Научная статья на тему 'Значение мультимедийных средств при проведении урока'

Значение мультимедийных средств при проведении урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕР / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ / КОНКРЕТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Дилора Гаффаровна

В этой статье рассматривается информатизация учебно-воспитательного процесса в профессиональном образовании. В статье говорится о мультимедийных дидактических средствах, используемых в обучении. Также в статье подчеркиваются актуальные вопросы по проведению урока при помощи слайдов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение мультимедийных средств при проведении урока»

ЗНАЧЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

УРОКА Казакова Д.Г.

Казакова Дилора Гаффаровна — преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается информатизация учебно-воспитательного процесса в профессиональном образовании. В статье говорится о мультимедийных дидактических средствах, используемых в обучении. Также в статье подчеркиваются актуальные вопросы по проведению урока при помощи слайдов.

Ключевые слова: компьютер, интерактивное обучение, целенаправленность, конкретизация.

Значение современной информационной революции определяется совместимостью компьютеров, телекоммуникаций и аудиовизуальных технологий, а также громадным ростом возможностей обработки данных. Такая совместимость способствовала появлению новых педагогических подходов, основанных на интерактивном обучении. С помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) можно не только представлять информацию, используя все существующие аудиовизуальные форматы, но и получать данные от пользователя. С помощью ИКТ процесс обучения можно сделать более увлекательным, а образовательную систему более гибкой и разнообразной, особенно на уровне среднего, высшего и непрерывного образования.

Основной целью информатизации учебно-воспитательного процесса в профессиональном образовании является создание единого информационного пространства на основе использования новейших интеллектуальных информационных технологий, информационных сетей, введение в общеобразовательный процесс информационно-коммуникационных средств обучения, оснащение современным программным обеспечением и компьютерным оборудованием, что, несомненно, способствует повышению качества профессионального образования.[1]

Одними из основных информационно-коммуникационных средств, используемых в образовательном процессе, выступают мультимедийные дидактические средства. Мультимедийные дидактические средства, используемые в обучении, можно условно разделить на информационные (презентационные) и интерактивные. Информационные, или презентационные, дидактические средства обучения предназначены для более эффективного и наглядного представления обучающего материала. Чаще всего подобным средством обучения выступает мультимедийная (слайдовая) презентация, которая используется при организации и проведении лекционного занятия.

Дидактические материалы для слайдовой лекции готовятся в соответствии с общими дидактическими принципами отбора содержания учебного материала — целенаправленность, научность, доступность, систематичность и последовательность изложения. Кроме того, необходимо учитывать требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе, эргономические требования. А с другой стороны, желательно максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства современных информационно-коммуникационных технологий.

Мультимедийные дидактические средства можно использовать на различных видах учебных занятий. Однако обычно только лекционные аудитории оснащены проекционным оборудованием, поэтому особенно целесообразно применять мультимедийные дидактические средства, в частности, мультимедийные (слайдовые) презентации, на лекционных занятиях. При проведении лекции можно использовать различные приемы, в частности, не обязательно лекция должна сопровождаться непрерывным воспроизведением презентации. На каждом этапе занятия сложились определенные приемы работы с мультимедийной (слайдовой) презентацией.

Слайды при объяснении нового материала выполняют главным образом иллюстративную функцию, помогая студентам воспринимать учебный материал, так как создают более полное наглядное и логическое представление об изучаемом объекте.

Отсутствие пояснительного текста или информативную незаконченность слайда можно использовать для создания проблемной ситуации, когда соответствующий комментарий преподавателя не содержит полной информации.

Ввиду того, что на слайдах может присутствовать не только текст, но и видеоматериалы, презентации могут использоваться в качестве средства инструктирования.

Использование презентации для повторения изученного материала, например, при демонстрировании отдельных слайдов из презентации прошлых лекций для отображения совокупности фактов, иллюстрации сложного явления, конкретизации понятий (событий).

Мультимедийная (слайдовая) презентация может применяться не только при изучении и закреплении нового материала, систематизации знаний, но и для углубления знаний по определенным темам. Так, презентации могут быть использованы как дополнительный материал к самостоятельным заданиям студентов, при проверке самостоятельных работ учашдхся и даже как средство для изготовления раздаточного дидактического материала.

Список литературы

1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. М.: «Академия», 2007.

РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Казакова Д.Г.

Казакова Дилора Гаффаровна — преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается современное образовательное воспитание в Узбекистане. В статье говорится о личностно-центрированном образовании. Также в статье подчеркивается эффективность творческого подхода для развития личности учащихся.

Ключевые слова: инновационные технологии, личностно-центрированное образование, апробирование.

В современных условиях Узбекистана возрастают требования к интеллекту и мировоззрению человека, его научному и культурному уровню, профессиональному мастерству и творческим способностям, следовательно, возникает проблема сформировать у каждого члена обшества потребность в постоянном повышении своего образовательного уровня. Наличие такой потребности — необходимый признак гармонично развитой личности. Решая важную задачу — научить молодых людей учиться самостоятельно — необходимо сделать акцент на развитие индивидуальных особенностей каждого, в том числе и индивидуальных особенностей мотивации.

Современная образовательная ситуация характеризуется становлением гуманистического направления, предполагаюшего отличия от традиционных подходов в организации образовательного процесса, основанные на концепции личностно-центрированного взаимодействия.

В личностно-центрированном образовании считается необходимым стимулировать личный интерес обучаюшегося к тем проблемам, с которыми ему необходимо будет соотносить себя в окружающей среде. Личностно-центрированное образование является гуманитарной технологией открытого типа.[1]

Цель этой технологии - развитие личностных структур сознания (ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции и др.) и индивидуальности обучающихся. Эта цель предполагает развертывание всех компонентов образования в направлении развития личностно-смысловой сущности человека, его интересов, желаний, чувств, мотивов деятельности. Традиционное понимание образования как процесса овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками и подготовки их к жизни в парадигме личностно-центрированного образования переосмысливается и вытесняется более широким взглядом на образование как процесс становления человека, обретения им себя, своего человеческого образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.