УДК 656.21 2.5.073
Оценка факторов, влияющих на экспортный потенциал Республики Узбекистан
Е. К. Коровяковский, М. Б. Сабуров, Ш. Х. Султонов
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
Для цитирования: Коровяковский Е. К., Сабуров М. Б., Султонов Ш. Х. Оценка факторов, влияющих на экспортный потенциал Республики Узбекистан // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2021. - Т. 18. - Вып. 1. - С. 132-142. Б01: 10.20295/1815-588Х-2021-1-132-142
Аннотация
Цель: Оценка и анализ факторов, влияющих на экспорт Узбекистана и создание онлайн-трейд платформы по доставке экспортируемых товаров. Методы: Применяются методы системного анализа, диаграмма анализа корневых причин при экспорте грузов. Результаты: Построена структура экспорта и торговых отношений Республики Узбекистан со странами мира. Проанализированы и оценены факторы, влияющие на экспорт из Узбекистана, построены диаграммы «Исикавы». Разработаны целевая функция и онлайн-трейд платформа по доставке экспортируемых товаров. Практическая значимость: Рассмотренные корневые анализы и выявленные факторы, влияющие на экспорт из Узбекистана, а также предлагаемый онлайн-трейд платформа по доставке экспортируемых товаров дают возможность увеличить экспорт сельскохозяйственных и текстильных товаров на 20 % и более, а также повысить экспорт республики до уровня импорта с уменьшением сальдо между экспортом и импортом.
Ключевые слова: Внешний торговый оборот, фактор, влияющий на экспорт, онлайн-трейд платформа по доставке экспортируемых товаров, перевозочная услуга, транспортно-операторская компания.
Введение
В процессе углубленной глобализации, интеграции и стремлении вхождения Узбекистана в Евразийский экономический союз и Всемирную торговую организацию осуществляется переход сельскохозяйственных и текстильных секторов к кластерным производствам, что, в свою очередь, требует использования инновационных подходов к транспортным системам, научного обоснования и разработки новых технологий по поставке товаров, производимых в республике на экспорт.
По итогам 2019 г. внешнеторговый оборот Узбекистана составил 42,2 млрд долл. и вырос
на 8,7 млрд долл., или на 26,2 %, по сравнению с 2018 г. Экспорт отечественных товаров и услуг в зарубежные страны увеличился на 3,9 млрд долл., или на 28 %, к 2018 г. и составил 17,9 млрд долл., а импорт на 4,8 млрд долл., достигнув отметки в 24,3 млрд долл., что на 25 % больше, чем в 2018 г. [1].
Структура экспорта Республики Узбекистан представлена на рис. 1. Из него видно, что значительная доля экспорта страны приходится на изделия из драгоценных и полудрагоценных металлов (28,5 % от совокупного объема экспорта) и услуги (19,9 %). Исходя из этого, в настоящее время Узбекистан осуществляет торговые отношения более чем со 181 страной
Рис. 1. Структура экспорта Республики Узбекистан
Рис. 2. Торговые отношения Республики Узбекистан со странами мира
мира. Из рис. 2 следует, что наибольший объем внешнеторгового оборота связан с Китаем -18,1 %, Россией - 15,7 % и Казахстаном - 8 %.
Среди 20 крупных стран-партнеров по внешнеэкономической деятельности наблюдается активный баланс внешней торговли (млн долл.) с пятью странами: Афганистан - 424,2, Кыргызстан - 423,7, Таджикистан - 104, Франция -44 и Иран - 6,1. По остальным 15 странам сохраняется пассивный баланс внешнеторгового оборота [2].
По вышеперечисленным показателям (см. рис. 1) видно, что сальдо между экспортом и импортом составляет 6,4 млрд долл., а среди экспортируемых товаров больше 50 % приходится на сырье, меньше 20 % - на готовую сельскохозяйственную и текстильную продукцию, в которой республика имеет огромный потенциал.
