Научная статья на тему 'Интерактивность и коммуникативность. Акцент на современные методы обучения'

Интерактивность и коммуникативность. Акцент на современные методы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЛАСТЕРЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / АУТЕНТИЧНАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Дилора Гаффаровна

В этой статье рассматриваются особенности информационно-коммуникационных технологий в обучении. Также в статье особо отмечается распределение часов и проведение уроков английского языка в академическом лицее. В статье подчеркивается необходимость компьютеров, проекторов, телевизоров и акустических систем в обучении, потому что это способствует развитию мышления и творческих способностей молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивность и коммуникативность. Акцент на современные методы обучения»

2. Пассов Е. И., Кузнецова Е. С. Обучение письму: учебное пособие - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 40 с. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 14).

3. Филатов В. М., Филатова Г. Е. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам. Учебное пособие для педагогических колледжей, языковых педвузов./ В. М.Филатова. Ростов н/Д.: АНИОН, 1999.

4. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 1998. 194-211 с.

5. Шалимова О., Гороненкова Е. Г. Трудности при обучении орфографии и пути их преодоления на уроках английского языка на начальном этапе обучения. Челябинск: ЧГПК № 1, 2008.

6. Чернышев В. В. Обучение навыкам письменной речи. СПб., 1984. 139. 159 с.

7. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам.: Лингводидактика и методика : Учебное пособие для студентов. Лингв. ун-тов и фак. Ин. яз. высш. Пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.

8. Мусницкая Е. В. Обучение письму // Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия // сост. Монтьев А. А. М., 1991.

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ И КОММУНИКАТИВНОСТЬ. АКЦЕНТ НА СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Казакова Д.Г.

Казакова Дилора Гаффаровна - преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматриваются особенности информационно-коммуникационных технологий в обучении. Также в статье особо отмечается распределение часов и проведение уроков английского языка в академическом лицее. В статье подчеркивается необходимость компьютеров, проекторов, телевизоров и акустических систем в обучении, потому что это способствует развитию мышления и творческих способностей молодежи.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, кластеры, интерактивные методы, аутентичная речь.

В век информатизации общества и глобализации владение разными языками становится особенно актуальным. В настоящее время практически у каждого человека есть возможность общения с людьми не только в пределах своей страны, но и по всему миру, которую предоставляют передовые достижения в сфере информационно -коммуникационных технологий, и особенно развитие сети Интернет. Однако, не зная иностранных языков, невозможно узнавать о чем-то новом, перенимать профессиональный опыт зарубежных коллег и делиться своим [1].

По инициативе первого президента Республики Узбекистан И.А. Каримова с 2013 года во всех образовательных учреждениях в учебно-воспитательном процессе большое внимание уделяется изучению иностранных языков. Это отражено в новых учебных планах, программах, увеличении количества часов, внедрении новых методов, педагогических, информационно-коммуникационных технологий.

В 1-м академическом лицее при Бухарском инженерно-технологическом институте юноши и девушки осваивают математику, химию, физику и иностранные

языки углубленно, так как многим из них предстоит продолжить обучение по соответствующим направлениям, и в последующем стать специалистами в нефтегазовой, электроэнергетической и компьютерной сфере.

Сейчас в образовательном учреждении обучаются более 1200 учащихся. Педагогическую деятельность ведут 70 высококвалифицированных специалистов.

Так как с начала учебного года во всех курсах количество занятий по иностранным языкам в неделю увеличилось, первокурсникам выделено 6 учебных часов, учащимся второго курса - 8, а на завершающей стадии обучения - 4 и дополнительно к этому поточные лекции, посвященные страноведению. Каждая группа делится на две подгруппы, чтобы можно было уделить больше времени индивидуальной работе.

На данном этапе обучения акцент - на развитии у учащихся четырех основных компонентов овладения языком - навыков аудирования, говорения, чтения и письма. То есть, если раньше все сводилось к тому, чтобы выучить правила грамматики, научиться читать и переводить различные тексты, то теперь подход гораздо более комплексный. Большую роль, наряду с теорией, играет и практика. При этом обучение направлено на то, чтобы большую часть материала они усвоили не с подачи преподавателя, а самостоятельно.

Поэтому занятия основываются на коммуникативных элементах и ориентированы на активное участие в них каждого. Например, часто проводятся дискуссии на различные проблемные темы. Группа делится на условных сторонников «за» и «против», назначается ведущий и начинается активное обсуждение, где каждый старается выразить свое мнение, нестандартно, творчески подойти к рассматриваемой ситуации. Темы выбираются насущные, актуальные в современном обществе.

