Научная статья на тему 'Внешнеэкономическая деятельность Республики Узбекистан'

Внешнеэкономическая деятельность Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1495
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахманов Ш. Д.

Средняя Азия это регион с огромным геостратегическим и геополитическим, богатым ресурсным потенциалом, приобретающий все большее значение в системе международных экономических и политических отношений. Географически располагаясь в сердцевине региона и всем известного Великого Шелкового Пути, Республика Узбекистан обладает богатейшими природными ресурсами, производственным и интеллектуальным потенциалом. Узбекистан это самый большой рынок региона с населением, составляющим 45% населения региона и с развитой промышленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рахманов Ш. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическая деятельность Республики Узбекистан»

' 8 ХАЛКАРО ИКТИСОДИЁТ ВА ИКТИСОДИЙ МУНОСАБАТЛАР/

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Рахманов Ш.Д.

Соискатель Института

Экономики АН РУз

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Средняя Азия - это регион с огромным геостратегическим и геополитическим, богатым ресурсным потенциалом, приобретающий все большее значение в системе международных экономических и политических отношений. Географически располагаясь в сердцевине региона и всем известного Великого Шелкового Пути, Республика Узбекистан обладает бога -тейшими природными ресурсами, производственным и интеллектуальным потенциалом. Узбекистан - это самый большой рынок региона с населением, составляющим 45% населения региона и с развитой промышленностью.

«Узбекская модель» экономических преобразований, которая базируется на выработанных Президентом Исламом Каримовым пяти принципах реформирования экономики, позволила без шоков и потрясений, обеспечить макроэкономическую стабильность, провести глубокие структурные преобразования и обеспечить переход к рыночной экономике в Республике Узбекистан.

Труды Президента Ислама Каримова о концепции перехода от административно-командной к рыночной экономике и разработанная им концепция Антикризисной программы на деле подтвердившие свою обоснованность и высокую эффективность, имеют важное практическое значение для выработки и реализации макроэкономической и структурной политики в переходных экономиках, и являются хорошей основой для других развивающихся стран.

За короткий срок Узбекистан обеспечил переход от односторонней сырьевой структуры к диверсифицированной индустриальной экономике, основанной на модернизации, техническом и технологическом обновлении промышленности и сельского хозяйства за счет активной инвестиционной политики, производства конкурентоспособной экспортоориентированной продукции,

а также ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

Закономерно, что Международный валютный фонд относит Республику Узбекистан к наиболее быстроразвивающейся экономике среди стран СНГ и одной из пяти наиболее быстроразвивающихся экономик в мире.

Логическим продолжением экономических преобразований в Узбекистане стала глубоко продуманная, адресная и ориентированная на долгосрочную перспективу концепция Антикризисной программы, эффективная реализация которой позволила сохранить макроэкономическую и финансовую устойчивость, стабильное развитие реального сектора экономики, а также заложить прочную основу для дальнейшего устойчиво высокого экономического роста в предстоящие годы.

Стратегия развития экономики Узбекистана ставит своей целью создание диверсифицированной и конкурентоспособной экономики, максимальное использование национальных ресурсов с привлечением инновационных технологий и новых методов рыночного управления. Важную роль в этом процессе играет развитие внешнеэкономических связей и интеграция в мировую экономическую систему, в том числе вступление во Всемирную торговую организа-

цию, которая является крупнейшим международным учреждением, обеспечивающим правовую и институциональную основу многосторонней торговой системы.

Взятый Правительством Республики Узбекистан курс на развитие социально ориентированной рыночной экономики, построение открытого демократического общества, не может быть достигнут без активного участия в международной торговой системе и использования ее преимуществ. Один из них предсказуемый доступ на рынки стран - членов ВТО, создание привлекательных условий для привлечения иностранных инвестиций, возможность участия в формировании мировых правил торговли, а также система разрешения торговых споров ВТО.

Как подчеркнул в своем выступлении Президент Республики Узбекистан И.Каримов, "необходимо обеспечить дальнейшую интеграцию в мировую экономику и формирование условий для вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию"1.

С момента обретения независимости Правительство Республики Узбекистан проводит планомерную политику по либерализации торгового режима республики.

Внешнеторговый режим Республики Узбекистан характеризуется своей открытостью. Узбекистан не применяет на практике количественных ограничений, не использует в целях регулирования внешней торговли методы квотирования и лицензирова-ния2.