Тема научного изучения экспорта и его транспортной обеспеченности является актуальной, однако в настоящее время в экспорте то-
варов в Республике Узбекистан по причине отсутствия онлайн-трейд платформы и свободной конкуренции в транспортном секторе задействованы многие посредники, т. е. перекупщики, что, естественно, приводит к увеличению срока доставки, удорожанию товара и снижению конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.
Обзор работ по изучаемым вопросам
Вопросам анализа и оценки влияющих факторов на экспорт, создания электронных рынков, совершенствования операторских услуг и конкуренции в сфере транспорта посвящены работы многих ученых, однако большинство из них раскрывают отдельные аспекты проблемы, не учитываются местные условия и не предложены универсальные механизмы оценки [3-7 и др.]. Например, в [3] описаны проблемы логистической инфраструктуры России и факторы, влияющие на проблемы при экспорте зерна, проведен анализ экспорта зерна и указаны направления решения проблемы.
Авторы [4] рассматривают потребность операторских компаний при развитии перевозочных услуг на железнодорожном транспорте, а также их совершенствование и в результате разработали классификационные признаки компаний-операторов. Также в [5] изучены актуальные вопросы развития рынка операторских услуг на железнодорожном транспорте, обоснована передача вагонного парка частным операторам для формирования конкурентоспособности на рынке транспорта, выявлены негативные факторы, такие как средний возраст грузовых вагонов, дефицит подвижного состава и отсутствие эффективного регулирования рабочего парка, которые влияют на оптимальность операторской деятельности.
В [6] предложен единый цифровой рынок Евросоюза (ЕЦР) с помощью следующих блоков:
1-й блок: облегчение доступа потребителей и бизнеса к товарам и услугам через Интернет в пределах всего ЕЦР;
2-й блок: создание благоприятных условий для развития цифровых сетей и услуг;
3-й блок: содействие максимальному росту потенциала европейской цифровой экономики.
Исходя из этого, были перечислены 16 под-блочных факторов, влияющие на ЕЦР. Обосновано, что ЕЦР дает возможность равноправного доступа по каждому элементу экономики, в том числе в транспортном секторе.
В работе [7] произведена систематизация операторских компаний железнодорожного подвижного состава и показана необходимость создания параметров информационного взаимодействия на базе единого сетевого технологического процесса. Разработана классификация операторов железнодорожного подвижного состава и на основе этого определен наиболее доходный сектор рынка железнодорожных перевозок.
Обзор научных работ показал, что создание онлайн-трейд платформы (или ЕЦР) и конкуренция в транспортном секторе, а также факторы, влияющие на экспорт товаров, связаны с местными условиями каждого государства.
Анализ и оценка факторов, влияющих на экспорт
В настоящее время на экспортный потенциал Республики Узбекистан во многом оказывают влияние такие факторы как поиск экспорто-ориентированных товаров, отсутствие базы данных о транспортно-операторской деятельности (далее - операторы), таможенные процедуры (оформления), сертификация товаров и др. (рис. 3).
Первый фактор - поиск экспортоориенти-рованной продукции. Поиск продукции, ориентированной на экспорт в Узбекистане, является серьезной проблемой. С развитием современных информационных технологий в Узбекистане отсутствуют соответствующие онлайн-трейд платформы, отвечающие современным требованиям. Другими словами, проблема в том, что нет оптовых и розничных рынков для онлайн-трейд платформы товаров, производимых в Узбекистане.
