Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ЭКСПОРТНЫХ ГРУЗОВ'

ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ЭКСПОРТНЫХ ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЕДИНЫЙ ПОТОК / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карриева Якутхан, Камалова Элвира, Карриева Бибижан

В условиях и благодаря диверсификации структуры промышленности Узбекистана за последние годы в республике изменилась структура экспорта и наблюдается его увеличение почти по всем группам товаров и услуг. Причем, стал преобладать экспорт готовой продукции над экспортом сырья и материалов, что самым прямым образом затрагивает экономику страны и хозяйственную деятельность отечественных предприятий. В связи с этим, авторы утверждают, что увеличение экспортных поставок продуктов труда на основе логистического подхода и его международных стандартов функционирования является значимым ресурсом для развития страны, залогом успешной деятельности на мировых рынках и интеграции национальной экономики в современную структуру мировой экономики. В работе перемещение и трансформация материальных ресурсов рассмотрен как единый процесс с позиций логистического подхода, охватывающего все стадии производства, транспортировки, складирования и сбыта и воспринимаемый трансформацию и движение продукта труда и связанные с ним информацию и финансы как единый экономический феномен, что составляет принципиальное отличие от предшествующего подхода к управлению движением материальных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF INTERNATIONAL TRANSPORT IN LOGISTICS MANAGEMENT IN THE TRANSPORTATION OF EXPORT CARGOES

In the conditions and due to the diversification of the structure of Uzbekistan's industry in recent years, the structure of exports in the republic has changed and its increase is observed in almost all groups of goods and services. Moreover, the export of finished products began to prevail over the export of raw materials and materials, which most directly affects the country's economy and the economic activities of domestic enterprises. In this regard, the authors argue that an increase in the export supply of labor products based on the logistics approach and its international standards of functioning is a significant resource for the development of the country, a guarantee of successful activities in world markets and the integration of the national economy into the modern structure of the world economy. In the work, the movement and transformation of material resources is considered as a single process from the standpoint of a logistic approach, covering all stages of production, transportation, warehousing and sales and the perceived transformation and movement of the product of labor and related information and finance as a single economic phenomenon, which is a fundamental difference from the previous approach to managing the movement of material resources.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ЭКСПОРТНЫХ ГРУЗОВ»

УДК 338.47

THE IMPORTANCE OF INTERNATIONAL TRANSPORT IN LOGISTICS MANAGEMENT IN THE TRANSPORTATION OF EXPORT CARGOES

Yakutkhan KARRIEVA*, DSc, Professor Elvira KAMALOVA, PhD

Department "Business Management and Logistics" Tashkent State University of Economics 49, Islam Karimov str, Tashkent, Uzbekistan *Tel.: +998 (90) 995-38-31 *E-mail: Yakuthan5 8 @mail. ru Bibizhan KARRIEVA, Senior Lecturer

Tashkent Institute of Design, Construction & Maintenance of Automobile Roads 20, A.Timur ave., Tashkent, 100060, Uzbekistan Tel.: +998 (93) 379-72-09

Abstract: In the conditions and due to the diversification of the structure of Uzbekistan's industry in recent years, the structure of exports in the republic has changed and its increase is observed in almost all groups of goods and services. Moreover, the export of finished products began to prevail over the export of raw materials and materials, which most directly affects the country's economy and the economic activities of domestic enterprises. In this regard, the authors argue that an increase in the export supply of labor products based on the logistics approach and its international standards of functioning is a significant resource for the development of the country, a guarantee of successful activities in world markets and the integration of the national economy into the modern structure of the world economy. In the work, the movement and transformation of material resources is considered as a single process from the standpoint of a logistic approach, covering all stages of production, transportation, warehousing and sales and the perceived transformation and movement of the product of labor and related information and finance as a single economic phenomenon, which is a fundamental difference from the previous approach to managing the movement of material resources.

Keywords: Concept, logistic approach, single flow, transformation, movement of material resources, world economy, integration.

