Научная статья на тему 'Роль личностно-центрированного обучения в совершенствовании системы образования'

Роль личностно-центрированного обучения в совершенствовании системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
3
Поделиться
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АПРОБИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Дилора Гаффаровна

В этой статье рассматривается современное образовательное воспитание в Узбекистане. В статье говорится о личностно-центрированном образовании. Также в статье подчеркивается эффективность творческого подхода для развития личности учащихся.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Дилора Гаффаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Роль личностно-центрированного обучения в совершенствовании системы образования»

Ввиду того, что на слайдах может присутствовать не только текст, но и видеоматериалы, презентации могут использоваться в качестве средства инструктирования.

Использование презентации для повторения изученного материала, например, при демонстрировании отдельных слайдов из презентации прошлых лекций для отображения совокупности фактов, иллюстрации сложного явления, конкретизации понятий (событий).

Мультимедийная (слайдовая) презентация может применяться не только при изучении и закреплении нового материала, систематизации знаний, но и для углубления знаний по определенным темам. Так, презентации могут быть использованы как дополнительный материал к самостоятельным заданиям студентов, при проверке самостоятельных работ учашдхся и даже как средство для изготовления раздаточного дидактического материала.

Список литературы

1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. М.: «Академия», 2007.

РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Казакова Д.Г.

Казакова Дилора Гаффаровна — преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается современное образовательное воспитание в Узбекистане. В статье говорится о личностно-центрированном образовании. Также в статье подчеркивается эффективность творческого подхода для развития личности учащихся.

Ключевые слова: инновационные технологии, личностно-центрированное образование, апробирование.

В современных условиях Узбекистана возрастают требования к интеллекту и мировоззрению человека, его научному и культурному уровню, профессиональному мастерству и творческим способностям, следовательно, возникает проблема сформировать у каждого члена обшества потребность в постоянном повышении своего образовательного уровня. Наличие такой потребности — необходимый признак гармонично развитой личности. Решая важную задачу — научить молодых людей учиться самостоятельно — необходимо сделать акцент на развитие индивидуальных особенностей каждого, в том числе и индивидуальных особенностей мотивации.

Современная образовательная ситуация характеризуется становлением гуманистического направления, предполагаюшего отличия от традиционных подходов в организации образовательного процесса, основанные на концепции личностно-центрированного взаимодействия.

В личностно-центрированном образовании считается необходимым стимулировать личный интерес обучаюшегося к тем проблемам, с которыми ему необходимо будет соотносить себя в окружающей среде. Личностно-центрированное образование является гуманитарной технологией открытого типа.[1]

Цель этой технологии - развитие личностных структур сознания (ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции и др.) и индивидуальности обучающихся. Эта цель предполагает развертывание всех компонентов образования в направлении развития личностно-смысловой сущности человека, его интересов, желаний, чувств, мотивов деятельности. Традиционное понимание образования как процесса овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками и подготовки их к жизни в парадигме личностно-центрированного образования переосмысливается и вытесняется более широким взглядом на образование как процесс становления человека, обретения им себя, своего человеческого образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала.

Следовательно, актуальна необходимость построения образовательной деятельности современного педагога на основе личностно - центрированного подхода.

С позиций системного подхода все звенья педагогического образования должны максимально стимулировать проявление всех компонентов инновационной деятельности в их единстве. Реализация рефлексивно-деятельностного подхода предполагает развитие способности преподавателя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как к субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика. Творческий подход выводит на личностный уровень, обеспечивающий выявление и формирование у студента творческой индивидуальности, неповторимой технологии деятельности. [2]

Реализация этих подходов возможна в следующих процессах в образовании студентов: выработка целей и ценностное самоопределение; освоение конкретно-предметного знания и педагогических технологий; реализация проектно- исследовательских разработок и практическое апробирование знаний и технологий, рефлексия образовательного процесса.

Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта. В нём получают воплощение следующие принципы: активности личности; проблемности; единства обучения и воспитания; последовательного моделирования в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности и, потом, к учебно-профессиональной деятельности.

Именно, благодаря контекстному обучению, можно разрешить противоречие между пассивно-созерцательной учебной деятельностью и активно преобразовательной пользы последней. Интегрируя идеи инновационного подхода, контекстное обучение реализовано в данной программе в виде - ролевых семинаров, обучение в группах с позиций формирования производственного климата на учебных занятиях, провоцируя студентов на активную учебно-познавательную деятельность и способствующую формированию самореализации и самоанализа.

Список литературы

1. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 185 с.

2. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 144 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Казакова Д.Г.

Казакова Дилора Гаффаровна — преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается роль информационно-коммуникационных технологий в современном образовании. В статье говорится о разработке новой педагогической системы. Также в статье подчеркивается применение оптимальных методов и приемов в профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: лингвомедийная компетенция, интеграция, диалогическое мышление, взаимообогащение.

Возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном языковом образовании вызвала необходимость формирования лингвомедийной компетенции студентов как составной части лингвометодической компетентности будущего учителя, являющейся интегральной характеристикой личности, выражающейся в способности