Научная статья на тему 'Международное сотрудничество Герценовского университета в контексте решения задач Болонского процесса'

Международное сотрудничество Герценовского университета в контексте решения задач Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилов Сергей Михайлович

На протяжении уже 10 лет Болонская декларация 1999 г. является важным фактором в развитии европейской системы высшего образования. Цели и задачи, реализуемые в ней, весьма разнообразны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилов Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество Герценовского университета в контексте решения задач Болонского процесса»

С. М. Шилов,

проректор по международному сотрудничеству

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

На протяжении уже 10 лет Болонская декларация 1999 г. является важным фактором в развитии европейской системы высшего образования. Цели и задачи, реализуемые в ней, весьма разнообразны. К определяющим направлениям (векторам) развития Болонского процесса можно отнести следующие.

1. Принятие системы сопоставимых степеней.

2. Введение трехцикловой структуры высшего образования (бакалавр—магистр— доктор).

3. Использование кредитной системы ECTS, которая становится общим базисом для национальных кредитных систем и приобретает функцию не только переноса кредитов, но и функцию их накопления.

4. Расширение мобильности студентов, преподавателей, администрации вузов, формирование подлинной культуры мобильности и проведение политики международной открытости вузов.

5. Развитие сотрудничества в области обеспечения качества образования. Создание сравнимых критериев и общей методологии для вузов всех европейских стран.

6. Приведение высшего образования в различных странах к единым европейским стандартам в целях разработки и реализации совместных программ обучения, схем мобильности, практической подготовки и проведения научных исследований.

7. Внедрение в жизнь концепции непрерывного обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университе-

ту — значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение.

8. Активизация роли студенчества в осуществлении болонских преобразований: студенты должны участвовать в них как компетентные, активные и творческие партнеры.

9. Повышение привлекательности и конкурентоспособности европейского высшего образования.

10. Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейском рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованныеЮНЕСКО.

Цели и задачи Болонской декларации во многом соотносятся с теми направлениями деятельности, в которые российская система образования (и Герценовский университет в частности) вовлечены многие и многие годы. И если в 2003 г. место России в рамках Болонского процесса было во многом неочевидным, то в настоящее время Россия является его полноправным участником. Этот процесс никогда не был

простым и требовал не только сиюминутных тактических, но и более комплексных стратегических решений как на правительственном уровне, так и на уровне университета.

Действительно, положения Болонской декларации предоставляют образовательным учреждениям стран, подписавших её, равный набор правил и возможностей для самореализации в рамках процесса и европейского пространства высшего образования. Вместе с тем каждый отдельный университет решает свои стратегические задачи по успешному позиционированию в мировом и европейском образовательном пространстве сам. Происходит это через сложный и многомерный процесс международной коммуникации и сотрудничества. Гер-ценовский университет — не исключение. Именно на стратегической составляющей международного сотрудничества нашего университета, помогающей достичь представленных выше целей, я и хотел бы остановить своё внимание.

Планируя стратегию международного сотрудничества, мы должны ответить на следующие вопросы:

1. Кем будет реализована данная стратегия?

2. На кого направлена стратегия международного сотрудничества? (Или, скорее, ради чего и ради кого она реализуется?)

Каждый из данных вопросов, несмотря на свою внешнюю простоту, поднимает целый ряд глубинных проблем, с которыми сталкивается, я уверен, большинство университетов-участников Болонского процесса, а также организаторов международного сотрудничества как высшего административного звена, так и на местах.

Действительно, формулируя ответ на первый вопрос, мы должны ответить ещё на ряд вопросов, связанных с важнейшими проблемами деятельности учреждения высшего профессионального образования в современных условиях.

1. Что, собственно, должен представлять из себя университет имени Герцена в рамках реализации задач Болонского процесса?

2. Должен ли он сконцентрироваться на образовательных программах для бакалавров и развивать на этом уровне конкурентоспособные программы, либо сконцентрировать свое внимание на уровне магистерских программ, либо стать прочной исследовательской площадкой для развития и поддержки третьего уровня подготовки — уровня докторантуры?

3. Целесообразно ли сочетать внимание к каждому отдельному уровню и в какой степени и пропорции?

4. Каковы приоритетные направления в рамках научных исследований, в которых Герценовский университет может найти свою нишу и усилить репутацию на международном уровне?

5. Возможно ли создание международной ниши в рамках программ дополнительного образования и повышения квалификации?

Эти вопросы исключительно важны, поскольку за каждым из образовательных уровней и направлений научного исследования стоит значительное число европейских образовательных программ и исследовательских инициатив, равно как возможностей для поиска финансирования и гран-товой поддержки. Именно в ответе на эти вопросы формируется как примерное, так и абсолютно конкретное поле партнеров международного сотрудничества, а также международных программ и проектов нашего университета, в том числе и зарекомендовавших себя в качестве очень успешных.

