УДК 339.564
DOI: 10.28995/2073-6304-2020-4-73-87
Развитие рынка розничного онлайн-экспорта в России
Ольга В. Морозенкова
Институт экономики РАН, Москва, Россия, molga3@yandex.ru
Аннотация. Розничный онлайн-экспорт из России в последние годы динамично развивается. В статье анализируется структура розничного онлайн-экспорта по странам и по товарным категориям. Рассматривается использование современных инструментов и факторов, способствующих развитию розничного онлайн-экспорта. Согласованная работа государства и бизнеса приводит к повышению конкурентоспособности и увеличению онлайн-продаж отечественных товаров на мировых рынках. Отмечается, что у розничного онлайн-экспорта из России имеется большой экономический потенциал. Большая предпринимательская активность наблюдается не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах России. В условиях кризиса, вызванного пандемией, онлайн-экспорт российских товаров не остановился и даже стал развиваться более интенсивно.
Ключевые слова: розничный онлайн-экспорт из России, мировой рынок, государственная поддержка, бизнес, конкурентоспособность
Для цитирования: Морозенкова О.В. Развитие рынка розничного он-лайн-экспорта в России // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2020. № 4. С. 73-87. БОТ: 10.28995/2073-6304-2020-4-73-87
Development of the online retail export market in Russia Ol'ga V. Morozenkova
Russian Academy of Sciences Institute of Economics, Moscow, Russia molga3@yandex.ru
Abstract. Online retail export from Russia has been dynamically developing in recent years. The article analyzes the structure of online retail exports by country and by the product category. It considers the use of modern tools and factors contributing to the development of online retail export. The coordinated work of the state and business leads to an increase in competitiveness and an increase in online sales of domestic goods in world markets. It is noted that online retail export from Russia has big economic potential. Great entre-
© Морозенкова О.В., 2020 ISSN 2073-6304 • Вестник РГГУ: Серия «Экономика. Управление. Право». 2020. № 4
preneurial activity is observed not only in Moscow and St. Petersburg, but also in other regions of Russia. In the context of the crisis caused by the pandemic, the online export of Russian goods did not stop and even began to develop more intensively.
Keywords: retail online export from Russia, world market, government support, business, competitiveness
For citation: Morozenkova, O.V. (2020), "Development of the online retail export market in Russia", RSUH/RGGU Bulletin. "Economics. Management. Law" Series, no. 4, pp. 73-87, DOI: 10.28995/2073-6304-2020-4-73-87
Введение
Электронная торговля динамично развивается во всем мире и является важным фактором экономического развития во всех странах. Невысокая стоимость заключения договоров через онлайн, сокращение расходов на содержание отдела продаж и оптимизация бизнес-процессов способствуют компаниям любых размеров увеличивать объемы продаж за рубежом. Одним из стремительно развивающихся направлений в международной торговле становятся розничные продажи через Интернет.
По оценкам аналитиков еМагке1ег розничные продажи электронной коммерции по всему миру в 2019 г. выросли до 3,5 трлн долл. и составили 14,1% от мирового рынка розничной торговли, а к 2023 г. достигнут 6,5 трлн долл., что составит 22,0% соответственно. В 2017 г. данный показатель составлял 2,4 трлн долл. - 10,4% от мирового рынка розничной торговли, в 2018 г. - 2,9 трлн долл. и 12,2% аналогично. Мировыми лидерами по розничным продажам электронной коммерции является Китай, в 2019 г. объем продаж которого составил 1934,78 млрд долл., за ним следует США -586,92 млрд долл., Великобритания - 141,93 млрд долл. Россия находится на 10-м месте, и объем продаж оценивается в 29,92 млрд долл.1
Россия входит в десятку быстрорастущих стран по электронной торговле, в 2019 г. рост по розничным продажам электронной коммерции у России составил на 18,7% и по этому показателю она занимает 9-е место. Лидерами - с ростом более 30% - являются Мексика, Индия, Филиппины, далее с ростом менее 30% идут
1 Global Ecommerce 2019. Ecommerce Continues Strong Gains Amid Global Economic Uncertainty [Электронный ресурс]. URL: https://www.emarketer. com/content/global-ecommerce-2019 (дата обращения 27 июля 2020).
