Макушина Алла Юрьевна,
старший преподаватель кафедры «Экономическая теория» Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека
ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В РАЗВИТИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УДК: 338.242: 334.722
МАКУШИНА А.Ю. УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ ЭКСПОРТ САЛОЦИЯТИНИ РИВОЖЛАНТИРИШДА КИЧИК ТАДБИРКОРЛИК ТУЗИЛМАЛАРИНИНГ РОЛИНИ ОШИРИШ
Маколада кичик бизнес ва хусусий тадбиркорлик ривожланишининг ижобий томонлари курсатилган. Узбекистан Республикасида кичик бизнеснинг ташки иктисодий фаолиятини давлат томо-нидан раFбатлантириш механизми куриб чикилган ва миллий иктисодиётнинг ракобатбардошлигини оширишда х,амда Узбекистан Республикасининг экспорт салох,иятини ривожлантиришда кичик бизнес тузилмаларининг роли тах,лил килинган. Бундан ташкари, маколада Узбекистон Республикасида кичик ва урта бизнес туFрисидаги статистик маълумотлар келтирилган, ташки иктисодий фаолиятни янада такомиллаштириш, экспорт х,ажмини ошириш, тузилмасини такомиллаштириш, кичик бизнес тузилмаларини ривожлантириш оркали ташки савдони диверсификация килиш имкониятлари курсатилган.
Таянч сузлар: кичик бизнес ва хусусий тадбиркорлик, ташки иктисодий фаолият, экспорт салох,ияти, ташки савдо айланмасини диверсификация килиш.
МАКУШИНА А.Ю. ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В РАЗВИТИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В статье показаны положительные аспекты развития малого бизнеса и среднего предпринимательства, рассматривается механизм государственного стимулирования внешнеэкономической деятельности предприятий малого бизнеса в Республике Узбекистан, а также осуществляется анализ роли малых предпринимательских структур в повышении конкурентоспособности национальной экономики и в развитии экспортного потенциала Республики Узбекистан. Кроме того, в статье приведена статистика по малому бизнесу и среднему предпринимательству в Республике Узбекистан, показаны возможности дальнейшего совершенствования внешнеэкономической деятельности, увеличения объема экспорта, совершенствования его структуры, диверсификации внешнеторгового оборота путем развития малых предпринимательских структур.
Ключевые слова: малый бизнес и среднее предпринимательство, внешнеэкономическая деятельность, экспортный потенциал, диверсификация внешнеторгового оборота.
MAKUSHINA A.YU. INCREASING THE ROLE OF SMALL BUSINESS ENTREPRENEURS IN THE
DEVELOPMENT OF EXPORT
CAPACITY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
The article shows the positive aspects of the small business and medium-sized enterprises development, considers the mechanism of state stimulation of foreign economic activity of small businesses in the Republic of Uzbekistan, and analyzes the role of small business structures in improving the competitiveness of the national economy and in developing the export potential of the Republic of Uzbekistan. In addition, the article provides the small business and medium-sized businesses statistics in the Republic of Uzbekistan, shows the opportunities for further improving foreign economic activity, increasing exports, improving its structure, diversifying foreign trade through the development of small business structures.
Keywords: small business and medium-sized enterprises, foreign economic activity, export potential, diversification of foreign trade turnover.
Введение. Проведение трансформационных преобразований экономики Узбекистана активизировало его участие в международных экономических отношениях. «Благодаря проведению нами активной внешней политики в духе открытости и прагматизма растет авторитет нашей страны на международной арене как надежного партнера. Дальнейшее укрепление основанных на дружбе и взаимном доверии отношений со всеми нашими соседями стало для нас одной из главных задач»1.