EKSPORT YUKLARINI TASHISHDA LOGISTIKA MENEJMENTIDA XALQARO TRANSPORTNING AHAMIYATI

Якутдан КАРРИЕВА*, и.ф.д., профессор Элвира КАМАЛОВА, PhD

«Бизнес бошкарув ва логистика» булими Тошкент давлат иктисодиёт университети Узбекистан, Ташкент, Ислом Каримов куч., 49 *Тел.: +998 (90) 995-38-31 *E-mail: Yakuthan5 8 @mail. ru Бибижан КАРРИЕВА, катта укитувчи,

Тошкент автомобиль йулларни лойидалаш, куриш ва эксплуатация институти 100060, Узбекистон, Тошкент ш., А.Тимур проспекти, 20 уй Tел.: +998 (93) 379-72-09

Аннотация: Сунгги йилларда Узбекистон саноатининг таркиби ва шароитларини диверсификациялаш натижасида республикада экспорт таркиби узгарди ва унинг усиши деярли барча товарлар ва хизматлар гурудларида кузатилди. Бундан ташкари, тайёр мадсулотлар экспорти хом ашё ва материаллар экспортидан устун келди, бу эса мамлакат иктисодиётига ва мадаллий корхоналарнинг иктисодий фаолиятига бевосита таъсир килади. Шу муносабат билан, муаллифлар логистика ёндошуви ва унинг халкаро фаолият стандартларига асосланган меднат мадсулотларини экспорт килиш дажмининг ошиши мамлакатни ривожлантириш учун мудим манба, жадон бозоридаги муваффакиятли фаолият кафолати ва миллий иктисодиётнинг жадон иктисодиётининг замонавий тузилмасига кушилишидир. Ишда моддий ресурсларнинг даракати ва узгариши логистик ёндашув нуктаи назаридан ишлаб чикариш, транспорт, омборхоналар ва сотишнинг барча боскичларини дамда меднат мадсулоти ва тегишли маълумотлар ва молия мадсулотининг кабул килинадиган узгариши ва дара катини камраб оладиган ягона иктисодий додиса сифатида куриб чикилади ва бу тубдан фарк килади. моддий ресурслар даракатини бошкаришда олдинги ёндашув.

^алит сузлар: Концепция, логистик ёндашув, ягона оким, трансформация, моддий ресурсларнинг даракати, жадон иктисодиёти, интеграция.

ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ЭКСПОРТНЫХ ГРУЗОВ

Якутхан КАРРИЕВА*, д.э.н., профессор Элвира КАМАЛОВА, PhD

Кафедра «Управление бизнесом и логистика»

Ташкентский государственный экономический университет

Узбекистан, г. Ташкент, ул. Ислама Каримова, 49

*Тел.: +998 (90) 995-38-31

*E-mail: Yakuthan5 8 @mail. ru

Бибижан КАРРИЕВА, д.э.н., профессор

Ташкентский институт по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог 100060, Узбекистан, Ташкент, пр. А.Темура, дом-20 Tел.: +998 (93) 379-72-09

Аннотация: В условиях и благодаря диверсификации структуры промышленности Узбекистана за последние годы в республике изменилась структура экспорта и наблюдается его увеличение почти по всем группам товаров и услуг. Причем, стал преобладать экспорт готовой продукции над экспортом сырья и материалов, что самым прямым образом затрагивает экономику страны и хозяйственную деятельность отечественных предприятий. В связи с этим, авторы утверждают, что увеличение экспортных поставок продуктов труда на основе логистического подхода и его международных стандартов функционирования является значимым ресурсом для развития страны, залогом успешной деятельности на мировых рынках и интеграции национальной экономики в современную структуру мировой экономики. В работе перемещение и трансформация материальных ресурсов рассмотрен как единый процесс с позиций логистического подхода, охватывающего все стадии производства, транспортировки, складирования и сбыта и воспринимаемый трансформацию и движение продукта труда и связанные с ним информацию и финансы как единый экономический феномен, что составляет принципиальное отличие от предшествующего подхода к управлению движением материальных ресурсов.

Ключевые слова: Концепция, логистический подход, единый поток, трансформация, перемещение материальных ресурсов, мировая экономика, интеграция.

1. ВВЕДЕНИЕ

В Стратегии действий по развитию Республики Узбекистан в 2017-2021 годы сфера логистики получила статус стратегической отрасли национальной экономики и начался переход к новому качественному этапу развития.