Китай, Малайзия, Канада, Индонезия, Аргентина. Десятую позицию занимает Южная Корея2.
Поскольку покупатели приобретают уверенность в том, что они могут найти на зарубежных сайтах товары более высокого качества по подходящей цене или товары, недоступные в их регионе, количество онлайн-покупок на иностранных площадках с каждым годом будет увеличиваться. Также потребителей из разных стран интернет-магазины привлекают широким выбором товаров. По данным международной платежной системы PayPal больше 50% онлайн-покупателей в Европе, Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке выбирают товары на зарубежных сайтах3.
Развитие электронной торговли способствует росту несырьевого экспорта и может стать одним из драйверов оживления розничной торговли, повышения конкурентоспособности, а в конечном счете и развития российской экономики [Ревинова 2017, с. 495].
Увеличение объема несырьевого экспорта в России является одной из ключевых целей национального проекта «Международная кооперация и экспорт»4.
В настоящее время на государственном уровне уделяют большое внимание мерам поддержки экспортной онлайн-торговли, в частности розничному рынку онлайн-экспорта.
В данной работе предлагается рассмотреть современное состояние розничного онлайн-экспорта из России за последние годы, перспективы его развития и современные инструменты, направленные на поддержку и развитие данного вида интернет-торговли.
Современное состояние
розничной электронной торговли в России
Интернет-торговля является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российской экономики. Объем розничных онлайн-продаж российскими интернет-магазинами с 2011 г. по 2019 г. увеличился в 6,75 раз (табл. 1).
2 Global Ecommerce 2019...
3 БахаревИ. Мировой рынок eCommerce в 2019 году: аналитика Internet Retailer [Электронный ресурс]. URL: https://e-pepper.ru/news/mirovoy-rynok-ecommerce-dostignet-3-5-trln-v-2019-godu.html (дата обращения 27 июля 2020).
4 Национальный проект «Международная кооперация и экспорт [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/projects/selection/739/35564/ (дата обращения 23 июля 2020).
Таблица 1
Интернет-торговля (В2С-торговля) в России5, млрд руб.
Годы Онлайн-продажи
2011 240
2012 320
2013 420
2014 560
2015 710
2016 900
2017 1070
2018 1300
2019* 1620
* Прогноз на ноябрь 2019.
Интернет-торговля в России растет за счет числа заказов, но не за счет среднего чека, который падает третий год подряд. В 2019 г. в интернет-магазинах сделано 425 млн заказов, что на 41% больше, чем в 2018 г. При этом средний чек равнялся 3800 руб., что на 14% меньше относительно предыдущего года. Несмотря на то, что количество онлайн-покупателей продолжает расти, число онлайн-зака-зов растет в первую очередь за счет увеличения частоты покупок6.
Развитие розничной электронной торговли в последние годы характеризуется не только использованием новых инструментов
5 Интернет-торговля в России 2019 [Электронный ресурс]. URL: http://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Ecommerce2019.pdf (дата обращения 4 августа 2020). В данном источнике дается следующее пояснение: «Интернет-торговля (В2С-торговля) - это покупка у юридического лица материальных товаров через Интернет, где под покупкой понимается заказ товара через сайт или мобильное приложение независимо от способа оплаты и доставки/получения. Оценки включают только покупки материальных товаров в российских розничных интернет-магазинах, работающих с частными покупателями, и не включают туристические или иные услуги, заказ готовой еды, покупку билетов на мероприятия и транспорт, покупку цифровых/виртуальных товаров, трансграничные покупки. Учитывается конечная стоимость для покупателя, включая НДС и стоимость доставки».
6 Интернет-торговля в России 2019 [Электронный ресурс]. URL: http:// datainsight.ru/sites/default/files/DI_Ecommerce2019.pdf (дата обращения 4.08.2020).