Благодаря поэтапному осуществлению реформ Узбекистан первым среди государств СНГ преодолел спад 90-х годов и страна достигла разительных перемен в динамике и структуре экономики, развитии производственного и экспортного потенциала, социальной сфере, уровне и качестве жизни населения. Достаточно сказать, что за последние 10 лет (2008-2018 гг.) ВВП в Узбекистане вырос в 2,1 раза. Анализ основных факторов экономического роста показывает, что высокие темпы роста за последние 10 лет обеспечивались благодаря росту сельского хозяйства в 1,8 раза (со среднегодовым приростом за 2008-2018 гг. - 6,1 %), промышленности - в 1,7 раза (5,4 %), строительства - в 3,4 раза (13,4 %), сферы услуг - в 2,3 раза (8,8 %). Сегодня Узбекистан характеризуется высокими темпами экономического роста. Среднегодовые темпы экономического роста в период за 1996-2018 годы составили 6,4 %2.
Актуальность темы исследования. Методологическую основу исследования составили
1 Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 28.12.2018. http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzDekistan-shavкata-mirziyeevas-28-12-2018
2 www.stat.uz - Официальный сайт Госкомстата РУз. https://stat.uz/uploads/doklad/2018/yanvar-dekabr/ru/1.pdf
взгляды на развитие малого предпринимательства таких ученых-экономистов, как Ж.Сэй,
A.Маршалл, й.Шумпетер, Дж.Гелбрейт, С.Брю, Д.Линдсей и др. Среди наиболее важных исследований, которые освещают те или иные аспекты влияния малого предпринимательства на развитие внешнеэкономической деятельности, следует отметить таких авторов, как Л.Абалкин, Р.Алшанов,
B.Афанасьев, А.Блинов, Н.Иванова, АЮданов и др.
С начало 90-х годов ХХ столетия малое предпринимательство стало объектом постоянных исследований со стороны ученых и специалистов-практиков Узбекистана. Особенностям становления и развития данного сферы экономики были посвящены исследования Абулкосимова Х.П., Муминова Н.Г., Абдуллаевой Р.Г., Олимжо-нова Ш.О., Холматжонова Ф.М, Хусаинова Р.Р. и др. Вместе с тем, роль малых предпринимательских структур в развитии экспортного потенциала Республики Узбекистан пока исследована не в достаточной мере. Именно данным обстоятельством и обусловлена актуальность темы данного исследования, ее научная и практическая значимость.
Постановка проблемы - рассмотрение роли малых предпринимательских структур в развитии экспортного потенциала Республики Узбекистан.
Целью исследования является рассмотрение механизма государственного стимулирования внешнеэкономической деятельности предприятий малого бизнеса в Республике Узбекистан, а также осуществление анализа роли малых предпринимательских структур в повышении конкурентоспособности национальной экономики и в развитии экспортного потенциала Республики Узбекистан.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 7(127)
Рис.1. Динамика роста ВВП Республики Узбекистан за 2000-2018 гг. (в процентах)1.
cf <f cf # # # # # # ^ ^ ^ ^ ^ ^
Методы исследования. В ходе исследования были использованы методы системного анализа и сравнения, нормативно-балансовых расчетов, статистических группировок, экономического и эконометрического анализа и расчетов, теоретического и научного обобщения.Информационная база работы включает в себя статистические и аналитические сводки в печати, различные электронные базы данных, размещенные на сайтах в сети INTERNET.
Основные результаты. Выступая на совместном заседании Олий Мажлиса 14 декабря 2016 года Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мир-зиёев отметил следующее: «Модернизация отраслей и регионов, повышение их конкурентоспособности, развитие экспортного потенциала всегда будут находиться в центре нашего внимания. Для этого надо еще более активно привлекать во все сферы иностранные инвестиции, передовые технологии, в том числе информационно-коммуникационные. Именно на этой основе мы сможем достичь увеличения до 2030 года объема валового внутреннего продукта более чем в два раза»2.
Национальная экономика Республики Узбекистан изменилась не только в количественном отношении, но и в качественном.
1 Составлено на основе данных Госкомстата РУз за 2000-2018 гг. https://stat.uz/uploads/doklad/2018/yanvar-dekabr/ru/1.pdf
2 Выступление Шавката Мирзиёева на торжествен-
ной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса (14 декабря 2016 года). / «Народное слово», 20 декабря 2016 г.
