Научная статья на тему 'Качество университетского образования в контексте Болонского процесса'

Качество университетского образования в контексте Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трапицын Сергей Юрьевич

По мере расширения и углубления Болонского процесса возрастает внимание к качеству высшего образования как ключевому фактору успеха преобразований, оно становится одним из основных аспектов международного сотрудничества университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трапицын Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество университетского образования в контексте Болонского процесса»

С. Ю. Трапицын,

заведующий кафедрой управления образованием

КАЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

По мере расширения и углубления Бо-лонского процесса возрастает внимание к качеству высшего образования как ключевому фактору успеха преобразований, оно становится одним из основных аспектов международного сотрудничества университетов.

Начиная с Пражской конференции министров высшего образования, тема обеспечения гарантий качества является одной из центральных проблем в болонской тематике. Дальнейшее развитие эта проблематика приобрела на Берлинской конференции министров стран, подписавших Болонскую декларацию, вде обеспечение качества было определено важнейшим приоритетом Бо-лонского процесса. При этом была четко обозначена ответственность вузов за обеспечение качества, признана целесообразность разработки сопоставимых и взаимоприемлемых критериев и методологий обеспечения качества высшего образования.

Столь пристальное внимание к вопросам качества высшего образования объясняется многими причинами. Одна из них заключается в том, что в большинстве национальных образовательных систем Европы в последнее десятилетие очевидным стало смещение от контроля «входов» к мониторингу контроля «выходов» образовательного процесса, то

есть к освоению такой методологии проектирования образовательных программ, при которой главным фактором международного признания вуза и его конкурентоспособности на трансграничном рынке образовательных услуг становятся результаты образования — полученные студентами компетенции, их профессиональная и личностная подготовленность, удовлетворенность работодателей, трудоустройство выпускников.

Наконец, акцент на качестве высшего образования преследует цель достижения ясности, сопоставимости дипломов и степеней, признания, доверия, взаимообогащающего сотрудничества. Привлекательность российских вузов и российского высшего образования в целом для иностранных партнеров непосредственно обусловлена возможностью достижения уровня образования, сопоставимого с европейскими стандартами качества.

Такие свидетельства соответствия качества образования мировому уровню позволяет получить, например, международная аккредитация образовательных программ — признание авторитетной международной организацией того, что реализуемые вузом образовательные программы соответствуют самым высоким требованиям к качеству образования, определенным, например, European

Network for Quality Assurance in Higher Education (ENQA). Руководство Герценовского университета, понимая всю важность подобных решений для повышения престижа вуза как внутри страны, так и за ее пределами, предпринимает все усилия для международной аккредитации образовательных программ университета, но, к сожалению, приходится констатировать, что подготовленных к международной аккредитации программ в университете пока только одна — «Менеджмент образования». Справедливости ради следует признать, что процесс этот чрезвычайно трудоемкий, длительный и отнюдь не дешевый. Очевидно, что в нынешних условиях экономического кризиса, быстрого изменения рыночной конъюнктуры и связанной с ней необходимостью непрерывного обновления образовательных программ нам следует искать и другие альтернативные варианты международного признания качества нашего образования. Как свидетельствует европейский опыт, одним из таких вариантов может быть переориентация с программной, специализированной аккредитации на подтверждение гарантий качества вузом в целом (институциональная аккредитация). Одним из таких всемирно признанных инструментов подтверждения того, что качеству образования в вузе уделяется самое пристальное внимание, является сертификация внедренной в вузе системы менеджмента качества (СМК) на соответствие нормам международных стандартов ISO серии 9000. Это все более становится сегодня мерилом доверия, признания мировым сообществом. Наличие международного сертификата на СМК характеризует вуз как достойного партнера, с которым можно выстраивать долговременное сотрудничество. Б подтверждение своих слов я могу привести такой пример. На самом начальном этапе обсуждения возможности открытия совместной с университетом Лейстера программы двойного диплома «Менеджмент образования» наши английские коллеги говорили с нами с ноткой некоторого превосходства, давая понять, что качество образования в российском вузе по определению не может дотягивать до высоких британских стандартов, но несмот-

ря на это они все же заинтересованы в развитии партнерства, так сказать в плане оказания нам «гуманитарной помощи». Но во время одной из рабочих встреч их взгляд случайно упал на висевший на стене сертификат соответствия стандартам ISO 9000, выданный университету авторитетнейшим международным органом по сертификации IQNet. Такой сертификат, о котором данный британский вуз пока может только мечтать. И тон переговоров моментально изменился: это стал диалог равноправных партнеров, рассчитывающих на взаимовыгодное сотрудничество.