заключения сделок, но и дает возможность выявить новый тренд -расширение удельного веса сделок, реализуемых через интернет-магазины с покупателями других государств [Гаврюшин 2019, с. 108].
Современное состояние розничного онлайн-экспорта в России и перспективы его развития
С каждым годом растет объем розничного онлайн-экспорта из России. По данным исследования, проведенного eBay совместно с агентством Data Insight, объем розничного онлайн-экспорта материальных товаров из РФ по итогам 2019 г. из России может увеличиться на 24% и достичь 817 млн долл.7 Выручки розничного онлайн-экспорта в 2016 г. составили 430 млн долл., в
2017 г. - 550 млн долл. (+28% - рост по отношению к предыдущему году), в 2018 г. - 659 млн долл. (+20% аналогично)8.
Зарубежные заказы у российских онлайн-экспортеров растут на фоне снижения среднего чека, который за год снизился с 62 долл. в
2018 г. до 52 долл. (прогноз) в 2019 г. Данная тенденция обусловлена следующими факторами:
- покупатели стали дробить заказы;
- стоимость и условия доставки перестают быть барьером при покупке;
- в экспортную торговлю приходят новые продавцы с недорогими товарами;
- продолжается перераспределение направления экспорта в пользу СНГ с более низким чеком, чем в странах дальнего зарубежья.
Число экспортных отправлений из России в 2019 г. вырастет на 53% и составит 15,7 млн посылок9.
7 Оценка проведена по первым трем кварталам 2019 г. и включает: зарубежные заказы российских интернет магазинов, включая оформление заказов покупателями из-за рубежа через сайт, соцсети, другие каналы, а также продажи через представительства и сайты магазина в доменах других стран; зарубежные заказы мелких и средних экспортеров, получаемые через платформы продаж, включая мировые маркетплейсы и социальные сети; объемы продаж без учета НДС; объемы продаж без учета возвратов.
8 Розничный экспорт товаров через Интернет 2019 [Электронный ресурс]. URL: http://www.datainsight.ru/sites/default/files/DI-Ebay-Roznichniy-online-export-2019.pdf (дата обращения 17 июля 2020).
9 Оценка проведена по первым трем кварталам 2019 г.
Несмотря на то что в 2019 г. 4,8 млн (31% от общего объема отправлений) придется на маркетплейсы, а 10,9 млн (69% отправлений) на интернет-магазины, больше доли выручки от розничного онлайн-экспорта приходится на долю средних и мелких продавцов, торгующих через маркетплейсы - 548 млн долл. (67% от общей суммы выручки), через интернет-магазины выручка составляет 269 млн долл. (33% соответственно)10. Вклад средних и мелких экспортеров, которые ведут розничные продажи через маркетплейсы и осуществляют доставку при помощи почтовых операторов, вырос с 15% отправок в 2016 г. до 36% по прогнозу на конец 2018 г.11
Основную долю в структуре розничного онлайн-экспорта из России занимают страны СНГ. Доля стран СНГ в экспортной выручке российских продавцов увеличилась с 32% в 2016 г. до 43% в 2019 г.
В Европу и страны дальнего зарубежья доля уменьшилась с 68% в 2016 г. до 57% в 2019 г.12 Увеличение доли стран СНГ в экспорте обусловлено действиями крупных интернет-магазинов -Lamoda, Wildberries, которые вкладывают ресурсы в освоение рынков стран СНГ.
Lamoda - крупнейшая онлайн-платформа в России и СНГ по продаже товаров, связанных с модой и образом жизни. Помимо России, Lamoda имеется в Белоруссии, Казахстане и Украине. Эти страны - более 10% нашего бизнеса и важное стратегическое направление для Lamoda. В 2019 г. Lamoda показала рост во всех странах своего присутствия. Wildberries продолжает расширять ассортимент товаров, реализуемый за пределами России. В первом полугодии 2019 г. была отмечена наиболее высокая динамика оборота по товарам бытовой техники и электроники, категориях DIY13, автотоваров, beauty, детских товаров, спорта14. Компания активно наращивает масштабы своей деятельности во всех странах присутствия - России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии.
