УДК 658.7:339.5
Р.Г. Саматов СИСТЕМА ЛОГИСТИКИ И ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ УЗБЕКИСТАНА
Проведен анализ современного логистического и транспортного обеспечения внешней торговли Узбекистана. Рассмотрены основные направления транспортной политики РУз.
Представлена краткая характеристики СИЭЗ «Навои» и логистических центов, а так же их роль в развитии транспортного потенциала страны. Рассмотрены основные направления в развитии транспортного комплекса Узбекистана в его взаимодействии с внешнеэкономическим комплексом.
Логистика, транспортное обеспечение, внешняя торговля, транспортировка, транспортные коммуникации, логистический центр, транспортный комплекс
R.G. Samatov SYSTEM OF LOGISTICS AND TRANSPORT SERVICE OF FOREIGN TRADE OF UZBEKISTAN
The analysis of modern logistic and transport service of foreign trade of Uzbekistan is carried out. The main directions of transport policy of Uzbekistan are considered.
It is presented short characteristics of FIEZ «Navoi» and logistic ccntees, and as theie role in development of transport capacity of the country. The main directions in development of a transport complex of Uzbekistan in its interaction with the external economic complex are considered.
Logistics, transport service, foreign trade, transportation, transport communications, logistic center, transport complex
Как известно, Узбекистан расположен в отдаленности от крупных международных морских портов, трансконтинентальных железнодорожных и автомобильных коридоров. Кроме того, они имеют сложную топологию, затрудняющую транспортное сообщение с другими регионами мира. Такие государства во внешней торговле существенно зависят от наземных перевозок через территории соседних стран. Слабая транспортная инфраструктура и ограничительная нормативно-правовая база для транспорта и таможенного транзита в соседних странах могут значительно увеличить транспортные расходы и сделать время транспортировки длительным и непредсказуемым.
Только за последние пять лет объем перевозок вырос на 45%, а пассажирооборот, грузооборот и транзитные перевозки увеличились соответственно на 24, 38 и 52%.
В республике в сфере транспорта функционируют более 5300 компаний и фирм различной формы собственности. 12 процентов ВВП приходится на транспортный сектор.
Высокие транспортные издержки отрицательно влияют на конкурентоспособность экспортных товаров, делают импорт более дорогим и ограничивают участие стран во внешней торговле. Реализация мер, направленных на снижение транспортных издержек открывает новые возможности для эффективной экономической интеграции стран региона в мировую экономику.
В этой связи ускоренное развитие транспортно-коммуникационного комплекса страны и диверсификация маршрутов транспортировки внешнеторговых грузов имеют актуальное значение, особенно для Узбекистана, удаленного от морских коммуникаций. Более того, динамичное развитие и поступательный рост экономики Узбекистана требует опережающего развития транспортнокоммуникационного комплекса и логистических систем.
На протяжении нескольких лет основными направлениями транспортной политики Узбекистана являются интеграция в международные транспортные коммуникации, развитие эффективных международных маршрутов для транспортировки внешнеторговых и транзитных грузов, модерниза-
ция транспортного комплекса, формирование сети логистических центров и повышение транзитного потенциала.
СИЭЗ «Навои» была создана указом Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2008
года.
СИЭЗ «Навои» расположена вблизи города Навои, административного центра Навоиского региона.
Концепция создания основана на 4 блоках или хабах:
- промышленном;
- логистическом;
- инновационном;
- туристическом, культурном и рекреационном.
В радиусе 2 тыс. км от СИЭЗ «Навои» расположены столицы 10 государств с населением более 100 млн. человек. Это открывает широкие возможности для незамедлительной транспортировки произведенной здесь промышленной продукции до конечных потребителей в Азии и Европе.
Под промышленные предприятия на территории СИЭЗ из 564 га отведено 380 га с возможностью создания предприятий площадью от 3 до 25 га.
Неотъемлемой частью СИЭЗ «Навои» является международный интермодальный центр логистики, созданный на базе аэропорта «Навои».
# * j'loscow
Brit£»|le • V Frankfflrt * \ ftevpj
f V*V • • » Incheon
U\4
Korean Air Uzbekistan Air
V Bangkok*
Tj;
Korean Air Destinations Uzbekistan Air Destinations
Международный аэропорт Навои
На основе долгосрочного соглашения с корейской авиакомпании Korean Air, которая является признанным мировым лидером в области грузовых авиаперевозок, осуществлена модернизация аэропорта Навои с созданием международного интермодального центра логистики.
Логистический центр призван выполнять функции полноценного распределения товаров в регионе, сухопутные коммуникации, прибытия в аэропорт Навои, а также перераспределения грузопотоков на самолеты, предназначенные для направления Север-Юг и Восток-Запад.
На сегодняшний день завершена реализация первой фазы проекта, по строительству грузового терминала мощностью обработки 300 тонн груза в сутки.
Указом Президента Республики Узбекистан №УП-4434 от 10 апреля 2012 г. был создана Специальная индустриальная зона «АНГРЕН»
Преимущества международного логистического центра: установленная мощность грузо-переработки 5,4 млн. тонн в год; общая площадь 36,7 га; зарегистрированных машин 310.
Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов 18 марта подписал указ «О создании специальной индустриальной зоны «Джизак»«.
