Научная статья на тему 'Механизмы снижения торговых барьеров в Узбекистане'

Механизмы снижения торговых барьеров в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / торговые барьеры / либерализация / импорт / экспорт / integration / trade barriers / liberalization / import / export.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Талипова Нигора Тулкуновна, Сафаева Сайёра Рихсибаевна

Страны Центральной Азии существенно различаются между собой по численности населения, территории, природным ресурсам, уровню социально-экономического развития, политической ориентации. Они характеризуются разной степенью готовности к сотрудничеству и интеграции с остальным миром. В статье на примере Узбекистана рассмотрены вопросы либерализации внешней торговли и механизмы по снижению торговых барьеров, как факторы для интеграции стран региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Талипова Нигора Тулкуновна, Сафаева Сайёра Рихсибаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE BARRIERS REDUCING MEChANISMS IN UZBEKISTAN

Central Asian countries differ significantly in population, territory, natural resources, level of socio-economic development, political orientation. They are characterized by different degrees of readiness to cooperate and integrate with the rest of the world. The growing economic openness of the country contributes to refocus their willingness to integrate into the world community. In the article on example of Uzbekistan discussed issues of foreign trade liberalization and mechanisms to reduce trade barriers, as factors for integration of countries in the region.

Текст научной работы на тему «Механизмы снижения торговых барьеров в Узбекистане»

Талипова Н.Т.,

доцент Института повышения и переподготовки кадров при ТГЭУ, кандидат экономических наук, доцент; Сафаева С.Р.,

доцент Ташкентского государственного экономического университета, кандидат экономических наук

МЕХАНИЗМЫ СНИЖЕНИЯ ТОРГОВЫХ БАРЬЕРОВ В УЗБЕКИСТАНЕ

ТАЛИПОВА Н. Т., САФАЕВА С. Р. УЗБЕКИСТОНДА ТАШЦИ САВДОГА ЧЕКЛОВЛАРНИ ПАСАЙТИРИШ МЕХАНИЗМИ

Марказий Осиё мамлакатлари ах,оли сони, х,удуди, табиий манбалари, ижтимоий-ик,тисодий ривожланиш даражаси, сиёсатда танлаган йули буйича узаро жиддий фаркланади. Улар бошка давлатлар билан х,амкорлик ва интеграцион алокаларни урнатишда турли тайёрлик даражаси билан таърифланади. Ушбу маколада Узбекистан мисолида ташки савдони эркинлаштириш масалалари ва мамлакатлар худудларида интеграция учун омиллар сифатида савдо чекловларини пасайтириш механизмлари куриб чикилган.

Таянч иборалар: интеграция, савдо чекловлари, эркинлаштириш, импорт, экспорт.

ТАЛИПОВА Н. Т., САФАЕВА С. Р. МЕХАНИЗМЫ СНИЖЕНИЯ ТОРГОВЫХ БАРЬЕРОВ В УЗБЕКИСТАНЕ

Страны Центральной Азии существенно различаются между собой по численности населения, территории, природным ресурсам, уровню социально-экономического развития, политической ориентации. Они характеризуются разной степенью готовности к сотрудничеству и интеграции с остальным миром. В статье на примере Узбекистана рассмотрены вопросы либерализации внешней торговли и механизмы по снижению торговых барьеров, как факторы для интеграции стран региона.

Ключевые слова: интеграция, торговые барьеры, либерализация, импорт, экспорт.

TALIPOVA N. T., SAFAEVA S.R. TRADE BARRIERS REDUCING MECHANISMS IN UZBEKISTAN

Central Asian countries differ significantly in population, territory, natural resources, level of socio-economic development, political orientation. They are characterized by different degrees of readiness to cooperate and integrate with the rest of the world. The growing economic openness of the country contributes to refocus their willingness to integrate into the world community. In the article on example of Uzbekistan discussed issues of foreign trade liberalization and mechanisms to reduce trade barriers, as factors for integration of countries in the region.

Keywords: integration, trade barriers, liberalization, import, export.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8

На сегодняшний день имеются немало проблем во взаимоотношениях государств центрально-азиатского региона (ЦА). Самый оптимальный путь решения таких проблем, это - взаимодействие стран и региональная интеграция. Стратегическое значение и политический потенциал Узбекистана указывают на то, что государство объективно несет особую ответственность за регион Центральной Азии.