Из таблицы 2 видно, что онлайн-экспорт показывает рост как в страны СНГ, так и в страны дальнего зарубежья, и основная доля среди стран СНГ приходится на страны Таможенного союза - Беларусь и Казахстан, среди стран дальнего зарубежья лидируют США.
10 Розничный экспорт товаров через Интернет 2019...
11 Розничный экспорт товаров через Интернет 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.datainsight.ru/sites/default/files/eBay-Data_Insight-Crossborder2018.pdf (дата обращения 17 июля 2020).
12 Розничный экспорт товаров через Интернет 2019.
13 Самодельничество, или «сделай сам» (англ. DIY - Do It Yourself), -вид деятельности, при котором вы работаете своими руками.
14 Розничный экспорт товаров через Интернет 2019.
Таблица 2
Структура розничного онлайн экспорта по странам, 2018-2019 годы15, %
Доля выручки онлайн-экспорта*
2018 2019
Страны ближнего зарубежья
Беларусь 17,5 21,8
Казахстан 13,7 12,9
Украина 6,6 4,6
Другие страны ближнего зарубежья 3,5
Страны дальнего зарубежья
США 17,6 20,4
Германия 4,5 4,3
Великобритания 3,8 3,8
Франция 2,4 2,3
Канада 2,2 2,3
Израиль 2,0 2,2
Китай 2,4 1,9
Другие страны дальнего зарубежья 20,0
'Данные: распределение долларовой выручки, прогноз на 2019 г.
Для среднего и малого бизнеса приоритетным направлением экспорта через платформы продаж является дальнее зарубежье. Крупные интернет-магазины ориентированы на развитие экспортной инфраструктуры в странах Таможенного союза, которая в дальнейшем может пригодиться и для продавцов малого бизнеса.
Перспективным направлениями для розничного онлайн-экспорта являются Беларусь и Казахстан, которые имеют следующие преимущества: растущая интернет-аудитория, большая русскоязычная аудитория, национальные интернет-платформы не покрывают покупательский спрос, высокий спрос на российские товары, отсутствие таможенной очистки, сниженные таможенные платежи. Также перспективным направлением для розничного экспорта товаров через Интернет является рынок США, к плюсам которого можно отнести: большой рынок в стране, наличие плате-
15 Там же.
жеспособных покупателей, продвинутое отношение к онлайн-тор-говле, много эмигрантов из России, низкая стоимость российских товаров в долларах, низкая стоимость доставки, беспошлинный ввоз заказов стоимостью до 800 долл.16 Высокое проникновение Интернета и лучшая покупательная способность в странах Северной Америки и Европы способствуют развитию онлайн-экспорта в данные страны.
Таблица 3
Распределение выручки розничного онлайн-экспорта по товарным категориям, 2018-2019 гг.17, %
Товарные категории Доля выручки онлайн-экспорта*
2018 2019
Одежда, обувь 36 39
Электроника 14 12
Товары для дома и интерьера 14 4
Коллекционные вещи 10 15
Косметика 6 5
Книги, игры, винил, диски 6 3
Автозапчасти и аксессуары 4 8
Медицинские товары 3 2
Продукты питания 2 -
Другое - 7
* Данные: распределение долларовой выручки, прогноз на 2018 год, 2019 год.
Таблица 3 демонстрирует, что категория «Одежда и обувь» остается лидером по доле долларовой выручки: в 2019 г. на нее приходится 39% выручки от общего объема экспортируемых товаров, в 2018 г. - 36%. Второе месте занимает категория «Коллекционные вещи» - 15% и третье «Электроника» - 12%, которая в 2018 г. находилась на втором месте. Хороший рост отметился у категории «Автозапчасти и аксессуары» - 4% в 2018 г. и 8% в 2019 г.
16 Розничный экспорт товаров через Интернет 2018...
17 Источник: Данные за 2018 год // Розничный экспорт товаров через Интернет 2018.; Данные за 2019 год // Розничный экспорт товаров через Интернет 2019...
