность населения, осуществлять поддержку социально-значимых проектов, позволил нам подойти к характеристике и главным составляющим способности учителя к реализации решений, направленных на повышение информационной грамотности населения и поддержки социально-значимых проектов. Информационная грамотность помимо владения персональным компьютером также предполагает умение людей пенсионного возраста осознавать информационные потребности, уметь находить, оценивать, применять и создавать информацию в культурном и социальном контекстах, поддерживать социально-значимые проекты.

Проанализировав большой пласт теоретико-методологического материала о сути и содержании способности учителя информатики повышать информационную грамотность населения и осуществлять поддержку социально-значимых, мы пришли к пониманию того, что главными составляющими способности учителя повышать информационную грамотность населения должны стать следующие элементы: развивающе-знаниевый, креативно-творческий, технолого-методический, коммуникативно-толерантный.

Развивающе-знаниевый. Поскольку личность будущего учителя информатики должна постоянно находиться в динамике, чувствовать потребность в новых знаниях тех процессов, которые будут способствовать оказывать информационные услуги населению, иметь мотив в познании психологии взрослых людей, то одним из первых критериев компетенции ПК-10 должен быть развивающе-знаниевый. Для того, чтобы активно и продуктивно проводить занятия с людьми пенсионного возраста важно знать, прежде всего, особенности людей преклонного возраста, специфику и психологию их возможное информационное развитие, знать принципы практического обучения взрослого населения. Только в этом случае учитель информатики будет способным эффективно и продуктивно передавать знания компьютерной грамотности, научить людей преклонного возраста обращаться с персональным компьютером. Все это будущий учитель может узнать из науки андрагогики как искусства и науки обучения взрослых.

Сегодня информационное пространство стремительно меняется. Взрослые люди, получившие высшее образование 40-45 лет назад, сегодня не имеют тех знаний, умений, навыков, не владеют профессиональными компетенциями, которыми обладают современные школьники и студенты. Устаревшие знания нуждаются в постоянном обновлении, являясь фактором личностного роста взрослого человека, его конкурентоспособности на рынке вакансий и возможности быть занятым любимым делом. С этой целью, на многих предприятиях, университетах и институтах созданы системы внутреннего повышения квалификации работающих сотрудников, а также отделы, организующие и проводящие курсы повышения квалификации по работе с персоналом. Главной задачей таких отделов является повышение квалификации, обучение и трансляция новых знаний, инновационных технологий людям, нуждающихся в новом образовании, новых знаниях.

Итак, говоря о том, что учитель информатики в рамках заказа ФГОС ВО обязан не просто поддерживать социально значимые проекты, но и активно включаться в систему повышения информационной и компьютерной грамотности. Для этого учитель информатики, еще будучи в стенах вуза, должен понять и осознать основные принципы работы со взрослым населением, анрагогическими положениями и механизмами. Понятно, что будущие учителя информатики в ходе профессиональной подготовки осваивают общие педагогические принципы, принципы обучения взрослого населения, но этому уделяется очень мало времени, не дающего полного представления о том, как общаться с людьми пенсионного возраста, как использовать знания в деле повышения компьютерной и информационной грамотности. Андрагогические принципы действительно отличаются от общих педагогических принципов обучения людей. Современные пенсионеры, оказавшись в новой информационной среде, призваны основательно пересмотреть уже сложившиеся у него ЗУНы, профессиональные компетенции. Важно осознавать тот факт, что эффективное обучение взрослых, имеющих среднее и высшее образование, обладающих большим опытом в определенной профессиональной деятельности, но не знающих ПК, будет сложно обучать, переобучать. И здесь недостаточно владеть материалом, быть хорошим компьютерщиком, программистом, педагогом. Важно также еще обладать определенным характером, тьютерскими и лидерскими качествами, основными принципами работы, уметь нести инновационные идеи, способные привлекать, мотивировать, притягивать и

удерживать внимание взрослой аудитории, которая знает достаточно много и обладает большим профессиональным опытом.

Креативно-творческий. Обладание креативно-творческим элементом предоставляет ключ учителю к эффективному доступу, использованию и созданию определенного контента для поддержки социального, экономического образования пенсионеров, поддержка их здоровья, предоставления социальных услуг, обеспечивая хорошую базу для достижения поставленных целей обучающимися. Креативно-творческий элемент играет ведущую роль в способности учителя информатики поддерживать социально-значимые проекты. Социально-значимый проект, в первую очередь, касается социально-незащищенной, социально уязвимой группы граждан, куда относятся и пенсионеры, люди преклонного возраста. Целью такого проекта является создание и поддержка в изменившейся материальной среде, в рыночных условиях, частичной капитализации экономики, людей пожилого возраста. Социально-значимый проект направлен на изменения, модернизацию или кардинальное решение устаревших форм жизни граждан, что невозможно без креативных и творческих качеств учителя информатики. Такой проект будет положительно влиять на жизнь людей или отдельного человека, если его организаторы будут проявлять креативность и смекалку в разработке и решении какой-то проблемы. Социально значимый проект - не просто способ развития гражданского общества, но и способ развития творческих инициатив у будущих педагогов, поскольку они предполагают разработку и самостоятельное принятие решений.