00 00
оо
оп оо оо X
го
Л) ^
=1
—I
<
=1
п
УРОВЕНЬ ХИМИЧЕСКИХ ПЕСТИЦИДОВ
ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
СТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ
ПОИСК ЭКСПОРТА, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ПРОДУКЦИЮ
Недостаточность знания
нормы химических пестицидов зарубежных стран фермерами
Современное оборудование на гюгран. и таможенных постах
Время
Недостаточность знания
нормы синтетиков в текстильных товарах
Стоимость
Недостаточность современных погрузочно-разгрузочных машин
Цена запасных частей транспортных средств
Зарплаты работников, \ участвующих в перевозках
Бюрократия
Время поиска товаров
Онлайн-доступность
Количество требуемых .документов на оформление
Затраты на периодические ремонты транспортных средств Монополия при образовании \ тарифов на авиа- и ж.-д. транспорте
\ Недостаточность современных _складов_
| Затраты поиска товаров
Недоступность информации о товарах
Время сертификации
Стоимость сертификации
Бюрократия Онлайн-доступность
Количество требуемых документов
Стоимость
Качество
Монополия
Бюрократия
Государственное регулирование
Монополия на авиа-и ж.-д. транспорте
Онлайн-доступность на транспорте
База о таможенных складах
База о изотермических складах
О
СП
В
го
X
л ^
X
го
Г) А
ш
ш X
X "О
го Е го л
о
СЕРТИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ
ТОПЛИВНЫЙ РЕСУРС
ОТСУТСТВИЕ БАЗЫ ДАННЫХ О ТРАНС ПОРТНО-ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рис. 3. Схема Исикавы, характеризующая факторы, влияющие на экспорт
оо оп
Существующие социальные группы, каналы, не являются общественной платформой на мировом уровне и в данном случае решением проблемы. Например, учитывая обстоятельства страны, где нет прямой связи между предпринимателем и фермером, который выращивает урожай, отсутствует информация в электронном виде о выращиваемой сельхозпродукции [8, 9].
К примеру, на рис. 4 показана примерная схема доставки аграрных и текстильных товаров за границу, в которой с учетом местных условий участвуют очень много перекупщиков. Они покупают товар от одного участника логистической цепи доставки и продают следующему участнику (местному оптовому покупателю, оптовому покупателю за границей или транспортной компании), что естественно приводит к увеличению цены товара. Из логической цепи вытекает, что продавцы должны иметь возможность предлагать на мировом рынке продукты, конкурентоспособные по цене и качеству, и для развития экспорта необходимо построение современной цифровой рыночной инфраструктуры.
Из рис. 4 следует, что в настоящее время нужен конструктивный инновационный подход, который объединит производителей, экспортеров и покупателей во всех областях.
Второй фактор - отсутствие базы данных
0 транспортно-операторской деятельности. На практике экспортеры пользуются услугами транспортных компаний для отправки закупленного товара. В Узбекистане насчитываются около 5-8 тыс. грузовых автомобилей, примерно 19 тыс. грузовых вагонов, что не считается достаточным рыночным парком, для того чтобы отправить на экспорт примерно 25 млн т сельхозпродукции. Это означает, что в республике слабо развит рынок поставщиков для предпринимателей [10, 11].
Третий фактор - стоимость перевозок. На
1 января 2021 г. самая низкая цена перевозки 1 т груза за километр составляет примерно 1,5 долл. В эту цену включена не только стоимость доставки до пункта назначения, но и стоимость возвращения из него. При наличии онлайн-трейд
платформы для экспортеров, имеющей функции работы в формате, подобном Яндекс-такси, цена могла бы уменьшиться в 2 раза. При онлайн-трейд платформе вернуть груз под заказ в обратном направлении также было бы возможно дешевле. Это немаловажная проблема, с которой сталкиваются экспортеры [12].
Четвертый фактор - топливный ресурс (высокая стоимость дизельного топлива в Узбекистане). Дизельное топливо и авиакеросин являются обязательными для современных транспортных средств, однако стоимость данного вида топлива выше, чем в соседних странах. Так, в Туркмении дизельное топливо дешевле примерно в 2-3 раза, в Казахстане - на 1,5-2 раза, в Кыргызстане - на 50 %, в Таджикистане - на 10 %, чем в Узбекистане, что тоже влияет на увеличение провозной платы экспортируемых товаров относительно импортируемых. Это означает, что проблема цен на дизельное топливо может быть каким-то образом связана с монополией. Импортеры по-прежнему будут покупать дизельное топливо из соседних стран.