Правильное построение и эксплуатация логистических систем в цепи поставок на основе внедрения международных стандартов функционирования интегрированной логистики является залогом успешной деятельности на мировых рынках и интеграции Узбекистана в современную структуру международных экономических отношений. Переход на логистическую концепцию управления перевозками грузов позволяет существенно повысить качество и эффективность транспортного обслуживания потребителей транспортных услуг. Концепция логистического менеджмента стимулирует целостный подход к управлению перевозочным процессом при внешнеэкономических операциях.

Укрепление экономической самостоятельности, предоставление свободного выхода на международные рынки предполагают неуклонное расширение и совершенствование внешноэкономической деяделности, которая обусловлена как внутренними, так и международными условиями. Изменение геополитического положения Узбекистана обуславливает повышение роли ее субъектов в выработке и осуществлении внешноэкономической стратегии страны, что логически выдвигает роль планирования на передний план и в современном менеджменте ассоциируется со стратегичеким планированием. Постановка и решение подобной проблемы со всей очевидностью относится и к Республике Узбекистан.

2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬЕНОСТЬ

В современном мире все более весомое значение приобретают внешноэкономические связи, охватывающие широкий круг проблем на геополитическом уровне, в том числе транспорта, которая является перспективным видом логистической системы управления отражающие внешноэкономическую деятельность отдельных хозяйствующих субъектов. Вместе с тем дальнейшее развитие рыночной экономики в стране и регионах, выход на международные рынки отечественных товаропроизводителей выдвигают необходимость постоянного поиска средств воздействие на процессы такого рода с целью сохранения своего места на международных рынках и дальнейшего движения вперед. Все это требует создания эффективного управления внешноэкономической деятельностью транспорта, которая является перспективным видом логистической системы управления.

Внешнеэкономическая деятельность любого государства является составной частью общей экономической политики и включает в себя комплекс различных экономических и политических мер, направленных на обеспечение условий достижения устойчивого роста экономики и расширенного

воспроизводства капитала, повышения торговой и промышленной конкурентоспособности, увеличения доходов государства и хозяйствующих субъектов.

Важно отметить, что отношения Узбекистана с иностранными государствами в области внешнеэкономической деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров республики [1].

По мере формирования объективных и субъективных условий, усиления действия рыночных отношений и механизмов функционирования хозяйства система управления внешнеэкономическими связями республики совершенствовалась по пути ограничения административных методов регулирования в пользу экономических.

Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы расширения внешнеторгового оборота, реализация мощного транзитного потенциала Республики Узбекистан требует все новых подходов для развития транспорта, новых высокоэффективных технологий оказания транспортных услуг на территории Республики Узбекистан [2]. К первоочередным задачам логистики следует отнести оптимизацию взаимодействия различных видов транспорта, сокращение времени простоя техники, сокращение логистических издержек, повышение качества логистических услуг (рис.2). Источником необходимой для принятия оперативных управленческих решений информации о материальных потоках внешнеэкономической деятельности является большое число не связанных друг с другом субъектов транспортной логистики - экспортеров и импортеров, экспедиторов, перевозчиков, грузовых агентов, предприятий обеспечивающего комплекса, таможенных и логистических посредников, банков, страховых компаний [3].

Рис. 1. Доля транспортных услуг по регионам Республики Узбекистан в общем объеме транспортных услуг,

в процентах [6]

Рассмотрим логистический подход к транспортному обеспечению внешнеэкономической деятельности. С логистическими системами товародвижения связано более 20% валового национального продукта ведущих зарубежных стран, таких, как США, Япония, Великобритания, Франция, Германия. При этом более 98% времени движения товара от первичного источника сырья и материалов до конечного потребителя готовой продукции приходится на прохождение их по различным каналам материально-технического обеспечения и транспортировку, собственно производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени (рис.2).

К числу современных тенденций развития международной транспортной инфраструктуры относятся тенденции: распространения логистики, логистического управления, т.е. весь комплекс услуг, обеспечивающих быструю и качественную транспортировку грузов. В то же время, с увеличением стоимости факторов производства, в первую очередь трудовых ресурсов, инфраструктурных составляющих, в ряде стран возникает проблема низкого уровня эффективности производства на территории своей страны [4]. Поэтому, страны мира заинтересованы в хорошем качестве международных транспортных перевозок -обеспечении сохранности грузов, высокой скорости перевозок, а также их низкой стоимости, что связано с необходимостью развития международной транспортной инфраструктуры.