Креативность у учителя сформирована или формируется, если то, что предлагает учитель информатики своим взрослым ученикам ранее им не предлагалось, потому что продукт, который им дается имеет высокую новизну и влияет на эффективное получение знаний. По мнению М.И.Башмакова «креативность является решающим звеном в умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение личности к новым знаниям. Синонимами к репродуктивному мышлению служат термины: словесно-логическое, дискурсивное, рассудочное и т. д.» [3, с. 100].

Формирование у будущего учителя креативности и творчества предполагает создание особых условий для их развития, от которых зависит легкость овладения новыми знаниями пенсионерами и применения полученных знаний на практике, что тесно связано со следующим элементом информационной грамотности - технолого-методический.

Технолого-методический. Данный элемент предполагает владение учителем информатики современными технологиями, способность и умение учиться, способность к самообразованию, критическому мышлению, самостоятельной интерпретации добытой информации. Технолого-методический элемент также предполагает, что учитель математики и информатики должен быть способен интегрировать современные ИКТ в процесс обучения своих взрослых учеников (пенсионеров) и уметь выстраивать перспективные линии собственного развития, стимулируя саморазвитие людей пожилого возраста на базе инновационных тенденций и разработок. Методическая культура учителя рассматривается авторами как «устойчиво положительное отношение к методической деятельности, сформированные нормативные способы выполнения методической" деятельности и оформления её продуктов; направленность на творческую самореализацию в данной деятельности; способность к передаче культурного опыта методической деятельности» [1, с. 26]. То есть, если учитель информатики имеет в наличии собственной деятельности, практики, сформированный технолого-методический элемент, то он должен позитивно относиться к методической деятельности в работе с пожилыми людьми, уметь подробно и скрупулезно разрабатывать для них собственные методики и методическое обоснование занятий, иметь представление о том, как нормативно разрабатывать методику работы со взрослыми людьми, которая отличается от работы со школьниками, как правильно оформлять продукты деятельности со взрослым населением; проявлять креативность и творчество в разработке уроков для пенсионеров, не идти по проторенным дорогам обучения, создавать методически что-то новое и т.д.

Сегодня понятен педагогической общественности, работающей с людьми пенсионного возраста, тот факт, что процесс обучения - это специально организованное взаимодействие учителя и учеников, сопровождаемое новыми продуктивными техниками и технологиями для достижения поставленных образовательных целей. Если учитель ставит задачу стимулирования процесса обучения с пенсионерам, то он обязан постоянно находиться в поиске новых технологий, методов, средств, способных улучшить процесс получения знаний пенсионерами. Необходимость развития у учителя информатики технолого-методических качеств, отвечающих за способность повышать информационную грамотность населения, обусловлена тем обстоятельством, что в последнее время в мире произошли глобальные научно-технические, научно-технологические изменения, что напрямую коснулось большой армии пожилых людей-пенсионеров, которые оказались в ряду безработных, так как не владеют элементарной компьютерной и информационной грамотностью. Поэтому владение данной армией безработных инновационными компьютерными программами, знаниями государственных сервисов социального обслуживания населения, может и в трудоустройстве и повысит качество их собственной жизни. С целью, учитель информатики должен владеть новыми методами, видами, формами и средствами обучения взрослых, людей пенсионного возраста, которые должны получить представление о науке информатики, о ее создании, работе главных механизмов и устройства ПК. Ведь, сегодня многие пенсионеры не представляют свою жизнь без компьютера, который прочно вошел в повседневную жизнь пенсионера.

Коммуникативно-толерантный. Коммуникативно-толерантный элемент способности учителя информатики повышать информационную грамотность у людей третьего возраста предполагает - это, прежде всего, научиться понимать этих людей, быть толерантными, уважать пенсионный возраст и принимать самое активное участие в их адаптации к инновационной информационной среде.