На сегодняшний день, Узбекистан ведет внешнюю экономическую деятельность более чем с 162 странами мира.

Несмотря на ухудшение конъюнктуры внешнего рынка, по итогам 2009г. внешнеторговый оборот страны составил более 21 млрд. долларов США. (100,1 % по сравнению с 2008г.). В том числе объем совокупного экспорта составил 11,7 млрд. дол-

1 Выступление И.Каримова на IX сессии Олий Мажлиса второго созыва 29 августа 2002 года

2 В принятом Олий Мажлисом 29 августа 1997 г. №470-1 Законе Республики Узбекистан «О таможенном тарифе», который вступил в силу с 1 января 1998г., предусмотрено применение следующих видов ставок таможенных пошлин: адвалорных, начисляемых в процентах к таможенной стоимости товаров; специфических, начисляемых в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированных, сочетающих оба названных вида.

ларов США (102,4% к 2008г.), с ростом на 278,0 млн.долл., импорт составил 9,4 млрд. долларов (97,3%, что на 265,7 млн.долларов меньше 2008г.).

В результате внешнеторговое сальдо Узбекистана достигло более 2 млрд. долл. (на 543,7 млн.долл. больше по сравнению с 2008г.), что служит важнейшим показателем надежности платежного баланса и устойчивости в целом экономики.

По итогам 2010г. внешнеторговый оборот Республики Узбекистан составил 21,8 млрд. долларов (103,0 % по сравнению с 2009г.). В том числе объем совокупного экспорта составил 13,0 млрд. долларов (110,8% к 2009г., с ростом на 1,2 млрд.долл.), импорт составил 8,8 млрд.долл. (93,2 %, что на 640,4 млн.долл. меньше 2009г.).

При этом, следует отметить, что за указанный период внешнеторговое сальдо Узбекистана достигло 4,2 млрд. долларов (1,9 млрд. долларов больше по сравнению с 2009г.).

А также, доля товаров производственно-технического назначения в импорте за 2010г. достигла 83,8% от общего импорта и составила 7,1 млрд. долларов.

Доля потребительских товаров за 2010г. составила 11,6% или 1,4 млрд. долларов3.

Среднеарифметическая ставка таможенной пошлины составляет около - 14,84%4. (В Постановлении Президента Республики Узбекистан от 27.03.2008г. №ПП-823 среднеарифметическая ставка таможенной пошлины составляла - 14,93%).

При этом, средневзвешенный тариф, рассчитанный в соответствии с определениями Всемирной торговой организации (ВТО) по оперативным данным в 2010г. составил 3%, что по классификации ВТО тарифный режим Узбекистана относится к категории «относительно открытого» (средневзвешенный тариф составляет менее 10%).

Уровень тарифной защиты с учетом акцизов в 2009г. составил 3,5%.

В республике создана необходимая ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу предприятий и отраслей реальной экономики.

Обеспечение стабильной конвертируемости национальной валюты в долгосрочной перспективе во многом зависит от про-

3 Данные Государственного комитета по статистике РУ, www.stat.uz

4 В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-1169 от 05.08.2009г.

ведения продуманной политики сохранения и преумножения золотовалютных резервов страны, прежде всего за счет создания условий, направленных на развитие экспортного потенциала.

В этой связи, созданная для предприятий экспортеров широкая система льгот и преференций, а также реализуемая программа мер1 по поддержке предприятий реального сектора и обеспечению их стабильной работы позволили в последние годы обеспечивать стабильный ежегодный рост экспорта на уровне не менее 20%, а по итогам 2009 и 2010 гг. обеспечить республике, в числе немногих стран мира, прирост объемов совокупного экспорта на 2,4% и 10,8% соответственно.

Немаловажным вопросом является предоставляемые льготы и преференции предприятиям - экспортерам.

а) Законодательство РУз предусматривает экспортерам следующие льготы:

Льготы по налогу на добавленную стоимость. Экспорт товаров за свободно конвертируемую валюту облагается по нулевой ставке, что значит освобождение их от уплаты суммы налога на добавленную стоимость за материальные ресурсы, использованные на производство экспортируемых товаров2. Исключение составляют посреднические организации, а также предприятия, производящие на экспорт сырьевые товары. К таким товарам отнесены драгоценные металлы;

Льготы по акцизному налогу. Налоговым кодексом Республики Узбекистан (статья 230) также предусмотрено освобождение экспортируемых подакцизных товаров от уплаты акцизного налога определяемых Кабинетом Министров РУ.