В структуре ВВП последовательно повышается доля промышленных отраслей и сферы услуг. Если в 1990 году она составляла соответственно 17,6 процента и 33,8 процента, то в 2018 году достигла 26,3 процента и 35,6 процента. В свою очередь, посредством оптимизации структуры посевных площадей и увеличения урожайности, применения современных эффективных технологий в сельском хозяйстве доля аграрного сектора поэтапно снижена с 33,4 процента в 1991 году до 19,7 процента в 2017 году.
При этом был достигнут большой прогресс в обеспечении продовольственной безопасности страны. Сегодня сельское хозяйство республики обеспечивает не только внутренний спрос на продовольственную продукцию, но и значительное расширение экспортного потенциала.
Главная стратегическая цель страны - превращение страны в динамично развивающуюся экономическую державу, обеспечивающую рост уровня жизни, сохранение и развитие человеческого потенциала; повышение эффективности и конкурентоспособности экономики3. Эта цель достигается и при посредничестве внешнеэкономического взаимодействия, преобразуясь во внешнеэкономический интерес государства - эффективная интеграция страны в мировую экономику. В этой связи для обеспечения целей устойчивого долгосрочного развития экономика
3 Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник. / Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. И.Н. Иванова. - М.: «ИНФРАМ», 2017. -297 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - www. dx.doi.org/10.12737/2515. http://znanium.com/catalog/ product/882956
Узбекистана должна приобрести структурно диверсифицированный характер, который будет реализовываться в том числе и в экспортном потенциале.
Ориентация предприятий на активное участие в международном сотрудничестве способствует привлечению инвестиций, повышению инновационного и научно-технического потенциала страны, а также решению многих социально-экономических проблем. Именно поэтому стимулирование внешнеэкономической деятельности сектора малого и среднего предпринимательства превратилось в один из основных приоритетов экономической политики не только в развитых, но и в развивающихся странах.
Одно из ключевых мест в этом процессе занимает создание благоприятных условий и стимулирование участия малого предпринимательства во внешнеэкономической сфере, поскольку позиции малых предприятий в самостоятельном и эффективном их позиционировании на внешних рынках весьма уязвимы и без государственной поддержки представляются малоперспективными. «Действительно, прогресса и процветания мы сможем достичь только благодаря активному предпринимательству, неустанному труду и целеустремленности. В рейтинге Всемирного банка, посвященному ведению бизнеса, Узбекистан по строительству занимает лишь 134-е место, что свидетельствует о наличии у нас многочисленных проблем в этой отрасли»1.
Именно поэтому в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах создается значительная нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность и стимулирующая выход малых предприятий на внешние рынки.
Так, например, 5 мая 2017 г. принят Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5037 «Об учреждении института Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства». Немаловажным значением в данном направлении стало принятие Указа Президента Республики Узбекистан от 19 июня 2017 г. №УП-5087 «О мерах по коренному совершенствованию системы государственной защиты
1 www.lex.uz - Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. Режим доступа: http://lex.uz/ru/docs/3839752
законных интересов бизнеса и дальнейшего развития предпринимательской деятельности». В целях дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности, стимулирования увеличения экспортных поставок, повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости отечественных организаций-экспортеров, совершенствования деловой среды, исключения излишних и устаревших разрешительных процедур принято постановление Президента Республики Узбекистан от 21 июня 2017 г. № ПП-3077 «О мерах по дальнейшей поддержке отечественных организаций-экспортеров и совершенствованию внешнеэкономической деятельности». Данное постановление Президента является руководством к действию для дальнейшего развития экспорта. В частности, начиная с 1 июля 2017 г. предприниматели получили возможность заключать прямые контракты об экспорте свежей плодоовощной, бахчевой продукции и винограда с условием 100% предоплаты их стоимости. 2 сентября 2017 г. принят Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5177 «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики», согласно которому юридические и физические лица могут свободно продавать в обменных пунктах банковских учреждений и приобретать иностранную валюту в коммерческих банках без каких-либо ограничений, а также отменены требования по обязательной продаже валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг для хозяйствующих субъектов-экспортеров. Кроме того, своим Постановлением Президент от 7 июня 2018 г. в Узбекистане предусмотрел реализацию программы «Каждая семья - предприниматель», которая будет осуществлять поддержку той части населения, которое хочет заниматься предпринимательство. В рамках данной программы населению будут предоставляться льготные кредиты и будет оказываться практическая помощь на всех этапах организации и осуществления предпринимательской деятельности.
