Научная статья на тему 'ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ЕВРОАЗИАТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (ЕАЭС)'

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ЕВРОАЗИАТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (ЕАЭС) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИГОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бублик Григорий, Абдуганиев Абдуманноп

В статье рассматриваются различные подходы к вопросу возможного вхождения Республики Узбекистан в Евразийский экономический союз, с оценкой выгоды, позитивных и отрицательных последствий. В числе положительных факторов наиболее часто отмечают то, что открываются новые перспективы активизации и расширения сотрудничества с зарубежными странами, упрощаются процедуры во взаимной торговле и можно добиться значительного увеличения внешнеторгового оборота страны. Особо подчеркивается, что окончательное решение о вхождении Республики Узбекистан в ЕАЭС должно обеспечить соблюдение главного принципа внешней политики - приоритет национально-государственных интересов Узбекистана. В этом вопросе необходимо исходить прежде всего из интересов народа страны, опираясь на его мнение. Интеграция Узбекистана в мировую экономику повышает роль железнодорожного транспорта в решении задачи снижения транспортных и логистических издержек и повышения конкурентоспособности узбекских товаров на мировом рынке. В этой связи предлагается использовать в организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте полигонные технологии. Раскрывается суть новой технологии, требования к разработке графика движения поездов, определению рациональных границ полигонов, изменению системы управления отдельными хозяйствами железнодорожного транспорта, а также указывается основные преимущества новой модели организации перевозочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бублик Григорий, Абдуганиев Абдуманноп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAILWAYS OF UZBEKISTAN IN THE EAEU

This article discusses various approaches to the issue of the possible entry of the Republic of Uzbekistan into the Eurasian Economic Union, with an assessment of the benefits, positive and negative consequences. It is often noted that positive factors will open new prospects for activization and expansion of collaborations, also it will facilitate the procedures in mutual trade and significant increase in the flow of country’s foreign trade can be achieved. Final decision of entering of Uzbekistan to EAEU must be on the basis of following of all the main principles of foreign policy-the priority is given to national and state interests. This matter must be implemented taking into consideration of country’s citizens interests and their opinion. The integration of Uzbekistan to the world economy increases the role of railway transport in solving the problem of reducing transport and logistics costs and increasing the competitiveness of Uzbek goods in the world sed to use ground technology in the transportation process of railway transport land fill technology. The essence of the new technology, the requirements for the development of a train schedule, the definition of rationed boundaries of ground changes in the railway transport management system, are revealed in this article. Moreover, main advantages of a new model of organizing the transportation process are indicated.

Текст научной работы на тему «ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ЕВРОАЗИАТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (ЕАЭС)»

RAILWAYS OF UZBEKISTAN IN THE EAEU

Grigorii BUBLIK, Candidate of Economic sciences, Associate Professor,

Abdumannop ABDUGANIEV, Teacher

Tashkent Institute of Railway Engineers

1, Adilkhozhaev st., Tashkent, 100167, Uzbekistan

Tel. +998 (71) 299-06-40

Abstract. This article discusses various approaches to the issue of the possible entry of the Republic of Uzbekistan into the Eurasian Economic Union, with an assessment of the benefits, positive and negative consequences. It is often noted that positive factors will open new prospects for activization and expansion of collaborations, also it will facilitate the procedures in mutual trade and significant increase in the flow of country's foreign trade can be achieved. Final decision of entering of Uzbekistan to EAEU must be on the basis of following of all the main principles of foreign policy-the priority is given to national and state interests. This matter must be implemented taking into consideration of country's citizens interests and their opinion. The integration of Uzbekistan to the world economy increases the role of railway transport in solving the problem of reducing transport and logistics costs and increasing the competitiveness of Uzbek goods in the world sed to use ground technology in the transportation process of railway transport land fill technology. The essence of the new technology, the requirements for the development of a train schedule, the definition of rationed boundaries of ground changes in the railway transport management system, are revealed in this article. Moreover, main advantages of a new model of organizing the transportation process are indicated.