Не подлежит обложению акцизным налогом:

- реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров, определяемых Кабинетом Министров РУ;

- передача подакцизных товаров - продуктов переработки, произведенных из товаров, помещенных под таможенный режим "переработка на таможенной территории", при условии их последующего вы-

воза с таможенной территории Республики Узбекистан;

Льготы по налогу на доходы. Предприятия-экспортеры всех форм собственности (за исключением торгово-посреднических и предприятий, экспортирующих сырьевые товары) освобождены от уплаты налога на доходы, полученные от экспорта продукции собственного производства за свободно конвертируемую валюту. Данная мера была распространена на малые предприятия, являющиеся плательщиками единого налога3.

Для предприятий - экспортеров устанавливается порядок уплаты налога на доходы в зависимости от доли экспорта товаров собственного производства за свободно конвертируемую валюту в общем объеме реализации:

- при доле экспорта от 15 до 30 процентов - установленные ставки налога на доходы снижаются на 30 процентов;

- при доле экспорта от 30 и более процентов - установленные ставки налога на доходы снижаются в 2 раза, 50%.

Указанная льгота не распространяется на торгово-посреднические предприятия, а также на производственные предприятия, экспортирующие товары, перечень которых утвержден Указом Президента Республики Узбекистан от 10.10.1997г. №УП-1871;

Льготы по налогу на имущество. Указом Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по стимулированию производителей экспортной продукции"4 введен порядок уплаты налога на имущество, согласно которому его размер зависит от доли экспорта товаров собственного производства в общем объеме реализации. Так, при доле экспорта в размере 20-50% установленная ставка налога снижается на 50%, при 50 и более процентах - налог на имущество не взимается.

Данная льгота распространена на предприятия всех форм собственности, производящие экспортную продукцию и реализующие ее самостоятельно или через специализированные внешнеторговые объединения и фирмы.

1 В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № 4058 от 28.11.2008г.

2 В соответствии с Налоговым кодексом РУ (статья 212)

3 В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 5 июня 2000 года «О дополнительных мерах по стимулированию производителей экспортной продукции» (№ УП-2613 от 05.06.2000г)

4 Указ Президента Республики Узбекистан № УП-2613 от 05.06.2000г.

Указанные льготы не распространяются на торгово-посреднические предприятия, а также на производственные предприятия, экспортирующие за свободно конвертируемую валюту сырьевые товары - хлопковое волокно, хлопчатобумажную пряжу, нефть, нефтепродукты, газовый конденсат, газ природный, электроэнергию, драгоценные, цветные и черные металлы.

б) Микро фирмы и малые предприятия освобождаются от обязательной продажи валютной выручки поступающей от экспорта товаров собственного производства за исключением предприятий, осуществляющих экспорт и транзит газа1.

Производственным предприятиям всех форм собственности, экспортирующим продукцию собственного производства разрешено открывать за рубежом торговые дома и представительства для маркетинговых исследований внешних рынков и рекламирования производимой продукции с поставкой для них товаров на условиях консигнации2.

Экспортеры поставляющие свою продукцию в адрес торговых домов за рубежом освобождены от предоставления банковской гарантии или полиса страхования экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков, при условии экспорта продукции собственного производства и доля продукции собственного производства экспортера в уставном фонде должен составлять не менее 51 процента.

В течение 180 дней со дня таможенного оформления экспортер должен обеспечить поступление валютной выручки по товарам, вывезенным им на основе договоров (контрактов) в адрес предприятий за рубежом, либо возвратить эти товары на территорию Республики Узбекистан.

В постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан намечено предоставления государственной финансовой поддержки развития экспортного потенциала, включающий механизм кредитования экспорта, страхования экспортных кредитов, предоставления государственных га-рантий3.

Предоставляются поддержки предприятий- производителей экспортной продукции специальных беспроцентных займов

1 ПКМ РУ № 245 от 29.06.2000 г.

2 ПКМ РУ № 189 от 09.08.2005г.

3 ПКМ № 110 от 12.03.1998 г.

сроком на три года при наличии необходимых технико-экономических обоснований.

