Научная статья на тему 'Стратегия развития легкой промышленности Республики Узбекистан'

Стратегия развития легкой промышленности Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1613
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / LIGHT INDUSTRY / ТЕКСТИЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / TEXTILE PRODUCTION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ГОСУ-ДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / ЛЬГОТЫ / PRIVILEGES / СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ / STRATEGY OF ACTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турсунов Б. О.

В данной статье рассматривается состояние легкой промышленности Республики Узбекистан, процесс развития отрасли, а также ее роль в обеспечении экономического роста. Проанализированы перспективы дальнейшего развития легкой промышленно-сти в Республике Узбекистан, а именно: повышение экспортного потенциала отрасли, оснащение предприятий отрасли современной техникой, применение новых техноло-гий, дальнейшее увеличение объемов производства готовой, в т. ч. высококачествен-ной потребительской продукции, повышение глубины переработки хлопковолокна, производство экологически чистого текстильного продукта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of development of light industry in republic of Uzbekistan

In the paper the condition of light industry of Republic of Uzbekistan, development of branch and its role in ensuring economic growth is considered. The prospects of further development of the light industry in the Republic of Uzbekistan are analyzed, namely: increase in the export potential of branch, equipment of the enterprises of branch modern equipment, use of new technologies, further increase in the production of ready, including high-quality consumer production, increase in depth of processing of cotton yarn, produc-tion of an environmentally friendly textile product.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития легкой промышленности Республики Узбекистан»

Вестник Института экономики Российской академии наук

5/2017

Б.О. ТУРСУНОВ

старший научный сотрудник Ташкентского государственного экономического университета

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

В данной статье рассматривается состояние легкой промышленности Республики Узбекистан, процесс развития отрасли, а также ее роль в обеспечении экономического роста. Проанализированы перспективы дальнейшего развития легкой промышленности в Республике Узбекистан, а именно: повышение экспортного потенциала отрасли, оснащение предприятий отрасли современной техникой, применение новых технологий, дальнейшее увеличение объемов производства готовой, в т. ч. высококачественной потребительской продукции, повышение глубины переработки хлопковолокна, производство экологически чистого текстильного продукта.

Ключевые слова: легкая промышленность, текстильное производство, инвестиции, государственная поддержка, льготы, стратегия действий.

1БЬ: Q00, Q9, У9.

Легкая промышленность, особенно одна из ее ведущих отраслей -текстильная промышленность, начиная со времен промышленной революции играет важную роль в экономическом развитии любой индустриальной страны и в расширении международных торговых связей Поэтому изучению различных аспектов экономики данной отрасли уделяется большое внимание со стороны ученых разных стран. Особенно важны в современных условиях вопросы конкурентоспособности отрасли. Так например, интересен факторный подход к оценке конкурентоспособности предприятий текстильной промышленности в работе Гориной Я.М. [1], на основе анализа себестоимости в Республике Казахстан проведен анализ возможных направлений повышения конкурентоспособности текстильной промышленности [2]. Различные аспекты конкурентоспособности отрасли затронуты в той или иной мере во многих работах (см. например: [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10] [11], [12], [13]). Легкая промышленность является стратегической отраслью и для экономики Узбекистана, обеспечивая высокий уровень занятости населения и внося заметный вклад в социально-экономическое развитие страны и повышение ее международного авторита.

Роль легкой промышленности в экономике Узбекистана

Узбекистан является одной из самых густонаселенных стран в Средней Азии, а также крупным производителем хлопкового волокна на постсоветском пространстве. Он занимает шестое место в мире по производству хлопка и третье - по его экспорту, являясь также активным участником мирового текстильного рынка. Ежегодно в республике производится более 1 млн 250 тыс. т хлопкового волокна, из них 60% прерабатывается внутри страны, а в среднесрочной перспективе намечено довести объем внутренней переработки хлопковолокна и производство текстильной продукций до 70%. В Узбекистане действуют свыше 8,2 тысяч предприятий легкой промышленности, более 500 из которых входят в состав Акционерного Общества «Узбекен-гилсаноат». По итогам за январь-декабрь 2016 г., предприятиями АК «Узбекенгилсаноат» произведено товаров народного потребления на 1 680,2 млрд сум, темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 122,3%, а объем произведенной промышленной продукции - 3 714,5 млрд сум при темпе его роста 118,1%1.