Keywords. Transport and logistics costs, transit potential, economic integration, transportation process, regional management

УЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙУЛЛАРИ- ЕВРООСИЕ ЩТИСОДИЙ ИТТИФОЦ ШАРОИТИДА

Григорий БУБЛИК, и.ф.н., доцент Абдуманноп АБДУГАНИЕВ, укитувчи Тошкент темир йул мухандислари институти 100167, Узбекистан, Тошкент, Одилхужев куч.,1 Тел.+998(71) 299-06-40

Аннотация. Маколада Узбекистан Республикасининг Евросие иктисодий иттифокига (ЕОИИ) кириши масаласига оид турли хил ёндашувлар куриб чикилиб, унинг фойдалари, ижобий ва салбий окибатлари бахоланади. Ижобий омиллар каторида купинча янги истикболлар мавжудлиги кайд этилган. Хорижий давлатлар билан хамкорликни фаоллаштириш ва кенгайтириш, узаро савдода соддалаштирилган тартиб ва мамлакатнинг ташки савдо айланмасида сезиларли усишга эришиш мумкинлиги курсатилган. Узбекистон Республикасининг Евроосие иктисодий хамжамиятига кириши тугрисидаги якуний карор, Узбекистан давлати манфаатларининг асосий принципига мувофиклиги таъминлаши кераклиги таъкидланди. Бу масалада биринчи навбатда ташки сиёсат, миллий манфаатларнинг устуворлиги инобатга олинди. Узбекистоннинг Жахон иктисодиетига интеграциялашуви темир йул транспортининг транспорт ва логистика харажатларини камайтириш ва жахон бозорида узбек товарларининг ракобатбардошлигини оширишдаги рулини оширади. Шу муносабат билан темир йул транспортида ташиш жараёнини ташкил этишда полигон технологияларидан фойдаланиш таклиф этилади. Янги технологиянинг мохияти очиб берилди, поездлар харакатини ривожлантиришга куйиладиган талаблар, полигонларнинг рационал чегараларини аниклаш, темир йул транспортининг алохида хужаликларини бошкариш тизимидаги узгаришлар, шунингдек ташиш жараёни янги модулининг асосий афзалликлари курсатилган.

Калит сузлар. Транспорт ва логистика харажатлари, транзит салохияти, иктисодий интеграция, ташиш жараёни, полигон технологиялари.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ЕВРОАЗИАТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (ЕАЭС)

Григорий БУБЛИК, к.э.н., доцент, Абдуманноп АБДУГАНИЕВ, преподаватель

Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта. Узбекистан 100167, Узбекистан, Ташкент, ул. Адылходжаева, 1 Тел. +998 (71) 299-06-40

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к вопросу возможного вхождения Республики Узбекистан в Евразийский экономический союз, с оценкой выгоды, позитивных и отрицательных последствий. В числе положительных факторов наиболее часто отмечают то, что открываются новые перспективы активизации и расширения сотрудничества с зарубежными странами, упрощаются процедуры во взаимной торговле и можно добиться значительного увеличения внешнеторгового оборота страны. Особо подчеркивается, что окончательное решение о вхождении Республики Узбекистан в ЕАЭС должно обеспечить соблюдение главного принципа внешней политики - приоритет национально-государственных интересов Узбекистана. В этом вопросе необходимо исходить прежде всего из интересов народа страны, опираясь на его мнение. Интеграция Узбекистана в мировую экономику повышает роль железнодорожного транспорта в решении задачи снижения транспортных и логистических издержек и повышения конкурентоспособности узбекских товаров на мировом рынке. В этой связи предлагается использовать в организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте полигонные технологии. Раскрывается суть новой технологии, требования к разработке графика движения поездов, определению рациональных границ полигонов, изменению системы управления отдельными хозяйствами железнодорожного транспорта, а также указывается основные преимущества новой модели организации перевозочного процесса.

Ключевые слова. Транспортно-логистические издержки, транзитный потенциал, экономическая интеграция, перевозочный процесс, полигонные технологии.

