Научная статья на тему 'Бинарное занятие - это метод, обеспечивающий преемственность в образовании'

Бинарное занятие - это метод, обеспечивающий преемственность в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
БИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Дилора Гаффаровна

В статье анализируется метод подхода обучения в образовательных учреждениях. В статье рассматривается урок по бинарному занятию. В статье говорится о цели метода бинарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бинарное занятие - это метод, обеспечивающий преемственность в образовании»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Бинарное занятие - это метод, обеспечивающий преемственность

в образовании Казакова Д. Г.

Казакова Дилора Гаффаровна / Кашкоуа БИога Оа£пгоупа - преподаватель английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется метод подхода обучения в образовательных учреждениях. В статье рассматривается урок по бинарному занятию. В статье говорится о цели метода бинарного образования.

Ключевые слова: бинарное занятие, непрерывное образование, межпредметные связи.

Главная задача, которую ставят государство и общество Узбекистана перед образовательными учреждениями, - сформировать личность, способную занять место, нести ответственность за себя и своих близких.

Институт образования является одним из наиболее значимых и фундаментальных в современном обществе. Его роль в жизни отдельного человека и социума в целом постоянно возрастает. Образовательный капитал стал важнейшим стратегическим ресурсом развития экономической, социальной, культурной и политической сфер. Приобретаемые знания и навыки должны помочь личности адаптироваться к современному обществу, чтобы активно участвовать в экономической, социальной, политической жизни. Все это придает особый статус образованию, повышая предъявляемые к его качеству требования1.

В отличие от прежнего подхода к обучению, при котором формировался человек, способный действовать лишь по конкретно заданной схеме и в определенных условиях, в современном понимании образование предстает как процесс усвоения, передачи, накопления и преобразования систематизированных знаний, умений, навыков и социального опыта. Это возможно только при условии соблюдения преемственности, являющейся базовым принципом непрерывного образования.

Преемственность между обязательным 12-летним и вузовским этапами рассматривается сегодня как одно из условий непрерывного образования и определяется степенью готовности учащегося самостоятельно добывать и применять знания.

Ведущую роль в интеграции методов, организационных форм и средств обучения общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования играют информационно-коммуникационные технология. И это принципиально новая возможность для обеспечения преемственности обучения.

Напомним, что бинарная лекция представляет собой тип лекции, когда содержание учебного материала раскрывается в диалогическом общении двух преподавателей, представителей двух научных школ, ученого и практика, преподавателя и учащегося.

В качестве эксперимента было проведено бинарное занятие по предмету «Основы экономических знаний» на тему «Акционерное общество».

Бинарный урок начался с организационного момента, после этого провели деление на группы и мотивацию учеников. Затем с помощью блиц-опроса по пройденным темам выявили знания учащихся, после чего плавно перешли к изучению новой.

Во время лекции ученики узнали о типах акционерных обществ, распределении прибыли, видах ценных бумаг, стоимости и курсе акций, а также об их категориях.

1 Каплан Л. И. Познавательная деятельность студентов. Профессиональное образование. Столица, 2008. № 12.

Использованный раздаточный материал дал возможность не только воспринимать лекцию на слух, но и, наблюдая за ее ходом, принимать в ней участие.

При закреплении темы учащиеся работали в группах по карточкам, решали тесты, задачи различной сложности и проблемные ситуации. Все это проходило в интерактивной форме. К примеру, заполняли диаграмму Венна «Акционерные общества» или находили соответствия:

Таблица 1. Акционерные общества

Акционерное общество Доля прибыли, получаемая владельцами акций

Акция Крупная фирма, сформировавшая уставный фонд за счет продажи акций

Дивиденд Ценная бумага, дающая владельцу право на получение определенного дохода

Для стимулирования учеников оценивание их работы проводилось с использованием «акций» номинальной стоимостью одна, две и три тысячи сумов.

В течение всего занятия ученики могли следить за своими результатами, которые отражались в оценочной таблице:

Таблица 2. Оценочная таблица

Задание Группы

1 2 3 4 5 6

Блиц -опрос

Решение задач

Решение проблемы

Итого

В процессе урока не только было раскрыто содержание темы лекции, но также были продемонстрированы культура проведения дискуссии, способы ведения диалога, совместного поиска, моделирования и разрешения проблемной ситуации. Вовлеченные в общение слушатели задавали вопросы, высказывали свою позицию, формулировали отношение к обсуждаемой теме, выражали эмоциональный отклик на происходящее. Широко использовались межпредметные связи с математикой, идеей национальной независимости, трудовым обучением, а также с окружающей действительностью. Обучение опиралось на конкретные примеры. В конце занятия провели анкетирование и получили отзывы учеников.

Проанализировав занятие, пришли к выводу, что бинарная лекция позволяет развивать у учащихся мыслительную деятельность, способность самостоятельного выбора, побуждая к сравнению разных точек зрения. Яркая и доступная форма построения занятия легко усваивается учащимися как образец научной дискуссии и может быть использована на практике.

Цель занятия - обобщить теоретические знания, уметь применять их в практической деятельности и находить оптимальные решения. Чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо использовать знания по дисциплинам «Экономика предприятия», «Организация производства», «Технология отрасли», «Бухгалтерский учет», «Финансы предприятия», «Маркетинг», «Менеджмент».

Литература

1. Каплан Л. И. Познавательная деятельность студентов. Профессиональное образование. Столица, 2008. № 12.

Обучение для всех - работа с детьми с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования

Казакова Д. Г.

Казакова Дилора Гаффаровна / Кашкоуа БИога Оа£пгоупа - преподаватель английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется работа с детьми с ограниченными возможностями. В статье рассматриваются новые методы обучения и процесс подготовки преподавателей. В статье оценивается опыт введения курсов по инклюзивному образованию в Узбекистане.

Ключевые слова: инклюзивное образование, специальные школы, профессиональная компетентность.

Реформирование системы образования, связанное с социально-политическими изменениями, происходящими в современном обществе, отразилось на процессе подготовки будущих учителей. Оно включает пересмотр форм, методов и технологии профессионально-педагогической деятельности, ее направлений, организации и содержания всего учебно-воспитательного процесса в высших образовательных учреждениях. Согласно требованиям современного общества, выпускник - молодой специалист, будущий учитель - должен обладать умениями самостоятельно осваивать новое, свободно ориентироваться в выбранной профессии, включать в творческий процесс учащихся1.

В этом контексте в условиях структурной дифференциации общеобразовательной школы, безусловно, актуальными являются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями, следовательно, и вопросы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, которым придется работать с неоднородным контингентом детей.

Опыт последних лет показывает, что внедрение инклюзивного образования в системе непрерывного образования постепенно расширяется в партнерстве министерств народного, высшего и среднего специального образования с государственными органами и общественными организациями, при содействии международных организаций (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, АБР и др.). Достигнуты положительные результаты в ходе реализации одного из самых масштабных и значимых проектов Фонда поддержки социальных инициатив «Инклюзивное образование в Узбекистане». В Самаркандской, Наваийской, Бухарской, Хорезмской, Андижанской, Ферганской, Джизакской, Ташкентской и других областях проводятся региональные семинары и тренинги на тему «Инклюзивное образование - инструмент социализации ребенка с инвалидностью» для педагогов пилотных школ, дошкольных образовательных учреждений, академических лицеев и профессиональных колледжей. В ходе тренингов участники обмениваются опытом и мнениями, обсуждают дальнейшие действия по внедрению и развитию инклюзивного

1 «Развитие инклюзивного образования»: сборник материалов Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова. М. РООИ «Перспектива», 2007.

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.