Научная статья на тему 'Развитие предпринимательства - развитие экономики'

Развитие предпринимательства - развитие экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаева Наргиза Музаффаровна, Раджабова Гавхар Умаровна

Благодаря государственной политике, направленной на поддержку, экономика Узбекистана, в частности, малый бизнес развиваются быстрыми темпами. В результате совершенствования действующего законодательства и нормативных актов созданы благоприятные условия, широкие возможности, льготы и преференции для предпринимателей. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению надёжной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» от 15 мая 2015 года предусматривает ряд льгот и преференций для предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабаева Наргиза Музаффаровна, Раджабова Гавхар Умаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательства - развитие экономики»

Подводя итог вышеизложенному, считаем, что на сегодняшний день в России существует достаточное количество инструментов поддержки малого бизнеса, среди которых стоит выделить государственное налоговое стимулирование, субсидирование, а также поддержка инновационной деятельности. Все это позволяет увеличить эффективность экономики страны в целом. Особенно важен данный аспект в условиях мирового финансового кризиса.

Список литературы

1. Дагаргулия, Р. Г. Зарубежный опыт развития сектора малого предпринимательства/ Г. Р. Дагаргулия, И. Н. Хромава // В сборнике: Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение и перспективы сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. Под общей ред. Н. Н. Бородиной. Пенза, 2014. С. 38-42.

2. Khromova, I. N. Organizacional and methodical aspects of financial results formation in the system of management accounting of agricultural organizations / I. N. Khromova, E. S. Myacheva // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 109. С. 160-170.

3. Шулепина, С. А. Анализ существующей системы затрат управляющих организациях ЖКХ / С. А. Шулепина, К. А. Величко // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1 (54). С. 805-808.

4. Говдя, В. В. Развитие управленческого учета в инновационной экономике / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1 (54). С. 681685.

5. Заседание Государственного совета по вопросам малого и среднего бизнеса от 7 апреля 2015 г. Москва, Кремль.

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - РАЗВИТИЕ

ЭКОНОМИКИ

Бабаева Наргиза Музаффаровна, к.э.н., зав.каф. «Общественных наук»

Раджабова Гавхар Умаровна, ст.преп. кафедры «Общественных наук»

Кокандский государственный педагогический институт, Узбекистан

Благодаря государственной политике, направленной на поддержку, экономика Узбекистана, в частности, малый бизнес развиваются быстрыми темпами. В результате совершенствования действующего законодательства и нормативных актов созданы благоприятные условия, широкие возможности, льготы и преференции для предпринимателей.

Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению надёжной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» от 15 мая 2015 года предусматривает ряд льгот и преференций для предпринимателей.

Сегодня предпринимательская деятельность охватила все отрасли экономики Узбекистана. Субъекты предпринимательства занимаются

производством новой продукции, внедрением современных технологий, реализацией перспективных проектов. Многие из них занимаются экспортом продукции и стремятся к расширению сотрудничества с зарубежными партнерами.

Вместе с тем, в данном процессе не обойтись без усиления защиты прав предпринимателей, сокращения и упрощения процедуры регистрации и лицензирования, а также совершенствования налогового администрирования и порядка представления отчёта и отчётности. Перечисленное вкупе имеет важное значение в улучшении деловой среды.

Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в новой редакции обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Так, предусмотрены свобода экономической деятельности, предпринимательства, равноправие всех форм собственности и их правовая защита. Закреплены неприкосновенность частной собственности, как и других её форм, а также защита её со стороны государства. Согласно закону, предприниматель владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом по собственному усмотрению. Субъект предпринимательства имеет право на защиту (отстаивание) собственных прав и свобод через суд.

Субъекты предпринимательства могут осуществлять любой вид деятельности, за исключением запрещенного законом. Они вправе заниматься внешнеэкономической деятельностью, имеют свободный доступ на рынки ценных бумаг, сырья, товаров и услуг, пользоваться кредитными ресурсами, информацией, фирменными наименованием и товарным знаком, использовать земельные участки, материально-технические ресурсы, семена, саженцы и племенной скот в фермерских и дехканских хозяйствах.

