ключевым направлениям деятельности, активное участие специалистов в международных исследованиях, форумах и дискуссиях по актуальным проблемам развития университетов являются образцами современного понимания обеспечения гарантий качества высшего образования.
В этой связи следует назвать ряд значительных событий, которые подтверждают сказанное.
В мае 2007 г. на базе Герценовского университета Национальным аккредитаци-онным агентством и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки России был проведен международный семинар членов международной сети агентств по гарантии качества в высшем образовании CEENet при участии Европейской Ассоциации гарантии качества в сфере высшего образования ENQA. Семинар проходил непосредственно после Лондонской встречи министров образования стран-участников Болонского процесса. Это не просто доверие организации, которая может хорошо организовать мероприя-
тие. Это доверие университету, который непосредственно, активно и профессионально участвует в этой работе.
Другой пример связан с деятельностью кафедры ЮНЕСКО по организации серии международных исследований, семинаров, конференций по обсуждению вопросов качества образования. Так, в ноябре 2006 г. состоялась конференция «Болон-ский процесс: качество образовательных программ в современном вузе» с участием Армении, Беларуси, Бельгии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Республики Молдова, Монголии, России и Хорватии.
Все вышесказанное дает основание прийти к выводу, что работа по созданию системы обеспечения гарантий качества в университете ведется системно, целенаправленно, в соответствии не только со стратегическими целями университета, но и с национальными и международными (ENQA, ISO 9001). Особо отмечается публичность, вовлеченность и мотивация всего персонала РГПУ им. А. И. Герцена, глобальность и длительность работы по обеспечению гарантий качества.
В. А. Погосян,
заведующая кафедрой раннего обучения иностранным языкам
ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА ДЕТСТВА
17 лет назад факультеты дошкольного и начального образования были одними из первых факультетов в университете, получивших возможность посылать студентов на стажировку в Университет Северной Айовы. Тогда эта возможность представлялась нам как прорыв в области международного сотрудничества и в течение многих лет оставалась единственным видом международного взаимодействия. Сегодня международное сотрудничество составляет неотъемлемую часть деятельности института детства и в значительной степени способствует развитию инновационных процессов на всех кафедрах института . Существенно изменились и стали гораздо более разнообразными и формы1 международного сотрудничества, которое
охватывает академическую, научную и учебно-методическую сферы.
Помимо участия в зарубежных конференциях и проведения на базе института детства международных конференций и семинаров, в последние годы сотрудники института стали проявлять более высокую активность в реализации различных международных проектов. Только в этом учебном году институт детства участвовал в трёх проектах ЮНЕСКО, посвящённьх проблемам дошкольного и начального образования. Аналитическая работа в рамках этих проектов позволила оценить систему дошкольного и начального образования России и перспективы её развития, а обсуждение результатов проекта с зарубежными коллегами, изучение материалов, наработанных в других странах,
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
не только обогатили наш опыт, но и наметили пути совершенствования как самой системы дошкольного и начального образования, так и подготовки педагогических кадров для этой системы. Опыт участия в проектах ЮНЕСКО расширил наше видение того, что является актуальным для мировой практики начального и дошкольного образования и воспитания, как понимается и достигается его качество, каковы особенности подготовки специалистов для работы в начальном и дошкольном образовании.
Рассматривая международную деятельность как фактор инновационного развития, следует отметить саму тематику международного сотрудничества: это проблемы качества образования, организации непрерывного педагогического образования, взаимодействия колледжей и университетов, содержания профессиональной компетентности в педагогическом образовании, роль педагогической практики в подготовке педагогических кадров, Бо-лонский процесс. Все эти вопросы обсуждались на международных конференциях и семинарах. Изучение зарубежного опыта, дискуссии, обмен мнениями и инновационным опытом с зарубежными партнёрами, с одной стороны, дают возможность специалистам института детства осознать своё место и роль в европейском и всемирном образовательном пространстве, а с другой — оценить качество образования и собственной научной и учебной деятельности .
Как фактор инновационного развития можно рассматривать и чтение лекций нашими преподавателями в зарубежных вузах. Такая форма международного взаимодействия требует пересмотра содержания обучения и его технологий, сопоставления с содержанием и технологиями обучения в других странах, всё это, с одной стороны, является шагом на пути к гармонизации учебных программ в свете Бо-лонского процесса, с другой стороны, представляет собой повышение квалификации преподавателя.