Следующий уровень детализации данного стратегического направления предполагает ответ на вопрос: кем, собственно, международное сотрудничество будет реализо-вываться? И тут мы можем отметить, что неоднородность не заканчивается и здесь, так как реализация международного сотрудничества начинается на уровне студентов, продолжается и углубляется на уровне преподавателей факультетов и поддерживается целым спектром управленческих кадров университета. Международное сотрудничество будет тем успешнее, чем больше преподавателей и сотрудников университета будут понимать: а) что движение к эф-

фективному международному сотрудничеству начинается с каждого из них; б) что ключевым в академической мобильности наших студентов, преподавателей и сотрудников в процессе выезда за рубеж является не только приобщение к новым источникам знания, включая и практической, но и инициирование новых контактов, новых проектов, программ и договоров о международном сотрудничестве; в) что знание иностранного языка является не просто неотъемлемым атрибутом современного студента, преподавателя и исследователя, но и важным инструментом международной академической коммуникации; г) что это знание должно конвертироваться для студентов — в подачах на образовательные гранты и успешную сдачу обязательных языковых тестов, свободное обращение с литературой на иностранных языках, в том числе представленных в рамках курсов, читаемых отечественными преподавателями, а для преподавателей — в новых курсах на иностранных языках, в участии в международных конференциях, в публикациях на иностранных языках, в членстве в международных научных ассоциациях.

Безусловно, руководство университета, международные службы, структуры университета, связанные с международной деятельностью, имеют больше оперативных возможностей для инициирования и закрепления международных контактов. Тем не менее эти контакты, даже после заключения официальных договоров о сотрудничестве, могут оказаться нежизнеспособными без кропотливой, ежедневной работы по их поддержке со стороны каждой отдельной структуры университета.

В этом контексте можно отметить ряд факультетов, успешно участвующих с зарубежными вузами-партнерами в разработке различных научных и образовательных проектов. Это факультеты управления, географии, коррекционной педагогики, иностранных языков, психолого-педагогический и юридический факультеты, институт детства, институт постдипломного образования и некоторые другие.

Рассматривая динамику развития международного сотрудничества в аспекте решения задач Болонского процесса, мы не можем не коснуться другого важного стратегического вопроса: кто непосредственно вовлечен в организацию мероприятий. Убежден, что эффективное международное сотрудничество должно начинаться на кафедрах, факультетах и в структурных подразделениях. В противном случае мы будем иметь дело лишь с количественной стороной международной деятельности, а не с её качественной составляющей. Таким образом, стратегическая связка «идея — партнеры — проект (программа или мероприятие)» должна работать для каждого уровня, даже если это будет индивидуальный исполнитель.

Сегодня университет поддерживает договорные отношения со 178 зарубежными университетами и различными образовательными учреждениями из 36 стран Европы, Азии и Америки. За последние 5 лет заключены договоры с 56 зарубежными партнерами из 25 стран дальнего и ближнего зарубежья, включая и таких мощных, как Организация Объединенных Наций. География наших партнеров неизменно расширяется. Все чаще мы видим за столом переговоров наших партнеров из стран СНГ. Обширная база наших партнеров, предметные поля их профессиональной научной и образовательной деятельности являются прекрасным началом для любого совместного проекта или программы.

Вместе с тем, оценивая перспективы расширения международных связей с зарубежными учебными заведениями, необходимо отметить, что увеличение числа партнеров в сфере международного сотрудничества университета является не самым действенным механизмом повышения эффективности этого сотрудничества. Более правильной является стратегия вовлечения сильных университетов-партнеров в приоритетные для Герценовского университета направления сотрудничества. Расширение международного сотрудничества за счет новых партнеров должно производиться

путем замещения ими неэффективно сотрудничающих партнеров. Именно таким путем могут быть достигнуты высокие результаты в некоторых направлениях сотрудничества (таких как информационные технологии, дистанционное обучение, инновационная деятельность идр.).

Реализация положений Болонской декларации имеет и ряд проблем. Регламент реализации Болонской декларации подразумевает существование групп стран «Л» и «Б», т. е. групп стран-членов Европейского союза и стран, не являющихся его членами. Данная проблема оказывает значительное влияние на доступ отечественных университетов и научно-исследовательских центров к зарубежной грантовой поддержке. Тем не менее при наличии надежных партнеров от Европейского союза проблема практически сходит на нет. Ещё меньше данная проблема сказывается на таком важном элементе международного сотрудничества, как академическая мобильность. Чтобы не быть голословным, отмечу, что динамика академической мобильности студентов и магистрантов за последние 9 лет показывает устойчивую тенденцию роста этого показателя для нашего университета. За эти годы около тысячи студентов, магистрантов и аспирантов стали участниками академических обменов в университетах более 20 стран мира, при этом более чем в два раза возросло количество участников обменных программ, а также значительно расширилась география этих командировок.