1. ВВЕДЕНИЕ

В мире процесс экономической интеграции находится в постоянном развитии. Примером тому являются страны СНГ. Узбекистан находится на пути вступления в Евразийский союз.

В Послании Олий Мажлису Президент Республики Шавкат Мирзиёев особо подчеркнул необходимость расширения экономической интеграции, отметив, что сегодня 80 процентов наших внешнеторговых грузов перевозится транзитом через Россию, Казахстан и Кыргызстан. При этом 50 процентов экспорта готовой продукции, а по некоторым позициям - свыше 80 процентов приходится на долю этих стран [1].

Учитывая, в частности это обстоятельство, в настоящее время изучается вопрос налаживания взаимодействия Узбекистана с Евразийским экономическим союзом.

2. ВСТУПЛЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА В ЕАЭС

В средствах массовой печати активно обсуждается эта проблема с разных позиций: какие выгоды, позитивные и отрицательные последствия. В частности, отмечается, что при вступлении в ЕАЭС экономика Узбекистана могла бы получить многие плюсы [2-4, 19]:

• новые рынки сбыта, что повысит потенциал экспорта узбекской продукции за счет снижения транспортных издержек, оптимизации нетарифных барьеров и возможного участия в госзакупках стран -членов ЕАЭС;

• новые возможности в транспортно-логистической сфере, что приведет к возможному росту железнодорожных перевозок в экспортно-импортном сообщении на 10-15 процентов и снижению доли транспортной составляющей в конечной стоимости экспортируемых и импортируемых товаров;

• ожидается взаимное укрепление экономики Узбекистана с другими странами ЕАЭС;

• будут решены ряд проблем в области трудовой миграции Узбекистана, повышение конкурентоспособности трудовых мигрантов республики и их социальная защита, решаются многие вопросы в сфере образования и др.

Наряду с этим в обязательном порядке необходимо учитывать также возможные негативные факторы от вступления в ЕАЭС, в первую очередь, слабость отдельных отраслей экономики Узбекистана и их предприятий, а, следовательно, смогут ли они быть конкурентоспособными на общем пространстве ЕАЭС.

Активизация проработки вопросов участия Узбекистана в экономических интеграционных объединениях также исходит из необходимости создания условий, при которых будут реализованы приоритетные направления развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. В частности, речь идет о либерализации и об укреплении экспортной деятельности, диверсификации структуры и географии экспорта, расширения и мобилизации экспортного потенциала отраслей экономики и территорий. В этой связи автор [3] делает вывод, что экономическая интеграция, в том числе с ЕАЭС помимо модернизации инфраструктуры и согласования тарифов, позволит Узбекистану:

• устранить нетарифные барьеры в торговле, включая упрощенные процедуры пересечения границы;

• более эффективно реализовать национальные инвестиционные программы;

• повысить привлекательность Узбекистана для высококвалифицированных специалистов через упрощение мобильности, взаимное признание профессиональных и академических квалификаций;

• преодолеть региональный дефицит кадров и помочь работникам переехать в места с самым высоким потенциалом создания рабочих мест;

• воспользоваться возможностями, открывающимися в связи с цифровой революцией.

Однозначно экономическая интеграция может быть ключом не только к росту экономики, но и более высокому уровню жизни, к чему и стремится Узбекистан.

Академик АН Узбекистана Н. Алимбеков отмечает: принимая во внимание конкретные результаты и огромные перспективы взаимовыгодного узбекско-российского сотрудничества, реализация идеи вступления Узбекистана в ЕАЭС создает благоприятные возможности для улучшения условий жизнедеятельности населения и решения насущных социально-экономических проблем региона [4].

По мнению депутата Олий Мажлиса Э. Холбутаева, полноценное участие Республики в Евразийском экономическом союзе даст возможность снизить стоимость транспортировки грузов Узбекистана на 30 процентов, привлечь новые транзитные потоки, позволит увеличить общий объем транзита грузов в два раза

[5].

