Научная статья на тему 'Способ активизации познавательной деятельности учащихся'

Способ активизации познавательной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИНАРНЫЙ УРОК / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ / МОТИВАЦИЯ / ТЕРМИНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Дилора Гаффаровна

Статья посвящена рассмотрению изучения иностранных языков. Отмечается роль применения новых информационных технологий в образовании. Подчеркивается изменение способов управления учебной деятельностью с использованием компьютера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способ активизации познавательной деятельности учащихся»

References

1. Atutov P.R. Technology and Modern Education // Pedagogy. 1996. №2.

2. Afanasyev VT. Systemacy and society. M., 1980.

3. Babansky Yu.K. Optimization of the learning process. M., 1977.

СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Казакова Д.Г.

Казакова Дилора Гаффаровна - преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена рассмотрению изучения иностранных языков. Отмечается роль применения новых информационных технологий в образовании. Подчеркивается изменение способов управления учебной деятельностью с использованием компьютера.

Ключевые слова: информационные технологии, бинарный урок, интегрированное действие, мотивация, терминология.

За последние годы среди молодежи увеличилась потребность в изучения иностранных языков. Это связано с новыми жизненными реалиями, влияющими на формирование приоритетов в сфере получения образования. Причём молодые люди хотят не «просто знать» язык, что уже само по себе престижно, а активно использовать его для получения и передачи информации, зачастую технической, а также как вспомогательное средство, позволяющее поставить на более высокий уровень организацию труда и повышение ее производительности.

Актуальным остается и вопрос применения новых информационных технологий в образовании. Это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, подход к процессу обучения. Современный социум вносит серьезные коррективы в нашу жизнь, заставляет считаться с веяниями времени. Проведение бинарных или интегрированных уроков, в частности английского языка и информатики, несет в себе огромный мотивационный потенциал, помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Под бинарным или интегрированным уроком понимается занятие, на котором взаимодействуют два педагога, их задача - определить главное учебное действие и подчиненные интегрированные действия, при которых последние могут быть средством усвоения первого. Новые информационные технологии становятся доступными для использования преподавателем английского языка в сотрудничестве с преподавателем информатики, т.е. реализуется так называемая «модель двух учителей» [1]. В ней информационная технология, которая будет применяться на уроках английского языка, изучается на уроках информатики.Компьютер как средство обучения открывает широкие возможности для вовлечения учащихся в учебный процесс, интенсификации их самостоятельной работы, повышения познавательной активности, совершенствования учебного процесса. У обучаемых появляется большой интерес к изучению предмета вследствие следующих моментов: «вывод на успех», на каждом уроке повышает самооценку учащихся, интересные и разнообразные формы работы с компьютером улучшают мотивацию, готовность учащихся к комфортному восприятию материала следующего урока. У преподавателя повышается интерес к работе, вызванный профессиональным ростом при освоении современных технологий

в обучении языку и удовлетворением от своего труда, когда результат виден после урока.Компьютер открывает широкие возможности для тренировки, закрепления и контроля усвоения языкового материала, для организации самостоятельной деятельности ученика на уроке, что довольно сложно осуществить при традиционной классно-урочный системе из-за недостатка времени. С помощью различных упражнений с использованием компьютера можно существенно изменить способы управления учебной деятельностью, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения, что способствует повышению его качества [2].

Грамматические упражнения увлекательными не назовешь, да и подбор таких заданий в учебнике не всегда достаточен. Компьютер дает возможность варьировать количество заданий и уровень их сложности. Большой объем различных ознакомительных, трансформационных и контрольных упражнений, уровень сложности в которых идет по нарастающей, дает учителю возможность найти каждому ученику задание по силам, что является хорошим стимулом к работе. Задания носят различный характер, например, «распутать» слово, найти лишнее слово или слова, соответствующие картинкам; выделить слово с наиболее общим значением; заполнить пропуски, таблицы, разгадать кроссворды; выбрать правильный ответ, расположить предметы на картинке согласно заданию.

Психологический климат такого урока способствует большему эмоциональному комфорту учеников, т.к. они боятся отрицательных эмоций со стороны учителя и соучеников. Компьютер помогает учащимся исправлять ошибки так, что они не боятся их делать. Это является важным моментом в обучении иностранному языку. Учащиеся могут работать в подходящем для них режиме: компьютер их не подгоняет, а терпеливо ждет, когда они сами справятся с упражнениями. На уроках в компьютерном классе, как правило, интересно всем, и темп работы довольно быстрый. Объем выполненных заданий значительно выше того, что было бы сделано на обычном уроке. В случае если на всех учащихся не хватает компьютеров, и они сидят мини-группами по два человека, положительным является то, что можно организовать разные варианты групп: «сильный -слабый» -при выполнении тренировочных упражнений, «сильный-сильный» - при выполнении контрольных заданий. Это относится как к английскому языку, так и к информатике. Практика показывает, что слабый в английском языке ученик довольно часто имеет хорошие и даже отличные навыки работы на компьютере. Неудовлетворительных оценок на таких уроках не бывает, потому что с базовым уровнем справляются все учащиеся. Упражнения повышенной сложности выполняются почти половиной из них, и итоговая оценка за урок достаточно высока. Компьютерная среда повышает общую мотивацию учащихся. На таких уроках учитель английского языка приобретает возможность облегчить учащимся усвоение новой терминологии, объяснить ее происхождение.

Список литературы

1. Двороковская Т.В., Новикова Н.В. Интегрированный бинарный урок как способ

формирования универсальных учебных действий младших школьников.

«Интерактивное образование» электронная газета. Выпуск № 53, июнь, 2014 г.

2. Дергачева Г.П. Методика бинарного урока. 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.