Также, указом Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2018 года № УП-5490 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства» отменены встречные и внеплановые проверки, а также ряд лицензируемых видов деятельности и разрешительных
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 7(127)
Рис. 2. Число действующих субъектов малого бизнеса (тысяч единиц)1.
300 ООП о 262,9
250 218,2 229>6
200 164,1
111111 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Таблица 1. Доля малого предпринимательства в структуре экономики Республики Узбекистан
(2000-2018 гг) (в % к общему объему).
Годы ВВП Промышленность Строительство Занятость Экспорт Импорт
2000 31,0 12,9 38,4 49,7 10,2 27,4
2001 33,8 12,5 40,4 51,8 9,3 26,9
2002 34,6 15,4 42,0 53,5 7,5 24,9
2003 35,0 10,8 39,9 56,7 7,3 33,7
2004 35,6 11,0 49,6 60,3 7,3 32,7
2005 38,2 10,0 50,9 64,8 6,0 33,7
2006 42,1 10,9 52,1 69,1 10,7 34,0
2007 45,7 13,2 55,4 72,1 14,8 32,0
2008 48,2 14,6 58,4 73,1 12,4 35,7
2009 50,1 17,9 42,4 73,9 14,6 42,5
2010 52,5 26,6 52,5 74,3 13,7 35,8
2011 54,0 28,6 67,6 75,1 18,8 34,3
2012 54,6 29,7 70,0 75,6 14,0 38,6
2013 55,8 33,0 70,6 76,7 26,2 42,4
2014 56,1 36,8 69,5 77,6 19,8 45,4
2015 54,5 40,6 66,7 77,9 27,0 44,5
2016 57,3 45,3 66,9 78,2 26,0 46,8
2017 63,6 41,2 64,8 78,0 27,2 50,2
2018 59,4 34,7 66,6 78,4 26,5 55,8
процедур в сфере предпринимательской деятельности значительно сокращены и упрощены2.
В целях активизации внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан «в 2018 году совершено 18 межгосударственных визитов и достигнуты договоренности по 1080 про-
1 Составлено по данным www.stat.uz.https://stat.uz/ uploads/doklad/2018/yanvar-dekabr/ru/8.pdf
2 www.lex.uz - Национальная база данных законо-
дательства Республики Узбекистан. http://lex.uz/ru/
docs/3839752
ектам на общую сумму 52 миллиарда долларов. Объем инвестиционного портфеля в результате сотрудничества с Всемирным банком, Азиатским и Исламским банками развития, Европейским банком реконструкции и развития, другими международными финансовыми институтами достиг 8,5 миллиарда долларов. В настоящее время за счет иностранных инвестиций в нашей стране реа-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 7(127)
Рис. 3. Динамика доли малого предпринимательства в ВВП за 2000-2018 гг,%1. 70 63,6
2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Рис.4. Доля малого предпринимательства (бизнеса) в экономике Республики Узбекистан и ее
некоторых отраслях, %2
^^Промышленность —^Сельское хозяйство —Строительство ^^Торговля ■Услуги занятость ВВП
2008 Г2009 Г2010 Г2011 Г2012 Г2013 Г2014 Г2015 Г2016 Г2017 Г2018 г.
лизуется 456 проектов на сумму 23 миллиарда долларов»1.
Благодаря всем принятым мерам на конец 2018 года в республике количество действующих субъектов малого бизнеса (без дехканских и фермерских хозяйств), составило 262930 единиц, что на 163530 единиц или в 2,6 раз увеличилось по сравнению с 2000 годом (рис. 2).