По данным eBay, которая является ключевой интернет-площадкой для российских экспортеров - 75% экспортеров ведут только зарубежную торговлю и не продают в Россию ни через один онлайн канал18, самыми динамичными категориями в 2019 г. отмечены «Красота и здоровье» (+24%), «Дом и сад» (+10%), «Запчасти» (+9%). Лидером в распределении товарных категорий eBay по доле долларовой выручки от экспорта по прогнозу на 2019 год является «Мода» - 28%19.
По информации Ильи Кретова, генерального директора eBay России, экономический потенциал розничного онлайн-экспорта из России оценивается в 10 млрд долл., который можно достигнуть в ближайшие годы при условии консолидации всех игроков и регуляторов рынка20.
Большие онлайн-площадки, такие как eBay, Amazon, крупные интернет-магазины, сервисные компании, помогающие интегрироваться с торговыми площадками, логистические и платежные компании, а также и небольшие продавцы, имеющие собственное производство в домашних условиях, играют важную роль в формировании онлайн-рынка розничного экспорта. Большое влияние оказывает на раскрытие экспортного потенциала государственная поддержка и активная работа организаций РЭЦ, Почты России, Федеральной таможенной службы (ФТС) по устранению барьеров на пути развития розничного онлайн-экспорта.
Поддержка рынка
розничного онлайн-экспорта в России
Для дальнейшего динамичного развития российского онлайн-рынка розничного экспорта необходимо продолжить совместные усилия бизнеса и соответствующих государственных организаций по поддержке розничного экспорта через интернет-торговлю.
Благодаря совместным усилиям государственных органов и бизнеса с 1 апреля 2020 г. в Налоговый кодекс вступили изменения, которые упрощают подтверждение нулевой ставки НДС для розничного онлайн-экспорта. Федеральный закон был подписан 29 сентября 2019 г. При отправке товаров международной почтой экспортерам достаточно передать в налоговый орган сведения из копий деклараций на товары или из таможенных деклараций CN 23
18 Розничный экспорт товаров через Интернет 2018...
19 Там же.
20 Там же.
в виде электронного реестра. Налоговая служба будет получать информацию из данных системы таможенной службы, а также в случае необходимости экспортер может предоставить необходимые документы21. Новое регулирование позволит экспортерам быстрее подтверждать нулевую ставку НДС. Ранее эта процедура осложнялась длительным сбором документов в бумажном виде. Российские экспортеры данную проблему называли одним из главных барьеров для экспорта в интернет-торговле. Возможность подтверждения нулевой ставки НДС для розничного онлайн-экспорта по упрощенной схеме помогает предпринимателям снижать цену на товары без уменьшения прибыли, способствует росту онлайн-продаж товаров российских производителей и повышению их конкурентоспособности на мировом рынке.
Переход от бумаги к электронным документам открывает возможности для качественного рывка в ускорении процессов государственного контроля и снижения нагрузки на предпринимателей [Ивина, Черешнева 2019, с. 64].
Преградой для развития розничного онлайн-экспорта также является вопрос упрощения оформления возврата не подошедшего покупателю товара, проданного за границу. При ввозе обратно в страну не подошедшего покупателю товара за границей перед экспортером стоит задача доказать таможне, что это не импорт, а товар, который ранее был отправлен на экспорт22. В настоящее время РЭЦ совместно с ФТС и профильными министерствами введет работу по урегулированию данной процедуры.
Развитию розничного онлайн-экспорта способствует заключенный договор о сотрудничестве «Почта России» и eBay, в рамках которого почтовый оператор поможет российским экспортерам, пользующимся сервисом eBay, оформлять документы и оплачивать международное отправление онлайн, не выходя из дома или офиса. Благодаря специальному сервису eBaymag.com продавцы из России и стран Восточной Европы имеют возможность автоматически размещать свои товары на восьми сайтах eBay в разных странах. Также имеется возможность автоматически рассчитать стоимость доставки в любую точку мира отправлений с товарным
21 Упрощено подтверждение нулевой ставки НДС для розничных экспортеров [Электронный ресурс]. URL: https://www.exportcenter.ru/ press_center/news/uproshcheno-podtverzhdenie-nulevoy-stavki-nds-dlya-roznichnykh-eksporterov/ (дата обращения 21 июля 2020).