Важно также подчеркнуть, что в Декларации о стратегическом экономическом сотрудничестве государств-участников Содружества независимых государств, принятой на саммите СНГ в столице Туркменистана 11 октября 2019 года, подчеркивается, что одним из самых приоритетных направлений деятельности государств-участников СНГ, являются [6]:

• развитие взаимодействия в области транспорта - одного из важнейших элементов мировой экономики, в том числе развитие и повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров, проходящих через территории государств-участников СНГ;

• создание разветвленной и безопасной международной транспортной инфраструктуры с учетом интересов всех стран региона и при участии международных организаций:

• реализация крупных международных и региональных проектов в сфере транспорта и инфраструктуры, направленных на развитие межрегиональных связей на пространстве СНГ и реализацию транзитного потенциала Содружества, позволяющих вывести экономическое и торговое сотрудничество между государствами-участниками СНГ и третьими странами на качественно новый уровень, придать мощный импульс межрегиональным связям на долгосрочную перспективу, заложить фундамент архитектуры нового геоэкономического пространства на Евразийском континенте.

При всех, в основном положительных оценках возможного вступления Узбекистана в Евразийский экономический союз, Узбекистан примет решение только после глубокого анализа возможных «минусов» и «плюсов», «за» или «против» вступления или невступления в ЕАЭС. Только по итогам такой серьезной и основательной работы, сопровождаемой предельной открытостью, можно будет прийти к выработке оптимального для страны решения по вопросу вступления в ЕАЭС.

При этом окончательное решение должно обеспечить соблюдение главного принципа внешней политики - приоритет национально-государственных интересов Узбекистана. И как подчеркнул Президент страны, выступая 24 января 2020 года с Посланием к Олий Мажлису, «безусловно, в этом серьезном вопросе мы будем исходить прежде всего из интересов нашего народа, опираясь на его мнение» [1].

Представляет также интерес подход к рассматриваемой проблеме первого заместителя директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан А. Неъматова. Выступая в печати [19], автор статьи, как и другие участники дискуссии, отмечает, прежде всего, ряд положительных ключевых факторов в пользу вступления Узбекистана в ЕАЭС:

• открываются новые возможности в расширении экспортного потенциала. Это тем более важно, что в ближайшие годы ожидается значительный рост объема ВВП, который может увеличиться до 100 миллиардов долларов. что, в свою очередь, вызовет поиски новых рынков сбыта товаров республики;

• тесное взаимодействие с ЕАЭС будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Узбекистана и приток в значительно больших размерах инвестиций в экономику нашей страны;

• использование транспортно-коммуникационных систем ЕАЭС обеспечит кратчайшие маршруты между Европой и Азией, выход к рынкам и морским путям Ближнего и Среднего Востока, Китая, России и стран Европы. В результате расходы при транзите грузов через железнодорожные пути стран ЕАЭС могут быть сокращены на 220 миллионов долларов и тем самым будет повышена конкурентоспособность товаров Узбекистана на мировом рынке. Одновременно за счет упрощения таможенных процедур, формирования прозрачных тарифов и открытия новых маршрутов транзитный потенциал Узбекистана можно увеличить более чем в 2 раза по сравнению с нынешним объемом;

• налаживание более тесного сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС, участниками которого достигнута договоренность о создании к началу 2025года единого энергетического рынка, позволит обеспечить растущие потребности в топливно-энегетических ресурсах по внутренним ценам ЕАЭС;

• будет также обеспечена социальная и правовая поддержка трудовых мигрантов Республики Узбекистан.

В качестве возможных минусов и издержек от вступления Узбекистана в ЕАЭС автор называет вероятность жесткой конкуренции с крупными компаниями стран ЕАЭС в ряде отраслей экономики Узбекистана, наличие нерешенных вопросов в области разных технических и тарифных барьеров в сфере торговли и др.

Новым подходом в выступлении А. Неъматова является его предложение о целесообразности изучения возможности участия Узбекистана в ЕАЭС в качестве наблюдателя. Это, по мнению автора, не ограничивает экономический суверенитет нашей страны и не предполагает передачу суверенных полномочий наднациональным органам ЕАЭС. И кроме того, это позволит всесторонне изучить положение дел внутри данного союза и принять решение в отношении ЕАЭС после тщательного анализа всех возможных последствий присоединения страны к этой структуре.