Новая зона создается в соответствии с меморандумом о взаимопонимании по реализации проекта создания Узбекско-Китайского промышленного парка в Узбекистане с целью формирования благоприятных условий по привлечению иностранных и отечественных инвестиций для создания современных высокотехнологичных промышленных производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.
В Узбекистане реализуется целенаправленная политика по дальнейшему развитию и увеличению транспортного потенциала. Проводится строительство новых железнодорожных и автомобильных магистралей внутри страны, реконструируются основные транзитные железнодорожные линии и
автодороги международного значения, модернизуются международные аэропорты, создаются специализированные международные транспортные терминалы, разрабатывается соответствующая нормативно-правовая база.
В настоящее время в Узбекистане осуществляется множество проектов в области транспорта и транспортных коммуникаций. При финансовом содействии и поддержке международных организаций, таких как Азиатский Банк Развития (АБР), Евразийский Банк реконструкции и развития, а также Японии, Китая, Иран, США осуществляется реконструкция старых и строительство новых автомобильных, железнодорожных дорог, тоннелей, мостов, аэропортов и другой транспортной инфраструктуры.
В частности, Европейский Союз осуществляет проект ТРАСЕКА по возрождению «Великого шелкового пути» сети транспортных коммуникаций между Азией и Европой, проходящих через территорию Центральной Азии и Кавказа.
Указанные проектами определены следующие приоритетные направления сотрудничества между странами, в том числе:
- гармонизация и упрощение межграничных транспортных процедур между странами ЦА для содействия перемещению пассажиров и грузов;
- гармонизация транспортных положений среди стран ЦА для создания равных условий для транспортных операторов и стимулирования эффективности оказываемых услуг;
- развитие и улучшение региональных и международных транспортных коридоров для связи производственных центров и рынков внутри стран ЦА и улучшения их доступа к соседним регионам и рынкам;
- модернизация железных и автомобильных дорог для продвижения эффективных услуг путем участия частного сектора и улучшения корпоративного управления;
- улучшение финансирования и управления в секторе для обеспечения развития, эксплуатации и надлежащего содержания региональных транспортных сетей;
- создание конкурентоспособных транспортных коридоров в регионе ЦА;
- содействие эффективному передвижению пассажиров и грузов;
- разработка безопасной и ориентированной на людей транспортной системы, доступной и обеспечивающей охрану окружающей среды.
Автомобильный транспорт является основным элементом транспортной системы республики и играет важную роль в обеспечении экономического роста и социального развития, объединяя в единое целое отрасли экономики, соединяя важнейшие промышленные центры республики, обеспечивая связи между городами, районами и поселками страны.
В республике действуют 36 маршрутов транзита для иностранных автотранспортных средств. После завершения строительства автомагистрали Кунград - Бейнеу количество таких маршрутов увеличится еще на 8, которые будут пролегать к границам Таджикистана, Киргизии, Туркмении, Афганистана и юга Казахстана.
Обобщая вышеизложенного можно сделать выводы, что баланс международного обмена услугами в республике в целом складывается положительно, причем в качестве нетто-импортера Узбекистан выступает в основном по отношению к странам СНГ. Наиболее активно развивается торговля с Россией, Китаем, Казахстаном, Южной Кореей - на них приходится около 55 % национального экспорта и импорта товаров и услуг. Структура внешней торговли услугами базируется, прежде всего, на транспорте и туризме. В последние годы активно развивается торговля деловыми услугами. Как в национальном экспорте, так и в импорте существенную долю занимают, инжиниринг, услуги в технических областях. Возрастает роль консалтинговых и маркетинговых услуг. В то же время в структуре национального экспорта практически отсутствуют управленческие, юридические, аудиторские, некоторые виды компьютерных услуг.
Развитие транспортного комплекса Узбекистана в его взаимодействии с внешнеэкономическим комплексом предполагается по следующим направлениям:
- рост конкурентоспособности национальных транспортных операторов на мировом транспортном рынке и, в первую очередь, на рынке перевозок узбекских экспортно-импортных грузов;
- использование преимуществ географического положения Узбекистана в Центральной Азии для организации транзитных транспортных коридоров Восток-Запад, Север-Юг;
- создание прямых транспортных путей для транспортировки экспортной продукции на мировой рынок, с целью сокращения расходов на транзит и избегания других осложнений экономического и неэкономического характера.
Международные транспортные коридоры формируются для развития и улучшения как грузового, так и пассажирского международных сообщений.
Итак, в сложном интегрированном мире Республика Узбекистан утверждает себя как суверенное независимое государство, реализуя собственную модель эволюционного поэтапного вхождения в мировое экономическое сообщество. Этапами этого большого и непростого пути является интеграция в Центральной Азии, в СНГ, а затем и на более обширном геополитическом пространстве евразийского континента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалов Р. Транспортная логистика. Новейшие технологии построения эффективной системы доставки. М.: Вершина, 2007. 384 с.
2. Бродецкий Г.Л. Моделирование логистических систем. Оптимальные решения в условиях риска. М.: Вершина, 2006. 376 с.
3. Миротин Л.Б., Бульба А.В., Демин В.А. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов. М.: Феникс, 2009. 416 с.
Саматов Рустам Г аффарович -
исследователь кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» Ташкентского автомобильно-дорожного института
Rustam G. Samatov -
researcher,
Head: Operation of the motor transport, Tashkent Automobile and Road Institute
Статья поступила в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13