Литература
1. Катан Л. И. Познавательная деятельность студентов. Профессиональное образование. Столица, 2008. № 12.
Обучение для всех - работа с детьми с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования
Казакова Д. Г.
Казакова Дилора Гаффаровна / Кашкоуа БИога Оа£пгоупа - преподаватель английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется работа с детьми с ограниченными возможностями. В статье рассматриваются новые методы обучения и процесс подготовки преподавателей. В статье оценивается опыт введения курсов по инклюзивному образованию в Узбекистане.
Ключевые слова: инклюзивное образование, специальные школы, профессиональная компетентность.
Реформирование системы образования, связанное с социально-политическими изменениями, происходящими в современном обществе, отразилось на процессе подготовки будущих учителей. Оно включает пересмотр форм, методов и технологии профессионально-педагогической деятельности, ее направлений, организации и содержания всего учебно-воспитательного процесса в высших образовательных учреждениях. Согласно требованиям современного общества, выпускник - молодой специалист, будущий учитель - должен обладать умениями самостоятельно осваивать новое, свободно ориентироваться в выбранной профессии, включать в творческий процесс учащихся1.
В этом контексте в условиях структурной дифференциации общеобразовательной школы, безусловно, актуальными являются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями, следовательно, и вопросы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, которым придется работать с неоднородным контингентом детей.
Опыт последних лет показывает, что внедрение инклюзивного образования в системе непрерывного образования постепенно расширяется в партнерстве министерств народного, высшего и среднего специального образования с государственными органами и общественными организациями, при содействии международных организаций (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, АБР и др.). Достигнуты положительные результаты в ходе реализации одного из самых масштабных и значимых проектов Фонда поддержки социальных инициатив «Инклюзивное образование в Узбекистане». В Самаркандской, Наваийской, Бухарской, Хорезмской, Андижанской, Ферганской, Джизакской, Ташкентской и других областях проводятся региональные семинары и тренинги на тему «Инклюзивное образование - инструмент социализации ребенка с инвалидностью» для педагогов пилотных школ, дошкольных образовательных учреждений, академических лицеев и профессиональных колледжей. В ходе тренингов участники обмениваются опытом и мнениями, обсуждают дальнейшие действия по внедрению и развитию инклюзивного
1 «Развитие инклюзивного образования»: сборник материалов Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова. М. РООИ «Перспектива», 2007.
76
образования в Узбекистане, знакомятся с новыми методами, применяемыми для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями.
Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге -профессионале, способом работать с различными категориями детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями развития встраиваться в систему общего среднего образования и в полном объеме участвовать в школьной жизни1. Однако опыт показывает, что на данном этапе внедрения инклюзивного образования необходимо организовать сотрудничество педагогов общеобразовательных и специальных школ. Специальные школы способны стать ресурсными центрами по оказанию коррекционно -педагогической помощи в работе с детьми с особыми потребностями в условиях общеобразовательных учреждений. Правильная организация такого сотрудничества педагогов даст возможность преодоления барьера и дискриминации между детьми.
В условиях инклюзивного образования все учащиеся могут развиваться как неповторимые личности, не зависимо от уровня интеллектуальных способностей и возможностей. Для этого в школе должны быть созданы условия для потенциального развития каждого ребенка и его взаимодействия с социумом. Одним из таких условий является наличие грамотного психолого-педагогического сопровождения, которое осуществляет педагог-профессионал. В связи с этим повышаются требования к учителям, работающим в условиях инклюзивного образования.
Профессиональная компетентность является основным показателем квалификации современного специалиста. Компетентный специалист должен не только понимать суть проблемы, но и уметь решить ее в любых нестандартных условиях.
В настоящее время в институтах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в учебный план также введен курс по инклюзивному образованию для работников общеобразовательных школ и дошкольных (коррекционных) учреждений.
Литература
1. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова. М. РООИ «Перспектива», 2007.
2. Жерноклеева А. В. Инклюзивное образование в условиях современной школы, 2015.
1 Жерноклеева А. В. Инклюзивное образование в условиях современной школы, 2015.
77