Пятый фактор - таможенные процедуры (оформления). В индексе эффективности логистики по таможенным процедурам Узбекистан в 2018 г. занял 140-е место среди 167 стран [13]. Это означает, что таможенное оформление, таможенная очистка и пересечение границы транспортных средств не выполняются в достаточном режиме. Из-за сложности таможенного оформления увеличивается простой грузовых транспортных средств. Необходимо упростить таможенные оформления, снизить стоимости, дать максимальный допуск оформления в режиме онлайн и переоборудовать пограничные посты и таможенные склады современными технологиями.
Шестой фактор - сертификация товаров.
Эта процедура связана с выдачей сертификатов о стране происхождения, сертификатов соответствия, карантинных сертификатов, фитосани-тарного сертификата на сельскохозяйственную продукцию и др. Требуется упростить сертификацию экспортеров путем введения новых способов. Например, в Европе и России можно по-
лучить такие сертификаты в течение 1-2 ч. Существует проблема со временем и платой за сертификацию, получение сертификатов занимает приблизительно 3-4 дня. Экспортеры в области фруктов и овощей имеют сертификат качества «Международной продовольственной службы», который является международным документом. С ним они могут продавать свою продукцию, где угодно. К сожалению, в настоящее время у Узбекистана нет такого сертификата [12].
Седьмой фактор - уровень химических пестицидов. Еще одной распространенной проблемой в последние годы в сельскохозяйственном секторе является превышение уровня химических пестицидов в некоторых продукциях. В результате возникают случаи ее недопущения в другие страны, это происходит из-за недостаточной информации о допускаемых нормах химических пестицидов в сельхозпродукции. Такие проблемы в текстильных товарах отсутствуют из-за дешевизны хлопчатобумажной ткани относительно химических синтетиков. Производители текстильных товаров предпочитают использовать 80-100 % хлопчатобумажной ткани, максимум химической синтетической ткани составляет 0-20 %.
На основе вышеперечисленных факторов, влияющих на экспорт товаров, можно привести следующую целевую функцию [14-17]:
У = f {xi, x2, x3, x4' x5' x6' x7' X8}
min,
где у - общецелевая функция, которая должна
стремиться к минимуму; х1, х2, х3, х4, х5, х6, х7, х8 - аргументы, влияющие на целевую функцию: х1 - время поиска и цена сельскохозяйственных и текстильных продуктов, х2 - время поиска
оптимального транспортного средства, х3 - стоимость перевозки, х4 - цена топливного ресурса транспортных средств, х5 - время оформления и стоимость таможенной операции, х6 - время
оформления и стоимость сертификации экспортируемых товаров, х7 - параметр уровня химических веществ в составе товара, х8 - время и
стоимость других процедур, необходимых при экспорте товара.
^
а к а
са &
и
са
м
S
5 Я
К
^
О
6
>s о
а
н о к
U
н
>S о
а &
CS &
са
S К
да
са н о о W S
k с
Л
а &
5
К
6
и S
Э
2
^
и н
о «
Э
^
О
о S Р-
Рис. 5. Схема регулирования действующего процесса экспортера товаров: научно-инновационные отрасли - отрасли, занимающиеся внедрением современной цифровизации, инновации в онлайн-трейд платформе;
ЯДРО-транспортно-операторские компании: ЯДРО-действующие: АО «Узбекистон темир йуллари» (АО «УТИ»), АО «Узбекистан хаво
йуллари» (АО «УХИ»), АО «Узпочтамп» - эти акционерные общества с единственным владельцем инфраструктуры, оператором и экспедитором соответственно на железнодорожном, воздушном транспорте и почтовой перевозки; ЯДРО-Требуемые: частные операторы на железнодорожном, автомобильном и воздушном транспорте, частные почтовые операторы; аграрный сектор - агрокластеры, фермерские хозяйства и предприятия, производящие сельхозпродукты, и государственные структуры в сельскохозяйственной отрасли; легкий промышленный сектор - хлопково-текстильные кластеры, предприятия, занимающиеся текстильным производством, и госструктуры в легкой промышленности; государственные органы, занимающиеся внешней экономической деятельностью, - это министерства иностранных дел, инвестиции и внешней торговли, таможенная служба и т. д.; денежно-платежная структура при ВЭД - банки, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью; дополнительные структуры - дополнительные государственные структуры, которые
работают с экспортером, выдающие разрешительно-удостоверяющие данные о товаре
Учитывая вышеперечисленные аргументы, требуется углубленно разработать комплексную целевую функцию, оптимизирующую время и затраты процесса экспорта.