Предоставленные льготы и преференции для местных производителей позволили за короткий срок наладить в стране производство не только х/б пряжи, суровых тканей и трикотажного полотна, но и готовых трикотажных изделий, а также полуфабрикатов для швейно-трикотажной промышленности, которые отвечают мировым стандартам и являются достойными конкурентами зарубежных аналогов. За последующие годы в отрасль привлечено иностранных инвестиций на сумму более 2 млрд долл. США. Создано свыше 180 предприятий с участием иностранных инвесторов из Германии, Швейцарии, Южной Кореи, Японии, Сингапура, Турции, США, Индии и других стран. Реализовано более 150 проектов по производству готовой одежды (спортивная одежда, одежда для взрослых, детская одежда, нижнее белье и многое другое). В настоящее время продукция с торговой маркой «Made in Uzbekistan» экспортируется более чем в 50 стран2, в т. ч. в страны ЕС, СНГ и Латинской Америки, а также Республику Корея, в Китай, Сингапур, Иран, Израиль, США и в другие, в частности, в СНГ, а также в ЕС действуют дилерские отделения, работа которых позволяет ориентироваться и активно работать на мировом рынке.

В целях повышения экспортного потенциала легкой промышленности, маркетинговой поддержки производителей текстильной и швейно-трикотажной отраслей, продвижения отечественной тек-

1 Данные АК «Узбекенгилсаноат». legprom.uz/post/analiticheskaya-zapiska-o-rezultatakh-dyeyatelnosti-ao-uzbekengilsanoat-po-itogam-2016-goda.

2 Там же.

стильной продукции на внешние рынки Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13.08.2007г. № 171 при ГАК «Узбекенгилсаноат» создано Агентство по рекламе и маркетингу текстильной продукции. На сегодняшний день в Узбекистане более 250 предприятий-экспортеров, в том числе 38 новых. Предприятия компании активно ведут работу по расширению ассортимента готовых изделий, поставляемых на экспорт.

Доля товаров с высокой добавленной стоимостью в общем объеме экспорта растет и сейчас составляет более 33%. Предприятиями АК «Узбекенгилсаноат» создано более 40 торговых домов и 50 дилерских подразделений крупных предприятий-экспортеров в странах ЕС, СНГ и Азии. В 2016 г. доля товаров промышленности в ВВП страны составила 55,8%, а в 2015 г. - 53,8%. Анализ статистических данных Комитета государственной статистики страны позволяет сделать следующие выводы. Структура экспорта Республики Узбекистан меняется. Так, по итогам 2016 года доля несырьевых товаров в общем объеме составляет около 70%, тогда как в начале 90-х годов прошлого столетия этот показатель составлял менее 30%. При этом доля хлопкового волокна в экспорте страны составляет 25,5% (в 1990 г. эта цифра составляла 59,7%).

В начале 90-х годов в производстве было задействовано 973,3 тыс. веретен и перерабатывалось менее 10% хлопкового волокна, заготавливаемого в стране. Экспорт продукции не превышал 7,7 млн долл. США, а в целом регион рассматривался как сырьевая база, где выпуск готовой продукции не был развит [14]. С 1995 г. в отрасль было привлечено свыше 2,5 млрд долл. иностранных инвестиций. Изначально правильно выбранный путь позволяет сегодня получать высокие результаты: легкая промышленность стала одним из лидеров по объему экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Индустриальные мощности текстильных предприятий по переработке волокна возросли с 7% от общего объема производства хлопка в 1991 г. до 45% в 2015 г. В 2016 г. объем переработки хлопкового волокна в Узбекистане достиг 40% [15].