Статус наблюдателя, по словам автора, анализируемой статьи, позволит также:

• адаптировать национальную экономику к требованиям и правилам на пространстве ЕАЭС;

• стимулировать национальных производителей;

• обеспечить отстаивание национальных интересов.

Все перечисленное выше в свою очередь обеспечит открытый, гласный и прозрачный процесс рассмотрения вопроса о возможном вступлении Республики Узбекистан в ЕАЭС в соответствии со стратегическими и национальными интересами страны [19].

Однако независимо от исхода решения вопроса о вступлении Республики Узбекистан в Евразийский экономический союз, процесс интеграции страны в мировую экономику приобретает все большие масштабы, что в свою очередь повышает роль железнодорожного транспорта в решении задачи снижения транспортно-логистических издержек на основе, в первую очередь, оптимизации перевозочного процесса, это, наряду с совершенствованием тарифной политики, будет также способствовать более полному использованию транспортно-транзитного потенциала страны, привлечению в больших размерах транзитных грузопотоков и повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке.

Кстати, транспортно-транзитный потенциал Узбекистана в настоящее время задействован далеко не в полной мере. Согласно оценкам международных экспертов, транзитный потенциал Узбекистана может быть увеличен с нынешних 7 миллионов до 16 миллионов тонн, а за счет реализации региональных проектов - до 23 миллионов тонн к 2030 году [21].

С этих позиций представляют особый интерес полигонные технологии организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.

В чем их сущность и преимущества?

3. ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПОЛИГОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Исходя из опыта работы российских железных дорог, сущность полигонных технологий состоит, прежде всего, в том, что осуществляется переход от региональных принципов управления, планирования и организации движения поездов к полигонной модели управления перевозками, что коренным образом меняет существующую модель перевозочного процесса. Ключевой принцип работы в новых условиях - унификация параметров технологий, инфраструктуры, исключение противоречий на границах железных дорог.

Под полигоном в данном случае понимается укрупненная часть сети железных дорог, объединенная по технологическим принципам (зарождение-погашение грузопотоков, обеспечение тягового обслуживания, логистическое управление подводов к межгосударственным стыковым пунктам и др.) в целях унификации технологических и инфраструктурных параметров перевозочного процесса, обеспечения единого сквозного планирования, управления эксплуатационной работой и выполнения ремонтных и строительно-монтажных работ [7].

Расписание движения грузовых поездов определяется нормативным графиком движения поездов, который ежегодно разрабатывается региональными железными дорогами с учетом заданных параметров по межгосударственным стыкам. Разработанный нормативный график позволит обеспечить непрерывность движения поездов по времени. При этом построение прогнозных графиков разбивается на участки. Границами участков будут крупные технические железнодорожные станции, имеющие обязательные технические стоянки и достаточное путевое развитие. Последнее необходимо для обеспечения функции демпфирования потоков поездов при их пропуске с разных направлений.

Полигонная технология управления движением требует формирования прогнозного графика непрерывного действия и согласованного по всему железнодорожному полигону. Механизм построения прогнозных графиков реализуется с помощью аппаратно-программного комплекса (АПК) «Эльбрус», который позволяет формировать непрерывные графики на весь полигон системы [20].

Для обеспечения междорожного взаимодействия при построении сквозных графиков по всему полигону в АПК «Эльбрус» предусмотрен механизм обмена данными между дорогами. При этом обеспечивается обмен данными по условиям пропуска и подхода поездов. Автоматически будут передаваться на согласование сквозные графики. Протокол взаимодействия дорог автоматически сохраняется в базе данных «Эльбрус» и используется для анализа и контроля выполнения принятого регламента разработки прогнозного графика.