Говоря о таком качестве учителя информатики, как коммуникативность, важно отметить, что в современном мире данное качество приобретает еще большую значительность по причине того, что явление «конфликт отцов и детей» сегодня определяется не просто как нарушение общения и коммуникации, а определенный разрыв между поколениями. В нашем исследовании предполагается именно такое общение -общение отцов (пенсионеры) и детей (учителя информатики). То есть, для того, чтобы занятия молодых педагогов с людьми преклонного возраста стали эффективными, дали бы свой результат, важно уметь общаться между собой, важно проявлять взаимное уважение, терпение и понимание. Эффективной коммуникации между учителями информатики и пенсионерами должно способствовать знание особенностей данного возраста, чему, к сожалению, в вузе не учат, за исключением несколько лекций по андрагогике. В

вузе не учат тому, как правильно стареть, как относиться к людям, старшим тебя по возрасту, у молодых нет понятия культуры старости. Чаще всего звучит лозунг - будущее принадлежит молодым. Однако на самом деле, будущее современных молодых людей - это и старость в том числе. Существует определенный опыт коммуникации молодых людей с людьми преклонного возраста - это встречи в ходе проведения праздников с ветеранами войны, с ветеранами труда, общение со своими близкими. Данное общение дает представление студентов о том, кто такие люди преклонного возраста, каковы их особенности, как строить с ними общение, проявлять к ним толерантность - не просто терпение, но определенный интерес, соучастие в совместных делах. Иначе говоря, коммуникативно-толерантный элемент способности студента повышать у людей преклонного возраста информационную грамотность предполагает определенное педагогическое общение, раскрывающееся через совокупность специально подобранных средств, методов, техник, способов, обеспечивающих реализацию поставленных учителем целей и задач в рамках информационной грамотности населения.

Работы в области педагогической андрагогики, возрастной психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей коммуникации молодых педагогов с людьми преклонного возраста объясняется не столько недостатками научной и методической подготовки учителей информатики, сколько отсутствием знаний и умений коммуникации с такого рода группой «учеников». Очень важно в общении с возрастными учениками - первый контакт, который может определить все дальнейшее общение. Если с первой встречи смогли и пенсионеры и педагоги построить диалог, проявить друг к другу доброту, понимание, заинтересованность друг в друге, то можно сказать, что коммуникация и в дальнейшем будет продуктивной. Об этом важно помнить педагогам, начинающим работу в данной сфере. «Анализ первых профессиональных шагов преподавателей и учителей обнаруживает явление, которое можно было бы назвать педагогическим импринтингом (мгновенным запечатле-нием): результаты самых первых контактов с учащимися определяют выбор направления, по которому пойдет дальнейшая эволюция профессионально-педагогического общения. Причем возможны не только эволюция, но и становление педагогического общения от пассивно-информативного стиля к авторитарно-монологическому или доверительно-диалогическому» [2, с. 29].

Выводы. Таким образом, осуществлена характеристика главных составляющих профессиональной готовности учителя повышать информационную грамотность населения и выделены следующие составляющие компоненты - развивающе-знаниевый, креативно-творческий, технолого-методический, коммуникативно-толерантный. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования сказано, что выпускник по направлению «Прикладная математика и информатика» в соответствии с задачами будущей профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы, должен также уметь осваивать новые педагогические ресурсы и дидактический потенциал образовательных систем, уметь проектировать их развитие, уметь внедрять всевозможные инновационные техники и приемы в педагогический процесс на занятиях с любой категорией граждан, в том, числе с возрастными учениками, людьми преклонного возраста, создавая комфортные психолого-педагогические условия для создания у них мотивации к принципиальной новой деятельности, к продолжению образования, называемое сегодня непрерывным.

Литература:

1. Гуляева М.А. Формирование методической" культуры педагога в процессе дополнительного профессионального образования: канд. пед. наук. - Кемерово, 2014. - 226 с.

2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.

3. Теория и практика продуктивного обучения /под ред. М.И. Башмакова. - М.: Народное образование, 2000. - 408 с.

Педагогика

УДК 371

аспирант Доненко Николай Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА КОНЦА Х1Х - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ АРХИЕПИСКОПА ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО))

Аннотация. Данное исследование направлено на освещение основных этапов преподавательского пути архиепископа Фаддея (Успенского) и анализ его дидактического наследия, а также обоснование значения педагогических трудов автора относительно развития современного образования.

Ключевые слова: духовенство, монашество, иеромонах, священномученик, архиепископ, Фаддей (Успенский), дидактическое наследие, педагогические идеи, образовательно-просветительская деятельность, воспитательная концепция, личность педагога.

Annotation. This study aims to cover the main stages of teaching the way of Archbishop Thaddeus (Uspensky) and analysis of its educational heritage, as well as substantiation of the importance of the pedagogical writings of the author on the development of modern education.

Keywords: clergy, monasticism, hieromonk, Holy Martyr, Archbishop, Thaddeus (assumption), didactic heritage, pedagogical ideas, educational activities, educational concept, personality of the teacher.

Введение. Одним из выдающихся педагогов-священнослужителей был архиепископ Фаддей (Успенский). Многогранный опыт педагогической и просветительско-миссионерской деятельности отразился в создании архиепископом «Записок по дидактике», в которых отражены основные положения педагогической теории владыки Фаддея (Успенского).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.