Еще одной возможностью институционального подтверждения высокого качества образования является вхождение вуза в мировые рейтинги. Анализ программ развития университета убедительно свидетельствует о том, что подобная постановка вопроса сегодня подкрепляется логикой определения в каждой последующей программе все более амбициозных целей и их успешным достижением. Судите сами: программа развития на 1996-2000 гг. была ориентирована на решение преимущественно внутривузовских проблем: становление новой корпоративной культуры, качественное обновление образовательной среды университета и пр.; цели программы 2001-2005 гг. ориентировались уже на обеспечение устойчиво высокого статуса университета среди российских вузов и рост его влияния на развитие отраслевой, региональной и национальной образовательных систем; программа 2006-2010 гг. в прямой постановке свидетельствует о необходимости обеспечения лидирующей роли РГПу им. А. И. Герцена как крупнейшего инновационного, научно-образовательного и культурно-просветительского центра России. Очевидно, что в будущей программе развития на 2011-2015 гг. вполне уместно ставить вопрос уже о международном статусе Герценовского университета.

Еще одной формой международного сотрудничества европейских университетов по обеспечению качества является привлечение иностранных специалистов к процессам оценки качества образования или включение их в состав комиссий по аккредитации. У нас

есть позитивный и весьма успешный опыт по приглашению международных экспертов в рамках Залъцбургского семинара к проведению независимой внешней оценки деятельности вуза. Привлекались зарубежные эксперты и к оценке результатов инновационной образовательной программы университета. Вопрос сегодня состоит лишь в том, чтобы сделать этот процесс систематическим, а формы участия признанных зарубежных специалистов в оценке качества образования более разнообразными и массовыми.

Б процессе обеспечения гарантий качества высшего образования во всем мире принципиальное значение придается сегодня широкой публичной огласке результатов деятельности вузов. При этом сама информационная открытость рассматривается как органическая составляющая вузовской культуры. «Эта культура, — говорится в Послании европейских университетов, — создает необходимую мотивацию и обеспечивает достаточный уровень компетентности для реализации механизмов контроля качества». РГПу с 2003 г. имеет уникальный опыт публичного отчета о результатах своей деятельности в виде издаваемого ежегодника «Гер-ценовский университет». Представляется, что назрела необходимость его издания и на английском языке, а также содействие его распространению в зарубежных образовательных организациях, например, через преподавателей и студентов, участвующих в программах академического обмена. Вместе с тем необходимо создание английской версии официального сайта университета, на котором, кстати сказать, не так много информации о достижениях и инновационной деятельности РГПу. А это могло бы способствовать росту известности университета в мировом академическом сообществе. Вообще на программах академической мобильности хотелось бы остановиться особо. Число их участников благодаря усилиям руководства университета и управления международных связей в последние годы возросло многократно, существенно расширилась география обменов, и это заставляет рассматривать эти программы как фактор, способный при соответствующей организации оказывать

значимое влияние на рост популярности и международного имиджа университета. Речь сегодня идет уже не только о том, что должны быть продолжены усилия по поддержке мобильности с тем, чтобы позволить студентам, преподавателям, исследователям и аппарату управления извлекать выгоду из богатства европейского образовательного пространства, разнообразия культур и языков, но и о том, чтобы осуществлять через них целенаправленное позиционирование университета, информирование зарубежного академического сообщества об инновационной деятельности РГПу, его достижениях в научной и образовательной сферах, реализуемых университетом программах. Безусловно, для этого потребуется специальное организационное, информационное и методическое обеспечение, но эффект от таких действий может быть весьма ощутимым. Кроме того, кафедрам следует шире использовать возможности академических обменов по обновлению содержания и технологий образования, определяя вместе с выезжающими в зарубежные университеты студентами программы их обучения.

