Следовательно, актуальна необходимость построения образовательной деятельности современного педагога на основе личностно - центрированного подхода.
С позиций системного подхода все звенья педагогического образования должны максимально стимулировать проявление всех компонентов инновационной деятельности в их единстве. Реализация рефлексивно-деятельностного подхода предполагает развитие способности преподавателя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как к субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика. Творческий подход выводит на личностный уровень, обеспечивающий выявление и формирование у студента творческой индивидуальности, неповторимой технологии деятельности. [2]
Реализация этих подходов возможна в следующих процессах в образовании студентов: выработка целей и ценностное самоопределение; освоение конкретно-предметного знания и педагогических технологий; реализация проектно- исследовательских разработок и практическое апробирование знаний и технологий, рефлексия образовательного процесса.
Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта. В нём получают воплощение следующие принципы: активности личности; проблемности; единства обучения и воспитания; последовательного моделирования в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности и, потом, к учебно-профессиональной деятельности.
Именно, благодаря контекстному обучению, можно разрешить противоречие между пассивно-созерцательной учебной деятельностью и активно преобразовательной пользы последней. Интегрируя идеи инновационного подхода, контекстное обучение реализовано в данной программе в виде - ролевых семинаров, обучение в группах с позиций формирования производственного климата на учебных занятиях, провоцируя студентов на активную учебно-познавательную деятельность и способствующую формированию самореализации и самоанализа.
Список литературы
1. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 185 с.
2. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 144 с.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Казакова Д.Г.
Казакова Дилора Гаффаровна — преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье рассматривается роль информационно-коммуникационных технологий в современном образовании. В статье говорится о разработке новой педагогической системы. Также в статье подчеркивается применение оптимальных методов и приемов в профессионально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: лингвомедийная компетенция, интеграция, диалогическое мышление, взаимообогащение.
Возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном языковом образовании вызвала необходимость формирования лингвомедийной компетенции студентов как составной части лингвометодической компетентности будущего учителя, являющейся интегральной характеристикой личности, выражающейся в способности
и готовности студента применять оптимальные методы и приемы профессионально-педагогической деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Формирование и развитие лингвометодической компетентности современного учителя требует, по мнению ученых, разработки новой педагогической системы, основывающейся на использовании ИКТ, подразумевающей новое содержание ее элементов и новые условия образовательной деятельности Одним из таких условий является интеграция информационно-коммуникационных (ИКТ) и педагогических технологий (ПТ).[1]
Это особенно актуально для подготовки будущего учителя иностранного языка, поскольку наилучшим способом овладения иностранным языком и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции как неотъемлемой составляющей лингвометодической компетентности будущего учителя иностранного языка является погружение в аутентичную среду изучаемого языка. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет не только индивидуализировать процесс изучения языка и органично объединить различные формы работы студентов - аудиторную, самостоятельную, дистанционную, - но и предоставляет огромные возможности для использования изучаемого языка в учебной и реальной коммуникации.
Новые средства коммуникации, включающие поисковые системы, локальную и дистанционную публикацию текста, видеоматериалы и программное обеспечение, электронную почту, интерактивные web-сервисы (форумы, журналы, гостевые книги, чат и мультимедийные конференции), ведут к качественному изменению взаимодействия участников учебного процесса благодаря высокой степени интерактивности, легкости записи и воспроизведения сообщений, возможности модификации и широкого распространения материалов, высокой степени социализации в сообществах по интересам.[2]
Анализ лингводидактической литературы и практического опыта показывает, что использование телекоммуникационных средств общения в учебном процессе позволяет осуществить переход от дисциплинарной схемы обучения, в которой источником знания является учебное пособие, интерпретатором знания - преподаватель, координатором учебного процесса - администрация, к информационной схеме, где интерпретатор знания - сам обучающийся, координатор учебного процесса - преподаватель, источники знания распределены в пространстве и представлены бумажными и электронными книгами, базами данных, компьютерными программами и другими ресурсами. Таким образом, интегрируя очное (в классе, библиотеке) и виртуальное (в локальной или глобальной сети) взаимодействие участников, учебный процесс позволяет реализовать информационную схему обучения, в которой возможна организация эффективной самостоятельной и исследовательской работы студентов в групповых электронных проектах и индивидуализация обучения. Ключевым, по мнению современных российских исследователей, является понимание того, каким образом должно происходить включение ИК-технологий в процесс обучения, чтобы наиболее эффективным образом обеспечить вовлечение в процессы познания всей личности студента на уровне творческого, диалогического мышления и социальной активности, как это и имеет место в профессиональной деятельности. [2]
Таким образом, на первый план выходит концептуальное обоснование целостной лингвометодической подготовки будущего учителя иностранного языка с помощью оптимального сочетания современных информационно-коммуникационных и педагогических технологий. Другими словами, возникает потребность в интеграции ИКТ и традиционных технологий для взаимообогащения их возможностей. И в этом плане мы полностью согласны, что эффективность применения ИКТ в образовательном процессе достигается тогда, когда соответствующие технологии обоснованно и гармонично интегрируются в образовательный процесс, обогащая педагогические технологии, облегчая решение задач управления, а опыт, знания, традиции, накопленные в системе образования, пополняют содержательную, общекультурную составляющие информационного пространства.
Список литературы
1. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. СПб: ДРОФА. Санкт-Петербург, 2003.
2. Кушнир A.M. Педагогика иностранного языка. // Журнал «Школьные технологии», 1998. Т. 6. 192 с.