По указу от 15 мая текущего года, правовая защита предпринимательской деятельности значительно усилилась. Главное, создана прочная правовая основа для свободной предпринимательской деятельности. В частности, отныне проверка финансово-хозяйственной деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств будет осуществляться раз в четыре года, частных банков и финансовых институтов - раз в пять лет, налоговая проверка других субъектов предпринимательства - раз в три года. Деятельность вновь созданных субъектов предпринимательства и фермерских хозяйств не подлежит плановой налоговой проверке в первые три года за исключением проверки деятельности субъектов малого предпринимательства - производителей акцизных товаров, а также проверки связанной с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов. Заслуживает внимания и нововведение, согласно которому меры финансового наказания не будут применяться к тем субъектам предпринимательства, которые выполнили рекомендации контролирующих органов, данные по результатам проверки, а также в установленный срок, добровольно и в

полном объёме возместили нанесённый ущерб, в том числе уплатили пени. Должностные же лица контролирующих органов, которые произвели проверку без разрешения, могут привлечь к ответственности, вплоть до уголовной, не говоря уже о возмещении ими экономического ущерба, нанесенного вследствие незаконного вмешательства в их деятельность.

Также запрещается проверка финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, которые в период до 1 января 2017 года своевременно производили и будут производить уплату налогов и других обязательных платежей, обеспечивать стабильный рост темпов производства и рентабельность за исключением внеплановых проверок, связанных с ликвидацией юридического лица, возбуждением уголовного дела, а также использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов.

Задачи, вытекающие из данного правового документа, можно разделить на четыре направления. Первое - привлечение к ответственности, вплоть до уголовной, должностных лиц за незаконное вмешательство и воспрепятствование предпринимательской деятельности, нарушение прав предпринимателей. Ко второму направлению можно отнести задачу по либерализации административного и уголовного законодательства, регулирующего частную собственность и предпринимательскую деятельность. Задачи третьего направления предусматривают упрощение всех процедур, связанных с регистрацией, выдачей разрешения и лицензированием. И, наконец, четвёртое направление. К нему относятся важные задачи, связанные с созданием необходимых условий и возможностей для ускоренного развития предпринимательской деятельности.

Исходя из требований указа, в Центре предпринимателей областных хокимиятах создан центр, работающий по принципу «Единое окно». Приоритетной задачей данного центра ставятся регулирование деятельности субъектов предпринимательства и оказание им методической помощи.

В центре внимания находятся вопросы, связанные с созданием в нём хороших условий и удобств, предпринимателям. Центр обеспечен компьютерной техникой и другими необходимыми в работе средствами.

Следуют отметить, что в этой инспекции разработан план специальных мероприятий, направленных на пропаганду содержания указа. В рамках данных мероприятий проводятся беседы, в ходе которых налоговики рассказывают о сути и содержании указа Президента, о задачах, вытекающих из данного документа.

Наряду с пропагандой среди предпринимателей требований новых законодательных актов, направленных на улучшение деловой среды, льгот и преференций предпринимателям, в частности, путём проведения бесед, эффективно используются возможности средств массовой информации.

Телепередачи с участием работников прокуратуры главной целью ставят широкую пропаганду законодательства, направленного на защиту прав и свобод предпринимателей, созданных для благоприятных условий и предоставленных льгот и преференций. Предприниматели, вооружённые знаниями, в частности, знаниями о своих правах, работают и успешно развиваются, развивая экономику страны. А стало быть, вносят вклад в повышение благосостояния народа и процветание страны.

В доказательстве вышеупомянутых можно рассмотреть работы, направленные на развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, результаты этой работы в первом полугодии текущего года на примере Ферганской области.

В результате мер по обеспечению экономической стабильности в области объём валовой территориальной продукции составил 5,3 трл.сумов, рост - 107,1 процента. Доля малого бизнеса в составе валовой территориальной продукции составила 51,2 процента, сферы обслуживания и сервиса - 50,5 процента.

В настоящее время в Ферганской области действует 18501 субъект малого бизнеса. Как итог постоянного развития данного сектора экономики, наблюдается рост его доли в валовой территориальной продукции, которая составляет 51,2 процента. Этот показатель вырос на 0,6 пункта против прошлого года. Его доля в общей занятости составляет 79,2 процента.

В целях финансовой поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства коммерческими банками выделен кредит в размере 440,7 млрд.сумов, данный показатель возрос в 1,3 раза против аналогичного периода 2014 года. Постоянное улучшение условий для занятия данным видом деятельности способствует увеличению объёмов производства и экспорта продукции. Достаточно отметить, что в отчётный период данными субъектами предпринимательства экспортировано продукции на 93,2 млн. долларов.

Доля субъектов малого бизнеса в промышленности с 26,5 процента выросла до 30,0 процентов, в строительстве - с 81,3 процента до 82,5 процента, в сфере платных услуг населению - с 47,6 процента до 48,2 процента.