В последние годы налажен экспорт текстильной продукцию в Бразилию, Чили, Хорватию, Нигерию и др. страны. Первые экспортные поставки предприятия отрасли осуществили в 1994 г. Тогда объем внешних поставок текстильной и швейно-трикотажной продукции составлял всего около 7 млн долл. По итогам прошлого года этот показатель превысил 1 млрд, а число предприятий-экспортеров - отметку в 260. Заметные изменения претерпел и ассортимент экспортируемой продукции. В 1994-1996 гг. на внешний рынок поставляли только суровые ткани и хлопчатобумажную пряжу, в 2003 г. номенклатуру пополнили махровые полотенца и трикотажное полотно, в 2010 г. - ковры и ковровые изделия, а также швейно-трикотажная продукция. На сегод-

няшний день этот перечень стал еще объемнее: бамбуковая, модальная и смесовая пряжи, жаккардовое полотно, модные модели верхней одежды с оригинальными дизайнерскими решениями3.

Государственная программа развития легкой

промышленности в Узбекистане

Мощный импульс новому этапу развития отрасли придали принятые в разные годы руководством Узбекистана программные документы по развитию легкой промышленности. Реализация этих решений, а также весомая помощь, оказываемая правительством, позволили привлечь значительные иностранные инвестиции на осуществление проектов по модернизации и технологическому обновлению производственной базы, приобретению нового оборудования. При этом основной акцент был сделан на дальнейшем устойчивом и сбалансированном росте переработки волокна с постепенным увеличением доли продукции с высокой добавленной стоимостью и повышением ее конкурентоспособности. Постановление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «О Программе мер по дальнейшему развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности на 2017-2019 годы» от 21 декабря 2016 г. открыло новые возможности для совершенствования отрасли.

Согласно документу, с 1 января 2017 г. отменяется обязательная продажа уполномоченным банкам части выручки в иностранной валюте, полученной от экспорта следующих видов продукции:

• готовой хлопчатобумажной ткани;

• готовых смесовых тканей;

• готовых шелковых тканей (кроме атласных);

• готовых швейных изделий, готовой одежды (швейные, трикотажные изделия);

• головных уборов (кроме национальных головных уборов);

• чулочно-носочных изделий;

• текстильной галантереи.

Программа предусматривает переход до 2020 г. к полной переработке заготовленного в нашей стране хлопкового волокна, увеличение производства промышленной продукции более чем в 2,7 раза, поставку продукции на внутренний и внешний рынки. А это позволит сделать товары отечественной легкой промышленности конкурентоспособными и уверенно выходить с ними на мировые торговые площадки. В рамках программы в период 2017-2020 гг. в отрасль будет привлечено более 2,2 млрд долл. инвестиций (почти

3 т£аи/ш/рге55/пеш5/2016/07/7983.

Вестник ИЭ РАН. №5. 2017 С.146-155

половина - иностранные). Инвестиционные проекты позволят создать специальные текстильные комплексы, действующие на основе четырехэтапной системы, включающей все процессы - от первичной переработки хлопкового волокна до производства готовой продукции, а также создать более 27 тыс. новых рабочих мест. Также намечено организовать 120 новых и модернизировать более 10 действующих предприятий4.

Производители вышеперечисленной продукции, а также фурнитуры и аксессуаров, до 1 января 2020 г.:

• освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на имущество, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, уплаты обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд;

• освобождаются от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за импортируемое оборудование, комплектующие изделия;

• пользуются правом отсрочки по уплате таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) сроком до 60 дней со дня принятия таможенной декларации при импорте сырья, материалов и фурнитуры.

Кроме того, в структуре АК «Узбекенгилсаноат» создана специализированная внешнеторговая организация ООО «Узтекстильэкспорт», которая будет создавать торговые дома за рубежом и продвигать продукцию легкой промышленности Узбекистана на выставках, а также содействовать текстильщикам в организации импорта необходимых комплектующих, оборудования, сырья и материалов5.