Находясь в самом сердце Центральной Азии, Узбекистан граничит со всеми остальными четырьмя ЦА государствами (Казахстаном, Кыргызской Республикой, Таджикистаном и Туркменистаном), а также с Афганистаном. Узбекистан обладает мощной по величине - наряду с Казахстаном - экономикой региона. Поэтому торговый режим и изменения в сфере торговли в Узбекистане в значительной степени затрагивают экономическую активность других стран ЦА и оказывают существенное влияние на региональное экономическое сотрудничество.

Территория Узбекистана содержит ряд противоречий. С одной стороны, она обладает богатыми природными ресурсами, квалифицированной рабочей силой, культурным разнообразием и выгодным стратегическим расположением, что служит мощным трамплином для развития экономики страны. С другой стороны, у региона нет прямого выхода к морским портам, он находится на большом расстоянии от многих глобальных экономических центров. Обладая большими запасами ресурсов, Узбекистан привлекает внимание различных геополитических игроков1. Одной из форм экономической интеграции, которую на сегодняшний день проводит Узбекистан - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

1 Исаходжаев А. Основные понятия и принципы экономической безопасности. // «Экономический вестник Узбекистана», Т., 2003, №6. -С. 4-6.

Опыт многих стран, добившихся стабильного экономического роста, в том числе Аргентины, Бразилии, Индии, Израиля, Мексики, Сингапура, Тайваня, Чили показывает взаимосвязь внешнеторговой политики, роста экспорта, объемов производства и экономического подъема.

При либерализации внешнеэкономической деятельности принималось во внимание наличие определенных особенностей, присущих социально-экономической ситуации в стране и с учетом международного опыта в этой сфере. Последствия торговой либерализации (снятие всех существенных ограничений с экспорта и импорта и установление конвертации по счету текущих операций) были неодинаковыми для разных стран. Проведенный экспертами анализ по либерализации внешней торговли более десятка стран в Азии, Латинской Америке, Северной Африке и Восточной Европе позволил достаточно четко выделить основные механизмы, а также, положительные и отрицательные последствия, которые могут быть полезны для прогнозирования экономической ситуации и в Узбекистане после проведения аналогичных реформ2.

К основным направлениям снижения торговых барьеров, исходя из зарубежного опыта, можно отнести: ликвидацию экспортных ограничений и налогов на экспорт, введение или усовершенствование

2 «Актуальные проблемы социально-экономического развития Узбекистана в условиях либерализации и углубления реформ». Материалы международной научно-практической конференции (ЦЭЭП , USAID , Eurape Aid). Ташкент, 2004.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8

Таблица 1. Изменение средней ставки импортных таможенных пошлин1

1995 1997 1999 2001 2003 2005 2009 2011 2013

Среднеарифметическая ставка таможенного тарифа 18 29 28 11,3 15,3 14,6 15,4 14,8 14,6

систем возврата уплаченных импортерами пошлин или временного беспошлинного ввоза применяемых в производстве экспортной продукции импортных ресурсов, устранение количественных ограничений на импорт, снижение и упрощение системы импортных тарифов, а также налогообложение пользующихся протекционистской защитой товаров отечественного производства.

В целях интеграции в мировую экономику Республика Узбекистан развивается в соответствии с общепризнанными нормами и правилами международной торговли. В условиях свободной конкуренции, страна участвует в международных договорах, и создала три свободные экономические зоны, что позволяет активизировать процессы структурных преобразований, нацеленных на формирование экспортоори-ентированной экономики, росту прямых иностранных инвестиций, участию в мирохозяйственных связях и освоению новых рынков сбыта отечественной продукции2.

Первым аспектом регулирования внешнеторгового режима является регулирование импорта товаров. В настоящее время импортная политика характеризуется повышенным уровнем протекционизма. Основным инструментом является тарифное регулирование импорта. В республике действует упрощенная и унифицированная

1 Статистический ежегодник «Республики Узбекистан», 2008 г.; Узбекистан в цифрах, 2012 г. Официальный сайт Госкомитета Республики Узбекистан по статистике: http://old.stat.uz/ economy/354/

2 Талипова Н.Т. «Issues of stratégie consistency in

the management of foreign économie activity». International Journal of Acaaemic Research №1. Баку, Азербайджан, 2009.