Опыт использования АПК «Эльбрус» на примере Западно-Сибирской, Свердловской, Южно-Уральской железных дорог Российской Федерации показывает, что изолированный участок прогнозного графика движения поездов по протяженности не должен быть более 600-800 километров. Особенно это актуально, если на таком участке происходит междорожное взаимодействие. Немало важное значение имеет определение рациональных границ полигонов управления перевозочным процессом.

Авторы [15], анализируя факторы влияния при условии перехода на полигонную систему управления эксплуатационной работой, предлагают учитывать следующие основные критерии определения границ полигонов:

1. Обеспечение технологической завершенности процесса перевозок по организации и продвижению вагоно- и поездопотоков в пределах полигонов.

2. Создание оптимальной системы построения участков обращения локомотивов и участков работы локомотивных бригад в пределах полигонов управления перевозочным процессом, что создает наилучшие условия для эффективной организации работы локомотивов и локомотивных бригад.

3. Оптимизация разработки и выполнения планов ремонтно-строительных работ.

4. Обеспечение оптимальных условий для работы крупных выгрузочных районов и прилегающих к ним подходов.

5. Создание оптимальных условий для выполнения железнодорожным транспортом социальных функций, связанных с организацией пассажирских перевозок во всех видах сообщений.

Переход на полигонные технологии вызовет изменения, прежде всего, в управлении хозяйством движения и локомотивным комплексом. В то же время появляются возможности для снижения потерь в инфраструктурном комплексе.

Использование полигонных технологий в вагонном хозяйстве позволит значительно повысить уровень безопасности движения за счет выявления пред отказного технического состояния подвижного состава [14].

Одним из преимуществ полигонной технологии управления перевозками является возможность обеспечения благоприятных условий для повышения массы грузовых поездов, поскольку весь маршрут следования значительной части тяжеловесных поездов оказывается в зоне управления единого подразделения.

При организации движения на укрупненном полигоне создаются также благоприятные условия и для удлинения участков оборота локомотивов.

При этом необходимо будет учитывать, что работа по новой технологии - это не просто расширение географии перевозок. Изменение условий организации работы крупных сетевых направлений потребует выполнения детального анализа эксплуатационной деятельности на полигонах в целях решения задачи определения технологических мер и мер по развитию действующей системы оперативного управления [18 ].

Применительно к условиям вхождения Узбекистана в ЕАЭС организация перевозочного процесса на железных дорогах на основе полигонной технологии позволит оптимизировать и сбалансировать схемы пропуска транзитного вагонопотока через вновь построенную линию Ташгузар - Байсун - Кумкурган на Афганистан, а также Узбекистан - Кыргызстан - Китай через Ангрен - Пап.

С вступлением Республики Узбекистан в состав ЕАЭС товарооборот между странами - участницами Союза несомненно возрастет, а практика формирования блок-поездов и их эксплуатация в условиях полигонной технологии даст широкие возможности в управлении перевозочным процессом на примере уже действующих контейнерных блок-поездов.

Естественно, внедрение полигонной технологии потребует значительной корректировки организационно-правовых документов и их использования в работе органов управления перевозками. В частности, при участии железнодорожных администраций стран-участниц ЕАЭС потребуется разработать единый технологический процесс, где необходимо будет предусмотреть границы полигонов, необходимую инфраструктуру, а также создать единый центр управления перевозочным процессом, взяв за пример Единый диспетчерский центр АО «Узбекистон темир йуллари».

4. ВЫВОДЫ

1. Узбекистан все в больших масштабах интегрируется в мировую экономику и в том числе в систему Евразийского экономического союза. Основные цели ЕАЭС - формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик, а также создание условий для стабильного роста экономик и повышение благосостояния населения государств-членов. На территории ЕАЭС активно формируется Зона свободной торговли с третьими странами.

2. Растущий потенциал данной интеграционной организации открывает широкие возможности для активации сотрудничества в различных сферах для третьих стран и прежде всего из числа государств региона Центральной Азии. В этом плане от интенсификации сотрудничества с ЕАЭС наибольшее преимущество и выгоду может получить Узбекистан, который сегодня активно проводит политику реформ по либерализации своей внешнеэкономической деятельности и заинтересован в усилении экономического потенциала.