Еще одним важным шагом в развитии легкой промышленности Узбекистана стало создание Ассоциации «Узбекипаксаноат», которое будет заниматься кардинальным улучшением отрасли шелководства. Постановление о ее создании 29 марта 2017 г. подписал Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Существующие в стране тутовые плантации шелковицы используются недостаточно эффективно, а в зимний период урожайность тутовников существенно снижается. Из-за недостаточного производства коконного сырья производственные мощности шелкомотальных и шелкоткацких предприятий задействованы не полностью. Сегодня более 80 млн линейных насаждений и 51 тыс. га плантаций шелковицы обеспечивают выкормку гусениц тутового шелкопряда в объеме 450 тыс. коробок и производство около 26 тыс. т коконов тутового шелкопряда. Для покрытия дефицита еже-

4 ^а.^/ги/Ьи5те55/^кауа-рготу5Ыеппо51:-ро-ри1:1-га55Ыгетуа-уури5ка^о1:оуоу--31-01-2017.

5 Законодательная база Республики Узбекистан. шшш.погта.^.

годно импортируется 230-250 тыс. коробок грены тутового шелкопряда - до 50% от потребности предприятий отрасли. Особое внимание в постановлении уделено производству грены и коконов, их заготовке и первичной переработке путем внедрения высокопродуктивных пород и гибридов тутового шелкопряда, модернизации действующих и создания новых мощностей по производству шелка-сырца, а также организации глубокой переработки коконов.

В 2017-2021 гг. планируется реализовать ряд мер по развитию шелковой отрасли, проведению единой научно-технической, технологической, инвестиционной и экспортной политики по оказанию всемерной поддержки и совершенствованию нормативно-правовой базы. Для этого создана специальная рабочая группа. Постановлением предусмотрено предоставление до 1 января 2023 г. льгот по уплате единого налогового платежа и единого социального платежа организациям, производящим коконы тутового шелкопряда, а также таможенные льготы на ввозимые материально-технические ресурсы. Отрасль также освобождается от уплаты налога на доходы физических лиц-надомников, занятых выращиванием живых коконов тутового шелкопряда. В трудовой стаж работников шелководства и надомников будет включаться период сезонных работ, засчитываемых за год работы для назначения пенсии.

Расширение кормовой базы, создание комплексов по выращиванию коконов в непосредственной близости от тутовых плантаций, ввоз высокоурожайных (холодоустойчивых) тутовых саженцев, дающих в два раза больше урожая, позволят увеличить объемы заготовки коконов на 35 тыс. т (35%), а также обеспечить выпуск продукции, включая шелковую пряжу и готовые изделия с высокой добавленной стоимостью. Ожидается, что к 2021 г. общая доля объемов переработки коконов тутового шелкопряда будет увеличена до 50% путем создания новых рабочих мест и увеличения поступлений валютных средств за счет экспорта продукции6.

Перспективы развития легкой промышленности в Узбекистане

Большого внимания заслуживает работа по привлечению зарубежных дизайнеров для проведения мастер-классов для отечественных специалистов и совместной разработки современных моделей одежды с последующей организацией их промышленного производства на отечественных предприятиях. Рост объема ткани дает возможность удовлетворять потребности населения в качественных тек-

6 protextile.uz/news/177-otrasl-shelkovodstva-budet-reformirovana.html.

стильных товарах. Так, в прошлом году рост объемов производства промышленной продукции предприятиями АК «Узбекенгилсаноат» составил 18,1% (3,7 трлн сумов), товаров народного потребления -22,3% (1,7 трлн сумов), экспорта продукции - 32% (до $1,146 млрд).