При анализе приведенных факторов и рис. 3 выявлено, что в большинстве случаев к препятствиям при доставке экспорта товаров относятся монополия, отсутствие онлайн-доступности, недостаточная конкуренция в транспортном секторе и бюрократия. В связи с этим предлагается создать онлайн-трейд платформу (рис. 5). Она должна получить доступ к базе товаров из любой страны мира и заключать прямые контракты, т. е. экспортеры должны иметь все координаты на базе товаров и возможности прямого контакта с иностранными покупателями.
Из рис. 5 видно, что в экспортном процессе между продавцом и покупателем играют большую роль транспортные операторы, находящиеся в ядре. В ядре онлайн-трейд платформы показаны монопольные операторы на железнодорожном, воздушном транспорте и почтовой перевозке (действующие) и операторы с равноправным доступом к конкуренции на всех видах транспорта (требуемые). Предлагается, что ядро вначале действует при государственной поддержке, затем происходит постепенная передача частным операторским секторам, которые работают на более крупной платформе. Это способствует развитию конкуренции между операторами, расширению влияния операторов в мировом рынке перевозок, формированию современных национальных операторов и перевозке экспортоориентированных товаров сельскохозяйственных и текстильных кластеров.
Заключение
Действительно, экспорт, особенно сельскохозяйственной и текстильной продукции, эффективен в Узбекистане. Если отрасль хорошо управляется, она может принести огромную финансовую прибыль государству, поднимая экспорт республики до уровня импорта с уменьшением сальдо между экспортами и импортами.
Обзор научных работ и анализ влияющих факторов на экспорт показали, что создание онлайн-трейд платформы и конкуренция в транспортном секторе связаны с местными условиями каждого государства.
В экспортном процессе между продавцом и покупателем большую роль играют транспортные операторы и онлайн-трейд платформы. Предложено заменить действующих монопольных операторов на операторов, имеющих равноправные доступы к инфраструктуре всех видов транспорта, что создаст свободную конкуренцию между операторами и оптимально доставит экспортоориентированные товары на экспорт.
Более углубленные анализы и расчеты по научному обоснованию операторских компаний будут проведены в следующих научных расчетах.
Библиографический список
1. Официальная статистика. - Министерство инвестиций и внешней торговли республики Узбекистан. -URL : https://mift.uz/ru/menu/vneshne-torgoviy-oborot-Uzbekistana (дата обращения : 01.01.2021 г.).
2. Официальная статистика. - Государственный комитет Узбекистана по статистике - URL : https://www. stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika (дата обращения : 01.01.2021 г.).
3. Бекирова С. З. Проблемы российской логистической инфраструктуры экспорта сельхозпродукции (на примере экспорта зерна) / С. З. Бекирова, Р. В. Смаль-ко // Вестн. ТОГУ. - 2014. - № 2 (34). - С. 76-81.
4. Леонтов Р. Г. Формирование субъектов рынка железнодорожных услуг / Р. Г. Леонтов, В. В. Комаров, О. И. Некрасов // Вестн. ТОГУ. - 2009. - № 3 (14). -С. 115-122.
5. Гузенко Н. В. Развитие рынка операторских услуг на железнодорожном транспорте : проблемы и перспективы / Н. В Гузенко // Вестн. Томск. гос. ун-та. -2010. - № 3 (340). - С. 6-15.