22 РЭЦ планирует вывести ряд отечественных онлайн-магазинов на зарубежные рынки [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/ external_news/66422/ (дата обращения 24 июля 2020).
вложением «Почты России», совершить оплату и оформить нужные документы23.
Теперь на портале export.pochta.ru - сервисе «Почты России» розничный экспортер может отправить вещи за границу, никоим образом не контактируя с таможней. Работу по экспортному оформлению «Почта России» и Федеральная таможенная служба проводят независимо друг от друга, а почтовые документы в этом случае используются в качестве деклараций на товары.
Упрощение процедур экспортной интернет-торговли содействует расширению клиентской базы за рубежом и повышению шансов, что российские компании захотят заниматься онлайн-экспортом.
Российский экспортный центр выполняет ключевую роль в реализации мер государственной поддержки экспорта. РЭЦ оказывает широкий спектр услуг по поддержке розничного онлайн-экспор-та, и одно из главных направлений работы Центра заключается в устранении факторов, мешающих развитию данного рынка. РЭЦ оказывает консультацию потенциальным экспортерам по вопросам таможенных процедур и валютного контроля, разрабатывает меры поддержки экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства. По информации генерального директора АО «Российского экспортного центра» Вероники Никишиной: «Сегодня онлайн-торговля становится одним из ключевых каналов продаж как для розничного, так и для оптового бизнеса. Российский экспортный центр оказывает содействие по всей цепочке: от выбора электронной торговой площадки, поиска сервисного партнера, регистрации на маркетплей-се и старта продаж до организации постпродажного обслуживания и наращивания объемов за счет специальных инструментов продвижения. РЭЦ ведет мониторинг мировых рынков и поиск экспортных ниш и готов помогать экспортерам в этой работе»24.
Одним из главных факторов развития онлайн-экспорта является информированность экспортеров о возможностях и организации трансграничной интернет-торговли и инструментах, которые помогают осуществлять продажи на внешние рынки25.
23 БахаревИ. «Почта» поможет российским продавцам на eBay [Электронный ресурс]. URL: https://e-pepper.ru/news/pochta-pomozhet-rossiyskim-prodavtsam-na-ebay.html (дата обращения 24 июля 2020).
24 Как обеспечить рост экспорта в условиях пандемии - взгляд РЭЦ и ТПП РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.exportcenter.ru/press_ center/news/kak-obespechit-rost-eksporta-v-usloviyakh-pandemii-vzglyad-rets-i-tpp-rf/ (дата обращения 27 июля 2020).
25 Возможности онлайн-торговли для экспортеров: Учеб. пособие. М.: АНО ДПО «Школа экспорта АО «Российский экспортный центр»», 2018. 81 с. [Электронный ресурс]. URL: https://exportedu.ru/documents (дата обращения 28 июля 2020).
Большой потенциал для развития розничного онлайн-экспорта у регионов России. В декабре 2018 г. eBay совместно с Российским экспортным центром и Центром экспорта Ярославской области запустили проект по развитию экспорта из регионов «Город экспорта». Ярославль и Ярославская область стали отправной точкой и первым регионом из Восточной Европы в глобальной программе eBay Retail Revival по поддержке малого и среднего бизнеса. Ранее эту программу успешно запустили в США, Великобритании, Германии и Италии. Лидирующие позиции по экспорту в настоящее время занимают Москва и Санкт-Петербург, однако наибольшим потенциалом развития для экспорта обладают другие регионы. Проект «Город экспорта» был запущен в одном из регионов с наибольшими перспективами для экспорта - Ярославской области26. Продолжением проекта «Город экспорта» стал проект по развитию экспортных продаж малого и среднего бизнеса «Регионы экспорта», стартовавший в марте 2019 года в рамках трехстороннего соглашения о сотрудничестве между правительствами Новгородской области, Удмуртии и компанией eBay27.