500

400 -

300 -

200 -

100 -

0 "I—I—I—I—I—I—1—1—I—I—I—I—I—I—I—I—I—1—I—I—I—I

2010 2012 2014 2016 2018 2020 2022 2024 2026 2028 2030

-МИРОВОЙ ВВП ПАССАЖИРООБОРОТ

ГРУЗООБОРОТ КОНТЕЙНЕРНЫЙ ГРУЗООБОРОТ

Источник: ОЭСР

Рис. 2. Индекс прироста мирового ВВП и показателей транспортного сектора

Дорогостоящие, скоропортящиеся грузы, доля которых занимает значительную долю в структуре международной торговли, ежегодно возрастает. В связи с этим наблюдается повышение требований к обеспечению качества перевозок (рис.3). Поэтому в настоящее время эффективность функционирования транспортных компаний и оказания ими транспортных услуг определяется скоростью транспортировки, степенью сохранности грузов, предоставлением оперативной информации о местонахождении груза, стоимостью перевозок, степенью специализации транспортных средств и др. [5].

Рис. 3. Индекс стран по качеству инфраструктуры

Появление и быстрое развитие логистических систем является проявлением глобализации, процесса, самым прямым образом затрагивающего экономику страны и хозяйственную деятельность отечественных предприятий. Правильное формирование и дальнейшее развитие логистических систем на основе внедрения международных стандартов функционирования логистики является залогом успешной деятельности на мировых рынках и интеграции национальной экономики в современную структуру мировой экономики. Известно, что логистика возникает там, где предпринимаются усилия по оптимальной организации и постоянной рационализации экономических потоков. А это определяет условия для реализации логистики, как практического направления науки [4].

По мнению авторов, основная идея логистики заключается в том, что все стадии производства, транспортировки, складирования и сбыта рассматриваются как единый, непрерывный процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации и финансов. Существует определение принципиального отличия логистического подхода от предшествующего ему управлению движением материальных ресурсов: объектом управления стал поток [12].

Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления перемещением материальных ресурсов заключается в том, что если ранее объектом управления было определенное скопление отдельных материальных объектов, то при логистическом подходе основным объектом стал поток - множество объектов, воспринимаемое как единое целое. Работа одних элементов системы логистики влияет на работу и эффективность других ее элементов.

Благодаря диверсификации структуры промышленности за последние годы в республике изменилась структура экспорта и наблюдается его увеличение почти по всем группам товаров и услуг. Надо отметить, что по сравнению с предыдущими годами стал преобладать экспорт готовой продукции над экспортом сырья и материалов. В частности, в структуре экспорта доля хлопка-волокна в 2000 году составляла 27,5 процента, а по результатам 2018 года составила 5,2 процента, черных и цветных металлов - с 6,6 до 5,8 процента. Удельный вес экспорта вырос по продовольственным товарам с 5,4 до 5,7; химической продукции и изделий из нее - с 2,9 до 6,9; энергоносителей и нефтепродуктов - с 10,3 до 14,1; услуг - с 13,7 до 26,3 и прочих товаров - с 30,2 до 34,2 процента [5].

Среди стран СНГ основными внешнеторговыми партнерами являются Россия и Казахстан, среди других стран - Китай, Турция, Афганистан, Иран и Республика Корея.

В настоящее время почти 2000 видов товаров и услуг экспортируются более чем в 168 стран мира (включая страны Европы, СНГ, Азии, Северной и Южной Америки, Африки и Австралии). Начиная с 2000 года количество стран-партнеров по экспорту расширилось на 35 страну.

Благодаря реализации комплексных системных мер по углублению рыночных реформ, улучшению деловой среды, развитию конкуренции и защите частной собственности в последние годы в различных отраслях увеличивается количество субъектов малого бизнеса. Государственная поддержка экспортоориентированных субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства способствовала увеличению их вклада в рост объемов экспорта. Как показывает динамика статистических показателей, роль малого бизнеса и частного предпринимательства в социально-экономическом развитии страны с каждым годом возрастает.

Несмотря на то, что большая часть предприятий специализируется на оказании услуг и занимает около 45 процентов в экспорте малого предпринимательства, их деятельность также охватывает широкий спектр производственных сегментов.

К числу основных экспортируемых продуктов относятся как свежая и переработанная плодоовощная продукция, так и готовые текстильные и кожевенные изделия, современные строительные и отделочные материалы, механические устройства, электрические машины и бытовые товары (рис.4) [8].