6. Ревенко Н. С. Европейский союз на пути к единому цифровому рынку / Н. С. Ревенко // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2016. - Вып. 2 (39). - С. 6-15.
7. Сергеева Т. Г. Повышение конкурентоспособности транспортно-логистических компаний в условиях цифровизации / Т. Г. Сергеева, Г. И. Никифорова // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2020. - Т. 17. - Вып. 3. -С. 428-436.
8. Бутунов Д. Б. Оценка непроизводительных потерь в работе сортировочной станции / Д. Б. Бутунов, А. Г. Котенко // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2018. - Т. 15. -Вып. 4. - С. 498-510.
9. Коровяковский Е. К. К вопросу о циркуляции воздуха внутри контейнера при открытом люке под определенным углом при модификации контейнеров для перевозки скоропортящихся грузов / Е. К. Коровяковский, М. А. Хаджимухаметова // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2018. - Т. 15. - Вып. 1. - С. 47-53.
10. Хаджимухаметова М. А. Логистика экспорто-ориентированной плодоовощной продукции Узбекистана / М. А. Хаджимухаметова // Логистика : современные тенденции развития : материалы XV Между-нар. науч.-практич. конференции. - СПб. : ПГУПС, 2016. - С. 155-160.
11. Сабуров М. Б. Анализ и прогнозирование логистических показателей в Республике Узбекистан / М. Б. Сабуров, Д. Б. Бутунов // Республиканская науч.-практич. конференция с участием зарубежных ученых «Транспортная логистика, мультимодальные перевозки». Ташкент, 7-18 мая 2019 г. - Ташкент : ТашИИТ, 2019. - С. 41-45.
12. Основные задачи и направления деятельности Государственного комитета. Государственный комитет Республики Узбекистан по автомобильным доро-
гам. - URL : http://www.uzavtoyul.uz/ru/page/company. html (дата обращения : 01.01.2021 г.).
13. Официальная статистика. Всемирный банк. -URL : https://lpi.worldbank.org/international/global/2018 (дата обращения : 01.01.2021 г.).
14. Сабуров М. Б. Анализ и прогнозирование вагонного парка ГАЖК «УТЙ» / М. Б. Сабуров. - Ташкент : ТашИИТ, 2010. - 120 с.
15. Бубнов В. П. Применение информационных технологий для разработки программного продукта по автоматизации процессов моделирования конструкций вагонов на вагоностроительных предприятиях АО «Узбекистан темир йуллари» / В. П. Бубнов, Ш. Х. Сул-тонов // Вестн. ТашИИТ. - 2019. - № 2. - С. 84-92.
16. Султонов Ш. Х. Структура управляющей программы и способ для обнаружения обледенения на поверхности стрелочных переводов / Ш. Х. Султонов, Н. А. Крицкий, З. Р. Султонова // Интеллектуальные технологии на транспорте. - 2020. - № 2 (22). - С. 59-64.
17. Barausov V. A. Control software for surface ice and snow detecting device / V.A. Barausov, V. P. Bubnov, Sh. Kh. Sultonov // Proceedings of Models and Methods of Information Systems Research Workshop-2019 (MMISR-2019). - 2020. - Vol. 2556. - P. 75-79.