С помощью экспертов eBay, РЭЦ и PayPal предпринимателей из Ярославской области, Новгородской области, Удмуртии обучали основам экспортных онлайн-продаж, логистики, инструментам по продвижению товаров на маркетплейсе и правилам оформления необходимых документов28.
Результатом этой деятельности стали онлайн-витрины на платформе eBay с товарами предпринимателей из данных регионов. Товары ярославских производителей, от детской одежды до украшений в технике финифть, стали доступны покупателям по всему миру. В настоящее время география продаж через площадку включает 13 стран. Среди них - США, Германия, Австралия, Франция, Израиль, Хорватия, Шри-Ланка, Катар29.
Также на платформе eBay создана электронная витрина «Сделано в России», на которой объединились Новгородская область -
26 eBay запускает первый в России проект по развитию экспорта из регионов [Электронный ресурс]. URL: http://www.ved.gov.ru/news/24307. html (дата обращения 27 июля 2020).
27 eBay запускает проект «Регионы экспорта» в Новгородской области и Удмуртии [Электронный ресурс]. URL: https://novvedomosti.ru/news/ economy/53405/ (дата обращения 27 июля 2020).
28 eBay запускает первый в России проект.
29 Ярославль стал первым городом в Восточной Европе, где реализован проект «Город экспорта» [Электронный ресурс]. URL: https://1yar.tv/ article/yaroslavl-stal-pervym-gorodom-v-vostochnoy-evrope-gde-realizovan-proekt-gorod-eksporta/ (дата обращения 27 июля 2020).
18 компаний и Удмуртская Республика - 17 соответственно. Среди товаров, представленных на витрине, можно найти броши ручной работы BoChicca, парки и куртки Versta, продукцию Емельянов-ской биофабрики, «Медового дома» и других новгородских произ-водителей30. На витрине Удмуртии представлены товары в самых разных категориях: от детской одежды и овощных снеков до проекционных дисплеев и 3Б-очков. Так, например, в разделе Gymnastic Fantastic представлены профессиональные спортивные костюмы компании «Танцующие», одевающей гимнасток по всему миру31.
Важным для развития розничного экспорта является китайский рынок - самый крупный в мире. В ходе ВЭФ-2019 г. между Российским экспортным центром и китайской компанией Epinduo было подписано соглашение о создании специализированного национального магазина продовольственных товаров из России. Магазин открылся в ноябре 2019 г. на платформе Tmall Food & Fresh -продовольственном сегменте одной из крупнейших китайских B2C платформ Tmall.com, трафик которой превышает 700 млн активных пользователей, а продажи платформы в 15 раз превышают продажи крупнейшей ритейл-сети России.
В качестве оператора национального магазина товаров из России аккредитована компания Epinduo, которая берет на себя доставку продукции и риски по возврату товара, а государство софинан-сирует затраты на листинг и рекламу продукции. В национальном магазине представлены товары только российских экспортеров, и любой китайский покупатель, который хочет купить товар из России, пойдет в страновой магазин на Tmall32. Объем продаж в магазине с ноября 2019 г. по март 2020 г. составил более 130 млн рублей33.
30 Новгородская область и eBay представили первые результаты проекта «Регионы экспорта» [Электронный ресурс]. URL: https://www.advis. ru/php/view_news.php?id=0E6BC82E-D7E6-DC4E-B37B-ECD15BC04310 (дата обращения 29 июля 2020).
31 Удмуртия и eBay представили первые результаты совместного проекта «Регионы экспорта» [Электронный ресурс]. URL: http://www.izvestiaur. ru/news/view/17332101.html (дата обращения 29 июля 2020).
32 Национальный магазин России на крупнейшей китайской площадке Tmall вошел в пятерку лучших страновых магазинов! [Электронный ресурс]. URL: http://epinduorussia.ru/newscompany/news_post/nacionalnyj-magazin-rossii-na-krupnejshej-kitajskoj-ploshchadke-tmall-voshel-v-pyaterku-luchshih-stranovyh-magazinov (дата обращения 27 июля 2020).