система импортных тарифов3. Ставки импортных таможенных пошлин сгруппированы в основном на шести уровнях от 0% до 40% от таможенной стоимости товаров (высокие ставятся в целях защиты отечественных производителей).

Установлена нулевая ставка импортных пошлин и единый таможенный платеж на завозимые машины, станки и технологическое оборудование, в том числе для производства строительных материалов, изделий и конструкций для обеспечения выпуска конкурентоспособной отечественной продукции, а так же на произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.

Анализ внешнеторгового тарифа показывает, что, несмотря на кажущиеся высокие ставки, в настоящее время его среднеарифметическая величина в целом находится на достаточно низком уровне, и снизилась за 1995-2014 г.г. с 18% до 14,6% (табл. 1). Высокие тарифные ставки установлены для товаров народного потребления - более 20%.

С 2012 г. действуют новые изменения в Законах Республики Узбекистан «О таможенном тарифе» и «Об иностранных инвестициях» в части предоставления льгот по уплате импортной таможенной пошлины с имущества, ввозимого предприятиями с иностранными инвестициями для собственных производственных нужд.

Для предприятий с иностранными инвестициями в уставном фонде не менее 33%, в течение двух лет с момента их государ-

3 С 1 января 2004 г. в республике действуют ставки таможенных пошлин, основанные на Гармонизированной системе (ГС) описания и кодирования товаров с изменениями и дополнениями, внесенными в ГС с 1 января 2002 года Всемирной таможенной организацией.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8

ственной регистрации введены льготы, по которым они освобождаются от импортной таможенной пошлины на имущество, используемое для собственных нужд, ввозимое в Республику Узбекистан с 1 января 2013 года.

Регулирование импорта путем установления акцизных налогов на импорт, но не взимаемый с местного производства, является также мерой защиты отечественных производителей и источником пополнения государственного бюджета. Сравнительные акцизные налоги на некоторые импортируемые и производимые в республике товары показывают степень защиты внутреннего производителя, т.к. государство предоставляет условия отечественным производителям по увеличению производства и расширению ассортимента отечественных потребительских товаров, в целях наиболее полного насыщения внутреннего рынка отечественными конкурентоспособными потребительскими товарами1.

Квотирование и лицензирование импорта в республике отменено с 1998 года и применяется только для специфических импортных операций. В интересах безопасности ряд опасных товаров (огнестрельное оружие, порнографическая продукция) входит в перечень запрещенных статей импорта. Чрезмерная защита внутренних производителей товаров и создание тепличных условий для их функционирования не всегда приводят к желаемым результатам, и приводит к снижению конкурентоспособности отечественной продукции. Поэтому с учетом интересов экономической безопасности следует постепенно (поэтапно) принимать решения по снижению ставок налогообложения.

В целях обеспечения импорта в республику требуемого уровня качественных, количественных и ценовых характеристик

1 Постановление Президента от 30 апреля 2013 года № ПП-1961 «О дополнительных мерах по увеличению производства и расширению ассортимента отечественных потребительских товаров».

отдельных позиций продовольственных товаров (мясомолочная, алкогольная и табачная продукции, масличные семена) и оборудования (механические и электрические машины), закупаемого для оснащения создаваемых производств, включенных в инвестиционную программу Республики Узбекистан, установлен порядок обязательного осуществления предотгрузоч-ной инспекции2. В этих же целях введено требование обязательного представления сертификата соответствия при ввозе на территорию республики потребительских товаров для коммерческой деятельности. В целях защиты прав потребителей в Узбекистане запрещен импорт отдельных потребительских товаров без наличия на товарных ярлыках информации о свойствах товаров, утверждены правила маркирования и таможенного оформления ввозимых потребительских товаров.

В части регулирования экспорта политика республики, в основном, направлена на развитие экспортного потенциала. С 1997 года в республике отменены экспортные таможенные пошлины.