Дата поступления: 20.10.2020 Решение о публикации: 20.01.2021
Контактная информация:
КОРОВЯКОВСКИЙ Евгений Константинович -
д-р техн. наук, проф.; logist@pgups.ru
САБУРОВ Мардон Баходирович - аспирант;
saburov.mardonbek83@mail.ru
СУЛТОНОВ Шохрух Холмурзаевич - аспирант;
sultonovsh@yandex.ru
Assessment of factors affecting the export potential of the Republic of Uzbekistan
E. K. Korovjakovskij, M. B. Saburov, Sh. Kh. Sultonov
Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation
For citation: Korovjakovskij E. K., SaBurov M. B., Sultonov Sh. Kh. Assessment of factors affecting the export potential of the Republic of Uzbekistan. Proceedings of Petersburg State Transport University, 2021, vol. 18, iss. 1, pp. 132-142. DOI: 10.20295/1815-588X-2021-1-132-142
Summary
Objective: Assessment and analysis of factors affecting the export of Uzbekistan and the creation of an online trade platform for the delivery of exported goods. Methods: Methods of system analysis, the diagram of the analysis of root causes when exporting goods are applied. Results: The structure of export and trade relations of the Republic of Uzbekistan with the countries of the world has been constructed. The factors affecting the export from Uzbekistan are analyzed and evaluated, the "Ishikawa" diagrams are drawn. A target function and an online trade platform for the delivery of exported goods have been developed. Practical importance: The considered root analyzes and the identified factors affecting exports from Uzbekistan, as well as the proposed online trade platform for the delivery of exported goods, make it possible to increase the export of agricultural and textile goods by 20 % or more, as well as to increase the republic's exports to the level of imports with a decrease in the balance between export and import.
Keywords: External trade turnover, a factor affecting exports, online trade platform for the delivery of exported goods, transportation service, transport and operator company.
References
1. Ofitsial'naya statistika. Ministerstvo investitsiyi vneshney torgovli respubliki Uzbekistan [Official statistics. Ministry of Investment and Foreign Trade of the Republic of Uzbekistan]. Available at: https://mift.uz/ ru/menu/vneshne-torgoviy-oborot-Uzbekistana (accessed: January 01, 2021). (In Russian)
2. Ofitsial'naya statistika. Gosudarstvennyy komitet Uzbekistana po statistike [Official statistics. State Committee of Uzbekistan on Statistics]. Available at: https://www.stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika (accessed: January 01, 2021). (In Russian)
3. Bekirova S. Z. & Smal'ko R. V. Problemy rossiyskoy logisticheskoy infrastruktury eksporta sel'khozproduktsii (na primere eksporta zerna) [Problems of the Russian logistics infrastructure for the export of agricultural products (on the example of grain export)]. Vestnik TOGU [Bulletin of Pacific State University], 2014, no. 2 (34), pp. 76-81. (In Russian)
4. Leontov R. G., Komarov V. V. & Nekrasov O. I. Formirovaniye sub''yektov rynka zheleznodorozhnykh uslug [Formation of subjects of the market of railway services]. Vestnik TOGU [Pacific State University Bulletin], 2009, no. 3 (14), pp. 115-122. (In Russian)
5. Guzenko N. V. Razvitiye rynka operatorskikh uslug na zheleznodorozhnom transporte: problemy i perspektivy [Development of the operator services market in railway transport: problems and prospects]. Vestnik Tomskogo go-sudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University], 2010, no. 3 (340), pp. 6-15. (In Russian)
6. Revenko N. S. Yevropeyskiy soyuz na puti k ye-dinomu tsifrovomu rynku [The European Union on the way to a single digital market]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg State Transport University], 2016, iss. 2 (39), pp. 6-15. (In Russian)
7. Sergeeva T. G. & Nikiforova G. I. Povysheniye konkurentosposobnosti transportno-logisticheskikh kom-paniy v usloviyakh tsifrovizatsii [Increasing the competitiveness of transport and logistics companies in the context of digitalization]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg State Transport University], 2020, vol. 17, iss. 3, pp. 428-436. (In Russian)