В январе-марте 2019 года в Узбекистане было создано 30,4 тыс. новых малых предприятий и микрофирм (без дехканских и фермерских хозяйств), что в 2,3 раза больше аналогичного периода 2018 года.
По данным таблицы 1 видно, что если в 2000 году доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте страны составляла 31%, то в 2018 году она составила 59,4 %.
В частности, доля малого предпринимательства в промышленности увеличилась - до 34,7 % (12,9 % - в 2000 году), в строительстве - до 66,6% (38,4 %), в занятости - до 78,4% (49,7%), в экс-
1 Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 28.12.2018. http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-lTlirziyeevas-28-12-2018
2 www.stat.uz - Официальный сайт Госкомстата РУз. http://web.stat.uz/open_data/ru/17.1%20Share%20 of%20small%20business%20and%20private%20 entrepreneurship_rus.pdf
3 Составлено по данным www.stat.uz Режим доступа:. https://stat.uz/uploads/doklad/2018/yanvar-dekabr/ru/8.pdf
порте - до 26,5% (10,2%), в импорте - до 55,8% (27,4 %).
В 2018 году наибольшее количество малых предприятий и микрофирм было образовано в сфере торговли (23,9 %), отраслях промышленности (23,0%), строительстве (13,0 %), сельском, лесном и рыбном хозяйстве (11,4 %), услугах по проживанию и питанию (8,0 %), перевозке и хранению (4,3 %).
С первых лет независимости руководство страны среди прочих приоритетных задач решало и задачу наращивания экспортного потенциала
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 7(127)
ИКТИСОДИЁТНИНГ РЕАЛ СЕКТОРИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
8
Рис. 5. Количество вновь созданных малых предприятий и микрофирм по видам экономической
деятельности в 2018 году,%1.
30
23,9 23
13 11,4 11,5
III г
/ / / / /
^ а? ^
У /
чй^
/ У У ✓
■Г .«Г лЯ <®
/
страны при повышении в структуре экспорта доли готовой продукции.
В 1991 г. объем экспорта из Узбекистана составил всего около 160 млн. долл. США, то в 2018 году этот показатель достиг до более 14 млрд. долл. США.
В настоящее время в экспортную деятельность было вовлечено более 877 новых предприятий, география внешних поставок отечественной продукции расширилась на 60 новых рынков сбыта. В частности, осуществлен экспорт легковых автомобилей в ОАЭ, Ливан, Иорданию, Ирак, Гану, Сенегал, Кот-д'Ивуар, Сомали и Нигерию, силовых агрегатов и компонентов двигателей - в Великобританию, дисков для колес - в Латвию, автогенераторов - в Корею, виноматериалов - в Японию и КНР, вино-водочной продукции - в США и Израиль, сельскохозяйственной техники - в Туркменистан, смеси твердых углеводородов -в Польшу, полиэтилена и полипропилена - в КНР, Турцию, Корею, Латвию и Афганистан, минеральных удобрений - в Швецию, Румынию, Болгарию и т.д.
За приведенными выше цифрами стоит поистине огромная целенаправленная и последовательная работа по переходу от сырьевой направленности экспорта к поставкам за рубеж готовой продукции. Благодаря этому в республике появились не только сотни новых высокотехнологичных производств, ориентированных на экспорт своей продукции, но и целые отрасли, например, автомобилестроение и газохимия. Да и традиционные отрасли экономики республики вышли на новый
качественный уровень, позволивший им уверенно осваивать рынки других стран.
Например, за годы независимости буквально второе рождение переживает текстильная промышленность. Если еще не так давно Узбекистан был известен на мировом рынке в основном как экспортер хлопкового волокна, то в результате реализации более сотни крупных инвестиционных проектов по углублению переработки этого волокна все больше экспортируется готовых изделий, что приносит больше доходов, чем реализация за рубеж «чистого» сырья. Повышение уровня переработки позволило снизить долю хлопкового волокна в общем объеме экспорта с 27,5 процента в 2000 году до 1,6 процентов в 2018 году и наоборот - увеличить долю текстильной продукции.