На сегодняшний день, Республикой Узбекистан практически сформирован режим наибольшего благоприятствования (РНБ) с основными странами-партнерами. Заключенные с 45 странами соглашения о взаимном предоставлении РНБ, наряду с имеющимся с 11 странами СНГ режимом свободной торговли, создают преференциальный доступ узбекских товаров на рынки этих стран на взаимной основе (т.е. фактически доступ на условиях правил ВТО). В целом на долю этих стран приходится более 90% общего объема торговли республики4.

Процесс вступления Узбекистана в ВТО рассматривается Правительством как один из важнейших шагов интеграции в мировое экономическое сообщество. При этом узбекская сторона, исходя из необходимости положительного влияния членства на экономическое развитие страны, придает большое значение условиям присоединения в данную организацию.

В республике проводится регулярная работа, направленная на обеспечение достижения приемлемых условий по присоединению в ВТО, среди которых:

1. Сформирована институциональная основа процесса вступления: создана Межведомственная комиссия и Малый совет по работе с ВТО, рабочие группы по всем основным направлениям деятельности ВТО и другие структуры;

2. Осуществляется поэтапное приведение национального законодательства в соответствии с положениями соглашений в ВТО;

3. На постоянной основе ведется работа по повышению квалификации госслужащих, задействованных в процессе присоединения;

4. В Секретариат ВТО представлен практически весь перечень необходимых документов по вступлению.

К настоящему времени состоялось три заседания Рабочей группы по вступлению Узбекистана в ВТО, проводится работа по проведению следующего 4-го заседания.

Наряду с подготовкой запрошенной странами-членами ВТО разъяснительной информации, это также включает проведение консультаций с отделом вступления ВТО по составлению проекта факторологи-

4 Данные Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, www.mfer.uz

ческого резюме, являющегося основой Доклада Рабочей группы о присоединении Узбекистана в ВТО1.

Основные приоритетные направления развития ВЭС на 2011г.

В докладе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год одним из приоритетов развития экономики страны на текущий год была обозначена политика структурных преобразований и опережающего развития высокотехнологичных современных отраслей и производств, направленная на повышение конкурентоспособности и укрепление позиций Узбекистана на мировых рынках.

Для достижения этих целей утверждена Программа "О приоритетах развития промышленности Узбекистана в 2011-2015 годах", которая предусматривает реализацию свыше 500 крупных инвестиционных проектов в промышленности общей стоимостью около 50 миллиардов долларов.

В целях укрепления достигнутых за последние годы результатов по интеграции в мирохозяйственную систему, а также дальнейшей реализации направлений реформ во внешнеэкономической сфере на текущий год, видится решение следующих приоритетных задач:

- развитие экспортного потенциала и углубление локализации продукции в т.ч. а) развитие экспортного потенциала; б) дальнейшее совершенствование структуры и объемов импорта за счет проведения взвешенной и избирательной политики регулирования импортных операций; в) развития производственной кооперации и локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов;

- развитие транспортного обеспечения ВЭС и увеличение экспорта транспортных и транзитных услуг в т.ч. а) развитие новых транспортных коридоров; б) увеличение экспорта транспортных и транзитных услуг; в) дальнейшая оптимизация транспортных затрат в стоимости экспортных грузов РУ.

Список литературы:

- Доклад Президента Республики Узбекистан И.Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране»;

- Доклад Президента Республики Узбекистан И.Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2011 год;

- Выступление И.Каримова на IX сессии Олий Мажлиса второго созыва 29 августа 2002 года.

- Закон Республики Узбекистан «О таможенном тарифе» от 29 августа 1997 г. №470-1;

- Указ Президента Республики Узбекистан № 4058 от 28.11.2008г.;

- Указ Президента Республики Узбекистан от 5 июня 2000 года "О дополнительных мерах по стимулированию производителей экспортной продукции" (№ УП-2613 от 05.06.2000г);

- Указ Президента Республики Узбекистан № УП-2613 от 05.06.2000г.;

- Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.08.2009г. №ПП-1169;

- Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-1316 от 02.04.2010г.;

- Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-1449 от 29.12.2010г.;

- Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-1169 от 05.08.2009г.;

- ПКМ РУ № 245 от 29.06.2000 г.;

- ПКМ РУ № 189 от 09.08.2005г.;

- ПКМ № 110 от 12.03.1998 г.;

- Налоговый кодекс РУ (статья 212).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Данные Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, www.mfer.uz

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 11, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.