Таким образом, мы не просто обучаем конкретной дисциплине, но стараемся дать знания, которые юноши и девушки смогут применить в повседневной жизни. Все дискуссии проходят на английском языке, причем по каждой теме применяется и характерная для нее, зачастую специальная, лексика. Также часто надо работать с карточками, составлять кластеры, стараться использовать различные интерактивные методы, чтобы поддерживать интерес учащихся к образовательному процессу.

Современное обучение трудно представить без использования информационно -коммуникационных технологий. Компьютеры, проекторы, телевизоры, акустическая система - все это прочно вошло в структуру организации занятия в образовательном учреждении [2].

Наши воспитанники периодически представляют самостоятельно подготовленные презентации на выбранные темы, так как наглядность позволяет лучше усвоить информацию. К тому же ребята вместе с презентацией подготавливают и раздаточный материал, так что каждый член группы на протяжении всего занятия является его активным участником. Примечательно, что современная молодежь отлично умеет обращаться с компьютерной техникой, что позволяет еще более обогатить учебный процесс.

Этому помогает при подготовке к занятию использование материалов Интернета. Например, постоянно обсуждать с ребятами последние новости из жизни Узбекистана и Великобритании. При использовании аудио-, видеоматериалов прослушивание записей с правильным произношением слов, букв, звуков очень важно. Ведь можно говорить на иностранном языке грамотно, но при этом с искаженным произношением, тогда речь оказывается непонятной и неразборчивой. Имеется специальная подборка записей докладов, интервью, рассказов, чтобы учащиеся могли услышать интонацию, подачу текста в различных ситуациях, аутентичную речь. Также ребята слушают песни на английском языке, после чего получают задание, например, придумать продолжение или альтернативную версию услышанного. Это способствует развитию мышления и творческих способностей молодежи. Просмотр различных документальных, художественных короткометражных фильмов, после чего обсуждается увиденное.

Список литературы

1. Галущинская Ю.О. Развитие коммуникативности у будущих социальных работников в процессе их участия в добровольческом движении вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2013. № S2. С. 16-20.

2. Зеленина Н.А. Интерактивные формы и методы обучения математике студентов высших учебных заведений // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014. Т. 16. С. 41-45.

ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ - НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО Каххарова Ш.Ш.

Каххарова Шахло Шайдуллоевна - преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается образовательное воспитание молодежи в Узбекистане. В статье говорится о достижении цели и благополучия народа Узбекистана. Также в статье подчеркиваются актуальные вопросы по воспитанию и их решение.

Ключевые слова: махалля, процветание, гармоничное развитие, традиция, творчество, сотрудничество, ответственность.

Обретя суверенитет, твердо определив свой независимый путь развития и поставив перед собой четкие цели, народ Узбекистана сегодня слаженно действует ради мира и спокойствия страны, благосостояния и прогресса Родины. Все мы на примере своей жизни видим и чувствуем, что в основе осуществляемых в стране широкомасштабных реформ заложена основная идея «интересы человека - самая высшая ценность». Придание с благородной целью каждому году названия, не наблюдающееся ни в одной стране, присуще только нашему государству, обеспечение на этой основе дальнейшего процветания общества, народа и страны, непрерывности работ, направленных на благополучную, процветающую жизнь соотечественников, которые с новыми силами и энергией, с приподнятым настроением покоряют очередные рубежи, - все это убеждает в созидательной акцентированности наших приоритетов.

Как отмечал первый президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, в основе такой благой традиции лежат интересы миллионов людей, согласие в семьях, гармоничное развитие здорового молодого поколения, защита материнства и детства, уважение и почитание людей старшего поколения, строительство и реконструкция образовательных учреждений, благоустройство жилых домов и махаллей, формирование в обществе чувств любви, милосердия, утверждение здорового образа жизни [3].

Мы сегодня глубоко осознаем то, что суть и содержание государственных программ имеют огромную значимость в обеспечении великого будущего Узбекистана, его не только социального, но и политического, правового, экономического, духовного прогресса, в повышении авторитета в международном сообществе. Соответствующие изменения произошли в сознании и мышлении населения страны, в частности молодежи, в процессе достижения таких высоких целей, возросли его позитивные отношение к жизни и труду, политическая и правовая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.