Научная статья на тему 'Новые формы международного сотрудничества'

Новые формы международного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые формы международного сотрудничества»

Международные проекты с ЮНЕСКО..

формированию единого образовательного пространства кластера.

В Договор с ЮНЕСКО по проблематике ОДВ вовлечены сотрудники 10 различных кафедр университета факультетов коррекционной педагогики, безопасности и жизнедеятельности, управления, психолого-педагогического факультета и института детства. Опубликованы и размещены на сайте ЮНЕСКО исследования по российскому видению таких проблем ОДВ, как качество образования, подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех, профильное обучение. В целом, за 2 года контракта будет подготовлено 10 подобных исследований.

Объединение усилий коллектива ученых университета по программе ОДВ получило высокую оценку в штаб-квартире ЮНЕСКО. Убедительным доказательством этого стало приглашение университета к участию в подготовке Всемирного доклада ЮНЕСКО-2007 «Образование для всех: дошкольное воспитание и начальное образование». Кроме того, Комиссия по делам ЮНЕСКО в Москве рассматривает наш университет в качестве международного центра, интегрирующего и кооперирующего реализацию ОДВ в России, а также базу по подготовке педагогов для развивающихся стран на период до 2015 года.

Полагаю, что именно такое совместное участие в международном сотрудничестве является, с одной стороны, необходимым условием роста профессиональной компетенции профессорско-преподавательского состава университета, и, с другой стороны, своеобразным каналом вовлечения университета в целом в новые формы международных отношений, которые в конечном итоге способствуют признанию университета на высоком международном уровне.

Признание статуса Герценовского университета как крупного образовательного центра на-

шло выражение и в разработке пилотного проекта Международного института планирования образования ЮНЕСКО «Реструктуризация учебных заведений в странах СНГ». Так, с целью определения университетов-участников проекта ЮНЕСКО проводился мониторинг. В результате мониторинга для исследования были определены пять университетов из пяти стран. Герценов-ский университет представлял в проекте Российскую Федерацию.

Ровно год назад в нашем университете состоялось открытие пилотного проекта ЮНЕСКО. Тематика проекта «Реструктуризация высших учебных заведений» и его основная задача — исследование работы управленческих структур университета в новых экономических условиях — определили состав его участников. Кажется, впервые международный компонент был включен одновременно во все сферы деятельности университета: образовательную, научную, управленческую. По вопросам ЮНЕСКО работали студенты, преподаватели, учебно-методическое объединение, бухгалтерия, планово-финансовый отдел, ректорат. Результаты исследования обобщали историки, социологи, экономисты университета. Кафедра перевода готовила вариант исследования для ЮНЕСКО.

Очевидно, что подобные международные проекты развивают административно-образовательные структуры университета, расширяют спектр исследований как теоретического, так и прикладного характера, способствуют информационному обеспечению международного сотрудничества.

Таким образом, можно сказать, что важную роль в системном расширении международных контактов играет сегодня выработка согласованной политики в реализации международных проектов на университетском уровне, комплексный характер организации международных проектов и равноправное партнерство в них структурных подразделений университета в целом.

Т. В. Юдина

заведующая кафедрой перевода

НОВЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Процессы глобализации и интернационализации в области образования, связанные с экономической и политической интеграцией, продолжают набирать силу современном мире. Последние годы в нашем университете также отмечены активным развитием и качественным изменением международного сотрудничества.

Факультет иностранных языков в силу своей специфики постоянно взаимодействует с зарубежными университетами, но в последние три года это сотрудничество стало более разнообразным по форме и содержанию. С одной стороны, модифицируются и углубляются по со дер -жанию действующие проекты, а с другой — развиваются новые формы сотрудничества.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ

Одним из механизмов, обеспечивающих развитие международного сотрудничества, являются технологии дистанционного обучения. Традиционным стал курс по страноведению США, который в течение трех лет ведет профессор университета Северной Айовы (США) Труди Иден, объединяя в единую аудиторию студентов УСА, студентов факультета иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена и Московского института стали и сплавов (МИСИС). Постоянное взаимодействие нашей американской коллеги с преподавателями факультета иностранных языков РГПУ и МИСИС позволяет ежегодно модифицировать структуру курса и наполнять его новой проблематикой.

В этом учебном году одной из новых форм взаимодействия между нашими университетами стала совместная разработка курса по межкультурной коммуникации «Культурологические аспекты языка» и его апробация в мае этого года в режиме телеконференций. Такое взаимодействие оказалось взаимовыгодным и продуктивным в плане межкультурного общения, поскольку в единую аудиторию были объединены студенты различной расовой принадлежности, этноса и культуры. Главный предварительный итог проведения такого совместного курса состоит в том, что обе стороны получают опыт интеграции стандартов американского и российского образования и внедрения их в практику, а общение между студентами с различным культурным опытом обеспечивает контекст для преодоления стереотипов по отношению к другой культуре, расе или этносу.

Если этот проект говорит об углублении сотрудничества с УСА, то сотрудничество с Евро-комиссией на уровне Директоратов по устному и письменному переводу, инициированное руководством нашего университета, свидетельствует о расширении наших международных связей. В частности, эта инициатива позволила кафедре перевода наладить сотрудничество в области подготовки устных и письменных переводчиков, как с самими Директоратами, так и с Университетом Вестминстер (Лондон) и Высшей школой переводчиков Е.Б.Т.Т. в Сорбонне (Париж-3). В

результате тесного общения с нашими зарубежными коллегами из этих университетов мы определили ряд областей для сотрудничества: обмен опытом по созданию магистерских программ, обмен студентами, участие преподавателей во вступительных и выпускных экзаменах. Последний пункт уже нашел реальное воплощение. В прошлом учебном году университет Вестминстер обратился к кафедре перевода с просьбой организовать первую часть экзамена на базе кафедры в соответствии с европейскими требованиями для кандидата из России. В этом году к нашему руководству обратился Президент Высшей школы переводчиков Е.Б.1.Т. (Сорбонна, Париж-3) с предложением направить представителей факультета иностранных языков для участия в выпускной экзаменационной комиссии и обсуждения перспектив нашего сотрудничества в контексте Болонского процесса. С этой целью в Сорбонну были делегированы декан факультета иностранных языков и зав. кафедрой перевода. В результате общения с нашими зарубежными коллегами не только был получен неоценимый опыт в области подготовки переводчиков, но и представилась возможность общения с работодателями, которые традиционно присутствуют на выпускных экзаменах Высшей школы переводчиков: в этом году в экзаменационной комиссии принимали участие представители Госдепартамента США и Европарла-мента, старшие переводчики ООН и ЮНЕСКО, известные переводчики-синхронисты, в том числе те переводчики, которые будут обеспечивать переговоры на высшем уровне во время предстоящего саммита в Санкт-Петербурге.

Таким образом, международные проекты оказывают влияние на развитие международной деятельности, а также на образовательный процесс в целом. Однако потенциал этих международных проектов не используется в полной мере. В свете интеграционных процессов, происходящих сегодня в сфере образования, представляется перспективным распространение опыта локальных проектов факультета иностранных языков на другие факультеты для создания совместных взаимовыгодных международных проектов.

В. В. Васильев,

декан факультета химии

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФАКУЛЬТЕТА

Международные контакты являются важным фактором развития факультета, повышения квалификации преподавателей, аспирантов и студентов. А проведение совместных исследований

позволяет сотрудникам факультета реально участвовать в международном разделении научного труда и быть на самых передовых позициях в тех разделах химии, которые являются основны-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.