В настоящее время реализовано ряд мер, направленных на либерализацию внешнеэкономической деятельности, а именно:

• введена система таможенного мониторинга импортных контрактов;

• упрощена процедура регистрации предпринимателей, занимающихся экспортом-импортом товаров;

• создана единая электронная система обмена внешнеторговых операций между Государственными структурами, что позволяет значительно облегчить контроль прохождения товаров и выполнение заключенных контрактов субъектами внешней торговли;

• введена конвертация национальной валюты (сума) по текущим международным операциям;

2 www.mfer.uz - Официальный сайт Министерство внешнеэкономических связей, инвестиции и торговли Республики Узбекистан

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8

Таблица 2. Основные показатели внешней торговли за 2000-2013Г.Г1.

2000 2003 2005 2008 2011 2013

Экспорт, млн. долл. 3264,7 3725 5408,8 11572,9 13044,5 15087,2

Импорт, млн. долл. 2947,4 2964,2 4091,3 7504,1 8799,7 13798,8

Торговый баланс, млн. долл. 317,3 760,8 1317,5 4068,8 4244,8 1288,4

Доля централизованного экспорта, % 64.0 62.2 59,0 59,6 59,2 58,3

ВВП на душу населения, долл*. 1448 1673 2001 2666 3287 -

• производственные предприятия с иностранными инвестициями, специализирующиеся на производстве готовой одежды (швейных, трикотажных и кожаных изделий, чулочно-носочных изделий и обуви) освобождены от уплаты в бюджет всех видов налогов и сборов, кроме налога на добавленную стоимость.

Таким образом, качественные изменения в системе организации внешней торговли, реализация конкретных мер по дальнейшему совершенствованию тарифного регулирования импортных операций, устранение отдельных нетарифных мер внешнеторгового режима в соответствии с международными требованиями, сыграли положительную роль в развитии внешней торговли (табл. 2).

Основными условиями успешного развития внешней торговли Республики Узбекистан на перспективу являются:

• развитие экспортного потенциала за счет роста производства товаров экспор-тоориентированных конкурентоспособных подотраслей легкой, пищевой промышленности и сельского хозяйства, высокотехнологичных наукоемких отраслей промышленности;

• поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;

1 Официальный сайт Госкомитета Республики Узбекистан по статистике: http://old.stat.uz/ economy/354/*. База данных Всемирного Банка, индикатор «NY.GDP.PCAP.PP.CD» Сайт: www. http:// www.indexmundi.com/facts/uzbekistan/gdp-per-capita#NY.GDP.PCAP.PP.CD

• проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;

• недопущение критической зависимости экономики страны от импорта важнейших видов продукции, производство которых может быть организовано в стране;

• обеспечение бесперебойной работы транспортных артерий, соединяющих Узбекистан с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач).

Выводы. Продолжение снижения торговых барьеров и поэтапной либерализации внешнеэкономической деятельности в соответствии с международными правилами и нормами направлено в первую очередь на подъем экспортного потенциала республики в прогнозном периоде, и будет связано с формированием экспортоориентированной структуры экономики. Также осуществлением эффективной инвестиционной политики с привлечением иностранных инвестиций в разработку и реализацию государственных стратегических программ и проектов, связанных с модернизацией традиционных и созданием новых отраслей и инновационных технологий, ориентированных на интеграцию страны не только в региональную интеграцию, но и в мировое хозяйство.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8

Литература:

1. Постановление Президента от 30 апреля 2013 года № ПП-1961 «О дополнительных мерах по увеличению производства и расширению ассортимента отечественных потребительских товаров».

2. Исаходжаев А. Основные понятия и принципы экономической безопасности. // «Экономический вестник Узбекистана», Т., 2003, №6. -С. 4-6.

3. «Актуальные проблемы социально-экономического развития Узбекистана в условиях либерализации и углубления реформ». Материалы международной научно-практической конференции (ЦЭЭП, USAID , Eurape Aid). Ташкент, 2004.

4. Талипова Н.Т. «Issues of stratégie consistency in the management of foreign economic activity». International Journal of Academic Research №1, Баку, Азербайджан, 2009.

5. Официальный сайт Госкомитета Республики Узбекистан по статистике: http:// old.stat.uz/economy/354/

6. Показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан за 2012 год. - Т.: «Узбекистан», 2014.

7. www.mfer.uz - Официальный сайт Министерства внешнеэкономических связей, инвестиции и торговли Республики Узбекистан.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.