Особое внимание, уделяемое под руководством Президента страны развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, обеспечению благополучия семей и повышению уровня жизни населения, дает ожидаемые результаты и в других областях страны.

Сегодня Узбекистан предпринимает серьёзные шаги по интеграции в общемировую хозяйственную систему - это стратегическая цель нашего экономического развития. Экономика страны должна быть конкурентоспособной! И мы знаем, что реализовать эту цель можно, лишь ориентируясь на жёсткие требования мирового рынка и играя по правилам,

а на мировом рынке сегодня именно предпринимательская деятельность, а также, качество вышли в решающие факторы конкурентоспособности.

Одной из важных задач развития экономики нашей страны является создание благоприятных условий для развития бизнеса, с одной стороны, и для обеспечения безопасности потребителя, защиты его здоровья, имущества, охраны окружающей среды - с другой, то есть формирования разумного баланса интересов сторон, являющегося основой обеспечения высоких стандартов качество жизни каждого гражданина нашей страны.

На решение этих проблем в значительной мере направлен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», над которым работает Законодательная палата Олий Мажлиса.

Проект закона разработан с целью исполнения Программы мер по обеспечению надёжной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 15 мая 2015 года.

Проект закона нацелен на повышение роли судов и органов прокуратуры в защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, совершенствование механизма контроля за практическим применением предоставленных им льгот и преференций. Изменениями и дополнениями в некоторые нормативно-правовые акты также предусматривается усиление ответственности правоохранительных и контролирующих органов за незаконное вмешательство в их финансовую и хозяйственную деятельность.

В целях систематизации и обеспечения единого подхода к преступлениям против прав и законных интересов субъектов предпринимательства в Кодекс об административной ответственности вносится глава XIII «Преступления против прав и законных интересов субъектов предпринимательства». Аналогичный системный подход предусматривается вновь внесённый в Уголовный кодекс главой ХХ «Преступления в сфере информационных технологий».

Вносимая глава вобрала в себя положения пунктов 2 и 16 Программы мер по надёжной защите частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития, утверждённой соответствующим указом Президента.

Кроме этого, в целях внедрения единого механизма по контролю за реализацией льгот и преференций субъектам предпринимательства, в качестве дополнения в Закон «О свободе предпринимательской деятельности», вносится статья 30. В ней предусматриваются определённые обязательства государственных органов по разъяснению установленных законодательством гарантий, льгот и преференций,

осуществлению учёта субъектов предпринимательства, на которые распространяются преференции, а также обеспечению их поддержки.

Предлагаемый проект данного закона, несомненно, будут служить дальнейшему развитию экономики нашей страны. Посредством справедливого регулирования отношений в сфере предпринимательства.

Список литературы

1. Ходиев Б.Ю., Косимова М.С., Самадов А.Н. Кичик бизнес ва хусусий тадбиркорлик. Т.: ТДИУ, 2010.

2. Ферганская правда. Газета хокимията Ферганской области. 28 мая 2015 года, №22.

3. www.gov.uz официальный веб сайт правительства Республики Узбекистан.

4. www.stat.uz официальный веб сайт Государственного комитета статистики Республики Узбекистан.

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА Баранова Инна Владимировна, д.экон. н., профессор Газимзянова Наталья Борисовна

Сибирская академия финансов и банковского дела

Рассмотрены факторы повышения благоприятности инвестиционного климата региона, роль инвестиционных карт при оценке инвестиционной привлекательности региона; на основе применения инструментария сравнительного комплексного анализа дана оценка инвестиционного потенциала Новосибирской области.

Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, инвестиционная карта, инвестиционный потенциал

Российские регионы в современных условиях столкнулись с тем, что прежние составляющие их экономического благополучия больше не являются драйверами развития. Экономические санкции, падение цен на нефть, рост курсов иностранных валют корректируют инвестиционные планы регионов. При этом кризис принес российским регионам не только новые проблемы, но и новые возможности, которые без качественного изменения регионального инвестиционного климата не будут реализованы.

Практика показывает, что формирование инвестиционной стратегии сопровождается оценкой степени благоприятности внешней среды. Потенциальных инвесторов интересует вопрос состояния инвестиционного климата региона, его инвестиционный потенциал и уровень инвестиционных рисков. Факторы, повышающие степень благоприятности инвестиционного климата региона, представлены на рис. 1.

В последнее время бизнес-сообщество и органы государственной власти все чаще поднимают вопрос повышения инвестиционной привлекательности регионов. Органы власти рассматривают повышение инвестиционной привлекательности региона как одну из целей своей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.