Академическая мобильность студентов может реализовываться не только путем обучения наших студентов в зарубежных вузах, но и посредством приглашения к нам западных специалистов для чтения авторских программ. На факультете управления только в прошлом году было организовано 6 таких курсов. Это обеспечивает нашим студентам не только возможность ознакомления с зарубежной образовательной практикой, погружения в иную языковую, культурную, образовательную среду, но и обеспечивает большую гибкость в процессах обучения и получения квалификаций, способствует поддержанию кредитной системы типа БСТБ, обеспечивающей как перезачетную, так и накопительную функции. Студенты факультета, прослушавшие все 6 курсов, получили сертификат о повышении квалификации, что, по нашему мнению, облегчит доступ выпускников к рынку труда, расширит возможности их трудоустройства, повысит их конкурентоспособность.

Еще одной возможностью позиционирования университета, его признания международным академическим сообществом является приглашение преподавателей университета для чтения лекций в зарубежных вузах. Такой опыт существует и широко пропагандируется на факультете управления. Это является для нас убедительнейшим свидетельством высокого качества преподавания, тем более, когда за первым следуют и повторныеприглашения (П. А. Бавина).

Еще одна возможность, которую мы можем использовать для демонстрации качества образования Герценовского университета, это как можно более широкое участие в международных выставках. Грандиозный успех инновационной программы университета на выставках «Образование—2008» и «Global Education 2009», уникальный опыт организации экспозиций, накопленный специалистами управления научных исследований университета, позволяет с уверенностью говорить о том, что и эту деятельность мы можем и должны рассматривать как фактор, способный оказывать значимое влияние на международное признание нашего университета.

Следующим важнейшим аспектом развития международного сотрудничества университета, обеспечения гарантий качества образования в контексте Болонского процесса является реализация совместных с зарубежными вузами-партнерами магистерских программ. Яркий пример такого сотрудничества представляет собой программа двойного диплома «Менеджмент образования».

Совместные программы, особенно на уровне магистра, становятся сегодня главным приоритетом в развитии сотрудничества между европейскими университетами. Несмотря на то, что привлекательность совместных программ как для университетов, так и для студентов, желающих получить дополнительный опыт обучения за рубежом, очевидна, сложности реализации совместных программ показывают, что если мы хотим добиться положительных результатов, необходимо уделить внимание многим факторам.

Существуют веские причины, почему нам следует сосредоточиться на развитии совместных программ именно магистерского уровня:

— студенты этого уровня обучения, участвующие в таких программах, уже имеют достаточную образовательную базу, что помогает им извлечь максимальную пользу из программы и из возможностей мобильности, которые она предлагает;

— программы магистерского уровня более специализированы, они гораздо чаще направлены на профессионально-ориентированную подготовку и требуют от студен -тов высокого уровня мотивации;

— так как магистерские программы осуществляются в более короткие сроки, возможно более успешное разрешение организационных вопросов.

Как показала наша практика, в таких программах, определенной проблемой как для студентов, так и для преподавателей и университета в целом является географическое разделение. В идеальной ситуации совместная программа осуществляется в рамках универсальной культуры качества, которая характеризуется «культурой общности». «Культура общности» предполагает, что целое — это нечто большее, чем сумма его составляющих, и что необходимо принимать во внимание совокупное качество целого, а не качество отдельно взятых составляющих. Поэтому понятие культуры качества не замкнуто в пределах одного университета, оно транснационально. Таким образом, обе стороны, которые объединяют свои усилия с целью успешной реализации совместной программы, преследуют обшую цель, даже если при этом они работают в разных условиях или организуют ее достижение по-своему.

Вместе с тем следует отметить, что первый опыт реализации совместных магистерских программ свидетельствует о существовании определенных проблем, порой труднопреодолимых. Прежде всего, следует отметить, что разработка совместной программы требует творческого инновационного подхода: это предполагает не только создание новой концепции учебного плана, но также разра-

ботку программы нового типа, которая учитывает особенности и традиции каждого из университетов-партнеров и специфику обучения студентов в программе двойного диплома. Наш опыт показал, что такая программа не может быть создана и реализована силами одного факультета, требуется широкая кооперация. И здесь вновь можно говорить о позитивном опыте взаимодействия уже структурных подразделений внутри университета — института дополнительного образования, факультета управления, психолого-педагогического факультета, чуть позже к проекту Лейстерского университета присоединился институт детства, а сейчас через слушателей программы в нем активно участвуют факультеты иностранных языков, юридический, экономики, лингвоцентр, фундаментальная библиотека. Участие в одной международной программе инициировало участие факультетов и в других совместных проектах, например, российско-бельгийском проекте фонда «Новая Евразия», проекте Датского культурного центра и т. д.