3. В новых условиях сотрудничества Узбекистана со странами Евразийского экономического союза значительно повышается роль железнодорожного транспорта в освоении возрастающих объемов перевозок экспортно-импортных грузов.

4. При этом одновременно ставится задача оптимизации перевозочного процесса, а также снижения транспортно-логистических издержек, в первую очередь, с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. Одним из главных направлений достижения поставленных целей может быть внедрение полигонных технологий, которые являются ядром совершенствования системы управления перевозками в соответствии с требованиями рынка и ожиданиями грузовой клиентуры.

5. Естественно, переход на полигонную технологию, как отмечено выше, потребует значительной подготовительной работы по многим позициям организации перевозочной работы на Узбекских железных дорогах. Однако это будет компенсировано немалым эффектом по многим направлениям.

6. Как показывают исследования [7], организация движения поездов на полигонах, то есть новая модель перевозочного процесса позволит обеспечить оптимизацию эксплуатационной работы, даст возможность ускорить движение поездов, выстроить оптимальную логистическую технологию управления погрузкой и продвижением грузопотоков, повысить качество грузовых перевозок и снизить расходы по их осуществлению. При этом повышается уровень выполнения основных натуральных качественных показателей эксплуатационной работы и обеспечивается:

увеличение скоростей движения поездов;

^ ускорение сроков доставки грузов;

повышение качества использования локомотивного парка;

снижение времени нахождения составов и локомотивов на технических станциях и др.

7. Следует полагать, что использование полигонной технологии на новом геополитическом

пространстве с участием Узбекских железных дорог позволит обеспечить получение многих из

вышеперечисленных преимуществ и повысить в целом эффективность перевозочного процесса.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева Олий Мажлису 24 января 2020 года. «Народное слово», 25 января 2020. [ In Russian: (2020) Message from the President of the Republic of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev Oliy Majlis January 24, 2020. The People's Word].

2. К. Рафиков. Интеграционные процессы: выбор пути. К вопросу о вступлении Узбекистана в ЕАЭС. «Народное слово», 28 ноября 2020. [In Russian: K. Rafikov. (2020) Integration processes: the choice of path. On the issue of Uzbekistan joining the EAEU. The People's Word].

3. Н. Курбанбаева. Экономическая интеграция: путь к процветанию и повышению уровня жизни. «Народное слово», 24 декабря 2019/ [In Russian: N. Kurbanbaeva. Economic integration: the path to success and improving living standards. The People's Word].

4. Н. Аимбетов. Миллиардные проекты в развитии региона и страны. «Народное слово», 26 октября 2019. [In Russian: N. Aimbetov. Billion projects in the development of the region and the country. The People's Word].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Участие в ЕАЭС позволит снизить стоимость транспортировки грузов Узбекистана на 30% - Эркин Халбутаев. Available at: https://podrobno.uz/cat/uzbekistan-i-rossiya-dialog-partnerov-/uchastie-v-eaes-pozvolit-snizit-stoimost-transportirovki-gruzov-uzbekistana-na-30-erkin-khalbutaev/.

6. Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств - участников Содружества независимых государств. «Народное слово», 9 ноября 2019. [In Russian: (2019) The Declaration on Strategic Economic Cooperation of the States Parties to the Commonwealth of Independent States. People's Word]

7. Е. А. Сотников. Эффективность внедрения полигонных технологий. Железнодорожный транспорт, 2018, №3. [In Russian: E. A. Sotnikov. (2018) Efficiency of introduction of polygon technologies. Railway transport]

8. В.А.Шаров. Технология эксплуатационной деятельности производственного блока ОАО «РЖД», связанного с грузовыми перевозками/ Транспорт Российской Федерации, № 5, 2010. [In Russian: V.A. Sharov. Technology of operational activities of the pro duction block of JSC Russian Railways related to freight transportation / Transport of the Russian Federation]. Available at:

https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-ekspluatatsionnoy-deyatelnosti-proizvodstvennogo-bloka-oao-rzhd-svyazannogo-s-upravleniem-perevozkami/viewer.