Другой важный аспект, позволяющий охарактеризовать роль международного сотрудничества в рамках Болонского процесса, — это развитие академической мобильности преподавателей и сотрудников нашего университета. Ежегодно за рубеж выезжает более 250 преподавателей и сотрудников университета, из них: около 6% — для проведения учебного процесса, 7% — для проведения научно-исследовательской и методической работы, 17% — для обмена опытом. 20% преподавателей и сотрудников повышали свою квалификацию, прохо-

дя стажировки в вузах-партнерах или участвуя в различных международных семинарах. Около 50% сотрудников принимали участие в международных конференциях, симпозиумах, рабочих встречах и в международных ярмарках-выставках образовательных услуг. Количество посещаемых преподавателями, сотрудниками и студентами нашего университета стран дальнего и ближнего зарубежья за последнее время достигло 67. Существенный вклад в академическую мобильность внесла инновационная образовательная программа нашего университета. За два года её реализации за рубеж выезжало более 350 преподавателей и сотрудников университета.

Дальнейшее развитие международных обменов, стажировок, командировок студентов, аспирантов и преподавателей нашего университета требует решения ряда актуальных вопросов:

1. Как повысить эффективность учебной работы на факультете за счёт опыта и знаний прошедших стажировку преподавателей?

2. Каким образом совместить общий учебный план студента с тем, что часть своего учебного времени он провёл в одном из зарубежных вузов?

3. Как извлечь максимальную образовательную пользу из пребывания в университете, например, иностранного преподавателя?

4. Каким образом включить показатели международной деятельности факультетов в общую систему их оценки и рейтинга?

Процесс академической мобильности не является односторонним. Академическая мобильность подразумевает сложнейшую паутину динамических многосторонних контактов и визитов представителей преподавательского, административного корпуса, студентов из различных стран мира, наличие иностранных студентов, стажеров и практикантов, зарубежных преподавателей и лекторов. Данный аспект является важнейшим показателем качества и эффективности образовательной деятельности вуза, признанием его престижа на национальном и международном уровнях.

За последние 4 года университетом было подготовлено: 264 бакалавра, 348 магистров, 82 специалиста и 50 кандидатов наук. За эти годы более тысячи иностранных граждан прошли обучение в университете на краткосрочных курсах русского языка и других стажировках из более чем 20 стран мира. С 2006 г. начальный курс языковой подготовки закончило свыше 200 иностранных граждан, многие из которых стали студентами нашего университета.

По мнению зарубежных экспертов, оптимальная доля иностранных студентов в структуре общего контингента студентов вуза должна составлять около 10%. Именно такую долю составляют иностранные студенты в вузах Франции, США, Англии, Австралии и некоторых других развитых стран Европы. В России эта величина в настоящее время составляет чуть более одного процента. Следует отметь, что в нашем университете доля иностранных студентов в структуре общего контингента студентов дневной формы обучения в этом учебном году составила более 5%.

Расширение экспорта образовательных услуг — важнейшая стратегическая задача, успешное решение которой зависит, прежде всего, от повышения качества образования, предлагаемого нашим университетом, соответствия профессиональных умений выпускников требованиям национальных государств, условиям Болонского процесса.

Можно с уверенностью сказать, что за последние годы международная деятельность в самых различных своих аспектах стала устойчивым компонентом университетской жизни, способной решать многие задачи, сформулированные в Болонской декларации. Международные конференции и семинары, появление новых перспективных контактов и реализация новых форм сотрудничества, постоянный рост числа иностранных преподавателей и ученых, работающих в университетских аудиториях и лабораториях, совместные международные проекты на студенческом и преподавательском уровнях, несколько поколений иностранных студентов, получивших и про-

должающих получать герценовское образование, — все это реалии нашей сегодняшней жизни, практические результаты реализации различных проектов программы развития университета, инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере».

Вместе с тем следует отметить, что цели и задачи Болонского процесса реализованы в научно-образовательной деятельности университета не в полной мере. Так, не на всех факультетах началось освоение модульной организации учебного процесса, использование системы кредитных баллов, не все выпускники университета получают европейское приложение к диплому, наблюдается низкая активность наших студентов и преподавателей в осуществлении в университете болонских преобразований.

Преодолению перечисленных недостатков и дальнейшему совершенствованию международного сотрудничества в контексте решения задач Болонского процесса будут способствовать: 1) освоение модульной организации учебного процесса во всех учебных подразделениях университета; 2) завершение работы по внедрению системы кредитных баллов (ECTS) и выдаче европейских приложений к диплому; 3) проведение международной сертификации и аккредитации образовательных программ; 4) внедрение результатов совместных международных проектов различных структурных подразделений в научно-образовательную деятельность университета; 5) расширение экспорта образовательных услуг на довузовском, вузовском и послевузовском этапах подготовки иностранных граждан; 6) расширение масштабов и форм академической мобильности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава с целью повышения качества подготовки специалистов и обогащения педагогическим опытом; 7) активизация работы по вступлению ученых университета в различные международные и зарубежные национальные научные общества, по вхождению в международные

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

образовательные и научные программы, создание личных сайтов наших специалистов.

В заключение хотел бы поблагодарить руководителей структурных подразделений университета, членов Ученого совета за постоянную поддержку и активное участие в

международной деятельности университета, которая сегодня стала неотъемлемой частью научной, образовательной и культурной жизни Герценовскош университета и во многом способствует реализации основных целей и задач Болонскош процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.