Наращивание экспортного потенциала ведется на всех уровнях.
К примеру, объем экспорта продовольственных товаров в 2018 году по сравнению с 2017 годом возрос на 25,3 % за счет увеличения экспортных поставок плодоовощной продукции на 35,5 %. Доля услуг в 2018 году в общем объеме экспорта составила 21,3 %, где 11,8 % занимают транспортные услуги, а 7,3 % приходятся на поездки.
Среди стран мира основными партнерами в экспорте являются Китай, Россия, Казахстан, Турция, Афганистан, Кыргызстан и Таджикистан, на долю которых приходятся 60,6 %, в импорте - Рос-
1 www.stat.uz - Официальный сайт Госкомстата РУз. Режим доступа: https://stat.uz/uploads/doklad/2018/ yanvar-dekabr/ru/13.pdf
Таблица 2. Структура экспорта (в 2018 году)1.
Млн. долл. США в % к январю-декабрю 2017г. в % к итогу
Экспорт 14253,9 113,5 100,0
хлопок-волокно 222,1 46,6 1,6
продовольственные товары 1097,7 125,3 7,7
химическая продукция и изделия из нее 904,6 102,4 6,3
энергоносители и нефтепродукты 2666,2 165,8 18,7
черные и цветные металлы 1167,1 127,6 8,2
машины и оборудование 214,1 60,3 1,5
услуги 3029,9 122,4 21,3
прочие 4952,2 99,7 34,7
сия, Китай, Республика Корея, Казахстан, Турция, Германия и Япония, на долю которых приходятся 68,3 %.
Значительный вклад в общее дело внесли субъекты малого предпринимательства, которые экспортировали продукции в 2018 году на 3771,4 млн. долл. США (26,5 % от общего объема экспорта), что на 1012,1 млн. долл. США, или на 36,7 %, больше 2017 года.
В целях диверсификации перечень основных экспортируемых товаров, в последние годы в нашей стране большое внимание уделяется выращиванию сельскохозяйственной продукции, их тщательной производственной переработке и экспортированию с выгодными ценами на аграрные и продовольственные рынки мира. Сельское хозяйство Узбекистана обладает большим экспортным потенциалом.
В настоящее время Узбекистан экспортирует в 80 страны мира свыше 180 видов овощей и фруктов и продукцию, полученную на основе их переработки.
Объем экспорта плодоовощной продукции в 2018 году составил более 1230,6 тыс.т и достиг 874,5 млн. долл. США (темпы роста - 35,5 %). Из плодоовощной продукции в 2018 году было экспортировано более 670,4 тыс.т овощей (физический рост увеличился на 84,0 %) на сумму 307,6 млн. долл.США, плодов и ягод - 307,6 тыс.т (физический объем возрос на 108,1%) на сумму 357,7 млн.долл.США (темпы роста в стоимостном выражении, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, составили 141,3 % и 140,6 % соответственно).
Примечательно, что в результате расширения экспортного потенциала страны и освоения новых
рынков растет экспорт плодоовощной продукции, винограда, дынь, бобовых, а также сушеных овощей и фруктов. В 2018 году экспорт плодов и ягод, а также овощей достиг 665,3 млн. долл. США (на 40,9 % больше, чем за аналогичный период 2017 года).
По объёмам экспорта абрикоса, сливы, винограда, ореха, капусты и многих других овощей и фруктов наша страна входит в десятку ведущих государств, поставляющих подобную продукцию.
Работа по наращиванию экспортного потенциала ведется и во всех регионах республики. Лидируют по экспортным поставкам товаров и услуг обладающие большим промышленным потенциалом Ташкент, Ташкентская, Андижанская и Навоийская области.