Что касается повышения квалификации, то сегодня всё большее количество преподавателей получает международные гранты для проведения научных исследований в ведущих мировых исследовательских центрах. Многие преподаватели при-
нимают участие в международных интернет-конференциях и форумах, а также интернет-семинарах. Однако, несмотря на тенденцию роста таких форм повышения квалификации, нужно признать, что в этой области ещё не все резервы исчерпаны, основным же препятствием является владение (а скорее отсутствие владения) преподавателями иностранными языками. В этой связи, учитывая важную роль международной деятельности как фактора инновационного развития, наверное, закономерно ставить вопрос о владении иностранным языком как об одном из критериев при конкурсном отборе преподавателей.
Можно полагать, что международная деятельность института детства не уникальна, она является примером того, чем занимаются все подразделения университета. Тем не менее мы имеем такой опыт международного сотрудничества, который, вероятно, будет интересен и другим факультетам.
В течение четырех лет мы проводим в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга совместную практику студентов РГПУ им. А. И. Герцена и Университета Северной Айовы. Организация практики требует тесного взаимодействия американских и российских руководителей для определения её целей, задач, этапов, подготовки к ней студентов. Американские студенты проходят специальный подготовительный курс, который обеспечивается нашими стажёрами в Университете Северной Айовы, кроме того, американские и российские студенты и руководители практики знакомятся посредством видеоконференций и проводят по мере необходимости целый ряд виртуальных встреч на подготовительном этапе практики. Наиболее насыщенным является взаимодействие в процессе самой практики, в течение которой студенты совместно планируют, проводят, анализируют занятия с детьми, готовят дидактические материалы. Значимость такой деятельности для студентов трудно переоценить: они приобретают и развивают не только профессиональную компетентность, но и получают возможность для языковой практики, совершенствуя владение английским языком, а также для практики межкуль-турного общения, что способствует рас-
ширению их кругозора, воспитанию толерантности .
Говоря о международной деятельности, необходимо положительно отметить работу управления международного сотрудничества, которое выступает в качестве организатора, координатора, консультанта по всем вопросам и проблемам, возникающим в процессе взаимодействия с зарубежными вузами и коллегами. Те направления деятельности, которые определены управле-
нием международного сотрудничества, позволяют вариативно, разнообразно, более целенаправленно и системно строить нашу работу, объединяют и интегрируют усилия различных подразделений университета для участия в различных международных мероприятиях. В связи с этим следует признать, что организация международной деятельности на уровне университета является конструктивной, перспективной и плодотворной.
Е. Ю. Смык,
инженер психолого-диагностического центра факультета коррекционной педагогики* МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ТОЧКА ЗРЕНИЯ СТУДЕНТА
На рубеже веков в России произошли коренные изменения не только в политике и социально-экономической сфере, но и в области образования. Например, существенно активизировалась академическая мобильность студента. В РГПУ им. А. И. Герцена это нашло выражение в расширении международного сотрудничества и обмена студентами со многими университетами мира. Я участвовала в программе студенческого обмена по магистерской программе по специальности «Логопедия» в Университете Северной Айовы, США. Будучи студенткой в двух университетах, русском и американском, я приобрела незаменимый профессиональный опыт, который позволил мне проанализировать как положительные стороны, так и трудности, связанные с обучением в другой стране.
Прежде всего, американская система высшего образования предоставляет студентам уникальную, на мой взгляд, возможность выбирать для изучения предметы с разных факультетов. Это позволяет не только удовлетворить профессиональные интересы конкретного студента, но и расширяет междисциплинарные связи. При этом студенту необязательно определяться с выбором специальности сразу же на первом курсе. Существует четкий стандарт обязательных и факультатив-
ных предметов, которые необходимо прослушать для получения диплома по конкретной специальности. Данный подход определяет и основную политику университета в отношении студента, который в большой мере, чем в России, чувствует ответственность за свои поступки и решения в академической сфере, плане собственного профессионального образования и занимает более активную позицию. Это различие создает трудности в той или иной сфере для российских студентов, которые не всегда готовы принять строгие правила американских вузов. Пропуски лекций, опоздания, несдача работы в срок, неподготовленное домашнее задание — все это оставляет негативный отпечаток на академической успешности студента. Студент считается ответственным за свое образование и за то, в какой мере он использует предоставленные ему возможности.
Другая отличительная особенность, с которой мне пришлось столкнуться на собственном опыте, заключается в распространенном и повсеместном использовании средств современной связи и возможностей электронных ресурсов. Университетская электронная система позволяет студентам не только постоянно находиться в контакте с преподавателем, но и пользоваться, не выходя из дома, теми электронными базами дан-
* Выпускница магистратуры РГПУ им. А. И. Герцена и Университета Северной Айовы.