Показатели по развитию легкой промышленности в стране рассчитаны автором методом регрессионного анализа на основе статистических данных Комитета государственной статистики Республики Узбекистан и представлены в таблице. Ожидается, что в 2020 г. объем товаров легкой промышленности (непродовольственных товаров) увеличится на 23,1% по отношению к 2017 г., что составит 3 6847,5 млрд сум. По прогнозу, объем переработанного хлопкового волокна достигнет 1 632,3 тыс. т, а трикотажных изделий - 1 390,6 млн т.

Внедрение новых индустриальных технологий, использование высокопроизводительного современного оборудования в сочетании с эффективным управлением обеспечивают на предприятиях отрасли высокую производительность труда, рост объемов производства и повышение качества производимой продукции. Наблюдается ежегодный рост абсолютных показателей, а к традиционно выпускаемому ассортименту добавился 61 вид новых товаров.

Кроме того, была продолжена системная работа по реализации мероприятий, направленных на сокращение энергоемкости и внедрение энергосберегающих технологий. Так, в 2015 г. потребление электроэнергии на выпуск продукции стоимостью 1 млрд сумов сократилось на 6%, потребление природного газа - на 9,8%.

При этом легкая промышленность Узбекистана ставит не менее перспективные задачи и на этот год. Приоритетными направлениями «Узбекенгилсаноат» в этом году станут: осуществление постоянного техни-ческого и технологического обновления предприятий; опережающее развитие инфраструктуры; дальнейшее повышение экспортного потенциала, привлечение иностранных инвестиций и создание дополнительных рабочих мест . По технико-экономическим прогнозам АК «Узбекенгилсаноат» планируется к 2020 г. достичь увеличения производства хлопчатобумажной ткани в 2,5 раза, полотна в 2,8 раза, шелка в 2,7 раза, нетканого полотна в 1,5 раза и трикотажного полотна в 2,7 раза. Производство готового полотна в год планируется довести до 459,2 млн кв. м, что в 5,4 раза больше, чем было произведено в 2013 г.

Заключение

В годы независимости Узбекистан приступил к реорганизации промышленности. Началась реализация целенаправленной системной государственной экономической политики, ориентированной на диверсификацию и модернизацию экономики, повышение конкурен-

Таблица

Прогноз роста объемов производства продукции легкой промышленности Республики Узбекистан

Год Легкая промышленность (непродовольственные товары) млрд сум Хлопковое волокно (тыс. т) Хлопча-тобумаж-ная ткань (тыс. т) Хлопчатобумажная пряжа млн м2 Трикотажное полотно млн штук

2017 29 938,6 1 326,3 370,6 212,4 1 097,3

2018 32 241,5 1 428,3 399,1 228,8 1 181,7

2019 34 544,5 1 530,3 427,7 245,1 1 266,2

2020 36 847,5 1 632,3 456,2 261,4 1 350,6

Источник: Расчеты автора по данным Комитета государственной статистики Республики Узбекистан.

тоспособности отечественной промышленности, на поддержку развития ее ведущих отраслей, в том числе за счет углубления переработки местного сырья и наращивания экспортного потенциала.

По нашему мнению, для дальнейшего развития легкой промышленности в стране необходимо провести следующие мероприятия, не изменяя механизм привлечения зарубежных инвестиций:

- принимать во внимание влияние внешних факторов при составлении прогноза развития отрасли;

- увеличить экспортный потенциал текстильной отрасли путем повышения производительности труда;

- повысить конкурентоспособность продукции отрасли путем внедрения новейших технологий;

- создавать в стране новые мощности для производства готовых видов текстильной продукции для внешнего и внутреннего рынков.

Кроме того, необходимо развивать производство дешевых материалов на основе искусственных, синтетических (вискоза, ацетат, полиэфир, полиэстер, полиамид, полиакринитрил) нитей и тканей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горина Я.М. Факторная оценка конкурентоспособности предприятий текстильной промышленности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 2(41-3). С. 58-60.

2. Жакипбеков Д.С., Жакипбекова Д.С., Аблаева А.А. Повышение конкурентоспособности текстильной промышленности на основе анализа себестоимости в Республике Казахстан // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2013. № 6. С. 8-12.