8. Butunov D. B. & Kotenko A. G. Otsenka neproiz-voditel'nykh poter' v rabote sortirovochnoy stantsii [Assessment of unproductive losses in the marshal yard]. Iz-vestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg State Transport University], 2018, vol. 15, iss. 4, pp. 498-510. (In Russian)
9. Korovyakovskiy E. K. & Khadzhimukhameto-va M. A. K voprosu o tsirkulyatsii vozdukha vnutri kon-teynera pri otkrytom lyuke pod opredelennym uglom pri modifikatsii konteynerov dlya perevozki skoroportyash-chikhsya gruzov [On air circulation inside the container with an open hatch at a certain angle when modifying containers for the carriage of perishable goods]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobsh-cheniya [Proceedings of Petersburg State Transport University], 2018, vol. 15, iss. 1, pp. 47-53. (In Russian)
10. Khadzhimukhametova M.A. Logistika ekspor-tooriyentirovannoy plodoovoshchnoy produktsii Uzbeki-stana [Logistics of export-oriented fruits and vegetables of Uzbekistan]. Logistika: sovremennyye tendentsii raz-vitiya. Materialy XV Mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii [Logistics: modern development trends. Materials of the XV International Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2016, pp. 155160. (In Russian)
11. Saburov M. B. & Butunov D. B. Analiz i prog-nozirovaniye logisticheskikh pokazateley v Respublike Uzbekistan [Analysis and forecasting of logistics indicators in the Republic of Uzbekistan]. Respublikan-skaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya s uchas-tiyem zarubezhnykh uchenykh "Transportnaya logistika, mul'timodal'nyyeperevozki". Tashkent, 7-18 maya 2019 g. [Republican scientific and practical conference with the participation offoreign scientists "Transport logistics, multimodal transportation". Tashkent, May 7-18, 2019]. Tashkent, TashIIT [Tashkent State Transport University] Publ., 2019, pp. 41-45. (In Russian)
12. Osnovnyye zadachi i napravleniya deyatel'nosti Gosudarstvennogo komiteta. Gosudarstvennyy komitet Respubliki Uzbekistanpo avtomobil'nym dorogam [The main tasks and activity areas of the State Committee. State Committee of the Republic ofUzbekistan for Roads]. Available at: http://www.uzavtoyul.uz/ru/page/company. html (accessed: January 01, 2021). (In Russian)
13. Ofitsial'naya statistika. Vsemirnyy bank [Official statistics. The World Bank]. Available at: https://lpi.world-bank.org/international/global/2018 (accessed: January 01, 2021). (In Russian)
14. Saburov M. B. Analiz i prognozirovaniye vagon-nogo parka GAZHK "UTY" [Analysis and forecasting of the car fleet of JSC "Railways ofUzbekistan"]. Tash-
kent, Tashkent State Transport University Publ., 2010, 120 p. (In Russian)
15. Bubnov V. P. & Sulttonov Sh. Kh. Primenenii in-formatsionnykh tekhnologiy dlya razrabotki programm-nogo produkta po avtomatizatsii protsessov modeliro-vaniya konstruktsiy vagonov na vagonostroitel'nykh predpriyatiyakh AO "Uzbekistan temir yullari" [Application of information technologies for the development of a software product to automate the processes of modeling car structures at the car-building enterprises of JSC "Uzbekistan Temir Yullari"]. Vestnik TashIIT [Bulletin of Tashkent State Transport University], 2019, no. 2, pp. 84-92. (In Russian)
16. Sultonov Sh. Kh., Kritskiy N. A. & Sultonova Z. R. Struktura upravlyayushchey programmy i sposob dlya ob-naruzheniya obledeneniya na poverkhnosti strelochnykh perevodov [The structure of the control program and a method for detecting icing on the surface of the turnouts]. Intellektual'nyye tekhnologii na transporte [Intellectual technologies in transport], 2020, no. 2 (22), pp. 59-64. (In Russian)
17. Barausov V. A. Control software for surface ice and snow detecting device. Proceedings of Models and Methods of Information Systems Research Workshop-2019 (MMISR-2019), 2020, vol. 2556, pp. 75-79.
Received: October 10, 2020 Accepted: January 20, 2021
Author's information:
Evgeny K. KOROVJAKOVSKIJ - D. Sci. in Engineering, Professor; logist@pgups.ru Mardon B. SABUROV - Postgraduate Student; saburov.mardonbek83@mail.ru Shokhrukh Kh. SULTONOV - Postgraduate Student; sultonovsh@yandex.ru