Многие зарубежные эксперты обращают особое внимание на важную роль государства, своевременно разработанные руководством республики и эффективно реализуемые меры, в том числе по поддержке предприятий-экспортеров, а также по стимулированию отечественных производителей на выпуск экспортоориентированной продукции и ее продвижению на внешних рынках. Так, для поддержки предприятий-экспортеров коммерческие банки предоставили многомиллиардные кредиты. В настоящее время отечественным экспортерам предоставлены значительные налоговые льготы, в частности, на добавленную стоимость, на доходы, на имущество и преференции. Утверждены новые ставки сборов за таможенное оформление при экспорте товаров, предусматривающие их снижение в среднем не менее чем в два раза по сравнению с действующими. С 1 октября 2011 года для предприятий-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 7(127)
экспортеров действует система по принципу «одно окно», которая обеспечивает одновременное осуществление таможенного оформления, декларирования, сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора и других процедур, обязательных при таможенном оформлении товаров. Эти и ряд других мер помогли многим предприятиям завоевать позиции на зарубежных рынках, а в ряде случаев и упрочить их, а также расширить географию экспорта.
Помощь в продвижении отечественных товаров на внешний рынок оказывается и по другим направлениям.
Разумеется, всяческой поддержки заслуживают меры по улучшению деловой среды и созданию еще более благоприятных условий для развития малого предпринимательства.
Во исполнение Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также в целях реализации задач, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 28 декабря 2018 года для стимулирования малого предпринимательства:
- объявлен сроком на два года мораторий на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, за исключением проверок, проводимых в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица;
- с 1 апреля 2018 года исключаются дублирующие функции и полномочия органов юстиции по защите прав и законных интересов субъектов малого бизнеса, частного предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
- проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия), проводимая в рамках уголовных дел, не должна превышать одного месяца, в исключительных случаях срок проверки может быть продлен не более чем на месяц Генеральным прокурором Республики Узбекистан или его заместителем;
- возбуждение уголовных дел по фактам, связанным с правонарушениями при осуществлении предпринимательской деятельности, производится исключительно с согласия прокурора Республики Каракалпакстан, прокуроров областей, города Ташкента и приравненных к ним прокуроров;
- сведения о нарушениях в деятельности субъектов предпринимательства, информация о проведенных проверках и мониторинге (основание, время проведения проверок или мониторинга, работники, их проводившие, и другие) и принятых мерах по устранению выявленных нарушений в обязательном порядке вводятся в специальную электронную информационную систему органов прокуратуры.
Выводы. Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства играют важнейшую роль в развитии экспортного потенциала страны, так как они отличаются мобильностью и быстрой адаптации к современным требованиям мировой экономике.
Диверсификация экспорта, то есть расширение номенклатуры товаров и услуг, реализуемых за рубеж, пресечение случаев превалирования отдельных товаров или вида услуг (особенно, сырья), расширение географии стран, в которые экспортируются наши товары, обеспечивают стабильность экспортного объема, уменьшают восприимчивость национальной экономики к отрицательным изменениям на внешнем рынке1.
В условиях все более ужесточающейся конкуренции на мировых рынках приоритетное значение приобретает кардинальное повышение конкурентоспособности нашей экономики, усиление поддержки предприятий-экспортеров, всестороннее стимулирование участия в экспорте фермерских хозяйств, малого предпринимательства.
Именно в этих сферах имеется огромный, еще незадействованный потенциал.
Подводя итог, можно сказать, что дальнейшее совершенствование внешнеэкономической деятельности, увеличение объема экспорта, совершенствование его структуры, в целом, диверсификация внешнеторгового оборота будут способствовать модернизации экономики, достижению качественных изменений в структурном составе экономики через повышение её конкурентоспособности, дальнейшего экономического развития и роста благосостояния населения.
1 Ростовский, Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. - М.: «Экономист», 2013. -С. 589.
Список литературы:
1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 28.12.2018. http://www.pres.uz
2. Выступление Шавката Мирзиёева на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса (14 декабря 2016 года). / «Народное слово» от 20 декабря 2016 г.
3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. И.Н.Иванова. - М.: «ИНФРАМ», 2017. -С. 297. (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi.org/10.12737/2515;http://znanium.com/catalog/product/882956
4. www.lex.uz - Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан.
5. www.stat.uz - Официальный сайт Госкомстата РУз.