Вестник ИЭ РАН. №5. 2017 С.146-155

3. Мамедов Ф.А. (2015). Инновационный подход к повышению конкурентоспособности предприятия текстильной промышленности. Современные технологии управления. № 2. С. 37-40.

4. Новосадов С. (2007). Повышение конкурентоспособности предприятий текстильной промышленности // Маркетинг. № 4. С. 102-110.

5. Таласов М.Ж., Тулеметова А.С. (2008). Пути достижения конкурентоспособности продукции текстильной промышленности // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». № 25. С. 235-238.

6. Baskaran V., Nachiappan S., Rahman S. (2012). Indian textile suppliers' sustainability evaluation using the grey approach // International Journal of Production Economics. № 135(2). Pp. 647-658. doi: 10.1016/j. ijpe.2011.06.012.

7. Hasanbeigi A., Hasanabadi A., Abdorrazaghi M. (2012). Comparison analysis of energy intensity for five major sub-sectors of the Textile Industry in Iran // Journal of Cleaner Production. № 23(1). Pp. 186-194. doi: 10.1016/j.jclepro.2011.10.037.

8. Loo B.P. (2002). The Textile and Clothing Industries Under the Fifth Kondratieff Wave: Some Insights from the Case of Hong Kong // World Development. № 30(5). P. 847-872. doi: 10.1016/S0305-750X(02)00005-0.

9. MazumdarD. (1991). Import-substituting industrialization and protection of the small-scale: The Indian experience in the textile industry // World Development. № 19(9). P. 1197-1213. doi: 10.1016/0305-750X(91)90067-R.

10. McAdam R., McClelland J. (2002). Sources of new product ideas and creativity practices in the UK textile industry // Technovation. № 22(2) P. 113-121. doi: 10.1016/S0166-4972(01)00002-5.

11. Sondergard B., Hansen O.E., Holm J. (2004). Ecological modernisation and institutional transformations in the Danish textile industry // Journal of Cleaner Production. № 12(4). P. 337-352. doi: 10.1016/S0959-6526(03)00049-0.

12. Truett L.J., Truett D.B. (2010). Globalization challenges for the Mexican textile industry // International Review of Economics & Finance. № 19(4). P. 733-741.doi: 10.1016/j.iref.2010.04.003.

13. Wu G., Ding J., Chen P. (2012). The effects of GSCM drivers and institutional pressures on GSCM practices in Taiwan's textile and apparel industry. International // Journal of Production Economics. № 135(2). Pp. 618-636. doi: 10.1016/j.ijpe.2011.05.023.

14. BoltabayevM. Light industry of Uzbekistana /Economic portal. 12.06.2008. institutiones.com/agroindustrial/126-2008-06-12-18-02-01.html.

15. Новости Узбекистана, УзА. Сайёра Шоева. uza.uz/ru/business/legkaya-promyshlennost-po-puti-rasshireniya-vypuska-gotovoy-31-01-2017). Rakhimova Z. Light industry of Uzbekistan: reforms continue //Asia-Monitor center.

B.O. TURSUNOV

senior research fellow of Tashkent state economic university, Tashkent, Republic of Uzbekistan

[email protected]

STRATEGY OF DEVELOPMENT OF LIGHT INDUSTRY IN REPUBLIC OF UZBEKISTAN In the paper the condition of light industry of Republic of Uzbekistan, development of branch and its role in ensuring economic growth is considered. The prospects of further development of the light industry in the Republic of Uzbekistan are analyzed, namely: increase in the export potential of branch, equipment of the enterprises of branch modern equipment, use of new technologies, further increase in the production of ready, including high-quality consumer production, increase in depth of processing of cotton yarn, production of an environmentally friendly textile product.

Keywords: light industry, textile production, investments, state support, privileges, strategy of actions.

JEL: Q00, Q9, Y9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.