33 6 000 заказов за 15 минут. Во время прямой трансляции Tmall китайские покупатели приобрели российских продуктов более чем на 6 000 000 р. [Электронный ресурс]. URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/ all-news/6-000-zakazov-za-15-minut-vo-vremya-pryamoy-translyatsii-tmall-kitayskie-pokupateli-priobreli-rossiy/ (дата обращения 29 июля 2020).
Создание страновых флагманских магазинов на площадке Tmall - новый проект AlibabaGroup и розничный онлайн-экспорт российских товаров в Китай перешли на качественно новую ступень развития.
В условиях кризиса, вызванного пандемией, поставки на экспорт в онлайн не только не прекращались, но и стали развиваться более интенсивно. Для преодоления препятствий в будущем и поддержки российских предпринимателей в условиях самоизоляции, компанией eBay в партнерстве с банком «Открытие» и Российским экспортным центром была запущена программа «Открыты на весь мир». Поддержка направлена на предпринимателей малого и среднего бизнеса, которые ищут новые возможности для экспорта товаров34. Режим ограничений вынуждает предпринимателей искать новые пути развития, и для российских компаний предоставляется возможность переориентировать свой бизнес в экспортную онлайн-торговлю.
Заключение
Развитие трансграничной электронной торговли, в том числе розничного онлайн-экспорта, представляет предпринимателям новые возможности для расширения сбыта продукции, привлечения новых клиентов и может стать наиболее эффективным механизмом для роста несырьевого неэнергетического экспорта.
Увеличение предпринимательской активности в развитии розничного онлайн-экспорта наблюдается не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других российских регионах, и важно развивать и укреплять систему поддержки онлайн-экспорта как на федеральном, так и на региональном уровне.
Комплексный подход к формированию розничного онлайн-экспорта и согласованная работа государства и бизнеса открывают большие резервы по развитию данного рынка, способствуют повышению конкурентоспособности и увеличению онлайн-продаж отечественных товаров на внешних рынках.
34 eBay, РЭЦ и банк «Открытие» помогут МСП-экспортерам вести бизнес в условиях самоизоляции [Электронный ресурс]. URL: https://www. exportcenter.ru/press_center/all-news/ebay-rets-i-bank-otkrytie-pomogut-msp-eksporteram-vesti-biznes-v-usloviyakh-samoizolyatsii/ (дата обращения
31 июля 2020).
Развитие рынка розничного онлайн-экспорта в России Литература
Гаврюшин 2019 - Гаврюшин О.Ю. Новые направления развития трансграничной электронной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 6. С. 107-117.
Ивина, Черешнева 2019 - Ивина Н.В., Черешнева К.К. Некоторые предложения по повышению эффективности механизмов поддержки экспорта в России // Вестник РГГУ. Серия: «Экономика. Управление. Право». 2019. № 3. С. 55-67.
Ревинова, 2017 - Ревинова СЮ. Тенденции и перспективы российской электронной коммерции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 4. С. 487-497. DOI: 10.22363/2313-2329-2017-25-4-487-497.
References
Gavryushin, O.Yu. (2019), "New directions for the development of cross-border e-commerce", Russian Foreign Economic Journal, no. 6, pp. 107-117.
Ivina, N.V. and Chereshneva, K.K. (2019), "Some suggestions to improve the efficiency of the export support mechanisms in Russia", RSUH / RGGU Bulletin."Economics. Management. Law " Series, no. 3, pp. 55-67.
Revinova, S.Yu. (2017), "Trends and prospects in Russian e-commerce", RUDN Journal of Economics, vol. 25, no. 4, pp. 487-497.
Информация об авторе
Ольга В. Морозенкова, кандидат экономических наук, Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия; 117218, Россия, Москва, Нахимовский проспект, д. 32; molga3@yandex.ru
Information about the author
Ol'ga V. Morozenkova, Cand. of Sci. (Economics), Russian Academy of Sciences Institute of Economics, Moscow, Russia; bld. 32, Nakhimovskii Avenue, Moscow, Russia, 117218; molga3@yandex.ru