Вместе с тем определенная сложность в реализации программы двойного диплома с Лейстерским университетом заключается в том, что центральная структура координации программы не институционализирована, по крайней мере, с точки зрения инфраструктуры. Б нередких случаях координация совместной образовательной деятельности осуществляется в рамках неофициальных структур. Соответственно совместная программа (с точки зрения организации) может быть определена как совместная инициатива сотрудничества, вде функции центрального координирования осуществляются обоими университетами-партнерами. Оба университета, в свою очередь, имеют собственные структуры координирования и принятия решений, которые оказывают влияние на координацию всей сети, порой усложняя процесс решений. Учитывая эту дополнительную сложность, координацию на различных уровнях следует рассматривать и анализировать открыто: кто принимает решения? какие? когда? как? на каких основаниях?

Обоим университетам, реализующим программу дройного диплома, пришлось столк-

нуться с другими, иногда несовпадающими интересами. Программы дройных дипломов порой рассматриваются зарубежными универ -ситетами как способ расширения рынка своих образовательных услуг, но мы не вербуем контингент доя зарубежного вуза, мы хотим и стремимся развивать собственную образовательную практику, рассматриваем международные программы как инструмент для совершенствования своих программ, как условие развития научных и образовательных контактов, обеспечивающих взаимообогащение для преподавателей, студентов, исследователей. Поэтому крайне важно, чтобы каждый университет-партнер со своей стороны укреплял сотрудничество и содействовал достижению общих целей и задач. Один из возможных вариантов преодоления проблем в несогласованности интересов и целей — это переход от дройного диплома к совместному диплому, выдаваемому обоими университетами.

Для того чтобы обеспечить необходимое координирование совместной магистерской программы в соответствии с принципами обеспечения качества, целесообразно еще раз рассмотреть и обсудить концептуальные основы программы качества с учетом практического опыта. Критерии и вопросы, связанные с обеспечением качества, определяются направленностью университетов-партнеров на совершенствование качества совместно реализуемых образовательных программ. Обеспечивая взаимосвязь всех элементов качественного цикла — (выполнимые) задачи, (соответствующая) концепция, (надлежащая) реализация, (объективный) контроль качества, (своевременное) усовершенствование — мы таким образом воплощаем концепцию качества, лежащую в основе Болонского процесса.

В этой связи чрезвычайно важным аспектом международного сотрудничества университета и обеспечения гарантий качества образования становится выбор партнеров для совместных программ. Сегодня нас не может не радовать раздел, посвященный международной деятельности университета, вде только перечисление наших зарубежных партнеров занимает не одну страницу. Университет имеет более 100 договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами и их число ежегодно

растет. Только за 2008 г. заключено 13 новых договоров. Возможно, идея, заложенная в стремлении к расширению масштабов партнерства, состоит в том, что количество рано или поздно должно перейти в качество, но это не происходит само собой. Поэтому становится все труднее отделить зерна от плевел, управление международных связей просто не справляется с таким объемом работы, тем более, что, как я уже упоминал, многократно возросло число преподавателей и студентов, участвующих в программах международных обменов, а здесь также вся организационная работа ложится на плечи немногочисленного штата сотрудников управления. И стоит ли упрекать их в том, что они все более критически начинают относиться ко всякого рода меморандумам, договорам о намерениях и пр., которые преследуют не общеуниверситетские, а какие-то локальные цели, в итоге не давая должного эффекта. Очевидно, настало время провести ревизию всех существующих в настоящее время договоров о сотрудничестве, соотнести их со стратегиче-

скими целями университета, а в будущем ориентироваться на те из них, которые будут учитывать интересы не 1-2, а многих структурных подразделений, способствовать формированию нового облика Герценовско-го университета как европейского научно-образовательного центра.

И наконец, в качестве дальнейших направлений работы по улучшению качества высшего образования в контексте Болонского процесса могут быть названы: построение единого образовательного пространства, рассматриваемого в контексте «непременного условия установления мобильности, доверия, соотносительности, сопоставимости и привлекательности программ», содействие наиболее эффективному использованию людских и материальных ресурсов высшей школы; расширение научных исследований и максимально возможное их внедрение в учебный процесс; совершенствование форм аттестации студентов; повышение профессиональной компетенции преподавателей; углубление взаимодействия вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.