9. А.Т. Осминин. Научные подходы к расчету границ полигонов управления перевозочным процессом и реализации полигонных технологий/ Бюллетень ОУС ОАО «РЖД», № 2, 2017. С.42-56. [In Russian: A.T. Osminin. Scientific approaches to the calculation of the borders of the regions of the transportation process management and the implementation of regional technologies / Bulletin of the OSA of JSC Russian Railways].

10. Лапидус Б. М., Мишарин А. С., Махутов Н. А., Фомин В. М., Зайцев А. А., Мачерет Д. А. О научной платформе стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2050 года/ Бюллетень ОУС ОАО «РЖД», № 2, 2017. С.1-20. [In Russian: Lapidus B.M., Misharin A.S., Makhutov N.A., Fomin V.M., Zaitsev A.A., Macheret D.A. On the scientific platform of the strategy for the development of railway transport in Russia until 2050 / Bulletin of the GC of JSC Russian Railways].

11. Осьминин А. Т. О научно-практических проблемах повышения пропускных и провозных способностей линий / Бюллетень ОУС ОАО «РЖД», № 1, 2018. С.37-48. [In Russian: Osminin A. T. (2018) On the scientific and practical problems of increasing the throughput and carrying capacity of lines / Bulletin of the OAS of JSC Russian Railways].

12. А.А. Власенский. Новая структура управления тяговыми ресурсами. Железнодорожный транспорт, 2014, №3. [In Russian: A.A. Vlasensky. (2014) New traction resource management structure. Railway transport].

13. А.Т. Осьминин, Е. А. Сотников. Основные факторы и условия перехода на полигонную систему управления. Железнодорожный транспорт, 2017, №5. [In Russian: A.T. Osminin, E.A. Sotnikov. (2017) The main factors and conditions for the transition to a regional management system. Railway transport].

14. В.Н. Голоскоков. Полигонные технологии открывают новые возможности. Железнодорожный транспорт, 2017, №6. [In Russian: V.N. Goloskokov. (2019) Polygon technologies open up new possibilities. Railway transport].

15. А.Т. Осьминин, Е.А. Сотников, А.Н. Баушев. Определение границ полигонов управления перевозками. Железнодорожный транспорт, 2017, №6. [In Russian: A.T. Osminin, E.A. Sotnikov, A.N. Baushev. (2017) Defining the boundaries of transportation control polygons. Railway transport].

16. А.Л. Кужель, И.Н. Шапкин, А.Н. Вдовин. На основе полигонных технологий управления перевозочным процессом. Железнодорожный транспорт, 2018, №6. [A.L. Kuzhel, I.N. Shapkin, A.N. Vdovin. (2018) Based on regional transportation management technology. Railway transport].

17. В.А. Шаров. Развитие системы управления железными дорогами в условиях полигонных технологий. Железнодорожный транспорт, 2018, №7. [In Russian: V.A. Sharov. (2018) Development of the railway management system in the conditions of regional technologies. Railway transport].

18. К.П. Шенфельд, Е.А. Сотников, П.С. Холодняк. Повышение эффективности работы полигонов. Железнодорожный транспорт, 2019, №3. [In Russian: K.P. Schoenfeld, E.A. Sotnikov, P.S. (2019) Holodnyak. Improving the efficiency of the regions]

19. А. Неъматов. Детально изучить, прежде чем принять правила игры. «Народное слово», 18 февраля 2020. [In Russian: A. Nematov. (2020) Study in detail before accepting the rules of the game. The People's Word].

20. В.Ю. Кирякин. Реализация полигонной технологии с использованием АПК «Эльбрус»/ Железнодорожный транспорт, 2017, №10. [In Russian: V.Yu. Kiryakin. (2017) The implementation of regional technology using the agricultural complex "Elbrus". Railway transport].

21. Критически проанализировать положение дел в транспортной сфере. « Народное слово», 29 января 2020. [In Russian: (2020) Critically analyze the situation in the transport sector. The People's Word].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.