Рис. 4. Структура экспорта малого и частного предпринимательства Республики Узбекистан [6]

За 2018 год более 3500 предприятий малого бизнеса осуществили экспортные поставки в 164 страны мира. Лидером по количеству предприятий, занимающихся внешней торговлей, и по их выручке от экспортной деятельности является г. Ташкент. Более 2150 предпринимателей обеспечили около 25 процентов экспорта в 2018 году, что составляет 24,3 процента от общего экспорта города.

Второе и третье места занимают Ташкентская и Самаркандская области. По числу малых предприятий и фирм, работающих на внешних рынках, они охватывают около 15 процентов и чуть более 13 процентов соответственно (рис.5).

Рис 5. Доля регионов в объеме экспорта малого предпринимательства [6]

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Появление и быстрое развитие логистических систем является проявлением глобализации, процесса, самым прямым образом затрагивающего экономику страны и хозяйственную деятельность отечественных предприятий. В связи с этим, увеличение экспортных поставок - это значимый ресурс для развития страны.

2. Правильное фармирование и дальнейшее развитие логистических систем на основе внедрения международных стандартов функционирования логистики является залогом успешной деятельности на мировых рынках и интеграции национальной экономики в современную структуру мировой экономики.

3. В Узбекистане несмотря на наличие отдельных субъектов предпринимательства ведущих устойчивую внешнеэкономическую деятельность, в целом экспортные возможности предприятий реализуются не в полном объеме.

4. Среди причин низкой экспортной возможности предприятий можно назвать их низкую информированность о возможностях и требованиях зарубежных рынков, высокую конкуренцию за рубежом и сложности с организацией коммуникации с зарубежными партнерами.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4947 от 7 февраля 2017 г. «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» [In Russian: Decree of the President of the Republic of Uzbekistan No. DP-4947 dated February 7, 2017 «On the Strategy for the Further Development of the Republic of Uzbekistan»].

2. 2.Нагловский С.Н. Логистика проектирования и менеджмента производственно-коммерческих систем. -Калуга: Манускрипт, 2017 - 336с. [In Russian: Naglovskiy, S.N. Logistics of Design and Management of Production and Commercial Systems].

3. Некрасов, А.Г. Управление «приемлемым» риском в интегрированной логистике // Magazine. - 2018. - №3 (6). [In Russian: Nekrasov, A. G. Management of "Acceptable " Risk in Integrated Logistics].

4. Ежегодный деловой рейтинг Всемирного банка «Doing Business - 2018». [In Russian: World Bank Annual Business Ranking "Doing Business - 2018"].

5. Статистический сборник «Узбекистан в цифрах» 2018, Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. [In Russian: Statistical collection "Uzbekistan in figures". The State Committee Of the Republic Of Uzbekistan on Statistics].

6. The State Committee Of the Republic Of Uzbekistan on Statistics: the official web-site. Available at: www.stat.uz.

7. Миротин, Л.Б. Логистика интегрированных цепочек поставок. - УЧЕБНИК/ Л.Б. Миротин, А.Г. Некрасов.-М.: Изд-во "Экзамен", 2003. [In Russian: Mirotin, L.B. Integrated supply chain logistics].

8. Аналитический доклад «Состояние и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Узбекистане» ЦЭИ, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, Ташкент - 2015 год. [In

Russian: Analytical Report "State and Prospects of Development of Free Economic Zones in the Republic of Uzbekistan "].

9. «Экономика Узбекистана» Информационно-аналитический бюллетень за январь-декабрь 2016 года, ЦЭИ 2017. [In Russian: "Economy of Uzbekistan" Information and Analytical Bulletin for January-December 2016].

10. Статистический сборник «Статистика регионов Узбекистана - 2017» [Statistical Collection "Statistics of the Regions of Uzbekistan - 2017"].

11. Аналитический доклад «Курс 2030: исследование развития инфраструктуры в России». [In Russian: Analytical Report "Course 2030: a Study of Infrastructure Development in Russia"].

12. Никифиров В.С. Основы логистики на водном транспорте: Учебное пособие/ НГАВТ. -Новосибирск, 1995. -81 с. [In Russian: Nikifirov, V.S. Basics of Logistics in Water Transport: A Study Guide].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.